МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО Заседание МО МБОУ «СОШ №24» Протокол № _____ от «____» августа 2020г. Руководитель МО ___________________
|
СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБОУ «СОШ № 24» Протокол № ____ от «___» августа 2020 г. Зам. директора по УВР Г.В.Чулина |
УТВЕРЖДАЮ Приказ № ____ от « » августа 2020г. Директор МБОУ «СОШ № 24» ____________М.В.Иванова |
|
|
|
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
(базовый уровень)
для учащихся 5-8 классов
Предметная область: «Искусство»
Разработали:
Бычкова Елена Анатольевна
учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительного искусства» для учащихся 5-8 классов разработана на основе требований к результатам ООО, СОО МБОУ «СОШ № 24» в соответствии с ООО, СОО.
Учебный предмет «Изобразительного искусства» реализуется через обязательную часть учебного плана. Рабочая программа «Изобразительного искусства» для учащихся 5-8 классов рассчитана на 136 часов в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №24»: 5 класс – 34 часов в год (1 часов в неделю), 6 класс – 34 часа в год (1 часов в неделю),7 класс- 34 часов в год (1 часа в неделю), 8 класс – 34 часа в год (1 часа в неделю).
Срок реализации программы – 4 года (5-8 классы).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УУД (с выделением приоритетных для данного возраста)
5 класс
Самопознание
Изменение установок
Возникновение и развитие самосознания
Внутренняя переориентация с правил и ограничений, связанных с моралью послушания,
на нормы поведения взрослых
Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовьк России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»
Уважение к своему народу, развитие толерантности
Освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России
Выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав
учащихся и умение ими пользоваться
Рефлексия общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно
предметные области, качественно преобразовывать учебные действия моделирования,
контролировать и оценивать переход от самостоятельной постановки новых учебных
задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности
6 класс
Самовоспитание
Происходит открытие своего Я
Духовный рост
Создание историко-географического образа, включающего представление о территории и
границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических
событий развития государственности и общества
Идентифицируют себя с идеальными героями (кумирами)
7 класс
Самоутверждение
Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное
положительное принятие своей этнической идентичности
Уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им
Уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения,
конструктивное разрешение конфликтов
Развитие рефлексирующего самосознания
8 класс
Самоопределение
Максимализм
Происходит поиск себя, новой целостности, взрослой идентичности
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия
Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных
ситуациях
Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства
гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива
Участие в общественной жизни на уровне школы и социума
Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование
индивидуального учебного плана
Формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее
государственной организации, символике, знание государственных праздников
Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству
Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну
Участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе,
участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать действия, отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместно йдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии, аргументировать свою позицию, владеть монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; страивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изобразительное искусство
5 КЛАСС
Выпускник научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); -создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; создавать эскизы декоративного убранства русской избы; создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники.
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной композицией.
6 КЛАСС
Выпускник научится:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; применять перспективу в практической творческой работе; навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; навыкам создания пейзажных зарисовок; различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; различать и характеризовать виды портрета; понимать и характеризовать основы изображения головы человека; пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; использовать графические материалы в работе над портретом; использовать образные возможности освещения в портрете; пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему.
7 КЛАСС
Выпускник научится:
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно - тематической картины; характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение идеалов значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; культуре зрительского восприятия; характеризовать временные и пространственные искусства; понимать разницу между реальностью и художественным образом; представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.).
Выпускник получит возможность научиться:
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира.
8 КЛАСС
Выпускник научится:
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; понимать сочетание различных объемов в здании; понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно художественных стилей разных эпох; понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн проектов; получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства; понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать специфику изображения в полиграфии; различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ
5 класс
№ |
Содержание (разделы, темы) |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
«Древние корни народного искусства» (8ч)
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Входная контрольная работа.
|
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Работа с гуашью, рисование древних образов. Работа с гуашью, сюжетно-декоративная композиция «Русская изба» Работа с гуашью, декоративное рисование символов дома. Работа с бумагой, вырезание форм посуды. предметов быта и украшение. Работа с бумагой и акварелью. выполнение эскиза узора вышивки. Работа с бумагой, акварелью. выполнение эскиза народного праздничного костюма. Проверка знаний. |
2 |
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч) Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Искусство Скопинской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная |
Работа с пластилином, беседа, лепка игрушек Работа с бумагой, вырезание и украшение гжельской посуды. Работа с гуашью, выполнение росписи Городца Работа с гуашью. выполнение эскиза хохломской посуды. Работа с гуашью, выполнение жостовского подноса. Работа с пластилином. Лепка посуды. Работа с гуашью. выполнение эскиза лубок Беседа. Занимательная викторина. |
3 |
Декор – человек, общество, время. (10ч) Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Тест за 3 четверть. |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная |
Беседа, работа с гуашью, украшение выполнение эскиза Работа с бумагой. выполнение эскизов по мотивам Древнего Египта. Работа с гуашью. выполнение эскиза одежды Работа с бумагой коллективная работа Беседа, работа с бумагой, фломастерами. создание проекта собственного герба. Проверка знаний по пройденному материалу. |
4 |
Декоративное искусство в современном мире. (8 ч) Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно) . Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (матрёшка) Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Лубок) Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Кукла закрутка) Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( Работа с солёным тестом) Итоговая контрольная работа. Урок обобщения. |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная |
Работа с цветными мелками .бумага декоративное панно Работа с разными материалами, разработка эскизов витражей. Работа с цветной бумагой. Выполнение мозаичного панно. Работа с пластилином, лепка вазы. Проверка знаний по пройденному материалу. |
6 класс
№ № |
Содержание (разделы, темы) |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1
1 |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка(8) Изобразительное искусство Семья пространственных искусств. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Входная контрольная работа. |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Работа по впечатлению, как я провёл лето. по выбору материала Работа с цветными карандашами, рисование веточки
Работа с карандашами, фломастерами, осенний лес Работа с тушью, рисунок теневой театр
Работа с акварелью, Цветовой круг упражнения.
Беседа работа с акварелью, тематическое рисование Работа с пластилином, лепка по замыслу.
Проверка знаний. |
2 2 |
Мир наших вещей. Натюрморт (8) Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта
|
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Работа акварелью, беседа, по замыслу
Рисование с натуры, составление натюрморта, упражнения. Беседа, рисование с натуры Работа с акварелью, выполнение рисунка по заданию.
Работа карандашом, выполнение упражнений
Декоративное, фантазийный натюрморт. Работа с фломастерами. цветные карандаши.
Работа с акварелью, рисование с натуры. |
3
3 |
Вглядываясь в человека. Портрет(10) Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете Портретисты прошлого. Тест за 3 четверть. Портрет в изобразительном искусстве 20 века |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Беседа, просмотр иллюстраций. знакомство с художниками портретистами. Работа с карандашом ,рисование портрета Работа с бумагой, аппликация Работа с фломастерами, выполнение портрета .Беседа, лепка головы человека
Беседа, выполнение карикатуры, просмотр сатирических журналов.
Работа с простым карандашом, по образцу
Работа с акварелью, по замыслу. Проверка знаний по пройденному материалу.
Викторина, беседа рефераты. Просмотр фильма, беседа. |
4 4 |
Человек и пространство. Пейзаж (8) Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Итоговая контрольная работа.
|
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Беседа, просмотр иллюстраций, викторина
Знакомство с правилами перспективы, выполнение упражнений .Работа с акварелью
Работа с акварелью, рисунок по замыслу.
Работа с акварелью, Времена года
Беседа, викторина
Работа с пастелью, рисунок по замыслу.
Работа с акварелью, мой любимый город.
Проверка знаний по пройденному материалу. |
7класс
№ № |
Содержание (разделы, темы) |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1
1 |
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции» «Прямые линии и организация пространства» «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна» «Буква — строка — текст. Искусство шрифта» «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции» «Многообразие форм графического дизайна»
|
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Беседа ,экскурсия по страничкам истории.
Работа в альбоме. Знакомство с историей шрифта . Работа с пластилином , бумагой. Рисование с натуры конструирование, работа в альбоме.
Подготовка к контрольной работе. |
2 2 |
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность» Входная контрольная работа. «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете» «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля» «Важнейшие архитектурные элементы здания» «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени» «Роль и значение материала в конструкции» «Цвет в архитектуре и дизайне» Тест в 3 четверти
|
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Просмотр картин, беседа. Прослушивание рефератов. Знакомство с архитектурной композицией.. Подборка материала для будущей картины.
Работа над эскизом сюжетной картины.
Беседа.
Работа в техники акварели, рисунок по замыслу. |
3
3 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого» «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры» «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица» «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды» «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера» «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства» «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
|
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Беседа. подготовка рефератов.
Работа над тематической проектом. Подобрать материал на архитектурные темы. Работа над проектом.
Знакомство с архитектурой ,монументальной скульптурой. Подготовить материал о местной архитектуре, монументальной скульптуре в Братске. Подготовка к тесту. |
4 4 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома» «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища» «Дизайн и архитектура моего сада» «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды» Тест за 3 четверть. «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды» «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна» «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна» Эскиз рекламы товара Итоговая контрольная работа.
|
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Беседа. Знакомство со знаменитыми архитекторами, архитектурной композицией.. Работа с бумагой. Конструирование,составление композиции.
Подборка материала, беседа.
Подготовка к итоговой контрольной работе.
Просмотр фильма Музеи мира. |
8класс
№ № |
Содержание (разделы, темы) |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1
1 |
Роль изображения в синтетических искусствах 1.Искусство зримых образов. 2. Изображение в театре и кино. 3.Театральное искусство и художник. 4.Сценография –особый вид художественного творчества. 5.Сценография –искусство и производство. 6.Костюм,грим и маска ,или Магическое «если бы». 7.Художник в театре кукол. 8. Спектакль: от замысла к воплощению 9. Просмотр спектакля |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Беседа ,экскурсия по страничкам истории.
Проектно - сценический практикум «Театр-спектакль, художник»
Создание подмакетника для проектируемого спектакля
Презентация в театрально- выставочной форме |
2 2 |
Эволюция изобразительных искусств и технологий 1.Фотография- новое изображение реальности. 2.Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. 3.Вещь: свет и фактура. 4.Искусство фото пейзажа и интерьера. 5.Операторское мастерство фотопортрета. 6.Искусство фоторепортажа. 7.Фотография и компьютер |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Просмотр фотографий, беседа. Прослушивание рефератов. Проектно-съёмочный практикум
|
3
3 |
Что мы знаем об искусстве кино? 1.Многообразный язык экрана. 2.Художественное творчество в игровом фильме. 3.Азбука киноязыка 4.Фильм – «рассказ в картинках». 5.Воплощение замысла. Чудо движение: увидеть ,снять. 6.Искусство анимации. 7.Когда художник больше, чем художник. 8. Живые рисунки на твоём компьютере. 9.Просмотр фильма |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Беседа. подготовка рефератов.
Проектно-съёмочный практикум « От большого кино к твоему видео» Работа над проектом.
|
4 4 |
Экран – искусство – зритель.
1.Мир на экране здесь и сейчас.
2.Телевидение и документальное кино.
3.Кино наблюдение –основа основа документального видео творчества. 4.Видео этюд в пейзаже и портрете. 5.Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. 6.Современные формы экранного языка. 7.Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. 8.Искусство –зритель –современность. 9.Обобщающий урок |
Индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная
|
Беседа. Знакомство с телевидением. экранным искусством. Проектно –творческий практикум «Экран –искусство –зритель». Работа над поектом. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№урока |
Тема урока |
часов |
1 |
Древние образы в народном искусстве.
|
1 |
2 |
Убранство русской избы |
1 |
3 |
Внутренний мир русской избы.
|
1 |
4 |
Конструкция, декор предметов народного быта.
|
1 |
5 |
Русская народная вышивка.
|
1 |
6 |
Русская народная вышивка |
1 |
7 |
Народный праздничный костюм.
|
1 |
8 |
Народные праздничные обряды |
1 |
9 |
Входная контрольная работа.
|
1 |
10 |
Древние образы в современных народных игрушках.
|
1 |
11 |
Искусство Гжели.
|
1 |
12 |
Городецкая роспись.
|
1 |
13 |
Хохлома.
|
1 |
14 |
Жостово. Роспись по металлу
|
1 |
15 |
Искусство Скопинской керамики.
|
1 |
16 |
Истоки и современное развитие промысла |
1 |
17 |
Щепа. Роспись по лубу и дереву.
|
1 |
18 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни |
1 |
19 |
Зачем людям украшения.
|
1 |
20 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
|
1 |
21 |
Одежда «говорит» о человеке
|
1 |
22 |
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
|
1 |
23 |
О чём рассказывают гербы.
|
1 |
24 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Тест за 3 четверть |
1 |
25 |
Современное выставочное искусство
|
1 |
26 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
|
1 |
27 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно) .
|
1 |
28 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) |
1 |
29 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (матрёшка) |
1 |
30 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Лубок) |
1 |
31 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Кукла закрутка) |
1 |
32 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( Работа с солёным тестом) |
1 |
33 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
34 |
Урок обобщения |
1 |
6 класс
№урока |
Тема урока |
часов |
1 |
Изобразительное искусство Семья пространственных искусств.
|
1 |
2 |
Рисунок — основа изобразительного творчества.
|
1 |
3 |
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
|
1 |
4 |
Пятно как средство выражения. Ритм пятен |
1 |
5 |
Цвет. Основы цветоведения.
|
1 |
6 |
Цвет в произведениях живописи.
|
1 |
7 |
Объемные изображения в скульптуре.
|
1 |
8 |
Входная контрольная работа. |
1 |
9 |
Реальность и фантазия в творчестве художника.
|
1 |
10 |
Изображение предметного мира — натюрморт.
|
1 |
11 |
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
|
1 |
12 |
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива |
1 |
13 |
Освещение. Свет и тень.
|
1 |
14 |
Натюрморт в графике.
|
1 |
15 |
Выразительные возможности натюрморта
|
1 |
16 |
Образ человека — главная тема в искусстве.
|
1 |
17 |
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
|
1 |
18 |
Изображение головы человека в пространстве.
|
1 |
19 |
Портрет в скульптуре.
|
1 |
20 |
Графический портретный рисунок.
|
1 |
21 |
Сатирические образы человека.
|
1 |
22 |
Образные возможности освещения в портрете.
|
1 |
23 |
Роль цвета в портрете Портретисты прошлого. Тест за 3 четверть.
|
1 |
24 |
Портретисты прошлого. Тест за 3 четверть. Портрет в изобразительном искусстве 20 века |
1 |
25 |
Жанры в изобразительном искусстве.
|
1 |
26 |
Изображение пространства |
1 |
27 |
Правила построения перспективы |
1 |
28 |
Воздушная перспектива. |
1 |
29 |
Пейзаж настроения. |
1 |
30 |
Природа и художник. |
1 |
31 |
Пейзаж в русской живописи.
|
1 |
32 |
Пейзаж в графике.
|
1 |
33 |
Городской пейзаж |
1 |
34 |
Итоговая контрольная работа.
|
1 |
7 класс
№урока |
Тема урока |
часов |
1 |
«Основы композиции в конструктивных искусствах. |
1 |
2 |
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»
|
1 |
3 |
«Прямые линии и организация пространства»
|
1 |
4 |
«Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
|
1 |
5 |
«Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
|
1 |
6 |
«Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»
|
1 |
7 |
«Многообразие форм графического дизайна»
|
1 |
8 |
«Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность» |
1 |
9 |
Входная контрольная работа.
|
1 |
10 |
«Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»
|
1 |
11 |
«Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»
|
1 |
12 |
«Важнейшие архитектурные элементы здания»
|
1 |
13 |
«Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»
|
1 |
14 |
«Роль и значение материала в конструкции»
|
1 |
15 |
«Цвет в архитектуре и дизайне» Тест в 3 четверти
|
1 |
16 |
«Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
|
1 |
17 |
«Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»
|
1 |
18 |
«Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
|
1 |
19 |
«Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды» |
1 |
20 |
«Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера»
|
1 |
21 |
«Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
|
1 |
22 |
«Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление» |
1 |
23 |
«Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
|
1 |
24 |
«Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»
|
1 |
25 |
«Дизайн и архитектура моего сада»
|
1 |
26 |
«Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды» Тест за 3 четверть.
|
1 |
27 |
«Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»
|
1 |
28 |
«Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»
|
1 |
29 |
«Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
|
1 |
30 |
«Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
|
1 |
31 |
«Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»
|
1 |
32 |
«Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»
|
1 |
33 |
Эскиз рекламы товара |
1 |
34 |
Итоговая контрольная работа.
|
1 |
8 класс
№урока |
Тема урока |
часов |
1 |
Искусство зримых образов.
|
1 |
2 |
.Изображение в театре и кино. |
1 |
3 |
Театральное искусство и художник. |
1 |
4 |
Сценография –особый вид художественного творчества.
|
1 |
5 |
Сценография –искусство и производство. |
1 |
6 |
Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
|
1 |
7 |
Художник в театре кукол.
|
1 |
8 |
Спектакль: от замысла к воплощению |
1 |
9 |
Просмотр спектакля |
1 |
10 |
Фотография- новое изображение реальности. |
1 |
11 |
Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать |
1 |
12 |
Вещь: свет и фактура.
|
1 |
13 |
Искусство фото пейзажа и интерьера.
|
1 |
14 |
Операторское мастерство фотопортрета. |
1 |
15 |
Искусство фоторепортажа |
1 |
16 |
Фотография и компьютер |
1 |
17 |
Многообразный язык экрана. |
1 |
18 |
Художественное творчество в игровом фильме.
|
1 |
19 |
Азбука киноязыка |
1 |
20 |
Фильм – «рассказ в картинках». |
1 |
21 |
Воплощение замысла. Чудо движение: увидеть ,снять.
|
1 |
22 |
Искусство анимации |
1 |
23 |
Когда художник больше, чем художник.
|
1 |
24 |
Когда художник больше, чем художник.
|
1 |
25 |
Живые рисунки на твоём компьютере. |
1 |
26 |
Просмотр фильма |
1 |
27 |
Мир на экране здесь и сейчас. |
1 |
28 |
Телевидение и документальное кино.
|
1 |
29 |
Кино наблюдение –основа основа документального видео творчества |
1 |
30 |
Видео этюд в пейзаже и портрете |
1 |
31 |
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. |
1 |
32 |
Современные формы экранного языка.
|
1 |
33 |
Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека.
|
1 |
34 |
Искусство –зритель |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.