I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями авторской программы В.Я. Коровиной и учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, 2016.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколения в содержании календарно - тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
• свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
• научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;
• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
• способами свободного владения письменной речью;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
II.Общая характеристика учебного предмета
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс 6 класса представлен разделами:
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Устное народное творчество |
4 |
3 |
Древнерусская литература |
1 |
4 |
Русская литература XVIII века |
1 |
5 |
Русская литература XIX века |
50 |
6 |
Родная природа в лирике поэтов XIX века |
4 |
7 |
Русская литература XX века |
30 |
8 |
Зарубежная литература |
10 |
9 |
Сведения по теории и истории литературы |
2 |
10 |
Итоговые уроки |
2 |
Ш. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 6 классе отводится 105 часов. Количество учебных недель 35.
Рабочая программа предусматривает изучение литературы в объёме 3 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне. Программой предусмотрено проведение:
1) уроков по развитию речи: 7
2) уроков внеклассного чтения: 8
3) контрольных работ: 7
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения литературы
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
V. Содержание тем учебного предмета «Литература»
ВВЕДЕНИЕ
• Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
• Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
•
Теория
литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления).
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
• Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
• Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
• Русские басни
• Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над
ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
• Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ IX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
• Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
• Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
• Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
• «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения.
• «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
• «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
• «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
• «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
• «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
• «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
• Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
• «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
• «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
• Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
• «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
• Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
• Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
• «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
• Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».
Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
• Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
• «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
• Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
• «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
• Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
· «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
• Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
• Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
• Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
• Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
• «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
• Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
· «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
• К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
• Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
• «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
• Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
• «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
• Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
· «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
· «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
• А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
• Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
• Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы
· «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
• Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
• «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ... Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
• Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Мифы народов мира
• Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
• Геродот. «Легенда об Арионе».
• Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
• Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
• Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
• Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
• Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
• Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
• Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
• Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
• «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
• Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса - 2 ч.
VI. Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
VII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
||
1 |
Художественное произведение. Содержание и форма. |
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа) |
||
2 |
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни |
|
3 |
Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. |
|
4 |
Загадки |
|
5 |
Контрольная работа по теме «Устное народное творчество» |
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час) |
||
6 |
«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». |
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1час) |
||
7 |
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. |
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (50 часов) |
||
8 |
И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей». |
|
9 |
И. А. Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик». |
|
10 |
Р.Р. Русские басни |
|
А.С. Пушкин (17 часов) |
||
11 |
А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» |
|
12 |
Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». |
|
13 |
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». |
|
14 |
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». |
|
15 |
Лирика А.С.Пушкина. |
|
16 |
Р.Р. А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха |
|
17 |
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» |
|
18 |
Дубровский - старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» |
|
19 |
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». |
|
20 |
Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский |
|
21 |
Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» |
|
22 |
Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» |
|
23 |
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. |
|
24 |
Авторское отношение к героям повести «Дубровский» |
+ |
25 |
Обобщение по теме «Дубровский». |
|
26 |
Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский». |
|
27 |
Вн. чтение А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» |
|
М.Ю. Лермонтов (5 часов) |
||
28 |
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». |
|
29 |
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком...» |
|
30 |
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» |
|
31 |
Вн. чтение М.Ю. Лермонтов. Лирика. |
|
32 |
Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова |
|
И.С. Тургенев (5 часов) |
||
33 |
И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя |
|
34 |
Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». |
|
35 |
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». |
|
36 |
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». |
|
37 |
Вн. чтение «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). |
|
Ф.И. Тютчев (3 часа) |
||
38 |
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя |
|
39 |
Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». |
|
40 |
Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». |
|
А.А. Фет (3 часа) |
||
41 |
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы |
|
42 |
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета |
|
43 |
Р.Р. Ф.И. Тютчев. А.А.Фет. Лирика |
|
Н.А. Некрасов (4 часа) |
||
44 |
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. |
|
45 |
Народ - созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». |
|
46 |
Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» Трехсложный размер стиха |
|
47 |
Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века |
|
Н.С. Лесков (6 часов) |
||
48 |
Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. |
|
49 |
Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». |
|
50 |
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». |
|
51 |
Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша» |
|
52 |
Р.Р. Сказовая форма повествования. |
|
53 |
Контрольная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. |
|
А.П. Чехов (4 часа) |
||
54 |
А.П. Чехов. Литературный портер писателя. |
|
55 |
Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. |
|
56 |
Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». |
|
57 |
Вн. чтение. А.П. Чехов. Рассказы |
|
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 часа) |
||
58 |
Я. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...» |
|
59 |
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. |
|
60 |
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». |
|
61 |
Контрольная работа по стихотворениям поэтов 19 века |
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 часов) |
||
62 |
А.И.Куприн «Чудесный доктор». |
|
63 |
Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» |
|
64 |
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» |
|
65 |
Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» |
|
66 |
Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» |
|
67 |
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя |
|
68 |
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». |
|
69 |
Вн. чтение А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др. |
|
Произведения о Великой Отечественной войне (2 часа) |
||
70 |
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» |
|
71 |
Д.С. Самойлов. «Сороковые». |
|
В.П. Астафьев (3 часа) |
||
72 |
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». |
|
73 |
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе |
|
74 |
Р.Р. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» |
|
В.Г. Распутин (3 часа) |
||
75 |
Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» |
|
76 |
Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. |
|
77 |
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». |
|
М.М. Пришвин (2 часа) |
||
78 |
Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» |
|
79 |
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» |
|
Писатели улыбаются (3 часа) |
||
80 |
Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». |
|
81 |
Вн. чтение. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал». |
|
82 |
Р.Р.Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина. |
|
Родная природа в лирике поэтов XX века (4 часа) |
||
83 |
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» |
|
84 |
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». |
|
85 |
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». |
|
86 |
Р.Р. Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков. |
|
Ф. Искандер (3 часа) |
||
87 |
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» |
|
88 |
Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» |
|
89 |
Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла |
|
Из литературы народов России (2 часа) |
||
90 |
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу. |
|
91 |
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». |
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
||
92 |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» |
|
93 |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид |
|
94 |
Геродот. «Легенда об Арионе». |
|
95 |
Вн. чтение. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. |
|
96 |
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов |
|
97 |
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. |
|
98 |
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство «простой» жизни над цивилизованной. |
|
99 |
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка- притча. |
|
100 |
Вн.чтение. А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги. |
|
101 |
Выявление уровня литературного развития учащихся. |
|
102 |
Итоговый урок. Задания для летнего чтения |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.