Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, в:заимодействия всех его участников;
- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного иполиконфессионального состава;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования.определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Специфика курса литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Курс русского языка в 5 классе изучается интегрировано с курсом основы духовно-нравственной культуры народов России.
Интеграция литературы и ОДНКНР в основной школе закладывает необходимый фундамент для достижения следующих целей:
· передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности;
· возможность эстетического и этического самоопределения;
· формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре);
· развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме;
· развитие потребности в осмыслении прочитанного;
· формирование художественного вкуса.
Курсу ОДНКНР при изучении литературы отводится 3 часа:
1. Устное народное творчество. "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". ОДНКНР: Нравственные ценности российского народа. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Из русской литературы XIX века. М.Ю. Лермонтов "Бородино". ОДНКНР: Жизнь ратными подвигами полна.
3. Из зарубежной литературы. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». ОДНКНР: В труде-красота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда .
- итоговая контрольная работа
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения литературы как учебного предмета |
|
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научиться |
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; - проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны; - различать основные нравственно-эстетические понятия; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию уважительно относиться к родной литературе.
|
- оценивать свои и чужие поступки, выражать положительное отношение к процессу познания.
|
Метапредметные результаты освоения литературы как учебного предмета |
|
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
- удерживать цель деятельности до получения её результата; - анализу достижения цели; - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку
|
- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи; - учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
|
Предметные результаты освоения литературы как учебного предмета |
|
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
(Устное народное творчество) - видеть черты русского национального характера в героях русских сказок; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; - определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; - выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; - выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки; (Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература) - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; - выбирать произведения для самостоятельного чтения.
|
(Устное народное творчество) - сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); - рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; - сочинять сказку (в том числе и по пословице). (Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература). - - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
|
3. Содержание учебного предмета
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, пре- зрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. ОДНКНР: Нравственные ценности российского народа. Береги землю родимую, как мать любимую.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные фор мулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. ОДНКНР: Жизнь ратными подвигами полна
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя че- рез испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного про- изведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема про- изведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, не сгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. ОДНКНР: В труде-красота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А.Крылов. Басни.
А.С.Пушкин. «У лукоморья…».
Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»).
Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».
А.А.Фет. «Весенний дождь».
М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» - 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» - 1-2 стихотворения.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Из них: |
||
Развитие речи |
Внеклассное чтение |
Контрольные работы, тесты |
|||
1. |
Введение |
1 |
|
|
|
2. |
Устное народное творчество |
10 |
1 |
|
|
3. |
Из древнерусской литературы |
2 |
|
|
|
4. |
Из русской литературы XVIII века |
2 |
|
1 |
|
5. |
Из русской литературы XIX века |
41 |
5 |
5 |
3 |
6. |
Из русской литературы XX века |
29 |
3 |
3 |
1 |
7. |
Из зарубежной литературы |
15 |
2 |
1 |
1 |
8 |
Повторение |
5 |
|
|
2 |
Итого |
105 |
11 |
10 |
7 |
5. Календарно – тематическое планирование
Часов |
Название темы/урока |
|
План |
Дата |
|
1 |
Введение |
|
02.09 |
Книга в жизни человека |
|
10 |
Устное народное творчество |
|
04.09 |
|
Фольклор - коллективное устное народное творчество |
06.09 |
|
Малые жанры фольклора |
09.09 |
|
Русские народные сказки. "Царевна-лягушка" как волшебная сказка. |
11.09 |
|
"Царевна-лягушка". Василиса Премудрая и Иван-царевич. |
13.09 |
|
"Царевна-лягушка". Поэтика волшебной сказки. |
16.09 |
|
"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" ОДНКНР: Нравственные ценности российского народа. Береги землю родимую, как мать любимую. |
18.09 |
|
"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо": система образов сказки |
20.09 |
|
Сказки о животных "Журавль и цапля" |
23.09 |
|
Бытовые сказки."Солдатская шинель" |
25.09 |
|
Р.Р. Итоговый урок на тему "Русские народные сказки" |
2 |
Из древнерусской литературы |
|
27.09 |
|
"Повесть временных лет" как литературный памятник |
30.09 |
|
Из "Повести временных лет": "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича" |
2 |
Из литературы XVIII века |
|
02.10 |
|
Вн.чт. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин |
04.10 |
|
М.В.Ломоносов. "Случились вместе два Астронома в пиру …" |
41 |
Из русской литературы XIX века |
|
07.10 |
|
Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе |
09.10 |
|
И.А. Крылов. "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом" |
11.10 |
|
И.А. Крылов. "Волк на псарне". |
14.10 |
|
Р.Р. И.А.Крылов. Басни. |
16.10 |
|
В.А. Жуковский. "Спящая царевна". |
18.10 |
|
В.А. Жуковский. "Кубок" |
21.10 |
|
А.С. Пушкин. "Няне". |
23.10 |
|
"У лукоморья дуб зеленый…". |
25.10 |
|
Контрольная работа за 1 четверть |
06.11 |
|
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": события и герои. |
08.11 |
|
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": сравнительная характеристика героев |
11.11 |
|
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": истоки сюжета, поэтика сказки. |
13.11 |
|
Р.Р. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" |
15.11 |
|
Вн.чт. А.С. Пушкин. Сказки |
18.11 |
|
Антоний Погорельский. Черная курица, или Подземные жители" как литературная сказка |
20.11 |
|
"Черная курица, или Подземные жители" как нравоучительное произведение. |
22.11 |
|
М.Ю. Лермонтов. "Бородино" как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. |
25.11 |
|
"Бородино".ОДНКНР: Жизнь ратными подвигами полна |
27.11 |
|
Вн.чт. "Ашик-Кериб" как литературная сказка |
29.11 |
|
Н.В. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки"."Заколдованное место". |
02.12 |
|
"Заколдованное место": реальность и фантастика в повести. |
04.12 |
|
Вн.чт. "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Майская ночь, или Утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть". |
06.12 |
|
Н.А. Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях…" (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос"). |
09.12 |
|
"Крестьянские дети". Труд и забавы крестьянских детей. |
11.12 |
|
"Крестьянские дети". Язык стихотворения. |
13.12 |
|
И.С. Тургенев. "Муму" как повесть о крепостном праве. |
16.12 |
|
"Муму" как протест против рабства |
18.12 |
|
"Муму": система образов. |
20.12 |
|
Р.Р. И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа |
23.12 |
|
Контрольная работа за 2 четверть |
25.12 |
|
А.А.Фет. Лирика. |
27.12 |
|
Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник":русский офицер в плену у горцев. |
10.01 |
|
"Кавказский пленник":Жилин и Костылин. |
13.01 |
|
Р.Р. "Кавказский пленник" |
15.01 |
|
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «В чем заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» |
17.01 |
|
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.В. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. |
20.01 |
|
А.П.Чехов. "Хирургия" как юмористический рассказ |
22.01 |
|
Р.Р. "Хирургия" |
24.01 |
|
Вн.чт. Рассказы Чехова |
27.01 |
|
Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится …", "Весенние воды", "Как весел грохот летних бурь…", "есть в осени первоначальной…". |
29.01 |
|
А.Н.Майков. "Ласточки"; И.С. Никитин. "Утро", "Зимняя ночь в деревне" (отрывок); И.З.Суриков. "Зима" (отрывок); А.Н. Плещеев. "Весна" (отрывок). |
29 |
Из литературы XX века |
|
31.01 |
|
И. А. Бунин. «Косцы». |
03.02 |
|
Вн.чт. И. А. Бунин. «Подснежник». |
05.02 |
|
В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. |
07.02 |
|
«В дурном обществе»: семья Тыбурция. |
10.02 |
|
«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». |
12.02 |
|
Р.Р. «В дурном обществе» |
14.02 |
|
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». |
17.02 |
|
П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. |
19.02 |
|
«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. |
21.02 |
|
К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. |
26.02 |
|
«Тёплый хлеб»: язык сказки. |
28.02 |
|
Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы |
02.03 |
|
Вн.чт. С. Я. Маршак. Сказки для детей |
04.03 |
|
«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. |
06.03 |
|
«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. |
11.03 |
|
Р.Р.«Двенадцать месяцев» |
13.03 |
|
А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа. |
16.03 |
|
«Никита»: быль и фантастика. |
18.03 |
|
Контрольная работа за 3 четверть |
20.03 |
|
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. |
23.03 |
|
«Васюткино озеро»: становление характера главного героя. |
01.04 |
|
Р.Р. Написание классного письменного ответа на один из проблемных вопросов |
03.04 |
|
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». |
06.04 |
|
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». |
08.04 |
|
И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». |
10.04 |
|
Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». |
13.04 |
|
Саша Чёрный. «Кавказский пленник». |
15.04 |
|
Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». |
17.04 |
|
Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. |
15 |
Из зарубежной литературы |
|
20.04 |
|
Р. Стивенсон «Вересковый мёд»: верность традициям предков. |
22.04 |
|
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. |
24.04 |
|
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. |
27.04 |
|
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». ОДНКНР: В труде-красота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда |
29.04 |
|
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. |
06.05 |
|
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. |
08.05 |
|
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». |
13.05 |
|
Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Сказки |
15.05 |
|
Р.Р. Х.-К. Андерсен. Сказки (подготовка к сочинению) |
18.05 |
|
Р.Р. Х.-К. Андерсен. Сказки |
20.05 |
|
Итоговая контрольная работа |
22.05 |
|
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. |
25.05 |
|
Р.Р.«Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей |
27.05 |
|
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? |
29.05 |
|
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя |
5 |
Повторение |
|
|
|
Читательская конференция (обсуждение списка литературы на лето) |
01.06 |
|
Повторение по теме "УНТ и Древнерусская литература". |
03.06 |
|
Повторение по теме "Литература XVIII-XIX вв" |
05.06 |
|
Повторение по теме "Литература XX века и зарубежная литература" |
08.06 |
|
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.