Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
Согласовано. Зам. директора по УВР __________ /Кузнецова Е.А./
|
Утверждено. Директор школы: ____________ /Тумаева О.В./ Приказ № _____ «__»_______________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
3 КЛАСС
Составитель:
Сульдина Н.А.,
учитель начальных классов
с. Волочаевка, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования».
4. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
5. Профессионального стандарта педагога, утвержденного Министерством образования РФ от 18.10.2013 г. № 544.
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
9. Учебный план МБОУ ООШ с. Волочаевка.
10. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова— М.: «Просвещение» 2010 г.
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19)».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации ».
13. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 8 мая 2020 года № 02/9060 -2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».
14. Письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усилении санитарно- эпидемиологических мероприятий».
15. Письмо Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020г. № ГД- 1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.20г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
16. Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020г. №75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)».
17. Приказ Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Цель изучения курса:
- Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основными образовательными задачами курса являются:
- уметь решать математическую задачу (проводить её анализ, находить способ её решения, переводить представленную в тексте ситуацию на язык математической операции, выполнять расчёты, осмысливать результаты решения в соответствии с условиями задачи, давать точный ответ на поставленный вопрос, производить проверку решения изученными способами;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений;
- доказывать, опираясь на изученные правила, определения, свойства математических объектов и понятий, приводить примеры;
- проводить классификацию математических объектов;
- делать простейшие обобщения, опираясь на конкретные факты;
- формировать предположения и проверять их.
Особенности класса – общеобразовательный.
Сроки реализации программы - 2020 – 2021 учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение начального курса математики создаёт прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «Математика» изучается с 1-го по 4-й класс. На каждую учебную неделю с 1-го по 4-й класс выделяется по четыре урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 3 класс, рассчитана на 100 учебных часов из расчета 4 часа в неделю, всего 26 учебных недель.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплекс
1. Математика: учебник для общеобразовательных учреждений 3 класс М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова – М: Просвещение 2010 г.
2. Математика. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова— М.: «Просвещение» 2010 г.
Дополнительные пособия для учителей
1. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 3 класс. М.: ВАКО, 2018, (В помощь школьному учителю).
2. С.И.Волкова проверочные работы по математике 3 класс. М:Просвещение, 2018 г.
3. Т.Н.Канашевич Математика тетрадь для закрепления знаний 3 класс.
Интернет – ресурсы
1. http://shkola8elabuga.ucos.ru
2. http:// 1-4.prosv.ru
3. http://school-russia.prosv.ru
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Целостное восприятие окружающего мира. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты .
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументиро- вать своё мнение. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты.
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Выпускник научится:
- определять название и последовательность чисел от 1 до 100, название компонентов и результатов сложения и вычитания;
- таблице сложения однозначных чисел и соответствующие им случаям вычитания;
- правилам порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
- определять название и обозначение действий умножения и деления;
- умножать и делить на уровне автоматизированного навыка.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
- находить сумму и разность, частное и произведение чисел в пределах 1000: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
- находить значения числовых выражений в 2- 3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз;
- чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
- находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- читать несложные готовые таблицы.
Содержание учебного предмета «Математика»
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление - 31 час
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см2, дм2, м2. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи в 3 действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление - 27 часов
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а – в, а ∙ в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация - 13 часов
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание - 12 часов
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, вычитания.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление - 5 часов
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного деления на однозначное число.
Приемы письменных вычислений – 12 часов
Приемы письменного умножения в пределах 1000. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Приемы письменного деления в пределах 1000.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма обучения |
|
|||
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление - 31 час |
|
||||||
1 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
2 |
Площадь. Сравнение площадей фигур. |
1 |
|
|
|||
3 |
Площадь. Сравнение площадей фигур. |
1 |
|
|
|||
4 |
Квадратный сантиметр. |
1 |
|
|
|||
5 |
Площадь прямоугольника. |
1 |
|
|
|||
6 |
Таблица умножения и деления с числом 8. |
1 |
|
|
|||
7 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
8 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|||
9 |
Таблица умножения и деления с числом 9. |
1 |
|
|
|||
10 |
Квадратный дециметр. |
1 |
|
|
|||
11 |
Таблица умножения. Закрепление. |
1 |
|
|
|||
12 |
Таблица умножения. Закрепление. |
1 |
|
|
|||
13 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
14 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
15 |
Квадратный метр. |
1 |
|
|
|||
16 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
17 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
18 |
Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
|
|||
19 |
Умножение на 1. |
1 |
|
|
|||
20 |
Умножение на 0. |
1 |
|
|
|||
21 |
Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число. |
1 |
|
|
|||
22 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
23 |
Доли. |
1 |
|
|
|||
24 |
Окружность. Круг. |
1 |
|
|
|||
25 |
Диаметр круга. Решение задач. |
1 |
|
|
|||
26 |
Единицы времени. |
1 |
|
|
|||
27 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
28 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
29 |
Контрольная работа № 4 за первое полугодие. |
1 |
|
|
|||
30 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
|
|
|||
31 |
Повторение |
1 |
|
|
|||
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление - 27 часов |
|
||||||
32 |
Умножение и деление круглых чисел. |
1 |
|
|
|||
33 |
Деления вида 80: 20 |
1 |
|
|
|||
34 |
Умножение суммы на число. |
1 |
|
|
|||
35 |
Умножение суммы на число. |
1 |
|
|
|||
36 |
Умножение двухзначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|||
37 |
Умножение двухзначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|||
38 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
39 |
Деление суммы на число. |
1 |
|
|
|||
40 |
Деление суммы на число. |
1 |
|
|
|||
41 |
Деление двухзначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|||
42 |
Делимое. Делитель. |
1 |
|
|
|||
43 |
Проверка деления. |
1 |
|
|
|||
44 |
Случаи деления вида 87:29. |
1 |
|
|
|||
45 |
Проверка умножения. |
1 |
|
|
|||
46 |
Решение уравнений. |
1 |
|
|
|||
47 |
Решение уравнений. |
1 |
|
|
|||
48 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
49 |
Контрольная работа № 5 по теме: «Решение уравнений». |
1 |
|
|
|||
50 |
Анализ контрольной работы. Деление с остатком. |
1 |
|
|
|||
51 |
Деление с остатком. |
1 |
|
|
|||
52 |
Деление с остатком. |
1 |
|
|
|||
53 |
Решение задач на деление с остатком. |
1 |
|
|
|||
54 |
Случаи деления, когда делитель больше делимого. |
1 |
|
|
|||
55 |
Проверка деления с остатком. |
1 |
|
|
|||
56 |
Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
|
|||
57 |
Контрольная работа № 6 по теме: «Деление с остатком». |
1 |
|
|
|||
Числа от 1 до 1000.Нумерация - 13 часов |
|
||||||
58 |
Анализ контрольной работы. Тысяча. |
1 |
|
|
|||
59 |
Образование и назначения трехзначных чисел. |
1 |
|
|
|||
60 |
Запись трехзначных чисел. |
1 |
|
|
|||
61 |
Письменная нумерация в пределах 1000. |
1 |
|
|
|||
62 |
Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. |
1 |
|
|
|||
63 |
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
1 |
|
|
|||
64 |
Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. |
1 |
|
|
|||
65 |
Сравнение трехзначных чисел. |
1 |
|
||||
66 |
Письменная нумерация в пределах 1000. |
1 |
|
||||
67 |
Контрольная работа № 7 по теме: «Нумерация в пределах 1000». |
1 |
|
||||
68 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
|
||||
69 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
||||
70 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
||||
71 |
Единицы массы. Грамм. |
1 |
|
||||
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание - 12часов |
|||||||
72 |
Приемы устных вычислений. |
1 |
|
||||
73 |
Приёмы устных вычислений вида 450 + 30; 620 – 200 |
1 |
|
||||
74 |
Приёмы устных вычислений вида 470 + 80; 560 – 90 |
1 |
|
||||
75 |
Приёмы устных вычислений вида 260 + 310; 670 – 140 |
1 |
|
||||
76 |
Приемы письменных вычислений. |
1 |
|
||||
77 |
Алгоритм сложения трехзначных чисел. |
1 |
|
||||
78 |
Алгоритм вычитания трехзначных чисел. |
1 |
|
||||
79 |
Виды треугольников. |
1 |
|
||||
80 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
||||
81 |
Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
||||
82 |
Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
||||
83 |
Контрольная работа № 8 по теме: «Сложение и вычитание». |
1 |
|
||||
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление - 5 часов |
|||||||
84 |
Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений. |
1 |
|
||||
85 |
Приемы устных вычислений. |
1 |
|
||||
86 |
Приемы устных вычислений. |
1 |
|
||||
87 |
Виды треугольников. |
1 |
|
||||
88 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
||||
Приемы письменных вычислений - 12 часов |
|||||||
89 |
Приемы письменного умножения в пределах 1000 |
1 |
|
||||
90 |
Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|||
91 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
92 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
93 |
Приемы письменного деления в пределах 1000. |
1 |
|
|
|||
94 |
Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|||
95 |
Проверка деления. |
1 |
|
|
|||
96 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
97 |
Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. |
1 |
|
|
|||
98 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|||
99 |
Итоговая контрольная работа № 9. |
1 |
|
|
|||
100 |
Обобщающий урок. Игра «По океану математике» |
1 |
|
|
|||
График контрольных работ по математике в 3 классе
за 2020 – 2021 учебный год.
№ урока |
Контрольная работа |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
29 |
Контрольная работа № 4 за первое полугодие. |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
49 |
Контрольная работа № 5 по теме: «Решение уравнений». |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
57 |
Контрольная работа № 6 по теме: «Деление с остатком». |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
67 |
Контрольная работа № 7 по теме: «Нумерация в пределах 1000». |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
83 |
Контрольная работа № 8 по теме: «Сложение и вычитание». |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
99 |
Итоговая контрольная работа № 9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.