МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР _________Литовченко Г.Г. Директор школы ________Рожкова Р.И.
протокол №1 «28» августа 2020 г. Приказ № 25/2-О от 31.08.2020г.
« 27 » августа 2020 г.
Руководитель МО _______ Рожкова З.Д.
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
для учащихся 5 класса
Всего часов по программе: 105 Составилa:
Всего часов в неделю: 3 учитель русского языка и литературы
Учебник: Литература. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Жадовец Н.В..
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного (общего) образования по литературе (2010г);
-Программы по литературе для 5-9 классов( авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева), под ред.
В.Я.Коровиной- М. «Просвещение», 2014г.;
- Письма Департамента образования и науки Брянской области от 13.04.20 № 2230-04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год»
- Учебного плана МБОУ Роговской основной общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год (Пр. № 24 -0 от 31.08.20 г.)
- Календарного учебного графика МБОУ Роговской ООШ на 2020-2021 учебный год (Пр. № 23/2-0 от 28.08.20 г.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных школ:
Литература 5 класс в 2-х частях с приложением на электронном носителе / Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.П.Коровин,
М.»Просвещение», 2012г
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих
целей:
· постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
· поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
· овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственных текстов, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
· овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
· использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
Данная авторская программа рассчитана на 105 часов, Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме: в 5 классе-105 ч, в 6классе-105 ч., в 7 классе-70ч., в 8 классе-70ч., в 9 классе-68ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Литература» обучающийся 5 класса должен:
знать\понимать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; («бродячие сюжеты») сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними.
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие послесловие и др.);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра — сказки, загадки, басни и т.д.;
- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Содержание учебного предмета, курса
5 класс
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор - коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как
выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией, дрёрнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование). ,
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие» сюжеты). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царев
на. Мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочноусловное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Prinseps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...» А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок); И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков «Ласточки»; И. 3. Суриков «Зима» (отрывок); А.В. Кольцов «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века '
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...», поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса- сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь: как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И. Бунин «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.
Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена,:Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
6 класс
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Тематическое планирование по литературе в 5 классе (105ч)
№п/п |
Раздел. Тема урока. |
Количество часов |
Дата |
||
План |
Факт |
||||
Введение (1час) |
|||||
1 |
Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
1 |
02.09 |
|
|
Устное народное творчество (10 часов) |
|||||
2 |
Фольклор- коллективное устное народное творчество. |
1 |
04.09 |
|
|
3 |
Малые жанры фольклора |
1 |
07.09 |
|
|
4 |
Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. |
1 |
09.09 |
|
|
5 |
«Царевна- лягушка». Василиса Премудрая и Иван- царевич. |
1 |
11.09 |
|
|
6 |
«Царевна- лягушка». Поэтика волшебной сказки |
1 |
14.09 |
|
|
7 |
«Иван- крестьянский сын и чудо- юдо»- волшебная богатырская сказка героического содержания.. |
1 |
16.09 |
|
|
8 |
«Иван- крестьянский сын и чудо- юдо»: система образов сказки. |
1 |
18.09 |
|
|
9 |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». |
1 |
21.09 |
|
|
10 |
Бытовые сказки «Солдатская шинель». |
1 |
23.09 |
|
|
11 |
Р/р: Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» |
1 |
25.09 |
|
|
Из древнерусской литературы (2 часа) |
|||||
12 |
«Повесть временных лет» как литературный памятник |
1 |
28.09 |
|
|
13 |
Из «Повести временных лет»:«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». |
1 |
30.09 |
|
|
Из русской литературы 18 века (2 часа) |
|||||
14 |
Вн.чт: Из литературы 18 века. М.В.Ломоносов- учёный, поэт, художник, гражданин. |
1 |
02.10 |
|
|
15 |
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» |
1 |
05.10 |
|
|
Из литературы 19 века( 41 час) |
|||||
16 |
Вн.чт: Жанр басни в мировой литературе |
1 |
07.10 |
|
|
17 |
И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» |
1 |
09.10 |
|
|
18 |
И.А.Крылов «Волк на псарне» |
1 |
12.10 |
|
|
19 |
Р.р.: И.А.Крылов «Басни» |
1 |
14.10 |
|
|
20 |
В.А.Жуковский «Спящая царевна» |
1 |
16.10 |
|
|
21 |
В.А.Жуковский «Кубок». |
1 |
19.10 |
|
|
22 |
А.С.Пушкин. «Няне» |
1 |
21.10 |
|
|
23 |
«У лукоморья дуб зелёный…» |
1 |
23.10 |
|
|
24 |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. |
1 |
26.10 |
|
|
25 |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. |
1 |
06.11 |
|
|
26 |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета сказки, поэтика сказки |
1 |
09.11 |
|
|
27 |
Р/Р: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
|
1 |
11.11 |
|
|
28-29 |
Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. |
2 |
13.11 16.11 |
|
|
30 |
Вн.чт.: А.С.Пушкин.Сказки. |
1 |
18.11 |
|
|
31 |
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. |
1 |
20.11 |
|
|
32 |
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. |
1 |
23.11 |
|
|
33 |
М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения. |
1 |
25.11 |
|
|
34 |
«Бородино»: проблематика и поэтика. |
1 |
27.11 |
|
|
35 |
Вн.чт.: «Ашик- Кериб» как литературная сказка. |
1 |
30.11 |
|
|
36 |
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». |
1 |
02.12 |
|
|
37 |
«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. |
1 |
04.12 |
|
|
38 |
Вн.чт.: Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»., «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». |
1 |
07.12 |
|
|
39 |
Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») |
1 |
09.12 |
|
|
40 |
«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. |
1 |
11.12 |
|
|
41 |
«Крестьянские дети»: Язык стихотворения. |
1 |
14.12 |
|
|
42 |
И.С.Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве, как протест против рабства. |
1 |
16.12 |
|
|
43 |
«Муму» как протест против рабства. |
1 |
18.12 |
|
|
44 |
«Муму»: система образов. |
1 |
21.12 |
|
|
45 |
Р/Р: И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа. |
1 |
23.12 |
|
|
46 |
А.А.Фет. Лирика. |
1 |
25.12 |
|
|
47 |
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену о горцев. |
1 |
28.12 |
|
|
48 |
«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. |
1 |
11.01 |
|
|
49 |
Р/р: «Кавказский пленник»: |
1 |
13.01 |
|
|
50-51 |
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. |
2 |
15.01 18.01 |
|
|
52 |
А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. |
1 |
20.01 |
|
|
53 |
Р.р.: . «Хирургия» |
1 |
22.01 |
|
|
54 |
Вн.чт.:Рассказы А.П.Чехова |
1 |
25.01 |
|
|
55 |
Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной…» |
1 |
27.01 |
|
|
56 |
А.Н.Майков «Ласточки», И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне». И.З.Суриков «Зима», А.Н.Плещеев « Весна» |
1 |
29.01 |
|
|
57 |
Р.р.:Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. |
1 |
01.02 |
|
|
Русская литература ХХ века (29 часов) |
|||||
58 |
И.А.Бунин. «Косцы». |
1 |
03.02 |
|
|
59 |
Вн.чт.: И.А.Бунин «Подснежник» |
1 |
05.02 |
|
|
60 |
В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. |
1 |
08.02 |
|
|
61 |
« В дурном обществе»: семья Тыбурцыя. |
1 |
10.02 |
|
|
62 |
« В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» |
1 |
12.02 |
|
|
63 |
Р.р: «В дурном обществе».. |
1 |
15.02 |
|
|
64 |
С.А.Есенин. «Я покинул дом родной», «Низкий дом с голубыми ставнями..». |
1 |
17.02 |
|
|
65 |
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. |
1 |
19.02 |
|
|
66 |
«Медной горы Хозяйка»:сказ как жанр литературы |
1 |
22.02 |
|
|
67 |
К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. |
1 |
24.02 |
|
|
68 |
«Тёплый хлеб»: язык сказки. |
1 |
26.02 |
|
|
69 |
Вн.чт.: «Заячьи лапы» и другие рассказы. |
1 |
01.03 |
|
|
70 |
Вн.чт.:С.Я.Маршак. Сказки для детей. |
1 |
03.03 |
|
|
71 |
«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. |
1 |
05.03 |
|
|
72 |
«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. |
1 |
08.03 |
|
|
73 |
Р.р.: «Двенадцать месяцев» |
1 |
10.03 |
|
|
74 |
А.П.Платонов «Никита»: человек и природа. |
1 |
12.03 |
|
|
75 |
«Никита»: быль и фантастика |
1 |
15.03 |
|
|
76 |
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации |
1 |
17.03 |
|
|
77 |
«Васюткино озеро»: становление характера главного героя. |
1 |
19.03 |
|
|
78-79 |
К.р.: Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов. |
2 |
22.03 02.04 |
|
|
80 |
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». |
1 |
05.04 |
|
|
81 |
К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете» |
1 |
07.04 |
|
|
82 |
И.А.Бунин «Помню-долгий зимний вечер»; Дон-Аминадо «Города и годы» |
1 |
09.04 |
|
|
83 |
А.А.Прокофьев «Алёнушка»,Д.Б.Кедрин»Алёнушка», Н.М.Рубцов «Родная деревня» |
1 |
12.04 |
|
|
84 |
Саша Чёрный. «Кавказский пленник». |
1 |
14.04 |
|
|
85 |
Саша Чёрный. «Игорь- Робинзон». |
1 |
16.04 |
|
|
86 |
Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. |
1 |
19.04 |
|
|
Зарубежная литература ( 15 часов) |
|||||
87 |
Р.Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. |
1 |
21.04 |
|
|
88 |
Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. |
1 |
23.04 |
|
|
89 |
Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. |
1 |
26.04 |
|
|
90 |
Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа . |
1 |
28.04 |
|
|
91 |
Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.. |
1 |
30.04 |
|
|
92 |
Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. |
1 |
03.05 |
|
|
93 |
Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» |
1 |
05.05 |
|
|
94 |
Вн.чт.: Х.К.Андерсен.Сказки. |
1 |
07.05 |
|
|
95-96 |
Р/р: Х.К.Андерсен.Сказки. |
2 |
10.05 12.05 |
|
|
97 |
Контрольная работа на промежуточной аттестации. |
1 |
14.05 |
|
|
98 |
М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. |
1 |
17.05 |
|
|
99 |
М.Твен. «Приключения Тома Сойера»:дружба героев. |
1 |
19.05 |
|
|
100 |
Р.р.: «Приключения Тома Сойера»- любимая книга многих поколений читателей. |
1 |
21.05 |
|
|
101 |
Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? |
1 |
24.05 |
|
|
102 |
Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя |
1 |
26.05 |
|
|
103-105 |
Р.Р.:Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Итоги года и задание на лето. |
3 |
28.05 31.05 |
|
|
Тематическое планирование по литературе в 6 классе (70ч)
№п/п |
Раздел. Тема урока. |
Количество часов |
Дата |
||
План |
Факт |
||||
Введение (1час) |
|||||
1 |
Художественное произведение, автор, герои. |
1 |
02.09 |
|
|
Устное народное творчество (3 часа) |
|||||
2 |
Обрядовый фольклор. |
1 |
06.09 |
|
|
3 |
Пословицы и поговорки, загадки. |
1 |
09.09 |
|
|
4 |
Р.Р.: Урок- посиделки «Русский фольклор» |
1 |
13.09 |
|
|
Из древнерусской литературы (1 час) |
|||||
5 |
Русская летопись. |
1 |
16.09 |
|
|
Из русской литературы 18 века (1час) |
|||||
6 |
Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха» |
1 |
20.09 |
|
|
Из литературы 19 века( 32 часа) |
|||||
7 |
И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» |
1 |
23.09 |
|
|
8 |
А.С.Пушкин. «И.И.Пущину» |
1 |
27.09 |
|
|
9 |
А.С.Пушкин «Узник» |
1 |
30.09 |
|
|
10 |
А.С.Пушкин «Зимнее утро» |
1 |
04.10 |
|
|
11 |
Р.Р. А.С.Пушкин .Двусложные размеры стиха |
1 |
07.10 |
|
|
12 |
А.С.Пушкин «Дубровский»: Дубровский- старший и Троекуров. |
1 |
11.10 |
|
|
13 |
«Дубровский»: бунт крестьян. |
1 |
14.10 |
|
|
14 |
«Дубровский»: история любви, протест Владимира Дубровского |
1 |
18.10 |
|
|
15 |
«Дубровский»: композиция романа. |
1 |
21.10 |
|
|
16 |
Р.Р.: «Дубровский»: моё понимание романа Пушкина |
1 |
25.10 |
|
|
17 |
Вн.чт.:А.С.Пушкин «Повести Белкина» . «Барышня- крестьянка»: сюжет, герои и особенности композиции повести. |
1 |
28.10 |
|
|
18 |
М.Ю.Лермонтов. «Тучи». |
1 |
11.11 |
|
|
19 |
М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»,«Листок». |
1 |
15.11 |
|
|
20 |
М.Ю.Лермонтов «Утёс», «На севере диком…» |
1 |
18.11 |
|
|
21 |
И.С.Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. |
1 |
22.11 |
|
|
22 |
«Бежин луг»: картины природы и образы крестьянских детей. |
1 |
25.11 |
|
|
23 |
Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся» |
1 |
29.11 |
|
|
24 |
Ф.И.Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворения. |
1 |
02.12 |
|
|
25 |
А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». |
1 |
06.12 |
|
|
26 |
А.А.Фет «Ещё майская ночь, «Учись у них- у дуба, у берёзы». |
1 |
09.12 |
|
|
27 |
Р.Р.: Лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов. |
1 |
13.12 |
|
|
28 |
Н.А.Некрасов. «Железная дорога» : автор и народ. |
1 |
16.12 |
|
|
29 |
Н.А.Некрасов «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения |
1 |
20.12 |
|
|
30 |
К.Р.Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, |
1 |
23.12 |
|
|
31 |
Н.С.Лесков. «Левша»: народ и власть. |
1 |
27.12 |
|
|
32 |
Н.С.Лесков. «Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. |
1 |
10.01 |
|
|
33 |
Р.Р. «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в произведениях» |
1 |
13.01 |
|
|
34 |
Вн.чт.: Н.С.Лесков «Человек на часах» |
1 |
17.01 |
|
|
35 |
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» : герои рассказа, источники комического в рассказе. |
1 |
20.01 |
|
|
36 |
Вн.чт: А.П.Чехов. Рассказы. |
1 |
24.01 |
|
|
37 |
Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века: Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи»,Е.А.Баратынский «Весна, весна!...» А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы» |
1 |
27.01 |
|
|
38 |
Романсы на стихи русских поэтов. А.С.Пушкин «Зимний вечер», М.Ю.Лермонтов «парус», Ф.И.Тютчев «Ещё в полях белеет снег». |
|
|
|
|
Произведения русских писателей XX века (19 часов) |
|||||
38 |
А.И.Куприн «Чудесный доктор»: как рождественский рассказ. |
1 |
31.01 |
|
|
39 |
А.С.Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. Ассоль и Грей. |
1 |
03.02 |
|
|
40 |
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»: образы- символы в сказке. |
1 |
07.02 |
|
|
41 |
Вн.чт.: А.П.Платонов «Цветок на земле», «Корова». |
1 |
10.02 |
|
|
42 |
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» |
1 |
14.02 |
|
|
43 |
Д.С.Самойлов «Сороковые». |
1 |
17.02 |
|
|
44 |
В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. |
1 |
21.02 |
|
|
45 |
В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»:проблематика рассказа, речь героев. |
1 |
24.02 |
|
|
46 |
Р.Р.: В.П. Астафьев«Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
28.02 |
|
|
47 |
В.Г.Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени, стойкость главного героя. |
1 |
03.03 |
|
|
48 |
В.Г.Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна |
1 |
07.03 |
|
|
49 |
В.М.Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. |
1 |
10.03 |
|
|
50 |
Вн.чт.:В.М.Шукшин «Чудик», «Срезал». |
1 |
14.03 |
|
|
51 |
Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Юмор в рассказе. |
1 |
17.03 |
|
|
52 |
Класное сочинение по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера ( по выбору) |
1 |
31.03 |
|
|
53 |
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», C.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». |
1 |
04.04 |
|
|
54 |
А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». |
1 |
07.04 |
|
|
55 |
Н.М.Рубцов «Звезда полей»:родина, страна, Вселенная. «Листья осенние», «В горнице». |
1 |
11.04 |
|
|
56 |
Р.р.:Классное сочинение по произведениям русских поэтов 19,20 века |
1 |
14.04 |
|
|
Из литературы народов России (2часа) |
|||||
57 |
Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга» |
1 |
18.04 |
|
|
58 |
Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» |
1 |
|
|
|
Зарубежная литература ( 12 часов) |
|||||
59 |
Мифы народов мира.Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. |
1 |
21.04 |
|
|
60 |
Геродот. «Легенда об Арионе» |
1 |
25.04 |
|
|
61 |
Гомер «Илиада» как героическая эпическая поэма. |
1 |
28.04 |
|
|
62 |
Гомер «Одиссея» как героическая эпическая поэма. |
1 |
05.05 |
|
|
63 |
М. Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. |
1 |
09.05 |
|
|
64 |
«Дон Кихот»: как пародия на рыцарские романы, нравственный смысл романа. |
1 |
12.05 |
|
|
65 |
И.Ф.Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести. |
1 |
16.05 |
|
|
66 |
П.Мериме. «Маттео Фальконе» : природа и цивилизация, отец и сын Фальконе. |
1 |
19.05 |
|
|
67 |
А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые |
1 |
23.06 |
|
|
68 |
А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка -притча |
1 |
|
|
|
69 |
Выявление уровня литературного развития учащихся. |
1 |
26.05 |
|
|
70 |
Р.Р.: Итоговый урок- праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».. Задания для летнего чтения. |
1 |
30.05 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.