Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ от «____»_____________2022 г. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
6 – 7 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель
с. Волочаевка, 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 - 7 классов создана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10.Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5 – 8 классы, М. Просвещение, 2015 г.
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
· формирование опыта смыслового и эмоционально_ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
· освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
· формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально пространственной формы;
· развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
· формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
· развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
· овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально нравственной оценки;
· овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Особенности классов – общеобразовательные.
Сроки реализации программы – 2 года.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно - творческую деятельность, художественно - эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5—8 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждого вида искусства.
Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Тема 7 класса— « Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается с 5 класса. Учебный предмет «Изобразительное искусство» для 6 - 7 классов относится к образовательной области «Искусство».
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 6 - 7 классов составляет 35 недель. В учебном плане на предмет «Изобразительное искусство» в 6 - 7 классах отведено по 1 часу в неделю. Итого 35 часов в каждом классе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5 – 8 классы, М. Просвещение, 2015 г.
2. Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декаративно-прикладное творчество в жизни человека. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Н.А. Горяева, О.В. Островская под редакцией Неменского Б.М. – М. Просвещение, 2015 г.
3. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Неменская под редакцией Неменского Б.М. – М. Просвещение, 2015 г.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
2. Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
3. Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 7 класс» под редакцией Б.Н. Неменского.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно_ прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
2. «Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
Образовательные Интернет - порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
6. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
7. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
8. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
9. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
10.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
11. Учительская газета http://www.ug.ru
12.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/articles/213234/
13. Искусство http://www.websib.ru/noos/mhk/index.php
14. Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/izo/2071.html
15. Музеи мира http://www.museum.ru
16. Журнал "Внешкольник" http://vneshkolnik.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
6 класс |
|
Учащиеся научатся |
Учащиеся получат возможность научиться
|
- различать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; - активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. - различать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; - работать с натуры в живописи и графике; - анализировать работы известных мастеров; - сравнивать объекты; · - определять характер цветовых отношений; · - устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи; · - использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи; · - сравнивать картины по заданным критериям; Предметные результаты: – формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; – развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; – освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); – воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; – приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); – приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); – развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства. |
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы; - добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма; - передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы; - пользоваться различными графическими и живописными техниками; - анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления; - творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся; - передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица; - применять основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; - применять на практике знание правил линейной и воздушной перспективы; - пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; -видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; - создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению; -создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; -активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
7 класс |
|
Учащиеся научатся |
Учащиеся получат возможность научиться |
- анализировать произведения архитектуры и дизайна; - знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; - понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; - знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; - конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме); - моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; - работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; - конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; |
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; - использовать разнообразные художественные материалы.
|
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Изобразительное искусство в жизни человека – 6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж —большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
«Дизайн и архитектура в жизни человека» - 7 класс
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или
«Внесём порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст.
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов.
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство.
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое.
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность.
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны.
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра.
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города.
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом — мой образ жизни
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя — моделируешь мир.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов
|
Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов
|
||
1 |
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств |
1 |
2 |
Художественные материалы |
1 |
3 |
Рисунок — основа изобразительного творчества |
1 |
4 |
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий |
1 |
5 |
Пятно как средство выражения. Ритм пятен |
1 |
6 |
Цвет. Основы цветоведения |
1 |
7 |
Цвет в произведениях живописи |
1 |
8 |
Объёмные изображения в скульптуре |
1 |
Мир наших вещей. Натюрморт - 8 часов
|
||
9 |
Реальность и фантазия в творчестве художника |
1 |
10 |
Изображение предметного мира — натюрморт |
1 |
11 |
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира |
1 |
12 |
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива |
1 |
13 |
Освещение. Свет и тень |
1 |
14 |
Натюрморт в графике |
1 |
15 |
Цвет в натюрморте |
1 |
16 |
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) |
1 |
Вглядываясь в человека. Портрет -10 часов
|
||
17 |
Образ человека — главная тема искусства |
1 |
18 |
Конструкция головы человека и её основные пропорции |
1 |
19 |
Изображение головы человека в пространстве |
1 |
20 |
Портрет в скульптуре |
1 |
21 |
Графический портретный рисунок |
1 |
22 |
Сатирические образы человека |
1 |
23 |
Образные возможности освещения в портрете |
1 |
24 |
Роль цвета в портрете |
1 |
25 |
Великие портретисты прошлого |
1 |
26 |
Портрет в изобразительном искусстве XX века |
1 |
Человек и пространство. Пейзаж - 9 часов
|
||
27 |
Жанры в изобразительном искусстве |
1 |
28 |
Изображение пространства |
1 |
29 |
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива |
1 |
30 |
Пейзаж — большой мир |
1 |
31 |
Пейзаж настроения. Природа и художник |
1 |
32 |
Пейзаж в русской живописи |
1 |
33 |
Пейзаж в графике |
1 |
34 |
Городской пейзаж |
1 |
35 |
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) |
1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Дизайн и архитектура в жизни человека» - 7 класс
№ п/п |
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Художник – дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. 8 ч |
||||
1 |
1 |
Введение. Мир, который создаёт человек. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. |
1 |
|
2 |
2 |
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» |
1 |
|
3 |
3 |
Прямые линии и организация пространства. |
1 |
|
4 |
4 |
Цвет – элемент композиционного творчества.
|
1 |
|
5 |
5 |
Свободные формы: линии и тоновые пятна. |
||
6 |
6 |
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. |
1 |
|
7 |
7 |
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования. |
1 |
|
8 |
8 |
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. |
1 |
|
В мире вещей и зданий. 8 ч |
||||
9 |
9 |
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. 1 |
||
10 |
10 |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете |
1 |
|
11 |
11 |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. |
1 |
|
12 |
12 |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. |
1 |
|
13 |
13 |
Важнейшие архитектурные элементы здания. |
1 |
|
14 |
14 |
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. |
1 |
|
15 |
15 |
Форма и материал. |
1 |
|
16 |
16 |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. |
1 |
|
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. 9ч |
||||
17 |
17 |
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. |
1 |
|
18 |
18 |
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. |
1 |
|
19 |
19 |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. |
1 |
|
20 |
20 |
Вещь в городе и дома. Городской дизайн. |
1 |
|
21 |
21 |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера. |
1 |
|
22 |
22 |
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
1 |
|
23 |
23 |
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
1 |
|
24 |
24 |
Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. |
1 |
|
25 |
25 |
Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. |
1 |
|
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование.7 ч |
||||
26 |
26 |
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. |
1 |
|
27 |
27 |
Интерьер, который мы создаем. |
1 |
|
28 |
28 |
Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. |
1 |
|
29 |
29 |
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. |
1 |
|
30 |
30 |
Встречают по одежке. |
1 |
|
31 |
31 |
Автопортрет на каждый день. |
1 |
|
32 |
32 |
Моделируя себя - моделируешь мир. |
1 |
|
33 - 35 |
33 - 35 |
Резерв. |
3 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.