Рабочая программа по обществознанию для СПО
Оценка 4.9

Рабочая программа по обществознанию для СПО

Оценка 4.9
docx
26.01.2022
Рабочая программа по обществознанию для СПО
рп обществознание.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования города Севастополь

«Севастопольский судостроительный колледж»

 

 

 

                                                       УТВЕРЖДАЮ 

                                                                             Директор ГБОУ ПО «ССК»

 ______________ Г. Ю. Косенко

«____» ____________ 2017 года

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины:

ОУД. 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь 2021

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»,  в соответствии с Рекомендациями по организации получения  среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

 

Разработчик: ГБОУПО города Севастополя «Севастопольский

Судостроительный колледж»

        Преподаватели – Семенюк Александра Сергеевна, Фриж Елена Владимировна, Гребенюк Марина Ивановна, Юдин Сергей Михайлович.

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения преподавателей общественных и экономических дисциплин, преподавателей безопасности жизнедеятельности и физической культуры

 

Протокол №___от «___»_____________20­­­­­­­­____г.

Председатель МО_____________А. С. Семенюк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

1.     ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

4

2.     СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.     условия реализации  учебной дисциплины

 

     19

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

1.1. Область применения рабочей программы

             Программа общеобразовательной учебной дисциплины ««Обществознание» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО

Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)                                                                                                           13.01.10, сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)                                           15.01.05, станочник (металлообработка) 15.01.25, Судостроитель – судоремонтник металлических судов 26.01.01,Слесарь – монтажник судовой                                                               26.01.03

          Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). 

          

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

           Учебная дисциплина «Обществознание» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».

 

1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

       Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает до­стижение обучающимися следующих результатов:

           личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на­роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена россий­ского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще­человеческие, гуманистические и демократические ценности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессио­нальной и общественной деятельности;

- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенацио­нальных проблем;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 

              метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения прак­тических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источни­ков;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных тех­нологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигие­ны, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных, экономи­ческих и правовых институтов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.

 

                предметных:

- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не­достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

 

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

 

максимальная учебная нагрузка обучающихся – 256 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 171 час;

самостоятельная работа обучающегося - 85 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:

 

теоретические занятия

116

практические занятия

55

Контрольные работы

5

Внеау­диторная самостоятельная работа обучающихся

85

Итоговая аттестация в форме зачета                                                        

 

 

 

 

 


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

(часы практических работ входят в сумму «содержания учебного материала)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Введение

   Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.   

2

Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения.

Раздел 1. Человек и общество

18(+8)

 

 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

 

Содержание учебного материала

10

 

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

Знание о том, что такое характер, социализация личности, са­мосознание и социальное поведение.

Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессио­нальной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человече­ских знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничи­тели (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаи­модействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Меж­личностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

 Практические занятия:

Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

3

 

Самостоятельная работа: подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий по темам: «Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий»,  «Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми», « Проблема познаваемости мира в трудах ученых», « Я или мы: взаимодействие людей в обществе».

5

 

1. 2. Общество как сложная система

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

5

Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

Умение давать определение понятий: «эволюция», «револю­ция», «общественный прогресс»

      

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриаль­ной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, ин­дустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Практические занятия:

Основные институты общества. Общество и природа. Глобализация.

2

Зачетная работа №1 по теме «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе».

1

Самостоятельная работа: подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий по темам: «Индустриальная революция: плюсы и минусы», «Глобальные проблемы человечества».

(3)

Раздел 2.  Духовная культура человека и общества

26 (+12)

 

2.1.   Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

10

 

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в обществен­ной жизни.

Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры.

Освещение проб­лем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культу­ра продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формиро­вание ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Практические занятия:

Духовная культура личности и общества. Виды культуры.

2

Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта на тему «Современная массовая культура: достижение или деградация?».

(4)

2. 2. Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

8

 

 

 

Различение естественных и социально - гуманитарных наук.

Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого

 

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учено­го, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обще­ством.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни со­временного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении об­разования. Профессиональное образование.

Практические занятия:

Наука в современном мире.

Роль образования в жизни человека и общества.

2

Самостоятельная работа: подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта на темы: « Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?»,  «Кем быть? Проблема выбора профессии». Подготовить сообщения и презентации  по темам:  «Образование у нас и за рубежом», «Инновационные проекты».

(4)

2. 3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

8

 

Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современ­ном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Практические занятия:

Мораль. Религия. Искусство.

2

Зачетная работа №2 по теме «Духовная культура человека и общества».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта на темы: « Современные религии», «Роль искусства в обществе».

4

Раздел 3. Экономика

35(+23)

 

3. 1.  Введение. Экономика и экономическая наука.

Содержание учебного материала

6

Умение давать характеристику понятий: «экономика»;

 «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (ко­мандной) и рыночной экономики.

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы эконо­мики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: тради­ционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Практические занятия:

Экономика как наука.

Типы экономических систем.

2

Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему « Экономика современного общества». Выступления с докладами по теме: «Типы экономических систем», «Человек в системе экономических отношений». Выполнение тестовых заданий , решение проблемных вопросов.

5

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала

9

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение», «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент»,  «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет».

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производитель­ность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмен­та и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды на­логов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

Практические занятия:

Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике. Виды, причины и последствия инфляции.  Функции государства в экономике. Основы налоговой политики государства.

3

Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «Структура современного рынка товаров и услуг». Выступления с докладами по теме «Конкуренция», «Роль государства в экономике», «Государственный бюджет», «Виды налогов». Выполнение тестовых заданий. Анализ документов при подготовке к практическому занятию.

8

3. 3.  ВВП. Рынок труда. Финансовый рынок

Содержание учебного материала

9

Знание понятий: «спрос на труд» и «предложение труда»; поня­тия безработицы, ее причины и экономических последствий.

 

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номиналь­ный доход. Сбережения.

Практические занятия:

Причины безработицы и трудоустройство. Защита прав потребителя.

 

 

1

Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и при­чин безработицы в разных странах»; выступления с рефератами по теме «Безработица и пути решения этой проблемы».

6

 

3. 4. Элементы международной экономики. Основные проблемы экономики

Содержание учебного материала

3

Характеристика становления современной рыночной экономи­ки России, ее особенностей; организации международной тор­говли.

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Практические занятия:

Особенности современной экономики России.

1

 Зачетная работа №3  по теме «Экономика».

1

Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Поиск информации  по изучаемым темам в разных источниках. Выполнение тестовых заданий. Подготовка к зачету.

4

Раздел 4. Социальные отношения

22(+12)

 

4.1. Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

9

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стра­тификация».

Определение   социальных ролей человека в обществе.

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Соци­альные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

 

Практические занятия:

Социальная стратификация. Социальная стратификация в современной России.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной       деятельности.

1

Самостоятельная работа: подготовка докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «Я и мои социальные роли».

Выступления с рефератами по теме «Неравенство», «Социальная роль». Решение тестовых заданий. Работа с документами.

(4)

4.2. Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

6

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.                        Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфлик­тов. Пути разрешения социальных конфликтов.

Практические занятия:

Виды социальных норм.  Социальные конфликты. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

Самостоятельная работа: подготовка докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему: «Современные социальные конфликты». Поиск информации  по изучаемым темам в разных источниках. Выступления с рефератами по теме «Девиантное поведение».

4

4. 3. Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

6

Объяснение особенностей социальной стратификации в совре­менной России, видов социальных групп (молодежи, этниче­ских общностей, семьи).

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в РФ. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфлик­ты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения роди­телей и детей. Опека и попечительство.

Практические занятия:

Межнациональные отношения. Семья в современной России.

1

Зачетная работа №4  по теме «Социальные отношения».

1

Самостоятельная работа: подготовка докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему: «Современная молодежь: проблемы и перспективы», «Семья как ячейка общества».  Выступления с рефератами по теме «Этносоциальные конфликты в современном мире».

4

 

Раздел  5. Политика

18 (+12)

 

5.1.  Политика и власть.  Государство в политической системе

Содержание учебного материала

10

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».

Характеристика внутренних и внешних функций государ­ства, форм государства.

Характеристика типологии политических режимов.

Знание по­нятий правового государства и умение называть его признаки

 

 

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального на­значения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной по­литической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устрой­ство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.

Практические занятия:

Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства.

2

Самостоятельная работа: подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий по темам «Политическая власть: история и современность», «Политическая система современного российского общества», «Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре­менной России», «Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное)».

6

5.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала

8

Характеристика взаимоотношений личности и государства.

Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государ­ство».

Характеристика избирательной кампании в Российской Федера­ции

 

 

 

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его при­чины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Практические занятия:

Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство.

1

 Зачетная  работа №5  по теме «Политика как общественное устройсво».

1

Самостоятельная работа: подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий по темам «Формы участия личности в политической жизни», «Политические партии современной России», «Избирательное право в РФ», «Политическая элита».

6

Раздел 6. Право.

50 (+18)

 

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала

8

 

 

Выделение роли права в системе социальных норм.

Умение давать характеристику системе права.

 

 

 

Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. По­рядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их струк­тура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Практические занятия:

Право в системе социальных норм.  Система права. Формы права.

2

Смостоятельная работа: подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий по темам «Право и социальные нормы», «Система права и система законодательства». Выступление с рефератами по теме «Правомерное и противоправное поведение», «Юридическая ответственность», решение проблемных задач, работа с документами.

6

6.2. Основы конституционного права.

Содержание учебного материала

9

Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Феде­рации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Практические занятия:

Конституционное право. Права и обязанности человека и гражданина.

Гражданское право.

2

Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий по теме « Развитие прав человека в ХХ начале XXI века». Выступление с рефератами по теме «Экологическое право», «Права и обязанности налогоплательщиков». Анализ документа при подготовке к практическому занятию.

5

6.3.Гражданское право

Содержание учебного материала

9

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридиче­ские лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринима­тельской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собствен­ность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, насле­дование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы за­щиты имущественных и неимущественных прав.

 

 

Практические занятия:

Трудовое право. Административное право. Уголовное право. Гражданско-правовые договоры. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

 

2

6.4 Трудовое право

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое ре­гулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

9

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.

6.5 Административное и уголовное право

 

Административное право и административные правоотношения. Административ­ные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Со­став преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

8

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.

Практические занятия:

Трудовое право. Административное право. Уголовное право. Гражданско-правовые договоры. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

1

Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий по теме «Характеристика отрасли российского права (на выбор)».

7

 

Зачет

1

 

ВСЕГО

 

171 (+85)

 

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».

Оборудование учебного кабинета:                                                                                         

- посадочные места по количеству обучающихся;                                                                                    - рабочее место преподавателя;                                                                                                

- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание».

 

Технические средства обучения:

- компьютер с выходом в сеть Интернет;

 

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

 

1. Важенин А.Г.  Обществознание. Учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.:  Издательский центр «Академия», 2012.

 

2. Важенин А.Г.  Практикум по обществознанию. Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

 

3. Горелов А.А.  Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. Учебное пособие для начального и среднего профессионального образования. - М.:  Издательский центр «Академия», 2012.

 

Интернет-ресурсы:

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово»)
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)
http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»)
http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»)

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г. – М., 2005.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.  – № 46. – Ст. 4532.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ (в ред. От 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание»  обучающиеся должны достичь следующих результатов:

личностных:

 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на­роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена россий­ского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще­человеческие, гуманистические и демократические ценности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессио­нальной и общественной деятельности;

- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенацио­нальных проблем;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения прак­тических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источни­ков;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных тех­нологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигие­ны, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных, экономи­ческих и правовых институтов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.

предметных:

- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не­достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных  работ.

- зачет.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание » разработана на основе требований

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание » разработана на основе требований

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1

Контроль и оценка результатов

Контроль и оценка результатов

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает до­стижение обучающимися следующих результатов: личностных: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге…

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает до­стижение обучающимися следующих результатов: личностных: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге…

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающихся – 256 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 171 час;…

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающихся – 256 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 171 час;…

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание» (часы практических работ входят в сумму «содержания учебного материала)

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание» (часы практических работ входят в сумму «содержания учебного материала)

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание» (часы практических работ входят в сумму «содержания учебного материала)

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание» (часы практических работ входят в сумму «содержания учебного материала)

Содержание учебного материала 10

Содержание учебного материала 10

Содержание учебного материала 10

Содержание учебного материала 10

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «

Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «

Самостоятельная работа: подготовка докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «

Самостоятельная работа: подготовка докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «

Содержание учебного материала 8

Содержание учебного материала 8

Содержание учебного материала 8

Содержание учебного материала 8

Содержание учебного материала 9

Содержание учебного материала 9

Содержание учебного материала 9

Содержание учебного материала 9

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и…

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и…

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающиеся должны достичь следующих результатов: личностных: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на…

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающиеся должны достичь следующих результатов: личностных: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2022