Рабочая программа по литературе
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературе

Оценка 4.7
docx
01.09.2020
Рабочая программа по литературе
РЛ 5 класс.docx

1.     Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 196 от 01.02.2011). Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2016 г.).

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-     воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям оте­чественной культуры;

-     развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-     освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-     овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

-      обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

-      обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

-      обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-      установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

-      обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, в:заимодействия всех его участников;

-      взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;

-      организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

-      участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

-      включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

-      сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-          воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного иполиконфессионального состава;

-          формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования.определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

-          ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-          признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

-          учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении обра­зовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

-          разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Специфика курса литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Курс русского языка в 5 классе изучается интегрировано с курсом основы духовно-нравственной культуры народов России.

Интеграция литературы и ОДНКНР в основной школе закладывает необходимый фундамент для достижения следующих целей:

·         передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности;

·         возможность эстетического и этического самоопределения;

·         формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре);

·         развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме;

·         развитие потребности в осмыслении прочитанного;

·         формирование художественного вкуса.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Курсу ОДНКНР при изучении литературы отводится 3 часа:

1.      Устное народное творчество. "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". ОДНКНР: Нравственные ценности российского народа. Береги землю родимую, как мать любимую.

2.      Из русской литературы XIX века. М.Ю. Лермонтов "Бородино". ОДНКНР: Жизнь ратными подвигами полна.

3.      Из зарубежной литературы. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». ОДНКНР: В труде-красота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда .

Формы промежуточной аттестации

- итоговая контрольная работа

 

 

2.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты освоения литературы как учебного предмета

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться

-        идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

-        проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

-        различать основные нравственно-эстетические понятия;

-        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию уважительно относиться к родной литературе.

 

-        оценивать свои и чужие поступки, выражать положительное отношение к процессу познания.

 

Метапредметные результаты освоения литературы как учебного предмета

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

-        удерживать цель деятельности до получения её результата;

-        анализу достижения цели;

-        воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;

-        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-        осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

-        понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

-        понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-        анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

-        осуществлять синтез как составление целого из его частей;

-        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-        обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку

 

-        самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

-        учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

-        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-        ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-        первоначальному умению смыслового восприятия текста;

-        проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

 

Предметные результаты освоения литературы как учебного предмета

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

(Устное народное творчество)

-        видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

-        учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

-        целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

-        определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

-        выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

-        пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

-        выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;

(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература)

-        осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

-        воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-        определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

-        выбирать произведения для самостоятельного чтения.

 

(Устное народное творчество)

-        сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

-        рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

-        сочинять сказку (в том числе и по пословице).

(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература).

-                  - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

-                  вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

 

 

3.     Содержание учебного предмета

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

 Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений.  Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора.  Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок.  Сказители. Собиратели сказок.

 «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, пре- зрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький).  Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. ОДНКНР: Нравственные ценности российского народа. Береги землю родимую, как мать любимую.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные фор мулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

 «Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни

 Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. ОДНКНР: Жизнь ратными подвигами полна

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

 «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

 «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

 Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

 «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

 Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя че- рез испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

 Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного про- изведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема про- изведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

 И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, не сгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. ОДНКНР: В труде-красота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда 

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Художественная деталь (начальные представления).

 Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

 

Произведения для заучивания наизусть

 

Пословицы и поговорки.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А.Крылов. Басни.

А.С.Пушкин. «У лукоморья…».

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»).

Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».

А.А.Фет. «Весенний дождь».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» - 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» - 1-2 стихотворения.

 


4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Из них:

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные

работы, тесты

1.

Введение

1

 

 

 

2.

Устное народное творчество

10

1

 

 

3.

Из древнерусской литературы

2

 

 

 

4.

Из русской литературы XVIII века

2

 

1

 

5.

Из русской литературы XIX века

41

5

5

3

6.

Из русской литературы XX века

29

3

3

1

7.

Из зарубежной литературы

15

2

1

1

8

Повторение

5

 

 

2

Итого

105

11

10

7

 

 

 


 

5. Календарно – тематическое планирование

Часов

Название темы/урока

План

Дата

1

Введение

02.09

Книга в жизни человека

10

Устное народное творчество

04.09

 

Фольклор - коллективное устное народное творчество

06.09

 

Малые жанры фольклора

09.09

 

Русские народные сказки. "Царевна-лягушка" как волшебная сказка.

11.09

 

"Царевна-лягушка". Василиса Премудрая и Иван-царевич.

13.09

 

"Царевна-лягушка". Поэтика волшебной сказки.

16.09

 

"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" ОДНКНР: Нравственные ценности российского народа. Береги землю родимую, как мать любимую.

18.09

 

"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо": система образов сказки

20.09

 

Сказки о животных "Журавль и цапля"

23.09

 

Бытовые сказки."Солдатская шинель"

25.09

 

Р.Р. Итоговый урок на тему "Русские народные сказки"

2

Из древнерусской литературы

27.09

 

"Повесть временных лет" как литературный памятник

30.09

 

Из "Повести временных лет": "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича"

2

Из литературы XVIII века

02.10

 

Вн.чт. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин

04.10

 

М.В.Ломоносов. "Случились вместе два Астронома в пиру …"

41

Из русской литературы XIX века

07.10

 

Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе

09.10

 

И.А. Крылов. "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом"

11.10

 

И.А. Крылов. "Волк на псарне".

14.10

 

Р.Р. И.А.Крылов. Басни.

16.10

 

В.А. Жуковский. "Спящая царевна".

18.10

 

В.А. Жуковский. "Кубок"

21.10

 

А.С. Пушкин. "Няне".

23.10

 

"У лукоморья дуб зеленый…".

25.10

 

Контрольная работа за 1 четверть

06.11

 

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": события и герои.

08.11

 

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": сравнительная характеристика героев

11.11

 

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": истоки сюжета, поэтика сказки.

13.11

 

Р.Р. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

15.11

 

Вн.чт. А.С. Пушкин. Сказки

18.11

 

Антоний Погорельский. Черная курица, или Подземные жители" как литературная сказка

20.11

 

"Черная курица, или Подземные жители" как нравоучительное произведение.

22.11

 

М.Ю. Лермонтов. "Бородино" как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

25.11

 

"Бородино".ОДНКНР: Жизнь ратными подвигами полна

27.11

 

Вн.чт. "Ашик-Кериб" как литературная сказка

29.11

 

Н.В. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки"."Заколдованное место".

02.12

 

"Заколдованное место": реальность и фантастика в повести.

04.12

 

Вн.чт. "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Майская ночь, или Утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть".

06.12

 

Н.А. Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях…" (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос").

09.12

 

"Крестьянские дети". Труд и забавы крестьянских детей.

11.12

 

"Крестьянские дети". Язык стихотворения. 

13.12

 

И.С. Тургенев. "Муму" как повесть о крепостном праве.

16.12

 

"Муму" как протест против рабства

18.12

 

"Муму": система образов.

20.12

 

Р.Р. И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа

23.12

 

Контрольная работа за 2 четверть

25.12

 

А.А.Фет. Лирика. 

27.12

 

Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник":русский офицер в плену у горцев.

10.01

 

"Кавказский пленник":Жилин и Костылин.

13.01

 

Р.Р. "Кавказский пленник"

15.01

 

Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «В чем заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

17.01

 

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.В. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

20.01

 

А.П.Чехов. "Хирургия" как юмористический рассказ

22.01

 

Р.Р. "Хирургия"

24.01

 

Вн.чт. Рассказы Чехова

27.01

 

Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится …", "Весенние воды", "Как весел грохот летних бурь…", "есть в осени первоначальной…".

29.01

 

А.Н.Майков. "Ласточки"; И.С. Никитин. "Утро", "Зимняя ночь в деревне" (отрывок); И.З.Суриков. "Зима" (отрывок); А.Н. Плещеев. "Весна" (отрывок).

29

Из литературы XX века

31.01

 

И. А. Бунин. «Косцы».

03.02

 

Вн.чт. И. А. Бунин. «Подснежник».

05.02

 

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

07.02

 

«В дурном обществе»: семья Тыбурция.

10.02

 

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

12.02

 

Р.Р. «В дурном обществе»

14.02

 

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

17.02

 

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

19.02

 

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

21.02

 

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

26.02

 

«Тёплый хлеб»: язык сказки.

28.02

 

Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы

02.03

 

Вн.чт. С. Я. Маршак. Сказки для детей 

04.03

 

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

06.03

 

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

11.03

 

Р.Р.«Двенадцать месяцев»

13.03

 

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа.

16.03

 

«Никита»: быль и фантастика.

18.03

 

Контрольная работа за 3 четверть

20.03

 

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

23.03

 

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

01.04

 

Р.Р. Написание классного письменного ответа на один из проблемных вопросов

03.04

 

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

06.04

 

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».

08.04

 

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

10.04

 

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».

13.04

 

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

15.04

 

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон».

17.04

 

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

15

Из зарубежной литературы

20.04

 

Р. Стивенсон «Вересковый мёд»: верность традициям предков.

22.04

 

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

24.04

 

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

27.04

 

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». ОДНКНР: В труде-красота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда 

29.04

 

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

06.05

 

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

08.05

 

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?».

13.05

 

Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Сказки

15.05

 

Р.Р. Х.-К. Андерсен. Сказки (подготовка к сочинению)

18.05

 

Р.Р. Х.-К. Андерсен. Сказки 

20.05

 

Итоговая контрольная работа

22.05

 

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

25.05

 

Р.Р.«Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей

27.05

 

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

29.05

 

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя

5

Повторение

 

 

Читательская конференция (обсуждение списка литературы на лето)

01.06

 

Повторение по теме "УНТ и Древнерусская литература".

03.06

 

Повторение по теме "Литература XVIII-XIX вв"

05.06

 

Повторение по теме "Литература XX века и зарубежная литература"

08.06

 

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с положениями

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с положениями

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи…

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи…

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике

Предметные результаты освоения литературы как учебного предмета

Предметные результаты освоения литературы как учебного предмета

Устное народное творчество) - видеть черты русского национального характера в героях русских сказок; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для…

Устное народное творчество) - видеть черты русского национального характера в героях русских сказок; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для…

Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами

Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами

Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки

Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки

Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения

Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Те о р и я л и т е р а т у р ы

Те о р и я л и т е р а т у р ы

Приключения Тома Сойера». Том и

Приключения Тома Сойера». Том и

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п

Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование

Контрольная работа за 1 четверть 06

Контрольная работа за 1 четверть 06

И. А. Бунин. «Косцы». 03

И. А. Бунин. «Косцы». 03

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2020