Рабочая программа по литературе 6 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 6 класс

Оценка 5
docx
30.01.2021
Рабочая программа по литературе 6 класс
28. Литература 6 кл..docx

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями авторской программы В.Я. Коровиной и учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, 2016.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

       формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

       развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

       постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

       поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

       овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

       использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколения в содержании календарно - тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

          приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

          овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

          свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

          научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,

характеристике героя;

          отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

          способами свободного владения письменной речью;

          освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

II.Общая характеристика учебного предмета

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс 6 класса представлен разделами:

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

4

3

Древнерусская литература

1

4

Русская литература XVIII века

1

5

Русская литература XIX века

50

6

Родная природа в лирике поэтов XIX века

4

7

Русская литература XX века

30

8

Зарубежная литература

10

9

Сведения по теории и истории литературы

2

10

Итоговые уроки

2

 

Ш. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 6 классе отводится 105 часов. Количество учебных недель 35.

Рабочая программа предусматривает изучение литературы в объёме 3 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне. Программой предусмотрено проведение:

1)          уроков по развитию речи: 7

2)          уроков внеклассного чтения: 8

3)          контрольных работ: 7

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения литературы

Личностные результаты:

     воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

     формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

     формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

     формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

     освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

     развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

     формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

     формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

     осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

     развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

            умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

            умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

            умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

            владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

            умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

            умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

            смысловое чтение;

            умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

            умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

            формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

       понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

       понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

       умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

       определение в произведении элементов сюжета, композиции,   изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

       приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

       формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

       собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

       понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

       восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

       умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

       искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

       понимание русского слова в его эстетической функции, роли  изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

V. Содержание тем учебного предмета «Литература»

ВВЕДЕНИЕ

       Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

       Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

       Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

       Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления).   
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

       Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

       Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

       Русские басни

       Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над

ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

       Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ IX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

       Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.

       Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

       Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

       «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения.

       «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

       «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

       «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

       «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

       «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

       «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

       Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

       «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

       «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

       Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

       «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

       Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

       Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

       «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

       Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у ниху дуба, у берёзы...».

Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

       Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

       «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

       Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

       «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

       Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

·       «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

       Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

       Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

       Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.

       Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

       «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

       Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

·       «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

       К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

       Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

       «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

       Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

       «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

       Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

·       «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

·       «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

       А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

       Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

       Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы

·       «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

       Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

       «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ... Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

       Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       Мифы народов мира

       Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

       Геродот. «Легенда об Арионе».

       Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

       Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

       Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

       Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

       Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

       Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

       Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

       Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

       «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

       Теория литературы. Притча (начальные представления).

Итоговый контроль по результатам изучения курса - 2 ч.

VI. Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-      Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

-      Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

-      Оценивать свои и чужие поступки.

-      Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

-       Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

-      Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-      Планированию пути достижения цели.

-      Установлению целевых приоритетов.

-      Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

-      Учитывать условия выполнения учебной задачи.

-      Выделять альтернативные способы достижения цели.

-       Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-      Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

-      Аргументировать свою точку зрения.

-      Задавать вопросы.

-      Осуществлять контроль.

-      Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

-        Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-      Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-      пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

-      находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

-      ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-      анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

-      анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

-      осуществлять синтез как составление целого из частей;

-      проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

-      устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-      проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

-      выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

-      осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

-        проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

-      обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

-      видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

-      учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

-      выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

-       пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

-      осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

-      воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-       определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

-      анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

-      создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

-      сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

-      рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

-      сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

-      сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

-       выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

-       устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

-      выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

-      сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

-      оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

 

3

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

 

4

Загадки

 

5

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество»

 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)

6

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1час)

7

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (50 часов)

8

И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей».

 

9

И. А. Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик».

 

10

Р.Р. Русские басни

 

А.С. Пушкин (17 часов)

11

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

 

12

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

 

13

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

 

14

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

 

15

Лирика А.С.Пушкина.

 

16

Р.Р. А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха

 

17

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

 

18

Дубровский - старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

 

19

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

 

20

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский

 

21

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

 

22

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

 

23

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

 

24

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

+

25

Обобщение по теме «Дубровский».

 

26

Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

 

27

Вн. чтение А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

 

М.Ю. Лермонтов (5 часов)

28

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

 

29

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком...»

 

30

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

 

31

Вн. чтение М.Ю. Лермонтов. Лирика.

 

32

Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

 

И.С. Тургенев (5 часов)

33

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя

 

34

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

 

35

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

 

36

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

 

37

Вн. чтение «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).

 

Ф.И. Тютчев (3 часа)

38

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя

 

39

Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».

 

40

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

 

А.А. Фет (3 часа)

41

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы

 

42

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

 

43

Р.Р. Ф.И. Тютчев. А.А.Фет. Лирика

 

Н.А. Некрасов (4 часа)

44

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

 

45

Народ - созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

 

46

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» Трехсложный размер стиха

 

47

Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века

 

Н.С. Лесков (6 часов)

48

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

 

49

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

 

50

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

 

51

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»

 

52

Р.Р. Сказовая форма повествования.

 

53

Контрольная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

 

А.П. Чехов (4 часа)

54

А.П. Чехов. Литературный портер писателя.

 

55

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

 

56

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

 

57

Вн. чтение. А.П. Чехов. Рассказы

 

РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 часа)

58

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...»

 

59

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..

 

60

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

 

61

Контрольная работа по стихотворениям поэтов 19 века

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 часов)

62

А.И.Куприн «Чудесный доктор».

 

63

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

 

64

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

 

65

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

 

66

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

 

67

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя

 

68

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

 

69

Вн. чтение А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др.

 

Произведения о Великой Отечественной войне (2 часа)

70

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

 

71

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

 

В.П. Астафьев (3 часа)

72

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

 

73

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе

 

74

Р.Р. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

 

В.Г. Распутин (3 часа)

75

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

 

76

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

 

77

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

 

М.М. Пришвин (2 часа)

78

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

 

79

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

 

Писатели улыбаются (3 часа)

80

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».

 

81

Вн. чтение. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

 

82

Р.Р.Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина.

 

Родная природа в лирике поэтов XX века (4 часа)

83

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

 

84

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

 

85

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

 

86

Р.Р. Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков.

 

Ф. Искандер (3 часа)

87

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

 

88

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

 

89

Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла

 

Из литературы народов России (2 часа)

90

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу.

 

91

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

92

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

 

93

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид

 

94

Геродот. «Легенда об Арионе».

 

95

Вн. чтение. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

 

96

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов

 

97

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

 

98

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство «простой» жизни над цивилизованной.

 

99

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка- притча.

 

100

Вн.чтение. А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги.

 

101

Выявление уровня литературного развития учащихся.

 

102

Итоговый урок. Задания для летнего чтения

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

I. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе

I. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе

II .Общая характеристика учебного предмета

II .Общая характеристика учебного предмета

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития…

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития…

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Предметные результаты: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы

Предметные результаты: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы

V. Содержание тем учебного предмета «Литература»

V. Содержание тем учебного предмета «Литература»

Теория литературы. Басня. Аллегория

Теория литературы. Басня. Аллегория

Роль картин Природы в рассказе

Роль картин Природы в рассказе

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Нравственная проблематика произведения

Нравственная проблематика произведения

Скотный двор царя Авгия», «Яблоки

Скотный двор царя Авгия», «Яблоки

Ученик научится : - Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа

Ученик научится : - Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа

Ученик получит возможность научиться : - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об…

Ученик получит возможность научиться : - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об…

Ученик получит возможность научиться : - рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; - сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии ; - сравнивая произведения…

Ученик получит возможность научиться : - рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; - сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии ; - сравнивая произведения…

VII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

VII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении

Вн. чтение. А.П. Чехов. Рассказы

Вн. чтение. А.П. Чехов. Рассказы

Ф. Искандер (3 часа) 87

Ф. Искандер (3 часа) 87
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2021