ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Предмет «Изобразительное искусство» направлен на эстетическое воспитание обучающихся, обучение умению передавать в продуктах деятельности свои представления, эмоции, чувства, технически грамотно строить композицию рисунка. Предмет имеет общеразвивающее и коррекционное значение.
Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в 1 дополнительном классе в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой (ПрАООП) заключается в:
- создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе и усвоения ФГОС НОО;
- приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;
- формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий.
В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи курса:
- накопление первоначальных впечатлений о живописи и скульптуре, получение доступного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений изобразительного искусства, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
- развитие продуктивного и репродуктивного воображения;
- совершенствование ручной моторики и пространственных ориентировок;
- овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
- формирование понимания роли искусства в жизни человека;
- формирование эстетических чувств, умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, способности высказывать оценочные суждения о произведениях искусства, используя тематическую и терминологическую лексику;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисование, лепка, конструирование из бумаги, аппликация).
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ОВЗ и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки). Изучение предмета способствует эстетическому воспитанию. Предполагаемые групповые формы работы по созданию панно и коллажей способствуют формированию первоначальных умений делового общения, коммуникативных универсальных учебных действий.
Реализация данного предмета предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность. Возможность практически осваивать изобразительные способы действия раскрывают потенциальные возможности детей. Уточняются знания о геометрических формах, цветах, включаются новые для обучающегося термины, что способствует расширению словарного запаса, обогащению знаний о мире.
Содержание программы представлено видами работ с различными материалами: красками, пластилином, бумагой и картоном. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Развивается продуктивное воображение (опредмечивание пятен).
В разделе «Виды художественной деятельности» обучающиеся получают представление об изображении, украшении, постройке и их роли в жизни людей. Начинается работа с учебником. В пассивный словарь входят новые термины «архитектура», «дизайн». Инициируется художественная деятельность в соответствии с собственным замыслом.
В разделе «Азбука искусства. Как говорит искусство» изучаются плоскостные и объемные изображения, изображения с помощью пятен и линий, обсуждается значение цвета, формируются умения работы с гуашью. Расширяются представления о работе художников и скульпторов, произведениях, помещаемых в художественный музей. Обучающиеся получают опыт изобразительной трансформации цветовых пятен, лепки животных, создают по замыслу разноцветные коврики.
В разделе «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство» создаются аппликации, в ходе чего уточняются представления о живой красоте. Вводятся термины «симметрия», «монотипия». Происходит обучение конструированию из бумаги, благодаря чему совершенствуется мелкая моторика, корригируются недостатки пространственных представлений. Рассматривание тематики украшений реализует задачи эстетического воспитания. Происходит актуализация имеющихся знаний о сказочных персонажах. Анализ внешнего вида различных домов способствует совершенствованию аналитико-синтетической деятельности. Благодаря знакомству с жилищами различных природных обитателей расширяются и углубляются детские представления об окружающем мире. Дети учатся работать цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону.
В ходе изучения раздела «Опыт художественно-творческой деятельности» уточняются знания, полученные ранее. Обучающиеся создают продукты деятельности, выполняющие декоративную функцию, коллективное декоративное панно, расширяют свои представления об окружающем в ходе экскурсий и пытаются их репродуцировать. Происходит дальнейшее знакомство с деятельностью художников и скульпторов.
Помимо общеразвивающего значения, каждый урок по предмету призван формировать регулятивные действия. От обучающихся требуют вербализовать свои замыслы, построить план действий, соотнести полученный результат с запланированным. Все в совокупности составляет коррекционное значение предмета.
Значение предмета «Изобразительное искусство» в общей системе коррекционно-развивающей работы
Предмет «Изобразительное искусство» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам, традиционно закладываемых в перечень коррекционных задач:
- развитие ручной моторики;
- совершенствование пространственных ориентировок;
- развитие первоначальных умений планирования и использования плана в ходе реализации деятельности;
- совершенствование художественного вкуса (подбор сочетаемых цветов и форм, гармония размеров);
- формирование учебного высказывания (оценочные суждения);
- формирование навыков совместной деятельности при создании общих продуктов.
Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.
Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой работы пальцев, кисти рук, формирования зрительно – двигательной координации, речедвигательной координации, формирования, развития и активизации межанализаторных связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие пространственных представлений и ориентации.
Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в пространстве и на плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением, замыслом рисунка (устанавливать логическую последовательность осуществления изображения, определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка), осуществлять контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов в соответствии с намеченной целью, оценивать качество изображения). А также формирование рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.
Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит через развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования и включения произвольности внимания.
Коррекция содержательной стороны осуществляется через расширение представлений об окружающем мире, расширение и уточнение представлений об окружающей предметной и социальной действительности.
Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя, формирование успешности, мотивационной заинтересованности). Поскольку в 1 дополнительном классе предположительно будут обучаться первоклассники из разных образовательных условий, в планировании уроков необходимо учитывать различный уровень подготовки учащихся. Основные направления работы с материалами остаются те же, что и в 1 классе , но добавляются более сложные приемы работы, работа с учебником. Необходимо выделить 1–2 урока для оценки уровня имеющихся навыков, в ходе которых будет проведена начальная диагностика по выделенным направлениям работы для вновь пришедших детей. Вместе с тем предполагается, что в первом дополнительном классе обучающиеся уже будут владеть (в разной мере сформированными) навыками работы изобразительной деятельности. Последнее позволяет разнообразить виды работы, предполагает использование комбинирования различных материалов, сократить период подготовительных обучающих упражнений.
В 1 дополнительном классе продолжается формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. Наряду с формированием первичных навыков работы с материалами и инструментами, большее место отводится работе, которая направлена на формирование процессов перцептивного анализа и синтеза. Актуальным остается внимание к совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Три способа художественного освоения действительности в 1 дополнительном классе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Каждый новый освоенный прием требует закрепления на последующих занятиях.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Поощряются коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки), поскольку они позволяют формировать коммуникативные умения.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках панно и коллажи могут быть применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части. Реализация изучения предмета осуществляется все 5 лет обучения. На его реализацию в 1 дополнительном классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» имеет значение для формирования сферы жизненной компетенции обучающегося с ЗПР, мониторинг становления которой проводится по перечисленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (расположение предметов для рисования и пр.);
– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
– умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
– умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
– в понимании роли изобразительного искусства в трансляции культурного наследия;
– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющиеся:
– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
– в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
В ходе реализации учебного предмета «Изобразительное искусство» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты. Оценка результатов может осуществляться как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти, и т.п.). Итоговая оценка результатов происходит по завершении периода начального образования.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо себе, либо окружающим);
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической, творческой, изобразительной деятельности;
- определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- определять и формулировать цель выполнения заданий в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом результате действий на основе работы;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания способов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на пошаговую инструкцию, образцы, рисунки;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;
- сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
- анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать-выделять класс объектов по заданному признаку.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- пользоваться языком изобразительного искусства;
- слушать и понимать высказывания собеседников;
- согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;
- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и др.);
- умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
- овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В рамках изучения предмета «Изобразительное искусство» согласно ПрАООП для детей с ЗПР деятельность на уроках предполагает изучение следующих разделов: виды художественной деятельности, азбука искусства, значимые темы искусства, опыт художественно-практической деятельности.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Образ лета в творчестве российских художников.
Рисунок. Изображение бабочек, рыб, цветов: общие и характерные черты.
Живопись. Цвет – основа языка живописи. Работа гуашью. Цветовая выразительность.
Скульптура. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Конструирование из бумаги. Аппликация.
Декоративноприкладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов.
Опыт художественнотворческой деятельности.
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе. Использование техники коллажа.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Раздел |
Примерные темы уроков |
Примерное содержание уроков |
|
1 четверть |
||||
1 |
Виды художественной деятельности (8 часов) |
Я изображаю.
Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения.
Я украшаю. Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения.
Я строю. Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки.
|
Введение в предмет. Художник. Инструменты и материалы, которыми работает художник Беседа о художниках, изобразительном искусстве. Знакомство с альбомом, кистью, красками.
Приемы работы кистью. Организация рабочего места. Ориентировка в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Язык изобразительного искусства. Рисунок солнца. Изображения, сделанные художниками, в окружающей действительности: иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Свободное рисование. Цветочная поляна.
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения. Примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
Рисование домиков для сказочных героев. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Изображение придуманных домов для себя и своих друзей или сказочных домов героев детских книг и мультфильмов. |
|
2 четверть |
||||
2 |
Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 ч)
|
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном. Узоры. Ритм пятен.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски Рисовать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы). |
Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Рассуждение о красоте. Зрительная метафора в выделенных деталях природы.
Геометрическая форма плоского тела. Форма листьев. Изображение метафорического образа на основе выбранной геометрической формы. Последовательность действий. Ответы на вопросы учебника. Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как обобщенный образ формы.
Пятно как основа изобразительного образа на плоскости. Дорисовывание пятен. Работа кистью и красками.
Лепка животного. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Классификация произведений изобразительного искусства: изобразительные средства, жанры и т.д.).
Изображение линией «путаница» рисунка на тему «Расскажи нам о себе». Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Изображения на плоскости с помощью линии, навыки работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Создание разноцветного коврика Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Овладение первичными навыками работы гуашью. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Выражение настроения в изображении.
Рассматривание художественных произведений. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.
|
|
3 четверть |
||||
3 |
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 ч)
|
Цветы — украшение Земли.
Красоту нужно уметь замечать.
Красивые рыбы.
Монотипия.
Украшение птиц.
Узоры, которые создают люди.
Как украшает себя человек.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
|
Аппликация: составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа) Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Коллективная работа (корзина или ваза с прежде изготовленными индивидуально цветами).
Украшение крыльев бабочки. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.
Основы симметрии. Украшение рыбок узорами чешуи. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.
Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Выразительность фактуры Простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации. Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.
Рисование орнамента. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Рисование сказочных героев и их украшений. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Когда и зачем украшают себя люди Характерные украшения сказочных героев (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Построение на бумаге дома. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Рисование дома в виде буквы алфавита. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). |
|
4 четверть |
||||
4 |
Опыт художественнотворческой деятельности (8ч).
|
Мастер украшения помогает сделать праздник.
Строим город.
Строим вещи.
Город в котором мы живем.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны.
Праздник птиц. Разноцветные жуки. Времена года. Экскурсия Сказочная страна
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
|
Изготовление украшений к празднику. Несложные украшения из цветной бумаги (гирлянды, карнавальные головные уборы, открытки).
Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Складывание домика из бумаги, постройка города из бумажных домиков.
Конструирование и украшение упаковок. Конструирование предметов быта.
Экскурсия. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Зарисовка города по впечатлению после экскурсии. Создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа). Рассматривание работ художников и детских работ.
Взаимодействие трех видов художественной деятельности (Изображение, Украшение, Постройка).
Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Конструирование из бумаги и украшение птиц и жуков. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).
Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа). Изображение сказочного мира. Выразительность размещения элементов коллективного панно. Композиция на тему «Здравствуй, лето!». Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М.
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Немеского/ Л.Ю. Бушкова
Материально-техническое обеспечение
В соответствии с ПрАООП специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ЗПР в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность достижений школьников. У обучающихся появляется:
- умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной работы с красками (гуашь), фломастерами, пластилином, бумагой, ножницами;
- способность высказывать суждение о воспринимаемых произведениях искусства (нравится-не нравится с элементарной аргументацией);
- умение изображать пятна, опредмечивать их, использовать геометрические формы в качестве основы изображения;
- умение рисовать украшающие орнаменты, раскрашивать изображения;
- способность использовать монотипию, отражать в рисунке симметрию;
- способность конструировать домики из бумаги;
- умение лепить способом вытягивания и вдавливания;
- овладение названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- возможность участвовать в групповой работе по созданию панно и коллажей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.