Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ№29
протокол №_______ по УВР ___________М.Б. Светлова
от «__» _____2018г. ________И. В. Батракова «_____»_________2018 г.
Руководитель МО «____»__________2018г.
_______О.А.Кажанец
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(общеобразовательный уровень)
Класс: 3А
Учитель: Казыбаева Ж.Ч.
На I полугодие – 16 ч
На II полугодие — 18 ч
Всего: из расчета на 34 учебные недели - 34 ч
В неделю: 1 ч
на 2018- 2019 учебный год
Сургут
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Учащиеся научатся:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Учащиеся получат возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Учащиеся научатся:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Учащиеся научатся:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
- решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. – вживописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Учащиеся получат возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Метапредметные
Личностные универсальные учебные действия
Учащиеся получат возможность для формирования :
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Учащиеся получат возможность для формирования
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль порезультату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы учебные действия:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
Учащиеся получат возможность для формирования
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельновыбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы учебные действия:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит,
а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
Учащиеся получат возможность для формирования
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициямипартнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐтаинтересов и позиций всех участников;
• с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотруд-ничества с партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решенияразнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
Cодержание учебного предмета
«изобразительное искусство»
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
1.1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
1.2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
1.3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир (горы, долины, ^русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе свой особый рисунок).
1.4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны).
1.5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
1.6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
1.7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
1.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброскипортрет по наблюдению).
1.9.Передача объёма в живописи и графике.
1.10.Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.
1.11.Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).
1.12 Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.
1.13 Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
1.14.Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.
1.15.Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве. Обобщенность, силуэт.
1.16.Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
1.17.Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».
2. Развитие фантазии и воображения: «Величие природы на языке изобразительного искусства»
2.1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции
(музыкальной, предметной,
декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в
музыке и поэзии.
2.2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
2.3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
2.4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
2.5. Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
2.6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.
2.7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда)).
2.8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
2.9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
2.10. Освоение
разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и
условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения.
Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на
небольших форматах.
2.11. Разнообразие
художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном
искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного
костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
3. Восприятие искусства (музейная педагогика): «Выразительные средства изобразительного искусства»
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музеи, находящиеся в регионе.
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
1 |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму |
18 |
2 |
Развитие фантазии и воображения |
11 |
3 |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства: |
5 |
|
ИТОГО |
34 |
Приложение к рабочей программе
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12. 2012г. №1060, от 31.12 2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №29;
с учётом: Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
1. на основе: - Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Л.Г. Савенковой, Н.В. Богдановой УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№29
2.Описание УМК по предмету
Учебно –методический комплекс:
Учебники
Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская., Изобразительное искусство: 3 класс: - Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 3 изд.,дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014
Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова., методическое пособие для учителя 1 – 4 классы, . - М.: Вентана-Граф, 2014
Е.А. Ермолинская. Органайзер для учителя: методические разработки – 3 класс, 3 изд.,дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014.
3. Место в учебном плане.
По учебному плану - 1 час в неделю,
в том числе
по федеральному базисному плану -1 ч.
Кол-во часов по программе за год- 34 ч,
в том числе
по федеральному базисному плану-34ч.
Реализация регионального компонента курса «Мы – дети природы»
в учебном предмете «Изобразительное искусство»
В рамках регионального компонента учебного плана во 2-4 классах курс «Мы - дети природы» изучается интегрировано за счет выделения 15% учебного времени в программах учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и «Технология». (Распоряжение ХМАО-Югры от 07.08.2015г. №451-рп ( с изменениями на 10.06.2016г.) О Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО –Югре, и плане мероприятий («дорожной карте») по её реализации.).
№ урока КТП |
Тема курса |
3 |
Травы и цветы Югры. |
8 |
Грибы и ягоды нашего края. |
12 |
Водные и болотные растения Югры. |
14 |
Деревья Югорского леса. |
24 |
Домашняя утварь коренных народов Югры. |
29 |
Орнаменты народов ханты и манси. |
Особенности классного коллектива
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности классов, в котором осуществляется образовательный процесс.
3 А класс -26 обучающихся
2017-218 учебный год - 100% качество
Результаты мониторинга обучения по изобразительному искусству за курс 2 класса выявили ряд проблем в изучении отдельных тем, а также слабоусвоенные элементы знаний:
№п/п |
Учебные элементы |
Количество обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы |
Процент обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы |
1 |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму |
10 |
38% |
2 |
Развитие фантазии и воображения |
7 |
30% |
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
Основные вопросы, рассматриваемые на уроке |
Планируемые результаты обучения |
примечание |
|
|||||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
|||||||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (12ч) |
|
|||||||||||
1 |
Главные и дополнительные цвета. Букет цветов |
1 |
|
|
|
Главные и дополнительные цвета в картинах художников. |
Освоение понятия «главные и дополнительные цвета». |
Наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ произведений ИЗО |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
|
|
|
2 |
Глухие и звонкие цвета. |
1 |
|
|
|
Звонкие и глухие цвета в картинах художников. Художники-импрессионисты |
Освоение понятия «звонкие и глухие цвета». Примерная тема «Солнечное утро» |
Наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ произведений ИЗО |
Формирование интереса и уважительного отношения к истории и культуре разных народов |
|
|
|
3 |
Природа и художник. Букет из осенних листьев. Травы и цветы Югры. |
1 |
|
|
|
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы |
Находит изображение природы в разных жанрах изобразительного искусства. Осваивает картинную плоскость. |
Испытывает нравственные и эстетические чувства: любовь к природе, своему народу, к многонациональной культуре. |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. |
|
|
|
4 |
Монотипия |
1 |
|
|
|
Представление о технике «монотипия» в изобразительном искусстве. Применение техники «монотипия» при создании работы. |
Использование приёма в технике монотипия в создании предметов |
Представление об искусстве и его истории. Гармоничное и целостное восприятие мира. |
Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. |
|
|
|
5 |
Перспектива |
1 |
|
|
|
Передача перспективы графическими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от содержания. |
Освоение понятия «перспектива». Работа в смешанной технике. Примерная тема «Улицы города» |
Представление об искусстве и его истории. Восприятие мира пространственно. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.
|
|
|
|
6 |
Природные объекты. Воздушное пространство |
1 |
|
|
|
Разнообразие природных объектов живой и неживой природы. Понятия «открытое» и «закрытое» пространство |
Понимание того, что воздушное пространство, создают в природе особый рисунок. Объясняет, что такое «открытое» и «закрытое» пространство. Работает в технике акварели «по сырому». |
Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Восприятие мира целостно, гармонично. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
|
|
|
7 |
Природные объекты. Птицы |
1 |
|
|
|
Разнообразие природных объектов живой и неживой природы. Понятия «открытое» и «закрытое» пространство |
Понимание того, что воздушное пространство, создают в природе особый рисунок. Объясняет, что такое «открытое» и «закрытое» пространство. Коллективное панно |
Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Восприятие мира целостно, гармонично |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
|
|
|
8 |
Нюанс. Натюрморт Грибы и ягоды нашего края |
1 |
|
|
|
Понимание, представление и передача нюанса в объёме. |
Понимание того, что такое «нюанс» в объёмных формах. |
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
|
|
|
9 |
Гризайль |
1 |
|
|
|
Представление о технике «гризайль» в изобразительном искусстве. Применение техники «гризайль» при создании работы. |
Использование приёма в технике гризайль в создании предметов объёмной формы. |
Представление об искусстве и его истории. Гармоничное и целостное восприятие мира. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.
|
|
|
|
10 |
Водный мир. Морские пейзажи |
1 |
|
|
|
Знакомство с произведениями художников-маринистов Создание плавных переходов цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) |
Освоение понятия художник-маринист и закрепление понятия контраста. Сравнение главных и дополнительных цветов. Передача в пейзаже разных состояний природы. |
Сравнение, анализ, обобщение и перенос информации с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
|
|
|
11 |
Водный мир. Водные обитатели |
1 |
|
|
|
Создание плавных переходов цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) |
Создание простых композиций на заданную тему на плоскости |
Сравнение, анализ, обобщение и перенос информации с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
|
|
|
12 |
Водный мир. Водные и болотные растения Югры.
|
1 |
|
|
|
Изображение предметов различной формы |
Использование выразительных средств ИЗО: композиции, цвета, объёма |
Сравнение, сопоставление, анализ пространственной формы предмета |
Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности |
|
|
|
Развитие фантазии и воображения (1ч) |
|
|||||||||||
13 |
Архитектурные сооружения на основе природных форм |
1 |
|
|
|
Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках) |
Создание композиций по мотивам литературных произведений. Дом сказочного героя |
Сравнение, сопоставление, анализ пространственной формы предмета |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
|
|
|
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (2ч) |
|
|||||||||||
14 |
Земная поверхность. Деревья Югорского леса |
1 |
|
|
|
Понимание природного ритма (орнамент): горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины. Выделение композиционного центра. Создание плоскостных композиций на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент). |
Понимание того, что каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). |
Осознание цикличности и ритма в жизни и в природе. Освоение выразительных особенностей языка разных видов искусств. |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
|
|
|
15 |
Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве «Красивая ваза» |
1 |
|
|
|
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы |
Находит изображение природы в разных жанрах изобразительного искусства. Осваивает картинную плоскость. |
Испытывает нравственные и эстетические чувства: любовь к природе, своему народу, к многонациональной культуре. |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. |
|
|
|
Развитие фантазии и воображения (1ч) |
|
|||||||||||
16 |
Камень в декоративно-прикладном искусстве |
1 |
|
|
|
Вид художественной деятельности – декоративно-прикладное искусство |
Различие основных видов художественной деятельности |
Понимание связи народного искусства с окружающей природой |
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. |
|
|
|
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (1ч) |
|
|||||||||||
17 |
Изображение земной поверхности (взгляд сверху) |
1 |
|
|
|
Выбор формата в зависимости от темы и содержания. |
Выполнение иллюстрации природного рисунка земли (взгляд сверху) |
Становление понимания связи искусства с окружающей природой, ландшафтом |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально чувственного восприятия окружающего мира природы |
|
|
|
Развитие фантазии и воображения (2ч) |
|
|||||||||||
18 |
Недра земли. Пещеры |
1 |
|
|
|
Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Использование выразительных средств изобразительного искусства, созвучные содержанию. |
Выполнение тематической композиции. |
Представление об освоении человеком пространства земли. |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. |
|
|
|
19 |
Ритм в природе. День и ночь |
1 |
|
|
|
Понимание и изображение природного ритма. Выделение композиционного центра. Создание плоскостной композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент). |
Понимание значения ритма в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток. |
Осознание цикличности и ритма в жизни и в природе. |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
|
|
|
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (3ч) |
|
|||||||||||
20 |
Контраст |
1 |
|
|
|
Понятие контраста в изобразительном искусстве |
Закрепление понятия контраста в форме, цвете, размере. Сравнивает главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие.
|
Сравнение, анализ, обобщение и перенос информации с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). |
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. |
|
|
|
21 |
Воскография |
1 |
|
|
|
Представление о технике «воскография» в изобразительном искусстве. Применение техники «воскография» при создании работы. |
Использование приёма в технике воскография в создании предметов |
Представление об искусстве и его истории. Гармоничное и целостное восприятие мира.
|
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.
|
|
|
|
22 |
Работа с натуры
|
1 |
|
|
|
Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметы конструктивной формы. Улавливание и передача смысловой связи предметов в натюрморте. |
Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). |
Способен к саморазвитию и самовыражению. Представление пространства как среды (все существует, живет и развивается в определенной среде). |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. |
|
|
|
Развитие фантазии и воображения (7ч) |
|
|||||||||||
23 |
Форма (шрифт, буквица) |
1 |
|
|
|
Соотношение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своей буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передача в образе буквы собственный характер и интересы. |
Выявление особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Определение роли и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. |
Представление об искусстве и его истории. Эмоциональное восприятие произведений профессионального и народного искусства. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
|
|
|
24 |
Форма (дизайн). Домашняя утварь коренных народов Югры
|
1 |
|
|
|
Создание предметов для интерьера с учётом его особенностей. Передача в форме стилевых особенностей интерьера.
|
Создание дизайнерского решения любого предмета |
Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Восприятие мира целостно, гармонично |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
|
|
|
|
25 |
Объем. Скульптура. |
1 |
|
|
|
Участие в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. |
Работа в малых группах. Освоение навыка сотворчества при создании крупной композиции. Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей. Выполнение работы в технике рельефа (полу-объёма) |
Представление об искусстве и его истории. Эмоциональное восприятие произведений профессионального и народного искусства. |
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. |
|
|
|
26 |
Объём. Рельеф |
1 |
|
|
|
Понятие рельефа, как вида скульптуры |
Представление об искусстве и его истории. Эмоциональное восприятие произведений профессионального и народного искусства.
|
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. |
|
|
||
27 |
Объем в графике |
1 |
|
|
|
Понятие объёма в графике |
Выполнение работы в графике |
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
|
|
|
28 |
Объем в живописи.
|
1 |
|
|
|
Понятие объёма в живописи |
Выполнение работы в живописи |
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
|
|
|
29 |
Ритм. Орнамент Орнаменты народов ханты и манси. |
1 |
|
|
|
Передача ритмического характера в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. Умение создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши. |
Создание декоративных элементов |
Сравнение, анализ, обобщение и перенос информации с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. |
|
|
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (5ч) |
|
|||||||||||
30 |
Художники-абстракционисты |
1 |
|
|
|
Абстракционизм – направление в искусстве |
Выполнение работы в технике аппликации |
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
|
|
|
31 |
Архитектурные достопримечательности города |
1 |
|
|
|
Знакомство с понятием «архитектурные ансамбли» |
Развитие представлений о связи архитектурных сооружений с местным ландшафтом. |
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
|
|
|
32 |
Мастерская художника. В. Н. Васнецов |
1 |
|
|
|
Знакомство с творчеством художника |
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству. |
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие народов мира |
Основы выразительных особенностей языках разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. |
|
|
|
33 |
Красота и своеобразие произведений изобразительного искусства. |
1 |
|
|
|
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы |
Находит изображение природы в разных жанрах изобразительного искусства. Осваивает картинную плоскость. |
Испытывает нравственные и эстетические чувства: любовь к природе, своему народу, к многонациональной культуре. |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. |
|
|
|
34 |
Мастерская художника. И. И. Шишкин |
1 |
|
|
|
Знакомство с творчеством художника |
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству. |
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие народов мира |
Основы выразительных особенностей языках разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.