Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса НОО для обучающихся с ОВЗ

  • docx
  • 12.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИЗО, 1 кл., ОВЗ.docx

1.Пояснительная записка

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» образовательной системы «Школа России» (автор Б. М. Неменский,  Л.А.Неменская, Н.А Горячева). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

1)                     Неменская Л.А., «Изобразительное искусство»: Учебники для 1 кл. – М., Издательство «Просвещение» ,  2019 г.

2)                     Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. «Изобразительное искусство» Рабочие тетради для 1 класса «Твоя мастерская» к учебнику «Изобразительное искусство». – М., Издательство «Просвещение» , 2020

3)                     Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1 - 4 кл. - М., Издательство «Просвещение» , 2013

4)                     Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Рабочие программы 1 - 4 кл. - М., Издательство «Просвещение» , 2013.

          Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

       Программа создана на основе развития традиций россий­ского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является ре­зультатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность програм­мы обеспечивает целостность учебного процесса и преемствен­ность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматри­вается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художествен­ное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребен­ка. Цели художественного образования состоят в развитии эмо­ционально-нравственного потенциала ребенка, его души сред­ствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про­граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в ко­ей мере не ограничивает связи с культурой разных стран ми­ра, напротив, в основу программы положен принцип «от род­ного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом от­крывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

 Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по­вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень программы

Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (первый год обучения в общеобразовательной школе).

Программа составлена для ученика 1 класса, который по состоянию здоровья находится на индивидуальном обучении. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода.

На изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа в год. 

          В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен  региональный  компонент, в котором учитываются  аспекты этнокультурного образования через изучение природы, животного мира, художественных традиций и промыслов Севера. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

            В учебном процессе  используются следующие виды учебных действий:

            1.Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать,  воспроизвести и т.д.).

2.Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.

3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти ошибку;  оценить результат своей деятельности или деятельности других.

4. Продуктивные действия: создание нового продукта – придумать картину, сюжет,  преобразовать данный продукт в новый: изобразить его на листе.

Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников.

Формы организации учебных занятий:

·   урок (урок-КВН, урок-дискуссия, урок-сказка, урок вопросов и ответов, урок-сообщение, урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра);

экскурсия:

Используемые методы обучения:

- по источнику знаний:

·         практические методы: опыты, упражнения и др.;

·         наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

·         словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;

·         видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;

- по типу познавательной деятельности

·         объяснительно-иллюстративные методы;

·         репродуктивные;

·         методы проблемного изложения;

·         частично поисковые методы;

·         исследовательские.

            - по дидактическим целям:

·         методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

·         методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

      Используемые  технологии:

·         технология деятельностного  метода;

·         дифференциация обучения;

·         информационно-коммуникативные технологии;

·         игровые технологии;

·         здоровьесберегающие технологии.          

 

II. Планируемые предметные результаты освоения

учебного предмета

 

Предметными результатами изучения курса « Изобразительное искусство»  в 1 классе являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится:

·           различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

·           узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

·            узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

·           различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

·           основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

·             эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

·             особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

·            знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

·            способы и приёмы обработки различных материалов;

  организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

·            передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

·              составлять композиции с учётом замысла;

·             конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

·             конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

·              конструировать из природных материалов;

·              пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

·            усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

·           участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

·            приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

·            развивать фантазию, воображение;

·           приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

·            научиться анализировать произведения искусства;

·           приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

·           приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

 

III. Содержание учебного предмета

1 класс (33ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

 

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (9 ч)

Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен

Красивые рыбы. Монотипия

Украшения птиц. Объемная аппликация

Узоры, которые создали люди

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки  (9 ч)

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны.

Сказочная страна.

Времена года.

Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

При реализации образовательной программы по предмету используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

При реализации дистанционных образовательных технологий может осуществляться  дистанционное и электронное обучение, синхронное и асинхронное обучение. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Дистанционное обучение предполагает общение  учителя и обучающихся в реальном времени (например, на видеоконференции).

Электронное обучении - учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени.

Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь).

Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).

Модели реализации обучения с применением дистанционных
(электронных) технологий

В зависимости от условий возможна реализация одной из четырех моделей дистанционного (электронного) обучения:

Модель/

Условия

Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон)

Интернет

Модель 1

ü   

ü   

Модель 2

x

ü   

Модель 3

ü   

x

Модель 4

x

x

      Модель 1.

При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:

ü  учебники и пособия на бумажных носителях;

ü  учебники и пособия в электронном формате;

ü  электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);

ü  федеральные и региональные образовательные телеканалы;

ü  платформы для организации онлайн-уроков.

Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:

ü  дистанционных уроков (видеоконференций);

ü  электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);

ü  уроков на образовательных телеканалах;

ü  самостоятельной работы ученика.

Модель 2.

          При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:

ü  учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;

ü  образовательные телеканалы;

ü  инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях,

содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; уроки на образовательных телеканалах.

Модель 3.

        При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:

ü   учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;

ü   учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);

ü   инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;

ü   образовательные телеканалы.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.

Модель 4.

При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:

ü  учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;

ü  образовательные телеканалы;

ü  инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями, уроки на образовательных телеканалах.

 


IV.      Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

Ты учишься изображать.

1.

Изображения всюду вокруг нас.

 

1

03.09

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунка

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

2.

Мастер Изображения учит видеть.

 

1

10.09

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

3.

Изображать можно пятном.

 

 

1

17.09

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

4.

Изображать можно в объеме. 

 

1

24.09

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

5.

Изображать можно линией.

1

01.10

Соотносить линию с вызываемыми им предметными ассоциациями, приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности линии в процессе создания различных изображений.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии.

6.

Разноцветные краски.

 

1

08.10

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

7.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

 

1

15.10

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

8.

Художники и зрители (обобщение темы).

 

1

22.10

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать свою работу.

Ты украшаешь

9.

Мир полон украшений. 

 

1

29.10

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности.

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Любоваться красотой природы.

10.

Цветы.

1

12.11

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

11.

Красоту надо уметь замечать

1

19.11

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.)

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи  и т. д.

Изображать (декоративно) бабочек,  рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму  украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

12.

Узоры на крыльях. Ритм пятен

 

1

26.11

13.

Красивые рыбы. Монотипия

1

03.12

14.

Украшение птиц. Объемная аппликация

 

1

10.12

15.

Узоры, которые создали люди.

 

1

17.12

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

16.

Как украшает себя человек.

 

1

24.12

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

17.

 

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

 

1

14.01

 

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

Ты строишь

18.

Постройки в нашей жизни.

1

21.01

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

19.

Дома бывают разными

 

1

28.01

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

20.

Домики, которые построила природа.

 

1

04.02

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

21.

 

Дом снаружи и внутри.

 

1

11.02

 

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

22.

 

Строим город

 

1

18.02

 

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Приемы работы в технике бумагопластики. Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать макет игрового городка.

23.

24.

Все имеет свое строение.

 

2

04.03

11.03

 

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации

25.

 

Строим вещи.

 

1

18.03

 

Развивать первичные представления о конструктивном устройстве предметов быта.

Развивать конструктивное мышление и навыки постройки из бумаги.

Познакомиться с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

26.

 

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

 

1

01.04

Прогулка по родному поселку с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализировать формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

27.

 

 

«Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

 

1

08.04

 

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе

 Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

28. 29.

 

«Праздник весны».

 

 

 

2

 

 

 

 

15.04

22.04

 

 

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

 Наблюдать и анализировать природные пространственные формы

Овладевать художественными приемами работы с бумагой, графическими материалами, красками

30.

31.

«Сказочная страна».

2

29.04

06.05

Создание панно.

Создавать панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

32.

Времена года.

 

1

13.05

Учиться поэтическому видению мира.

Любоваться красотой природы

Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов  художественной  деятельности

33.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

 

1

20.05

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).