ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом
образе жизни; об обязанностях граждан по защите государства;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предупреждению актов терроризма;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
· Образовательная программа основного общего образования (учебный план) МКОУ «СОШ №2» с.Телетль 20___-20___ учебный год;
· Комплексная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2011 г
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно УП 2018 года). При 34 учебных
неделях общее количество часов на изучение ОБЖ в 10 классе составит 34 часа.
1 полугодие – 16 часов
2 полугодие – 18 часов
Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена без внесения изменений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах
Ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
- правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
- организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные виды воинской деятельности;
- общие обязанности солдата в бою;
- основные способы передвижения солдата в бою;
- государственные и военные символы Российской Федерации, средства массового поражения и их поражающие факторы
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
- обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
· вводный,
· текущий,
· тематический,
· итоговый,
Формы контроля:
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
· годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
· полугодие – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
· текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.
Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении полугодия. Отметка учащегося за полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования
Предмет |
1 полугодие |
3 полугодие |
Итоговый контроль (год) |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Тестовая работа |
Тестовая работа |
Тестовая работа |
Содержание рабочей программы
Структурно программа состоит из трех разделов:
Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах.
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи.
Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Тематическое планирование
№ модуля, |
Наименование модулей, разделов, тем |
Кол-во часов |
M-I |
Основы безопасности личности и государства |
11 |
M-II |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
3 |
М- III |
III Обеспечение военной безопасности государства |
20 |
Всего часов |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
ТЕМА УРОКА |
К - ВО ЧАСОВ |
ВИДЫ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 |
Автономное пребывание человека в природной среде |
1 |
фронтальный опрос |
|
2 |
Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде |
1 |
фронтальный опрос |
|
3 |
Обеспечение личной безопасности на дорогах |
1 |
фронтальный опрос |
|
4 |
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях |
1 |
фронтальный опрос |
|
5 |
Правила личной безопасности при угрозе террористического акта |
1 |
фронтальный опрос |
|
6 |
ЧС природного характера, причины их возникновения и возможные последствия |
1 |
фронтальный опрос |
|
7 |
ЧС техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия |
1 |
фронтальный опрос |
|
8 |
Военные угрозы национальной безопасности России |
1 |
Контрольное задание |
|
9 |
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России |
1 |
фронтальный опрос |
|
10 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи |
1 |
фронтальный опрос |
|
11 |
ГО, ее предназначение и основные задачи, основные виды оружия и их поражающие факторы. Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени, средства индивидуальной защиты |
1 |
фронтальный опрос |
|
12 |
Сохранение и укрепление здоровья. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика |
1 |
фронтальный опрос |
|
13 |
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека |
1 |
фронтальный опрос |
|
14 |
Здоровый образ жизни. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек |
1 |
фронтальный опрос |
|
15 |
История создания Вооруженных сил РФ |
1 |
фронтальный опрос |
|
16 |
Памяти поколений - дни воинской славы России |
1 |
Тестовая работа |
|
17 |
Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ |
1 |
фронтальный опрос |
|
18 |
Сухопутные войска, их состав и предназначение |
1 |
фронтальный опрос |
|
19 |
Военно-воздушные силы, воздушно-десантные войска |
1 |
фронтальный опрос |
|
20 |
Военно-морской флот, ракетные войска стратегического назначения |
1 |
фронтальный опрос |
|
21 |
Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитников Отечества |
1 |
фронтальный опрос |
|
22 |
Дружба и войсковое товарищество |
1 |
Контрольное задание |
|
23 |
Размещение военнослужащих |
1 |
фронтальный опрос |
|
24 |
Распределение времени и повседневный порядок |
1 |
фронтальный опрос |
|
25 |
Суточный наряд, общие положения |
1 |
фронтальный опрос |
|
26 |
Обязанности дневального по роте, дежурного по роте |
1 |
самостоятельная работа |
|
27 |
Организация караульной службы, общие положения |
1 |
фронтальный опрос |
|
28 |
Часовой - лицо неприкосновенное, обязанности часового |
1 |
самостоятельная работа |
|
29 |
Строи и управление ими, строевые приемы и движение без оружия |
1 |
самостоятельная работа |
|
30 |
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении |
1 |
фронтальный опрос |
|
31 |
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова |
1 |
самостоятельная работа |
|
32 |
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова |
1 |
выполнение норматива Тестовая работа |
|
33 |
Современный бой |
1 |
Тестовая работа |
|
34 |
Обязанности солдата в бою, действия солдата в бою |
1 |
фронтальный опрос, выполнение норматива |
|
Всего часов: 34 |
Учебно-методическое обеспечение
Учебник |
Литература для учителя ЭОР |
«Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2013 г. |
Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «Просвещение»2012 г. Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007; http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в школах ОБЖ; |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.