Пояснительная записка
Рабочая программа по математике на 2022 – 2023 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
¾ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);
¾ Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;
¾ Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;
- Авторская рабочая программа М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика.1-4 класс», Москва: «Просвещение», 2020 г; УМК «ШКОЛА РОССИИ»
В соответствии с Программой воспитания, принятой в школе, рабочая программа по математике обеспечивает целостность и единство воспитательного воздействия на обучающихся; самореализацию и самоорганизацию; формирует личностные компетенции, внутренние позиции личности, способствующие подготовке к жизни в обществе, формирующие целостное мировоззрение на основе научного, эстетического и практического познания мира.
На изучение математики по учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» выделяется 136 часов (4 часа в неделю).
Программа соответствует учебнику: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Учебник. 3 класс. - М.: Просвещение, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади.
Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а :а, 0 : а при а/0.
Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).
Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (28 ч)
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4,4 * 23. Приемы деления для случаев
78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении.
Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + Ь, а - Ь, а * Ь, с :d (d^O), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (12 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (14ч)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (6 ч)
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семенным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
· целостное восприятие окружающего мира;
· развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
· рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
· навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
· овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
· умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
· использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
· определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
· умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты :
Обучающийся научится:
называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
- чётные и нечётные числа;
- определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
- конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000. используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности.
- составлять равенства и неравенства;
Ожидаемые результаты реализации Программы воспитания в рамках изучения математики:
· повышение социальной активности обучающихся;
· удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива;
· доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей;
· рост участников и победителей в конкурсах и соревнованиях;
· вовлечение обучающихся в позитивную социальную деятельность, рост числа патриотически настроенных молодых граждан;
· приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому образу жизни.
Тематическое планирование
№ пункта |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Ключевые воспитательные задачи |
|
1 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
|
8 ч
|
Формирование умений через использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока). Воспитание умения сотрудничать педагога и обучающихся на учебном занятии. Преподавание элементов историзма и биографических справок, использование занимательности в математике. |
|
2 |
Табличное умножение и деление
|
56 ч
|
Воспитание сознательного отношения к процессу обучения. Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения. Эстетическое воспитание с использованием музыки, поэзии,живописи, пословиц, поговорок, афоризмов. |
|
3 |
Внетабличное умножение и деление
|
28 ч
|
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
|
|
4
5 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
|
12 ч
12 ч
|
Применение на уроке интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся |
|
6 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление |
14 ч
|
Воспитание сознательного отношения к процессу обучения. Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения. Эстетическое воспитание с использованием музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок, афоризмов. |
|
7 |
Итоговое повторение |
6 ч |
Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их слабоуспевающими одноклассниками, дающего учащимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи |
|
Итого |
|
136 ч |
|
|
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО от _____________ № _________ Руководитель ШМО:_________ /_______________./ |
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР:__________ /И.Ю. Маринина/ _________________________ |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.