Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Талдинская средняя общеобразовательная школа»
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Талдинская средняя общеобразовательная школа»,
утвержденной от 23 июня 2015г. приказом № 67
Рабочая программа
По предмету: Литература
Класс: 5 класс
Учитель: Шаманаева Е.А.
2019
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе следующих документов:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.;
· ФГОС ООО, утвержденный Приказом МО РФ № 1897 от 17.12.2010 (зарегистрированный в Минюсте № 19644 от 01.02.2011);
· Основная образовательная программа основного общего образования «МБОУ Талдинская СОШ», утвержденная приказом № 67 от 23.06.2015г.;
· Программа по учебным предметам. Литература. 5 класс под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2014 г.
Из расчета 3 часа в неделю; 34 учебные недели, всего – 102 часов.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:
В данном классе 9 обучающихся, среди которых один с ОВЗ. Работа с такими учениками строится следующим образом: разрабатываются дифференцированные задания, карточки, индивидуальные задания.
В результате изучения литературы ученик научится:
В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Личностные результаты отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа.
3. Содержание учебного курса
I. Введение. Книга в жизни человека (1ч)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы книги, создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.
II. Устное народное творчество (10ч).
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и идеальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочные формулы.
III. Из древнерусской литературы (2ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» - как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
IV. Из литературы XVIII века (1ч)
Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
V. Из литературы XIX века (42ч)
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра.
Иван Андреевич Крылов (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне». Поучительный характер басен.
Василий Андреевич Жуковский (детство и начало творчества). Жуковский-сказочник. «Спящая царевна» - особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Александр Сергеевич Пушкин (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни. «У лукоморья…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок.
Русская литературная сказка 19 века
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
VI. Из литературы XX века (34ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
VII. Из зарубежной литературы (11ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Контрольные работы
№ п/п |
Тема раздела |
Тема контрольной работы |
Кол-во часов
|
1.
|
Из литературы XIX века |
Контрольная работа по творчеству А.С Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В Гоголя, Н.А Некрасова, И.С Тургенева. |
1ч |
Тестирование за первое полугодие |
1ч
|
||
2. |
Из литературы XIX века |
Контрольная работа по произведениям С.Я Маршака, А.П Платонова, К.Г Паустовского |
1ч |
3 |
Из зарубежной литературы |
Контрольная работа за год |
1ч |
Всего часов |
4ч |
Практические работы
№ п/п |
Тема раздела |
Тема практической работы |
Кол-во часов
|
1.
|
Русские народные сказки |
Изобразительный характер формул волшебной сказки |
1ч |
2.
|
Из литературы XIX века |
Жанр басни. Повествование и мораль в басне |
1ч |
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. |
1ч |
||
Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки |
1ч |
||
Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства. Подготовка к сочинению |
1ч |
||
Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения |
1ч |
||
Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» |
1ч |
||
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. |
1ч |
||
3. |
Из литературы XX века |
Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением |
1ч |
Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» |
1ч |
||
Умение видеть необычное в обычном. Выразительность и красочность языка. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» |
1ч |
||
Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу «Васюткино озеро»)» |
1ч |
||
Великая Отечественная война в жизни моей семьи |
1ч |
||
Война и дети – тема многих стихотворений о войне в творчестве тамбовских поэтов |
1ч |
||
4. |
Из зарубежной литературы |
Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» |
1ч |
Всего часов |
15ч |
4.Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
|
1 |
Введение (1 ч) Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества |
1ч |
|
2 |
Устное народное творчество (10 ч) Русский фольклор. Малые жанры фольклора. |
1ч |
|
3 |
Детский фольклор |
1ч |
|
4 |
Сказка как особый жанр фольклора |
1ч |
|
5 |
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой |
1ч |
|
6 |
Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы |
1ч |
|
7 |
Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. |
1ч |
|
8 |
Р/р. Изобразительный характер формул волшебной сказки. |
1ч |
|
9 |
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. |
1ч |
|
10 |
Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке народа. |
|
|
11 |
Сказка о животных. Бытовая сказка. |
1ч |
|
12 |
Из древнерусской литературы (2 ч) Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». |
1ч |
|
13 |
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. |
1ч |
|
14 |
Из литературы XVIII века (1ч) М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» |
1ч |
|
15 |
Из литературы XIX века (34 ч + 8 р/р) Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр |
1ч |
|
16 |
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» |
1ч |
|
17 |
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» |
1ч |
|
18 |
Р/р. Жанр басни. Повествование и мораль в басне |
1ч |
|
19 |
Внеклассное чтение. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова |
1ч |
|
20 |
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» |
1ч |
|
21 |
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. |
1ч |
|
22 |
Баллада В.А.Жуковского «Кубок» |
1ч |
|
24 - 23 |
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил |
2ч |
|
25 |
Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. |
1ч |
|
26 |
Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность |
1ч |
|
27 |
Р/р. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки |
1ч |
|
28 |
Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» |
1ч |
|
29 |
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» |
1ч |
|
30 |
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание |
1ч |
|
31 |
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» |
1ч |
|
32 |
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» |
1ч |
|
33 |
Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» |
1ч |
|
34 |
Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место» |
1ч |
|
35 |
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
1ч |
|
36 |
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» |
1ч |
|
37 |
«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» |
1ч |
|
38 |
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» |
1ч |
|
39 |
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. |
1ч |
|
40 |
История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение |
1ч |
|
41 |
Герасим и Муму. Счастливый год. |
1ч |
|
42 |
Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. |
1ч |
|
43 |
Р/р. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства. Подготовка к сочинению |
1ч |
|
44 |
Контрольная работа по творчеству А.С Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В Гоголя, Н.А Некрасова, И.С Тургенева. |
1ч |
|
45 |
Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». |
1ч |
|
46 |
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы |
1ч |
|
47 |
Странная дружба Жилина и Дины. |
1ч |
|
48 |
Р/р. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения |
1ч |
|
49 |
Р/р. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» |
1ч |
|
50 |
Тестирование за первое полугодие |
1ч |
|
51 |
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» |
1ч |
|
52 |
Внеклассное чтение. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова |
1ч |
|
53 |
Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев |
1ч |
|
54 |
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» |
1ч |
|
55 |
Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. |
1ч |
|
56 |
Р/р. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. |
1ч |
|
57 |
Из литературы XX века (28 ч + 6 р/р) И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине |
1ч |
|
58 |
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» |
1ч |
|
59 |
Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» |
1ч |
|
60 |
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Путь Васи к правде и добру |
1ч |
|
61 |
Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести |
1ч |
|
62 |
Р/р. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением |
1ч |
|
63 |
С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина |
1ч |
|
64 |
Р/р. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» |
1ч |
|
65 |
П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» |
1ч |
|
66 |
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. |
1ч |
|
67 |
Внеклассное чтение. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова |
1ч |
|
68 |
К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки |
1ч |
|
69 |
Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события. |
1ч |
|
70 |
К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» |
1ч |
|
71 |
Р/р. Умение видеть необычное в обычном. Выразительность и красочность языка. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» |
1ч |
|
72 |
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» |
1ч |
|
73 |
Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки |
1ч |
|
74 |
Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом |
1ч |
|
75 |
А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» |
1ч |
|
76 |
Контрольная работа по произведениям С.Я Маршака, А.П Платонова, К.Г Паустовского |
1ч |
|
77 |
В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои |
1ч |
|
78 |
Человек и природа в рассказе |
1ч |
|
79 |
Р/р. Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу «Васюткино озеро»)» |
1ч |
|
80 |
Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» |
1ч |
|
81 |
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» |
1ч |
|
82 |
Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста» |
1ч |
|
83 |
Р/р. Великая Отечественная война в жизни моей семьи |
1ч |
|
84 |
Р.к. Война и дети – тема многих стихотворений о войне в творчестве тамбовских поэтов |
1ч |
|
85 |
Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» |
1ч |
|
86 |
Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») |
1ч |
|
87 |
Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» |
1ч |
|
88 |
В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» |
1ч |
|
89 |
«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. |
1ч |
|
90 |
Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор. |
1ч |
|
91 |
Из зарубежной литературы (10 ч + 2 р/р) Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» |
1ч |
|
92 |
Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» |
1ч |
|
93 |
Два мира сказки «Снежная королева» |
1ч |
|
94 |
Внеклассное чтение. Писатели-сказочники и их герои |
1ч |
|
95 |
Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном |
1ч |
|
96 |
Р/р. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» |
1ч |
|
97 |
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» |
1ч |
|
98 |
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» |
1ч |
|
99 |
Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера |
1ч |
|
100 |
Том Сойер и его друзья |
1ч |
|
101 |
Контрольная работа за год |
1ч |
|
102 |
Подведение итогов года. Рекомендации на лето. |
1ч |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.