Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Базарносызганская средняя школа №1
РАССМОТРЕНО: на заседании педсовета протокол №___ от « 29 » августа 2018г |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _____________ ________________ « 30 » августа 2018г |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ___________________________
« 31 » августа 2018г |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: математика
Класс: 4
Уровень общего образования: начальное общее образование
Срок реализации программы: 2018-2019 уч. год
Количество часов по учебному плану: всего 136 часов, 4 часа в неделю
Планирование составлено на основе примерной программы «Математика» автор Чекина А.Л. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
Учебник: Математика 4 класс А.Л. Чекин - Москва АКАДЕМКНИГА/Учебник 2014 год
.
Рабочую программу составил: учитель высшей категории Синюгина Татьяна Анатольевна
р.п. Базарный Сызган 2018
I. Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Математика» 4 класс
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирования следующих умений:
• ученик научится проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам;
• в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Выпускник получит возможность для формирования:
• гуманистического сознания;
• социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять свое отношение к миру.
В области регулятивных УУД:
• самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
• формулировать учебную проблему;
• составлять план решения проблемы (задачи);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Выпускник получит возможность для формирования:
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
В области познавательных УУД:
• подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
• владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений;
• проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
• строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
• использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
• выполнять действия по заданному алгоритму;
• строить логическую цепь рассуждений.
Выпускник получит возможность для формирования:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
В области коммуникативных УУД
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
• высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
• ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Выпускник получит возможность для формирования:
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:
• называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
• сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);
• сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);
• устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
• выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
• вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
• выполнять изученные действия с величинами;
• решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
• определять вид многоугольника;
• определять вид треугольника;
• изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;
• изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
• находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
• вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
• вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
• распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;
• решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));
• измерять вместимость в литрах;
• выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см ), кубический дециметр (куб. дм или дм ), кубический метр (куб. м или м );
• распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
• понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
• проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
• записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
• различать рациональный и нерациональный способ решения задачи;
• выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
• решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);
• решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях.
II. Содержание учебного предмета «Математика» 4класс
Натуральные и дробные числа (12 часов)
Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Арифметические действия над числами и величинами(50ч)
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком. Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.
Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины. Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части. Деление величины на однородную величину как измерение.
Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств
Величины и их измерение
Единица времени - секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин=60с), часом и секундой (1 ч=3600с).
Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.
Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.
Текстовые задачи( 26ч)
Арифметические текстовые задачи, содержащие зависимость величин: скорость- время-расстояние, цена- количество- стоимость, производительность- время работы- объем работы. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач. Знакомство с комбинаторными и логическими задачами
Геометрические фигуры и величины (26ч)
Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника.
Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.
Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника. Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
Работа с данными (22ч)
Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий. Круговая диаграмма как средство представления совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на доли.
Алгоритм. Построечная запись алгоритма. Блок-схема.
Тематическое планирование учебного предмета « Математика» 4 класс
(4 часа в неделю, 136 часов- в год)
Номер урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Повторение нумерации многозначных чисел и действий с ними. |
1 |
|
2 |
Повторение знаний геометрического материала. |
1 |
|
3 |
Решение арифметических задач. |
1 |
|
4 |
Самостоятельная работа по теме : « Повторение» |
1 |
|
5 |
Когда известен результат разностного сравнения. |
1 |
|
6 |
Когда известен результат разностного сравнения. Работа с таблицей. |
1 |
|
7 |
Когда известен результат кратного сравнения |
1 |
|
8 |
Когда известен результат кратного сравнения. Работа с таблицей. |
1 |
|
9 |
Входная контрольная работа |
1 |
|
10 |
Работа над ошибками. Задачи на разностное и кратное сравнение . |
1 |
|
11 |
Алгоритм умножения столбиком |
1 |
|
12 |
Поупражняемся в вычислениях столбиком |
1 |
|
13 |
Тысяча тысяч; или миллион |
1 |
|
14 |
Разряд единиц миллионов и класс миллионов |
1 |
|
15 |
Самостоятельная работа по теме « Класс миллионов» |
1 |
|
16 |
Работа над ошибками. Сравнение многозначных чисел и арифметические действия с ними. |
1 |
|
17 |
Постоянная и переменная величина. |
1 |
|
18 |
Буквенное выражение. |
1 |
|
19 |
Зависимость между величинами |
1 |
|
20 |
Нахождении значений зависимых величин. |
1 |
|
21 |
Самостоятельная работа по теме : «Буквенные выражения» |
1 |
|
22 |
Стоимость единицы товара; или цена |
1 |
|
23 |
Стоимость единицы товара; или цена |
1 |
|
24 |
Решение задач на нахождение цены, стоимости, количества товара. |
1 |
|
25 |
Решение задач, когда цена постоянна. |
1 |
|
26 |
Задачи на куплю-продажу |
1 |
|
27 |
Проверочная работа по теме : « Задачи на куплю-продажу». Деление нацело и деление с остатком |
1 |
|
28 |
Работа над ошибками. Решение задач. |
1 |
|
29-30 |
Деление на целое и деление с остатком |
2 |
|
31 |
Контрольная работа за 1 четверть |
1 |
|
32 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
33 |
Неполное частное и остаток. |
1 |
|
34 |
Остаток и делитель |
1 |
|
35 |
Когда остаток равен 0 |
1 |
|
36 |
Когда делимое меньше делителя |
1 |
|
37 |
Деление с остатком и вычитание |
1 |
|
38 |
Четные и нечетные числа |
1 |
|
39 |
Запись деления с остатком столбиком |
1 |
|
40 |
Способ поразрядного нахождения результата деления |
1 |
|
41 |
Поупражняемся в делении с остатком столбиком |
1 |
|
42- 43 |
Деление с остатком столбиком |
2 |
|
44 |
Самостоятельная работа по теме «Деление с остатком» |
1 |
|
45 |
Час, минута и секунда |
1 |
|
46 |
Кто или что движется быстрее. |
1 |
|
47 |
Длина пути в единицах времени; или скорость движения |
1 |
|
48 |
Задачи на определение скорости движения |
1 |
|
49-50 |
Задачи на движение. |
2 |
|
51 |
Самостоятельная работа по теме: «Задачи на движение» |
1 |
|
52 |
Вместимость предметов |
1 |
|
53 |
Единицы вместимости : литр |
1 |
|
54 |
Вместимость и объем |
1 |
|
55 |
Кубический сантиметр и измерение объема |
1 |
|
56 |
Кубический дециметр и кубический сантиметр |
1 |
|
57 |
Кубический дециметр и литр |
1 |
|
58 |
Литр и килограмм |
1 |
|
59 |
Решение задач на нахождение объема. |
1 |
|
60 |
Определение объема фигур |
1 |
|
61 |
Самостоятельная работа по теме «Объём» |
1 |
|
62 |
Контрольная работа за 2 четверть. |
1 |
|
63 |
Работа над ошибками к/р. |
1 |
|
64 |
Обобщающий урок . |
1 |
|
65 |
Объем выполненной работы |
1 |
|
66 |
Производительность – это скорость выполнения работы |
1 |
|
67 |
Решение задач на определение производительности, времени работы, объема работы. |
1 |
|
68 |
Самостоятельная работа «Задачи о работе» |
1 |
|
69 |
Диагональ многоугольника |
1 |
|
70 |
Проверочная работа по теме «Задачи на движение и о работе» |
1 |
|
71 |
Работа над ошибками. Разбиение многоугольника на треугольники |
1 |
|
72 |
Деление на однозначное число столбиком. |
1 |
|
73 |
Деление на однозначное число столбиком |
1 |
|
74 |
Число цифр в записи неполного частного |
1 |
|
75-76 |
Деление на двузначное число столбиком |
2 |
|
77 |
Алгоритм деления столбиком |
1 |
|
78 |
Алгоритм деления столбиком |
1 |
|
79 |
Сокращенная форма записи деления столбиком |
1 |
|
80 |
Деление многозначных чисел |
1 |
|
81 |
Самостоятельная работа по теме «Деление столбиком» |
1 |
|
82 |
Деление многозначных чисел столбиком |
1 |
|
83 |
Проверочная работа по теме «Деление многозначных чисел» |
1 |
|
84 |
Работа над ошибками . Обобщение по теме: « Деление столбиком» |
1 |
|
85 |
Сложение и вычитание величин |
1 |
|
86 |
Умножение величины на число и числа на величину |
1 |
|
87 |
Деление величины на число |
1 |
|
88 |
Нахождение доли от величины и величины по ее доле |
1 |
|
89 |
Нахождение части от величины |
1 |
|
90-91 |
Нахождение величины по ее части |
2 |
|
92 |
Деление величины на величину |
1 |
|
93 |
Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, числителями. |
1 |
|
94 |
Величины и действия над величинами» |
1 |
|
95 |
Самостоятельная работа по теме: «Действия над величинами» |
1 |
|
96 |
Когда время движения одинаковое |
1 |
|
97 |
Когда длина пройденного пути одинаковая |
1 |
|
98 |
Движение в одном и том же направлении |
1 |
|
99 |
Движение в противоположных направлениях |
1 |
|
100 |
Контрольная работа за 3 четверть |
1 |
|
101 |
Работа над ошибками к/р. |
1 |
|
102 |
Решение задач на движение |
1 |
|
103-104 |
Обобщение. Решение задач на движение. |
2 |
|
105 |
Когда время работы одинаковое |
1 |
|
106 |
Когда объем выполненной работы одинаковый. |
1 |
|
107 |
Производительность при совместной работе. |
1 |
|
108 |
Время совместной работы |
1 |
|
109 |
Учимся решать задачи на работу |
1 |
|
110 |
Самостоятельная работа «Задачи на работу нескольких объектов» |
1 |
|
111 |
Работа над ошибками |
1 |
|
112 |
Когда количество одинаковое |
1 |
|
113 |
Когда стоимость одинаковая |
1 |
|
114 |
Цена набора товаров |
1 |
|
115 |
Самостоятельная работа по теме: « Задачи на покупку нескольких товаров» |
1 |
|
116 |
Работа над ошибками. Решение задач на куплю-продажу» |
1 |
|
117 |
Как и в математике применяют союз «и» и союз «или» |
1 |
|
118 |
Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого |
1 |
|
119 |
Не только одно; но и другое . Решение логических задач. |
1 |
|
120 |
Самостоятельная работа по теме: «Логические задачи» |
1 |
|
121 |
Квадрат и куб |
1 |
|
122 |
Круг и шар |
1 |
|
123 |
Площадь и объем. Измерение площади с помощью палетки» |
1 |
|
124 |
Нахождение площади и объема |
1 |
|
125 |
Самостоятельная работа по теме «Задачи на нахождение площади и объема» |
1 |
|
126 |
Уравнение. Решение задач с помощью уравнения. |
1 |
|
127 |
Натуральные числа и число 0. Алгоритмы вычисления столбиком. |
1 |
|
128 |
Действия с величинами. Решение арифметических задач. |
1 |
|
129 |
Геометрические фигуры и их свойства |
1 |
|
130 |
Буквенные выражения и уравнения. |
1 |
|
131 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
132 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
133 |
Решение старинных задач |
1 |
|
134-136 |
Повторение изученного |
3 |
|
|
Итого |
136 часов |
|
III. Тематическое планирование
№ |
Название разделов |
Кол. часов |
1 |
Натуральные и дробные числа. |
12 часов |
2 |
Арифметические действия над числами и величинами. |
50 часов |
3 |
Текстовые задачи |
26 часов |
4 |
Геометрические фигуры и величины . |
26 часов |
5 |
Работа с данными |
22 часа |
Приложение
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методические пособия для учащихся:
Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.,2014
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы 4 класс (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник. 2018.
Захарова О.А. Математика в практических заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы: 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.,2018
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1 -4 классы): Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.,2018
Учебно-методические пособия для учителя
Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Методическое пособие для учителя.— М.: Академкнига/Учебник, 2014.
Программа по курсу «Математика»:
Авторская программа по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. - Ч. 1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.