Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»
Рассмотрено на заседании МО естественно-математических дисциплин протокол № ___ « » ___________ 2018 г.
|
Согласовано Зам. директора по УВР __________ « » ___________ 2018 г. |
Утверждаю Директор ОО ___________ « » ___________ 2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
ОБЖ 7 класс основного общего образования
(базовый уровень, 1 час в неделю)
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
преподаватель – организатор ОБЖ
высшей квалификационной категории
Панарин Петр Анатольевич
2018 год
Пояснительная записка к рабочей программе
«ОБЖ» 7 класс
Рабочая программа учебного предмета «ОБЖ» предназначена для 7 класса и разработана на основании следующих документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 (регистрационный № 35915); от 31.12.2015 г. № 1577 (регистрационный номер № 40937);
- ООП ООО МБОУ «Первомайская СОШ» (протокол № 1 от 29.08.2018г);
- положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ «Первомайская СОШ»
Место изучения дисциплины в учебном плане: Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение ОБЖ в 7 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю - 35 учебных недель.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: Учебник ОБЖ: 7 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности в 5 классе является формирование следующих умений:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
Ученик получит возможность для формирования:
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности в 5 классе является формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Предметные результаты изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» отражают:
1) приобретение знаний о современном уровне культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Основы безопасности жизнедеятельности».
Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения.
Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:
· освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
· понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
· понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
· понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
· освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
· освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
· освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
· освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
· освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
· Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:
· воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
· развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Содержание
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде..
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п |
Дата проведения |
Наименование раздела и темы программы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Формы контроля |
Домашнее задание |
|
план |
факт |
||||||
I раздел. Основы комплексной безопасности (16 ч.) |
|||||||
1. |
05.09.2018 |
|
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 ч.)
|
Различные природные явления и причины их возникновения |
1 |
Устный опрос |
§1.1 с. 4 - 9 |
2. |
12.09.2018 |
|
Общая характеристика природных явлений
|
1 |
Самостоятельная работа |
§1.2 с. 10-13 |
|
3. |
19.09.2018 |
|
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения |
1 |
Устный опрос, тесты |
§1.3 с. 14-17 |
|
4. |
26.09.2018 |
|
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч.)
|
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия |
1 |
Самостоятельная работа |
§1.4 с. 18-23 |
5. |
03.10.2018 |
|
Правила безопасного поведения населения при землетрясении |
1 |
Устный опрос, тесты |
§1.5 с. 23-27 |
|
6. |
10.10.2018 |
|
Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов, |
|
|
|
|
7. |
17.10.2018 |
|
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч.) |
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия |
1 |
Устный опрос, тесты |
§2.2 с. 35-39 |
8. |
24.10.2018 |
|
Смерчи
|
1 |
Самостоятельная работа |
§2.3 с. 39-44 |
|
9. |
07.11.2018
|
|
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 ч.)
|
Наводнения. Виды наводнений их причины
|
1 |
Устный опрос, тесты |
§2.4 с. 45-49 |
10. |
14.11.2018 |
|
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений |
1 |
Устный опрос |
§2.5 с. 50-56 |
|
11. |
21.11.2018 |
|
Сели и их характеристика |
1 |
Устный опрос, тесты |
§2.6 с. 57-63 |
|
12. |
28.11.2018 |
|
Цунами и их характеристика
|
1 |
Самостоятельная работа |
§3.1 с. 64-70 |
|
13. |
05.12.2018 |
|
Снежные лавины |
1 |
Устный опрос, тесты |
§3.2 с. 71-75 |
|
14. |
12.12.2018 |
|
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 ч.) |
Лесные и торфяные пожары и их характеристика . |
1 |
Самостоятельная работа |
§4.1 с. 76-82 |
15. |
19.12.2018 |
|
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения |
1 |
Устный опрос, тесты |
§4.2 с. 83-88 |
|
16. |
26.12.2018 |
|
Эпизоотии и эпифитотии |
1 |
Устный опрос, тесты |
§5.1 с. 90-94 |
|
II раздел. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. |
|||||||
17. |
16.01.2019 |
|
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 ч.) |
Защита населения от последствий землетрясений |
1 |
Самостоятельная работа |
§5.2 с. 95-98 |
18. |
23.01.2019 |
|
Последствия извержения вулканов. Защита населения |
1 |
Устный опрос, тесты |
§5.3 с. 99-102 |
|
19. |
30.01.2019 |
|
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения |
1 |
Самостоятельная работа |
§6.1 с. 103-109 |
|
20. |
06.02.2019 |
|
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1 ч.) |
Защита населения от последствий ураганов и бурь
|
1 |
Устный опрос, тесты |
§6.2 с. 109-112 |
21. |
13.02.2019 |
|
Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3 ч.) |
Защита населения от последствий наводнений |
1 |
Самостоятельная работа |
§6.3 с. 112-121 |
22. |
20.02.2019 |
|
Защита населения от последствий селевых потоков |
1 |
Устный опрос, тесты |
§6.4 с. 122-127 |
|
23. |
27.02.2019 |
|
Защита населения от цунами |
1 |
Самостоятельная работа |
§7.1 с. 130-135 |
|
24. |
06.03.2019 |
|
Защита населения от природных пожаров (1 ч.) |
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения |
1 |
Устный опрос, тесты |
§7.2 с. 135-142 |
III раздел. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч.) |
|||||||
25-26 |
13.03.2019 20.03.2019 |
|
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч.) |
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность |
2 |
Самостоятельная работа |
§9.1 с. 156-159 |
27-28 |
03.04.2019 10.04.2019 |
|
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. |
2 |
Устный опрос, тесты |
§9.1 с. 156-159 |
|
IV раздел. Основы здорового образа жизни (3 ч.) |
|||||||
29. |
17.04.2019 |
|
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч.) |
Психологическая уравновешенность
|
1 |
Самостоятельная работа |
§9.2 с. 159-160 |
30. |
24.04.2019 |
|
Стресс и его влияние на человека
|
1 |
Устный опрос, тесты |
§9.2 с. 159-160 |
|
31. |
03.05.2019 |
|
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
V раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч.) |
|||||||
32. |
08.05.2019 |
|
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч.) |
Общие правила оказания первой медицинской помощи
|
1 |
Самостоятельная работа |
§9.2 с. 159-160 |
33. |
15.05.2019 |
|
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. |
1 |
Устный опрос, тесты |
§9.3 с. 160-161 |
|
34. |
22.05.2019 |
|
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. |
1 |
Самостоятельная работа |
§9.3 с. 162-163 |
|
35. |
29.05.2019 |
|
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего |
1 |
|
|
|
|
Всего |
35 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.