Пояснительная записка:
Сведения о нормативной базе рабочей программы:
Рабочая программа по ОБЖ 9 класса разработана в соответствии со следующими документами:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», утвержден приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089.
· «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
· «Фундаментальное ядро содержания общего образования. РАН, РАО», под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова, М: «Просвещение», 2011;
· «Федеральный перечень учебников, рекомендуемый к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253;
· Программа базового курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основе авторской программы предметной линии учебников под редакций А.Т.Смирнова. /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010./
· «Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы-интерната № 576»;
· «Учебный план ГБОУ школы-интерната № 576» .
В рабочей программе реализуются требования Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2010г. и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Цели изучения предмета:
Изучение предмета ОБЖ в 9 классе направлено на достижение следующей цели:
· овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Учебно-методические средства обучения.
Учебный комплект
· Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общей ред. Смирнова А.Т. - М.: Просвещение, 2010
Методический комплект
· Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
· Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9кл.: учеб. Для общеобразовательныхУчреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
· Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы».
· Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы».
Содержание курса:
Тема №1 Основы комплексной безопасности(7 ч) |
||
Национальные интересы России в современном мире. |
|
|
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. |
|
|
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. |
|
|
Чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.
|
|
|
Ч.С. природного характера, и их последствия.
|
|
|
Ч.С.техногенного характера и их причины
|
|
|
Угроза военной безопасности России |
|
|
Тема №2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций(7ч) |
||
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
|
|
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. |
|
|
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
|
|
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. |
|
|
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
|
|
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций экономики и их возможные последствия |
|
|
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
|
|
|
|
|
Тема 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (6 ч)
|
||
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России |
|
|
Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления. |
|
|
Общегосударственное противодействие терроризму и экстремизму. Основные нормативно-правовые акты. экстремизму. |
|
|
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму |
|
|
Правила поведения при угрозе террористического акта |
|
|
Профилактика наркозависимости. |
|
|
Тема №4 Дорожная безопасность (4 ч)
|
||
Правовое воспитание участников дорожного движения
|
|
|
Сложные ситуации на дорогах и перекрёстках |
|
|
Причины и следствия ДТП |
|
|
Первая доврачебная помощь при ДТП. Определение состояния пострадавшего, последовательность действий
|
|
|
Тема №5 Основы здорового образа жизни (5 ч) |
||
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность
|
|
|
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России |
|
|
Ранние половые связи и их последствия. |
|
|
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе |
|
|
Брак и семья. Основы семейного права в РФ |
|
|
Тема № 6.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5ч.) |
||
Первая доврачебная помощь при ДТП. Способы и правила остановки кровотечения. |
|
|
Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при ушибах и переломах |
|
|
Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при черепно-мозговой травме |
|
|
Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при травме позвоночника |
|
|
Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращении |
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся по ОБЖ к окончанию 9 класса
Учащиеся должны знать:
· основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
· правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
· способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Учащиеся должны уметь:
· действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
· соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
· оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
· пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
· спокойно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
· действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Учащиеся должны владеть компетенциями:
· обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
· соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
· пользования бытовыми приборами и инструментами;
· проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
· обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока/№ урока в разделе |
Тема урока |
Элементы содержания/новые понятия и термины |
Результаты обучения |
Вид контроля |
Домашнее задание |
|
||||
Тема № 1. Основы комплексной безопасности (7 ч) |
|
|||||||||
1/1 |
Национальные интересы России в современном мире
|
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. |
Знать:страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Уметь: работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
Учебник § 1.1 Конспект урока |
|
||||
2/2 |
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. |
Национальные интересы России в современном мире их содержание. |
Знать: степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Уметь: анализировать и делать выводы |
Устный опрос |
Учебник § 1.2 Конспект урока |
|
||||
3/3 |
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. |
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. |
Знать:о формировании общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Уметь: анализировать и делать выводы. |
Устный опрос |
Учебник § 1.4 Конспект урока |
|
||||
4/4 |
Чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.
|
Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека |
Знать: классификации Ч.С. Уметь: анализировать и делать выводы. |
Тест по теме: «ЧС» |
Учебник § 2.1 Конспект урока |
|
||||
5/5 |
Ч.С. природного характера, и их последствия.
|
Ч.С. природного характера, их причины и последствия. |
Знать:о Ч.С. природного характера, их причинах и последствиях. Уметь: работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
Учебник § 2.2, Конспект урока |
|
||||
6/6 |
Ч.С.техногенного характера и их причины
|
Ч.С.техногенного характера их причина и последствия |
Знать: о Ч.С.техногенного характера их причинах и последствиях Уметь: работать с учебником, выделять главное. |
Тест по теме: «Ч.С.техногенного характера» |
Учебник § 2.3 Конспект урока |
|
||||
7/7 |
Угроза военной безопасности России |
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
|
Знать: о внешних и внутренних угрозах национальной безопасности России. Уметь: анализировать и делать выводы
|
Устный опрос |
Учебник § 2.4, Конспект урока |
|
||||
Тема № 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
|
|||||||||
8/1 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера |
Знать: основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера. Уметь:анализировать и делать выводы. |
Контрольная работа по теме: «Защита населения от ЧС» |
Учебник § 3.1 Конспект урока |
|
||||
9/2 |
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. |
Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время. |
Знать: о ГО Уметь:работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
Учебник § 3.2 Конспект урока |
|
||||
10/3 |
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. |
Знать: о МЧС Уметь:работать с учебником, выделять главное |
Тест: «МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения» |
Учебник § 3.3 Конспект урока |
|
||||
11/4 |
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. |
Мониторинг и прогнозирование ЧС. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС |
Знать: о мониторинге и прогнозировании ЧС. Уметь:работать с учебником, выделять главное. |
Устный опрос |
Учебник § 4.1 Конспект урока |
|
||||
12/5 |
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Инженерная защита населения и территорий от ЧС |
Знать: виды инженерной защиты. Уметь:использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности. |
Устный опрос |
Учебник § 4.2 Конспект урока |
|
||||
13/6 |
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
|
Оповещение населения о ЧС. Централизованная система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения. |
Знать: систему оповещение, сигнал «Внимание веем». Уметь:действовать по сигналу «Внимание веем» |
Тест: «Оповещение и эвакуация населения в ЧС» |
Учебник § 4.3 Конспект урока |
|
||||
14/7 |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
Уметь:работать с учебником, выделять главное. |
Устный опрос |
Учебник § 4.4 Конспект урока |
|
||||
Тема № 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (6 ч) |
|
|||||||||
15/1 |
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России |
Особенности современной террористической деятельности. Меры, предусмотренные РФ по противодействию терроризму. |
Знать: о современной террористической деятельности. Уметь:работать с учебником, выделять главное. |
Устный опрос |
Учебник § 5.1 Конспект урока |
|
||||
16/2 |
Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления. |
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления |
Знать: о целях террористических акций. Уметь:работать с учебником, выделять главное. |
Тест: «Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации» |
Учебник § 5.2 Конспект урока |
|
||||
17/3 |
Общегосударственное противодействие терроризму и экстремизму. Основные нормативно-правовые акты. экстремизму. |
Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. |
Знать: основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Уметь:работать с учебником, выделять главное. |
Устный опрос |
Учебник § 6.1 Конспект урока |
|
||||
18/4 |
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму |
|
|
Устный опрос |
|
|
||||
19/5 |
Правила поведения при угрозе террористического акта |
Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники, нападения с целью похищения, при захвате самолета |
Знать: правила поведения при угрозе террористического акта Уметь:работа с учебником, выделять главное. |
Устный опрос |
Учебник § 8.1 Конспект урока |
|
||||
20/6 |
Профилактика наркозависимости. |
Виды профилактики |
Знать: виды профилактики наркозависимости Уметь:противостоять вредным привычкам |
Тест: «Профилактика наркозависимости» |
Учебник § 8.2 Конспект урока |
|
||||
Тема № 4. Дорожная безопасность (4 ч) |
|
|||||||||
21/1 |
Правовое воспитание участников дорожного движения
|
Права, обязанности и ответственность пешеходов по соблюдению ПДД. Функциональные обязанности сотрудников ГИБДД и их взаимоотношения с участниками дорожного движения.
|
Знать: права, обязанности и ответственность участников дорожного движения Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности |
Устный опрос |
Конспект урока |
|||||
22/2 |
Сложные ситуации на дорогах и перекрёстках |
Движение транспортных средств. Проезд перекрестков «Маневрирование», «преимущество», «Обгон», «перестроение», «дистанция», «остановочный путь», «интервал» «габариты». |
Знать: порядок движения транспортных средств. Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности |
Устный опрос |
Конспект урока |
|||||
23/3 |
Причины и следствия ДТП |
«ошибка пешехода», «ошибка водителя», «риск |
Знать: основные причины ДТП, и их последствия Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности |
Тест: «ПДД» |
Конспект урока |
|||||
24/4 |
Первая доврачебная помощь при ДТП. Определение состояния пострадавшего, последовательность действий |
Роль и значение доврачебной помощи. Принципы организации помощи и последовательность действий на месте ДТП. |
Знать: характерные травмы при ДТП, основные принципы оказания доврачебной помощи. Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности |
Устный опрос |
Конспект урока |
|||||
Тема № 5.Основы здорового образа жизни (5 ч) |
|
|||||||||
25/1 |
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность |
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека. Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья |
Знать: основное определение понятий «ЗОЖ», основные составляющие ЗОЖ. Уметь:использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ. |
Устный опрос |
Учебник § 9.1 Конспект урока |
|
||||
26/2 |
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России |
Основы планирования семьи. Любовь и сексуальность. Состояние влюблённости: чувства и эмоции. Ревность. Мотивы вступления в сексуальные отношения |
Знать: обосновах планирования семьи. Уметь:использовать свои знания на практике. |
Контрольная работа по теме: «ЗОЖ» |
Учебник § 9.3 Конспект урока |
|
||||
27/3 |
Ранние половые связи и их последствия.
|
Последствия ранних половых связей |
Знать: о последствиях ранних половых связей. |
Устный опрос |
Учебник § 10.1 Конспект урока |
|
||||
28/4 |
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе |
Инфекции, передаваемые половым путем. ВИЧ- инфекции и СПИД |
Знать: об инфекциях, передаваемых половым путем, о ВИЧ- инфекции и СПИДе Уметь:работать с учебником, выделять главное. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
Тест: «Инфекции» |
Учебник § 10.2, § 10.3 Конспект урока |
|
||||
29/5 |
Брак и семья. Основы семейного права в Российской Федерации.
|
Роль семьи в формировании ЗОЖ Основные положении семейного кодекса |
Знать: основные положения семейного кодекса. Уметь:использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. |
Устный опрос |
Учебник § 11.1 – 11.3Конспект урока |
|
||||
Тема № 6.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5ч.) |
|
|||||||||
30/1 |
Первая доврачебная помощь при ДТП. Способы и правила остановки кровотечения. |
Доврачебная помощь в ДТП: - определение состояния пострадавшего; - остановка кровотечения
|
Знать: основные способы и правила остановки кровотечения. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни |
Пр. р. |
Учебник § 12.1 Конспект урока |
|
||||
31/2 |
Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при ушибах и переломах |
Доврачебная помощь в ДТП: - определение состояния пострадавшего; - оказание первой помощи при ушибах и переломах
|
Знать: основные правила оказания первой помощи при ушибах и переломах Уметь:использовать приобретенные знания в повседневной жизни |
Тест : «Основы медицинских знаний» |
Учебник § 12.2 Конспект урока |
|
||||
32/3 |
Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при черепно-мозговой травме |
Доврачебная помощь в ДТП: - определение состояния пострадавшего; - оказание первой помощи при черепно-мозговых травмах
|
Знать: основные правила оказания первой помощи при черепно-мозговой травме Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни |
Пр. р. |
Схема |
|
||||
33/4 |
Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при травме позвоночника |
Доврачебная помощь в ДТП: - определение состояния пострадавшего; - оказание первой помощи при травме позвоночника.
|
Знать: основные правила оказания первой помощи при травме позвоночника Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни |
Тест: «Первая доврачебная помощь» |
Учебник Конспект урока |
|
||||
34/5 |
Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращении |
Доврачебная помощь в ДТП: - определение состояния пострадавшего; - оказание первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращения;
|
Знать: основные правила оказания первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращении Уметь:использовать приобретенные знания в повседневной жизни |
Пр. р. |
Учебник Конспект урока |
|
||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.