«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор школы
__________Баженова Н.М. _________ Шульга О.В. __________ Карбышева Н.Г.
Протокол №____________ « «_________ 2021 « «____________2021
Рабочая программа
учителя МБОУ средней общеобразовательной школы №3
по предмету искусству (изо)
4 класс
Составила : Баженова Н.М.
учитель 1 квалификационной категории
с.Сокольчи 2021-2022
Программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана для учащихся начальной школы в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ № 373 от 06.10. 2009) (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);,
- с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Сокольчинская СОШ № 3, утвержденной приказом директора на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
- с рекомендациями рабочей программы по изобразительному искусству. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М. : Просвещение, 2011. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011;
- с возможностями УМК «Школа России» ;
- с учебным планом МБОУ Сокольчинская СОШ № 3
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Задачи обучения
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-совершенствование эмоционально-образного восприятияпроизведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественнойкультуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
· ОВЗ: использовать процесс обучения для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
· ОВЗ: воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие абстрактных понятий по изобразительному искусству;
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
3 Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;
- система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
- чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;
- позитивная самооценка и самоуважение;
- основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение
к событиям и явлениям окружающего мира;
- чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;
- осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
- способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
- контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
- вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
- осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
- - преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
- высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
- действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать произведения искусства;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
- устанавливать аналогии;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
- воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;
- расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;
- фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
- соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
- произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
- продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
- воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
- контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
- выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Предметные результаты
Восприятие искусства и видыхудожественной деятельности.
Обучающийся научится:
- воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
- воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
- узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);
- выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
- отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
- понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
- использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
- работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет-ресурсов;
- использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
- создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
- искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
- применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
- выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
- пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;
- использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;
- изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;
- пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
- изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;
- передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;
- осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;
- четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;
- владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
- создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Обучающийся научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
- любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
- узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
- выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;
- создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
- узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.
Обучающийся получит возможность научиться:
- передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
- передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
- передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;
- изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.
- понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;
- изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.
Содержание курса
4 класс (34 ч)
Изображение на плоскости.
Изображение природы и событий из жизни русского народа, других народов России, народов мира. Художественные особенности, выразительные средства живописи, графики для создания художественного образа на плоскости.
Образ человека в изобразительном искусстве. Раскрытие внутреннего мира и характера. Красота внешняя и внутренняя. Выразительные средства, использованные в портретах выдающихся художников.
Ритмическая организация листа, гармоничное сочетание цветов, линий; передача форм, ритма, пропорций в практических творческих работах на разные темы.
Выражение в изображении опыта чувств и переживаний людей, своего отношения к явлениям жизни.
Особенности работы в живописных и графических техниках.
Изображение в объёме.
Образно-выразительные особенности скульптуры. Скульптурные изображения в объеме. Материалы, с которыми работает скульптор.
Изображение в объеме: композиционное построение, передача выразительной пластической формы объекта и его величины, пропорций и деталей изображаемого объекта.
Образ героев – защитников Отечества в монументальной скульптуре; особенности его воплощения и размещения в реальном пространстве. Скульптурный этюд (лепка). Создание выразительного образа.
Работа с пластилином (глиной), анализ учебных работ и произведений наиболее известных скульпторов.
Декоративная работа, художественное конструирование.
Представления людей о мире, красоте человека в предметах быта, в одежде, жилище.
Образы традиционной деревни, избы, народного костюма. Особенности формы, конструкции, цвета, пропорций, декоративного убранства.
Эскизы жилища, народного костюма в технике живописи и графики. Образный строй предметов и построек. Декоративно-прикладное искусство в оформлении предметов быта и произведений архитектуры.
Художественное конструирование. Макеты из бумаги (бумажная пластика). Формы, пропорции, конструкции, декоративное убранство.
Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Творчество художника и творчество зрителя. Произведения изобразительного искусства как воплощение замысла художника, использование выразительных возможностей материала, техники исполнения; эмоциональное воздействие на современников (зрителей).
Богатство, многообразие и особенности различных художественных культур мира. Единое понимание народами основных ценностей жизни (отношение к матери, сопереживание, надежда на лучшее).
Восприятие детской изобразительной деятельности, оценка своих творческих работ и работ, созданных одноклассниками. Выставка детских работ.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Предмет «Изобразительное искусство»
4 класс |
|
|
||
№ п. п. |
Тема |
Виды деятельности обучающихся |
|
|
Раздел «Истоки родного искусства» 8 часов |
|
|
||
1 |
Пейзаж родной земли |
Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. |
|
|
2 |
Рисование на тему «Пейзаж родной земли». |
Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. |
|
|
3 |
Деревня - деревянный мир. |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. |
|
|
4 |
Украшение деревянных построек и их значение |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
|
|
5 |
Образ традиционного русского дома (избы) |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. |
|
|
6 |
Образ красоты человека (женский образ). |
Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. |
|
|
7 |
Образ красоты человека (мужской образ). |
Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. |
|
|
8 |
Народные праздники (обобщение темы) |
Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. |
|
|
Раздел «Древние города нашей земли» - 7 часов |
Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно |
. |
||
9 |
Образ древнего русского города |
Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. |
|
|
10 |
Древние соборы |
Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. |
|
|
11 |
Города Русской земли |
Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. |
|
|
12 |
Древнерусские воины-защитники |
Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину). |
|
|
13 |
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов |
Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города |
|
|
14 |
Узорочье теремов |
Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. |
|
|
15 |
Пир в тюремных палатах (обобщение темы) |
Обобщить свои знания по теме «Древние города нашей земли». Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности. |
|
|
Раздел «Каждый народ – художник» – 11 часов |
|
|
||
16 |
Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры Японии. |
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. |
|
|
17(2) |
Образ человека, характер одежды в японской культуре. |
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. |
|
|
18(3) |
Японские праздники: «Праздник цветения вишни». |
Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства, Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. |
|
|
19(4) |
Народы гор и степей |
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе. |
|
|
20(5) |
Города в пустыне. |
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. |
|
|
21(6) |
Образ художественной культуры Древней Греции. Храмы Древней Греции |
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. |
|
|
22(7) |
Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. |
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. |
|
|
23(8) |
Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. |
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. |
|
|
24(9) |
Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. |
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
|
|
25(10) |
Средневековая архитектура Западной Европы. |
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. |
|
|
26(11) |
Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы). |
Осознавать цельность каждой культуры. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. |
|
|
Раздел «Искусство объединяет народы» – 8 часов |
|
|
||
27(1) |
Все народы воспевают материнство. |
Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. |
|
|
28(2) |
Тема материнства – вечная тема в искусстве. |
Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. |
|
|
29(3) |
Все народы воспевают мудрость старости. |
Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. |
|
|
30(4) |
Сопереживание. |
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. |
|
|
31(5) |
Сопереживание – великая тема искусства. |
Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. |
|
|
32(6) |
Герои, борцы, защитники. |
Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. |
|
|
33(7) |
Юность и надежды. |
Приводить примеры произведений ИЗО, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. |
|
|
34(8) |
Искусство народов мира (обобщение темы). |
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства. Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. |
|
|
|
|
|
|
|
4 класс (34 часа)
№ п/п |
Дата по плану |
факт |
ТМА УРОКА |
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ФОРМЫ ОРГАНИЗА ЦИИ ПРОЦЕССА |
1 четверть 8 часов |
|||||||
Истоки родного искусства - 8 часов |
|||||||
1 |
10.09 |
10.09 |
Пейзаж родной земли |
Характеризовать красоту природы родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Практикум |
2 |
17.09 |
17.09 |
Рисование на тему «Пейзаж родной земли». |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Практикум |
3 |
24.09 |
24.09 |
Деревня - деревянный мир |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Практикум. Конструирование |
4 |
1.10 |
1.10 |
Украшение деревянных построек и их значение |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Конструирование. Коллективная работа |
5 |
8.10 |
8.10 |
Образ традиционного русского дома (избы) |
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Овладевать навыками конструирования. Создавать коллективное панно. Овладевать навыками коллективной деятельности. |
Слайды: деревянные ансамбли (Ки-жи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина |
Уток коллективной работы. Выставка работ. |
6 |
15.10 |
15.10 |
Образ красоты человека (женский образ). |
Приобретать представление об особенностях национального образа женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин А. Веницианова,М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова |
Практикум |
7 |
22.10 |
22.10 |
Образ красоты человека (мужской образ). |
Приобретать представление об особенностях национального образа мужской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. |
Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин А. Вени-цианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова |
Практикум |
8 |
12.11 |
12.11 |
Народные праздники (обобщение темы) |
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздник. Создавать индивидуальные композиционные работы или коллективные панно. Овладевать на апрактике элементарными основами композиции. |
Создавать индивидуальные композиционные работы или коллективные панно. Овладевать на апрактике элементарными основами композиции. |
Репродукции картин Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; музыкальное оформление: частушки; Н. А. Римский- Корсаков, фрагменты опер |
Выставка работ |
2 четверть 7 часов |
|||||||
Древние города нашей земли – 7 часов |
|||||||
9 |
19.11 |
19.11 |
Образ древнего русского города. |
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. |
Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. |
Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского города |
Практикум. (Лепка или конструирование). |
10 |
26.11 |
26.11 |
Древние соборы |
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм. |
Моделировать или изображать древнерусский храм. |
Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК: соборы Московского кремля, соборы Новгорода |
Практикум (Лепка или макет). |
11 |
3.12 |
3.12 |
Города Русской земли |
Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны. |
Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны. |
Кн. 11, 12, 13, 15, репродукции картин Н. Рериха, А. Васнецова |
Практикум |
12 |
10.12 |
10.12 |
Древнерусские воины-защитники |
Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов – защитников Родины (В,Васнецов, И. Билибин, П.Корин). |
Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Интересоваться историей своей страны. |
Репродукции И. Билибина В. Васнецова, иллюстрации к былинам и русским сказкам |
Практикум |
13 |
17.12 |
17.12 |
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов |
Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Создавать образ древнерусского города. |
Создавать образ древнерусского города. |
В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изображением древних городов, ЭЭ, ПК |
Практикум |
14 |
24.12 |
24.12 |
Узорочье теремов |
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров при создании теремов и палат. |
Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров при создании теремов и палат. |
В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изображением древних городов. |
Практикум |
15 |
14.01 |
14.01 |
Пир в тюремных палатах (обобщение темы) |
Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. |
Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. |
Репродукции В. Васнецова, К. Коровина, музыка А. Римского- Корсакова, М. Глинки |
Выставка работ |
3 четверть 11 часов |
|||||||
Каждый народ - художник – 11 часов |
|||||||
16 |
21.01 |
21.01 |
Образ художественной культуры Японии. |
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. |
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. |
Японское искусство, фото, ЭЭ, ПК |
Практикум |
17 |
28.01 |
28.01 |
Образ человека, характер одежды в японской культуре. |
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. |
Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. |
Японское искусство – свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов |
Коллективная работа. Создание панно. |
18 |
4.02 |
4.02 |
Японские праздники: «Праздник цветения вишни». |
Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства, Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. |
Развивать живописные и графические навыки. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. |
Японское искусство – свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов |
Практикум |
19 |
11.02 |
11.02 |
Народы гор и степей |
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе. |
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работе. |
П.Кузнецов.Степь. мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры. |
Практикум |
20 |
18.02 |
18.02 |
Города в пустыне. |
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. |
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. |
П.Кузнецов.Степь. мираж в степи; живописные произведения художников азиатских республик; книги по истории культуры. |
Практикум. Аппликация. |
21 |
25.02 |
25.02 |
Образ художественной культуры Древней Греции. Храмы Древней Греции |
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. |
Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. |
Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, вазописи; работы учащихся |
Практикум. Моделирование. |
22 |
4.03 |
4.03 |
Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. |
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. |
Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. |
Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, вазописи; работы учащихся. |
Практикум. |
23 |
11.03 |
11.03 |
Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. |
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. |
Создавать коллективное панно. |
Слайды с изображением средневековых городов, старинные шпалеры, кн. 4, 6, 8, 9,15 |
Проект . Создание панно. |
24 |
18.03 |
18.03 |
Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. |
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
Слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры. |
Практикум. |
25 |
1.04 |
1.04 |
Средневековая архитектура Западной Европы. |
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. |
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. |
Слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры. |
Практикум. |
26 |
8.04 |
8.04 |
Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы). |
Осознавать цельность каждой культуры. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. |
Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. |
Работы учащихся. |
Выставка работ. |
4 четверть 8 часов |
|||||||
Искусство объединяет народы – 8 часов |
|||||||
27 |
15.04 |
15.04 |
Все народы воспевают материнство. |
Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. |
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. |
Тематическая подборка репродукций мадонн Леонардо да Винчи, К. Петрова-Водкина; аудиозапись колыбельных песен |
Практикум |
28 |
22.04 |
22.04 |
Тема материнства – вечная тема в искусстве. |
Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни |
Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. |
Икона «Владимирская Богоматерь», Рафаэль. Сикстинская мадонна; М. Савицкий. Партизанская мадонна. |
Практикум |
29 |
29.04 |
29.04 |
Все народы воспевают мудрость старости. |
Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. |
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. |
Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, В. Тропинина, И. Репина «Возвращение блудного сына» |
Практикум |
30 |
6.05 |
6.05 |
Сопереживание. |
|
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание |
Н Некрасов. Плач детей. |
Практикум |
31 |
13.05 |
13.05 |
Сопереживание – великая тема искусства. |
|
Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. |
Репродукции памятников героям ВОВ, картин Давида, П. Пикассо, А. Дейнеки, посвященных ВОВ, панорамы Сталинградской битвы |
Практикум |
32 |
20.05 |
20.05 |
Герои, борцы, защитники. |
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. |
Приводить примеры памятников героям отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям. |
Репродукции памятников героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения 19 и 20 веков. |
Практикум. Лепка. |
33 |
27.05 |
27.05 |
Юность и надежды. |
Приводить примеры произведений ИЗО, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. |
Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. |
Изображения основных скульптур города; репродукции портретов детей В. Тропинина, 3. Серебряковой; музыкальные записи песен о Родине, детстве |
Практикум |
34 |
Искусство народов мира (обобщение темы). Контрольная работа за 4 год обучения. |
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства. Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. |
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. |
Лучшие работы учащихся за |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.