Рабочая программа по литературе. 5 класс.

  • doc
  • 29.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л 5.doc

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Талдинская средняя общеобразовательная школа»

 

Приложение

 к основной образовательной программе

основного общего образования

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Талдинская средняя общеобразовательная школа»,

утвержденной от 23 июня 2015г. приказом № 67

 

 

 

 

Рабочая программа

 

 

 

        По предмету: Литература

         Класс: 5 класс

        Учитель: Шаманаева Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

  1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе следующих документов:

 

·        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.;

·        ФГОС ООО, утвержденный Приказом МО РФ № 1897 от 17.12.2010 (зарегистрированный в Минюсте № 19644 от 01.02.2011);

·        Основная образовательная программа основного общего образования «МБОУ Талдинская СОШ», утвержденная приказом № 67 от 23.06.2015г.;

·        Программа по учебным предметам. Литература. 5 класс под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2014 г.

 

Из расчета 3 часа в неделю; 34 учебные недели, всего – 102 часов.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

В данном классе 9 обучающихся, среди которых один с ОВЗ. Работа с такими учениками строится следующим образом: разрабатываются дифференцированные задания, карточки, индивидуальные задания.

 

 

 

 

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения литературы ученик научится:

 

  •  содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

 

В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:

 

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

•   видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

•     выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

•    прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.

Личностные результаты  отражают:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

 1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;

3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа.

3. Содержание учебного курса

 

I.      Введение. Книга в жизни человека (1ч)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы книги, создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.

II.  Устное народное творчество (10ч).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и идеальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочные формулы.

III.           Из древнерусской литературы (2ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» - как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

IV.            Из литературы XVIII века (1ч)

Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

V.   Из литературы XIX века (42ч)

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Иван Андреевич Крылов (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне». Поучительный характер басен.

Василий Андреевич Жуковский (детство и начало творчества). Жуковский-сказочник. «Спящая царевна» - особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Александр Сергеевич Пушкин (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни. «У лукоморья…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная  картина сюжетов, образов, событий народных сказок.

Русская литературная сказка 19 века

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

VI.            Из литературы XX века (34ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий  май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

VII.        Из зарубежной литературы (11ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

 

 

Контрольные работы

 

№ п/п

Тема раздела

Тема контрольной работы

Кол-во часов

 

1.

 

Из литературы XIX века

Контрольная работа по творчеству А.С Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В Гоголя, Н.А Некрасова, И.С Тургенева.

Тестирование за первое полугодие

 

2.

Из литературы XIX века

Контрольная работа по произведениям С.Я Маршака, А.П Платонова, К.Г Паустовского

3

Из зарубежной литературы

Контрольная работа за год

Всего часов

 

Практические работы

 

№ п/п

Тема раздела

Тема практической работы

Кол-во часов

 

1.

 

Русские народные сказки

Изобразительный характер формул волшебной сказки

2.

 

Из литературы XIX века

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства. Подготовка к сочинению

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

3.

Из литературы XX века

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

Умение видеть необычное в обычном. Выразительность и красочность языка. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу «Васюткино озеро»)»

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

Война и дети – тема многих  стихотворений о войне в  творчестве тамбовских  поэтов

4.

Из зарубежной литературы

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

Всего часов

15ч

 

 

 

 

4.Тематическое планирование

 

 

№ урока

Тема урока

Количество часов

 

1

Введение (1 ч)

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

 

 

 

2

Устное народное творчество (10 ч)

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

 

 

3

Детский фольклор

 

4

Сказка как особый жанр фольклора

 

5

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

 

6

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

 

7

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

 

8

Р/р. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

 

9

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.

 

10

Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке народа.

 

 

11

Сказка о животных. Бытовая сказка.

 

 

12

Из древнерусской литературы (2 ч)

Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».

 

 

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

 

 

14

Из литературы XVIII века (1ч)

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

 

 

 

15

Из литературы XIX века (34 ч + 8 р/р)

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

 

 

16

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

 

17

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

 

18

Р/р. Жанр басни. Повествование и мораль в басне

 

19

Внеклассное чтение. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

 

20

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

 

21

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

 

22

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

 

24 - 23

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

 

25

Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

 

26

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

 

27

Р/р. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

 

28

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

 

29

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

 

30

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

 

31

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

 

32

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

 

33

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

 

34

Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место»

 

35

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

 

36

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

 

37

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

 

38

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

 

39

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

 

40

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

 

41

Герасим и Муму. Счастливый год.

 

42

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

 

43

Р/р. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства. Подготовка к сочинению

 

44

Контрольная работа по творчеству А.С Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В Гоголя, Н.А Некрасова, И.С Тургенева.

 

45

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник».

 

46

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

 

47

Странная дружба Жилина и Дины.

 

48

Р/р. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

 

49

Р/р. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

 

50

Тестирование за первое полугодие

 

51

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

 

52

Внеклассное чтение. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

 

53

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

 

54

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

 

55

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

 

56

Р/р. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

 

 

57

Из литературы XX века (28 ч + 6 р/р)

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

 

 

58

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

 

59

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

 

60

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Путь Васи к правде и добру

 

61

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

 

62

Р/р. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

 

63

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

 

64

Р/р. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

 

65

П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

 

66

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

 

67

Внеклассное чтение. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

 

68

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

 

69

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события.

 

70

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

 

71

Р/р. Умение видеть необычное в обычном. Выразительность и красочность языка. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

 

72

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

 

73

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

 

74

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

 

75

А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

 

76

Контрольная работа по произведениям С.Я Маршака, А.П Платонова, К.Г Паустовского

 

77

В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

 

78

Человек и природа в рассказе

 

79

Р/р. Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу «Васюткино озеро»)»

 

80

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

 

81

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

 

82

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

 

83

Р/р. Великая Отечественная война в жизни моей семьи

 

84

Р.к. Война и дети – тема многих  стихотворений о войне в  творчестве тамбовских  поэтов

 

85

Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

 

86

Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

 

87

Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

 

88

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

 

89

«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием.

 

90

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

 

 

91

Из зарубежной литературы (10 ч + 2 р/р)

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

 

92

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

 

93

Два мира сказки «Снежная королева»

 

94

Внеклассное чтение. Писатели-сказочники и их герои

 

95

Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

 

96

Р/р. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

 

97

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

 

98

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

 

99

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

 

100

Том Сойер и его друзья

 

101

Контрольная работа за год

 

102

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.