Рабочая программа по литературе 9 класс

  • docx
  • 19.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Литература 9 класс.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ЛИТЕРАТУРА  9 КЛАСС

Пояснительная записка

           Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на основе требований ФГОС ООО и входит в предметную область «Филология». При составлении программы использовалась примерная Программа для общеобразовательных учреждений Литература 5 – 11 класс. Базовый и профильный уровень под редакцией Чертова В.Ф. Москва, Просвещение, 2018. Для реализации программы используется Учебник Литература 9 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019. В основе изучения литературы  реализация деятельностного подхода, который способствует  овладению умениями и навыками, связанными с чтением, анализом текстов художественных произведений, их интерпретацией.

         Учебный предмет «Литература» является отражением жизни и обладает возможностью оказывать воспитательной воздействие на ученика, т.к. способствует формированию духовных и нравственных ценностей.

         В 9 классе особое внимание уделяется художественному миру литературного произведения, эпохи, писателя, направления. Рубрики «Практикум» и «Мир в слове» способствуют совершенствованию навыков анализа, обогащению словарного запаса и развитию устной и письменной речи.

Цель: формирование представлений о богатом своеобразии художественного мира произведений отечественной и мировой литературы; формирование умений и навыков анализа и интерпретации художественных текстов, совершенствование письменной и устной речи учащихся.

Планируемые результаты

Личностные:

§  Осознание своей причастности к Родине, воспитание патриотизма, уважение к прошлому и настоящему многонационального народа России;

§  Формирование гражданской позиции человека, уважающего законы, традиции,  общечеловеческие ценности;

§  Формирование способности к сопереживанию на основе нравственных чувств: чести, долга, справедливости, дружелюбия и милосердия;

§  Способность к образованию и самообразованию;

§  Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры;

§  Формирование положительного образа семьи на основе принятия ценностей семейной жизни;

§  Потребность в труде, ответственное отношение к различным видам трудовой деятельности;

§  Ощущение безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

§  Уметь  определять цели, ставить задачи в учебной деятельности;, выбирать оптимальные пути достижения целей;

§  Определять критерии для определения достижения цели;

§  Сопоставлять и оценивать полученный результат.

Познавательные

§  Оценивать информацию, использовать различные  средства, схемы для представления информации;

§  Осуществлять поиск, находить обобщенные способы решения задач;

§  Подвергать анализу  проблемные ситуации;

§  Управлять совместной познавательной деятельностью.

Коммуникативные

§  Осуществлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми; уметь точно излагать свою точку зрения;

§  Выполнять разные роли при парной и групповой форме работы;

§  Предотвращать конфликты, распознавать конфликтные ситуации;

§  Публично представлять результаты индивидуальной и групповой работы перед различными аудиториями;

§  При формулировке замечаний в адрес других людей избегать личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

§  Знание произведений отечественной и мировой литературы;

§  Анализировать произведения во взаимосвязи с другими видами искусства;

§  Обобщать и анализировать свой читательский опыт;

§  Осуществлять  исследовательскую и проектную деятельность;

§  Участвовать в научных и творческих мероприятиях, представляя результаты своей деятельности.

Место предмета:

На изучение курса Литература в 9 классе  отводится 105 часов (3 часа в неделю) в соответствии с программой и учебным планом школы.

 

Содержание программы

Художественный мир литературной эпохи, направления

 Античная литература

Древнегреческая литература.

Анакреонт «Сединой виски покрылись, голова вся побелела…»

Эсхил «Прометей прикованный».

Мир в слове «Дух»

Римская литература

Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене»

Публий Овидий Назон «Метаморфозы.  «Книга восьмая» (фрагменты)

Литература Средних веков

Данте Алигьери «Божественная комедия»

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»  как памятник древнерусской литературы.

Мир в слове «Любовь»

Практикум «Работа над рефератом»

Литература эпохи Возрождения

У.Шекспир. «Гамлет, принц Датский» (фрагменты)

Зарубежная литература 17-18 веков

И.Гете «Фауст»

Пиндар «Первая истиймская ода» (фрагмент)

Ф. Малерб «Ода королеве»

Русская литература 18 века

Г. Р. Державин  «Объяснение в любви», «Фелица», «Памятник»

Зарубежная литература первой половины 19 века

Э.Т. А. Гофман  «Крошка Цахес»

Дж. Г.Н. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда», «Душа моя мрачна»

Э.А. По «Ворон»

Русская литература первой половины 19 века

В.А.Жуковский  «Невыразимое», «Море»

Практикум «Комплексный анализ лирического стихотворения»

А.С.Грибоедов  «Горе от ума»

А.С.Пушкин   «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «К…» (Я помню чудное мгновенье…), «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил: любовь еще быть может…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Поэту», «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг…»

«Моцарт и Сальери»

«Евгений Онегин»

Практикум «Лирические отступления в эпических произведениях»

Поэты  пушкинской поры

К.Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

 Е.Баратынский «Разуверение», «Приманкой ласковых речей…»

П.Вяземский «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости – изношенный халат…»

Д. Давыдов «Песня старого гусара», «Романс»

Мир в слове «Время»

Жанр элегии в мировой литературе 

Т.Грей «Сельское кладбище»

Н.А.Некрасов «Элегия»

Русская литература 19 века 

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Гляжу на будущность с боязнью…», «Дума», «Поэт», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно», «Отчего», «Родина», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк».

Роман «Герой нашего времени»

Мир в слове «Память»

Практикум «Композиция литературного произведения»

Н.В.Гоголь «Шинель», «Мертвые души»

Мир в слове «Поле»

Практикум. «Анализ вставного текста в литературном произведении»

Жизнь души в произведениях русской литературы 19 века

И.С.Тургенев «Певцы»

Ф.М.Достоевский  «Белые ночи»

Мир в слове «Общество»

Практикум «Характеристика художественного мира литературного произведения»

Гуманистическая традиция в русской литературе 20 века

Л.Андреев «Город»

В.Набоков «Рождество»

Диалог поэтов в русской лирике 20 века

Н.С.Гумилев «Капитаны» (фрагмент), «Акростих»

А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Царскосельская статуя»

О.Э.Мандельштам «Есть иволги в лесах, и гласных долгота…»

М.И.Цветаева «Стихи к Блоку» (Имя твое – птица в руке…)

Б.Л.Пастернак «Рассвет»

Традиции смеховой культуры в русской литературе 20 века 

А.Т. Аверченко «Корибу»

Н.А. Тэффи (Лохвицкая) «Взамен политики»