Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы журналистики» разработана на основе авторской программы «Журналистика и русский язык. Элективный курс. 8-11 классы: учебно-методический комплект», автор-составитель Л.И.Сухарева. – М.: Айрис - пресс, 2007.
Программа направлена и на углубление знаний, умений и навыков по русскому языку; ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Курс рассчитан на 36 часа.
Программа предусматривает знакомство с основами журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающихся.
Актуальность курса состоит в том, что ондаёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества;повысить учебные достижения;помогает обучающемуся сделать профессиональный выбор.
Цель: познакомить обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить их творческие способности.
Задачи:
- развитие умения устного и письменного выступления;
- формирование умения работать в различных жанрах журналистики;
- совершенствование навыков межличностного общения;
- углубление знаний по стилистике, а также знаний жанров и особенностей текстов публицистического стиля;
- формирование умения работать с публицистическими текстами, приобретение обучающимися способности анализировать публицистические тексты;
- ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развитие творческого потенциала обучающихся;
- развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
- формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-20 год рабочая программа «Основы журналистики» рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю).
Относится к области «Филология».
1.2. Планируемые результаты
1.2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу
Обучающиеся научатся:
- строить устное и письменное сообщение в различных жанрах публицистического стиля;
- общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельно готовить материал к публикации в школьной прессе;
- осознавать, исследовать и оценивать людей, их слова и поступки с точки зрения общепринятых норм и жизненных ценностей;
- ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках;
- приобретать социальные знания, понимать социальную реальность и повседневную жизнь;
- формировать позитивное отношение к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
- понимать чувства других людей и эмоционально откликаться на них;
- выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;
- формировать эстетический вкус;
- налаживать коммуникативные связи;
- брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
- строить беседу на встречах с интересными людьми, на экскурсиях;
- собирать материал для создания продукции;
- определять цель своей деятельности в школьной газете и конкретного задания;
- проговаривать последовательность своих действий;
- высказывать своё мнение в устной и письменной форме;
- прогнозировать результат своего труда.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;
- составлять вопросы для интервью, беседы;
- знать особенности и создавать материалы в разных жанрах (заметка, статья, репортаж…);
- давать характеристику, оценивать героев своих статей;
- работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладеть основными навыками журналистского мастерства;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- аргументированно высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- учиться работать в паре, группе.
1.2.2. Организация проектной деятельности учащихся.
- создание словаря журналистов;
- экскурсии в редакцию местной газеты;
- ведение страницы в социальной сети ВКонтакт;
- размещение номеров газеты на школьном сайте;
- участие в планируемых школьных делах – освещение школьных мероприятий на страницах газеты.
2. Содержание учебного предмета
Журналистика как профессия.
Функции журналистики:информационная;коммуникативная;выражение мнений определённых групп;формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определённого слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Требования, предъявляемые к современному журналисту.
История журналистики: от века 18 к веку 21. (Новиков, Н.М.Карамзин, Пушкин-публицист, В.И.Гиляровский и др.)
Задание: написать репортаж «Мой город».
Язык журналистики.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессионализмы, сленг.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задание: найти в прессе использование данных категорий слов, обосновать их уместное (неуместное) употребление.
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, антитеза, градация. Эллипсис. Риторическое обращение, вопрос.
Задание:найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте; напишите заметку о школьной жизни, используя определённые стилистические фигуры.
Газетные и журнальные жанры.
Заметка и статья.
Интервью и его виды.
Обзор печати – особый жанр журналистики.
Репортаж, жанровое своеобразие репортажа.
Очерк.
Фельетон. Особые приёмы изложения.
Задания:найти в прессе примеры публикации того или иного жанра, аргументировать жанровую принадлежность; написать работу (жанр – по выбору учащегося).
Особенность журналистской этики.
Что такое этика?Особенность журналистской этики.Экология речи.
Задание: расскажите о фактах нарушения журналистами этики (примеры подбирают учащиеся из прессы, программ ТВ)
Общее у журналистов печатных изданий, ТВ, радио.
Особенность учёта фактора времени на радио и ТВ. Прямой эфир.
Перспективы работы журналиста в печатных изданиях, на радио и ТV.
Задание: определить жанровую принадлежность, приёмы, используемые авторами, для воздействия на зрителя, слушателя.
Защита проекта.
Выпуск газеты. Составление словаря профессиональных терминов. Создание эссе о профессии журналиста.
3. Тематическое планирование
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу) |
1 |
Журналистика как профессия |
5 |
Понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального |
2 |
Язык журналистики |
5 |
Определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе гуманитарного профиля обучения. Уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении. |
3 |
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи |
4 |
Повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку. Характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения. |
4 |
Жанры журналистики |
14 |
Знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения. |
5 |
Особенность журналистской этики |
4 |
Уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её защищать |
6 |
Общее у журналистов печатных изданий, ТВ, радио |
2 |
Уметь анализировать журналистские тексты
|
7 |
Защита проекта |
2 |
Уметь выполнять разного вида исследовательские и творческие работы |
|
Всего: |
36 |
|
3.1.Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата проведения |
|
|
Журналистика как профессия |
План |
Факт |
1. |
Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности. |
4.09 |
|
2. |
История российской журналистики. |
11.09 |
|
3. |
Значение журналистики в современной жизни. СМИ – это целый мир. |
18.09 |
|
4. |
Психология журналистского труда и творчества. Способы познания действительности. Журналист и аудитория. |
25.09 |
|
5. |
Журналистика: прошлое, настоящее, будущее… |
2.10 |
|
|
Язык журналистики |
|
|
6. |
Интернет-издания |
9.10 |
|
7. |
Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей. |
16.10 |
|
8. |
Лексические особенности публицистического стиля речи. |
23.10 |
|
9. |
Синтаксические особенности публицистического стиля. |
30.10 |
|
10. |
Синтаксический тренинг |
6.11 |
|
|
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи |
|
|
11. |
Изобразительно-выразительные средства (тропы) |
13.11 |
|
12. |
Стилистические фигуры речи. |
20.11 |
|
13. |
Реализация в публицистике стилистических норм языка. |
27.11 |
|
14. |
Речь СМИ. Защита проектов. |
4.12 |
|
|
Жанры журналистики |
|
|
15. |
Жанры журналистики: общая характеристика. |
11.12 |
|
16. |
Газетная журналистика. «Как делать газету?». Участие в культурно-массовых школьных мероприятиях. |
18.12 |
|
17. |
Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи». |
25.12 |
|
18. |
Создание журналистского текста. |
15.01 |
|
19. |
Работа над журналистским текстом |
22.01 |
|
20. |
Заметка. Аннотация. |
29.01 |
|
21. |
Статья. |
5.02 |
|
22. |
Интервью. |
12.02 |
21.02 |
23. |
Репортаж. |
19.02 |
19.02 |
24. |
Очерк. |
26.02 |
26.02 |
25. |
Корреспонденция. |
4.03 |
4.03 |
26. |
Комментарий. |
11.03 |
11.03 |
27. |
Эссе. |
18.03 |
18.03 |
28. |
Рецензия. |
25.03 |
25.03 |
|
Особенность журналистской этики |
|
|
29. |
Язык СМИ. Разговорная лексика. (Сам. Изуч. С исп. ЭОР) |
1.04 |
1.04 |
30. |
Заголовок в современных газетных и журнальных текстах. (Сам. Изуч. С исп. ЭОР) |
8.04 |
8.04 |
31. |
Особенность журналистской этики. |
15.04 |
20.05 |
32. |
Комплексный анализ журналистского текста |
22.04 |
27.05. |
|
Общее у журналистов печатных изданий, ТВ, радио |
|
|
33. |
Фактор времени на радио и ТВ. Прямой эфир. |
29.04 |
03.06 |
34. |
Перспективы работы журналиста в печатных изданиях, на радио и ТV.Интернет-издания |
6.05 |
10.06 |
|
Защита проекта |
|
|
35. |
Защита проектов, портфолио |
13.05 |
17.06 |
36. |
Выпуск газеты. Составление словаря профессиональных терминов. Эссе о профессии журналиста |
20.05 |
24.06 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.