Рабочая программа по кружку "Основы журналистики"
Оценка 5

Рабочая программа по кружку "Основы журналистики"

Оценка 5
docx
11.08.2020
Рабочая программа по кружку "Основы журналистики"
Рабочая программа по журналистике.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы журналистики» разработана на основе ав­торской программы «Журналистика и русский язык. Элективный курс. 8-11 классы: учебно-методи­ческий комплект», ав­тор-составитель Л.И.Сухарева. – М.: Айрис - пресс, 2007.

Программа направлена и на углубление знаний, умений и навы­ков по русскому языку; ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматри­вает знакомство с профессией журналиста. Курс рассчитан на 36 часа.

Программа предусматривает знакомство с основами журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающихся.

Актуальность курса состоит в том, что ондаёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества;повысить учебные достижения;помогает обучающемуся сделать профессиональный выбор.

Цель: познакомить обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить их творческие способности.

Задачи:

- развитие умения устного и письменного выступления;

- формирование умения работать в различных жанрах журналистики;

- совершенствование навыков межличностного общения;

- углубление знаний по стилистике, а также знаний жанров и особенностей текстов публицистического стиля;

- формирование умения работать с публицистическими текстами, приобретение обучающимися способности анализировать публицистические тексты;

- ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развитие творческого потенциала обучающихся;

- развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

- формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.

 

В соответствии с учебным планом школы на 2019-20 год рабочая программа  «Основы журналистики» рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю).

Относится к области «Филология».

1.2. Планируемые результаты

1.2.1.        Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу

Обучающиеся научатся:

- строить устное и письменное сообщение в различных жанрах публицистического стиля;

- общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельно готовить материал к публикации в школьной прессе;

- осознавать, исследовать и оценивать людей, их слова и поступки с точки зрения общепринятых норм и жизненных ценностей;

- ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках;

- приобретать социальные знания, понимать социальную реальность и повседневную жизнь;

- формировать позитивное отношение к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

- понимать чувства других людей и эмоционально откликаться на них;

- выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;

- формировать эстетический вкус;

- налаживать коммуникативные связи;

- брать интервью у знакомых и незнакомых людей;

- строить беседу на встречах с интересными людьми, на экскурсиях;

- собирать материал для создания продукции;

- определять цель своей деятельности в школьной газете и конкретного задания;

- проговаривать последовательность своих действий;

- высказывать своё мнение в устной и письменной форме;

- прогнозировать результат своего труда.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;

-  составлять вопросы для интервью, беседы;

-  знать особенности и создавать материалы в разных жанрах (заметка, статья, репортаж…);

-  давать характеристику, оценивать героев своих статей;

-  работать в различных жанрах публицистического стиля;

-  овладеть основными навыками журналистского мастерства;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-  слушать и понимать речь других;

-  оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-  аргументированно высказывать и отстаивать свою точку зрения;

-  учиться работать в паре, группе.

1.2.2. Организация проектной деятельности учащихся.

- создание словаря журналистов;

- экскурсии в редакцию местной газеты;

- ведение страницы в социальной сети ВКонтакт;

- размещение номеров газеты на школьном сайте;

- участие в планируемых школьных делах – освещение школьных мероприятий на страницах газеты.

 

2. Содержание учебного предмета

Журналистика как профессия.

Функции журналистики:информационная;коммуникативная;выражение мнений определённых групп;формирование общественного мнения.

Журналист как представитель определённого слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Требования, предъявляемые к современному журналисту.

История журналистики: от века 18 к веку 21. (Новиков, Н.М.Карамзин, Пушкин-публицист, В.И.Гиляровский и др.)

Задание: написать репортаж «Мой город».

Язык журналистики.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессионализмы, сленг.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задание: найти в прессе использование данных категорий слов, обосновать их уместное (неуместное) употребление.

Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, антитеза, градация. Эллипсис. Риторическое обращение, вопрос.

Задание:найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте; напишите заметку о школьной жизни, используя определённые стилистические фигуры.

Газетные и журнальные жанры.

Заметка и статья.

Интервью и его виды.

Обзор печати – особый жанр журналистики.

Репортаж, жанровое своеобразие репортажа.

Очерк.

Фельетон. Особые приёмы изложения.

Задания:найти в прессе примеры публикации того или иного жанра, аргументировать жанровую принадлежность; написать работу (жанр – по выбору учащегося).

Особенность журналистской этики.

Что такое этика?Особенность журналистской этики.Экология речи.

Задание: расскажите о фактах нарушения журналистами этики (примеры подбирают учащиеся из прессы, программ ТВ)

Общее у журналистов печатных изданий, ТВ, радио.

Особенность учёта фактора времени на радио и ТВ. Прямой эфир.

Перспективы работы журналиста в печатных изданиях, на радио и ТV.

Задание: определить жанровую принадлежность, приёмы, используемые авторами, для воздействия на зрителя, слушателя.

Защита проекта.

Выпуск газеты. Составление словаря профессиональных терминов. Создание эссе о профессии журналиста.

 

3. Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)

1

Журналистика как профессия

5

Понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодиче­ских изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального

2

Язык журналистики

5

Определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе гуманитарного профиля обучения. Уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении.

3

Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи

4

Повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку. Характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения.

4

Жанры журналистики

14

Знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публици­стического произведения.

5

Особенность журналистской этики

4

Уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её защищать

6

Общее у журналистов печатных изданий, ТВ, радио

2

Уметь анализировать журналистские тексты

 

7

Защита проекта

2

Уметь выполнять разного вида исследовательские и творческие работы

 

Всего:

36

 

 

 

 

 

3.1.Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

 

Журналистика как профессия

План

Факт

1.                      

Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности.

4.09

 

2.                      

История российской журналистики.

11.09

 

3.                      

Значение журналистики в современной жизни. СМИ – это целый мир.

18.09

 

4.                      

Психология журналистского труда и творчества. Способы познания действительно­сти. Журналист и аудитория.

25.09

 

5.                      

Журналистика: прошлое, настоящее, будущее…

2.10

 

 

Язык журналистики

 

 

6.                      

Интернет-издания

9.10

 

7.                      

Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей.

16.10

 

8.                      

Лексические особенности публицистического стиля речи.

23.10

 

9.                      

Синтаксические особенности публицистического стиля.

30.10

 

10.                  

Синтаксический тренинг

6.11

 

 

Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи

 

 

11.                  

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

13.11

 

12.                  

Стилистические фигуры речи.

20.11

 

13.                  

Реализация в публицистике стилистических норм языка.

27.11

 

14.                  

Речь СМИ. Защита проектов.

4.12

 

 

Жанры журналистики

 

 

15.                  

Жанры журналистики: общая характеристика.

11.12

 

16.                  

Газетная журналистика. «Как делать газету?». Участие в культурно-массовых школьных мероприятиях.

18.12

 

17.                  

Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи».

25.12

 

18.                  

Создание журналистского текста.

15.01

 

19.                  

Работа над журналистским текстом

22.01

 

20.                  

Заметка. Аннотация.

29.01

 

21.                  

Статья.

5.02

 

22.                  

Интервью.

12.02

21.02

23.                  

Репортаж.

19.02

19.02

24.                  

Очерк.

26.02

26.02

25.                  

Корреспонденция.

4.03

4.03

26.                  

Комментарий.

11.03

11.03

27.                  

Эссе.

18.03

18.03

28.                  

Рецензия.

25.03

25.03

 

Особенность журналистской этики

 

 

29.                  

Язык СМИ. Разговорная лексика.

(Сам. Изуч. С исп. ЭОР)

1.04

1.04

30.                  

Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.

(Сам. Изуч. С исп. ЭОР)

8.04

8.04

31.                  

Особенность журналистской этики.

15.04

20.05

32.                  

Комплексный анализ журналистского текста

22.04

27.05.

 

Общее у журналистов печатных изданий, ТВ, радио

 

 

33.                  

Фактор времени на радио и ТВ. Прямой эфир.

29.04

03.06

34.                  

Перспективы работы журналиста в печатных изданиях, на радио и ТV.Интернет-издания

6.05

10.06

 

Защита проекта

 

 

35.                  

Защита проектов, портфолио

13.05

17.06

36.                  

Выпуск газеты. Составление словаря профессиональных терминов. Эссе о профессии журналиста

20.05

24.06

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы журналистики» разработана на основе ав­торской программы «Журналистика и русский язык

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы журналистики» разработана на основе ав­торской программы «Журналистика и русский язык

Обучающиеся получат возможность научиться: - воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека; - составлять вопросы для интервью, беседы; - знать особенности и…

Обучающиеся получат возможность научиться: - воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека; - составлять вопросы для интервью, беседы; - знать особенности и…

Интервью и его виды. Обзор печати – особый жанр журналистики

Интервью и его виды. Обзор печати – особый жанр журналистики

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Выпуск газеты. Составление словаря профессиональных терминов

Выпуск газеты. Составление словаря профессиональных терминов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2020