Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение __________________ средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы
________
Пр. № _____ от _________
Рабочая программа
по ОДНКНР
6,7,8,9 классы
на 2019-2020 учебный год
Уровень общего образования: основное общее, 6, 7, 8, 9 классы.
Количество часов: 6-7 класс – 33 ч., 8 класс – 31 ч., 9 класс – 34 ч.
Учитель : ________________________
Программа разработана на основе: на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры». Автор - кандидат богословия протоиерей Виктор Дорофеев, кандидат педагогических наук О.Л. Янушкявичене, «Про – Пресс», М., 2008 г., рассчитанной на 34 часа в год. Учебное пособие: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» издательства «Русское слово». для 6 класса общеобразовательных организаций / протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.(ФГОС. Инновационная школа)
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. «Вентана-Граф» 2019 год.
Содержание рабочей программы
№ п/п |
Раздел |
Страница |
1 |
Место предмета в учебном плане |
|
2 |
Содержание учебного предмета |
|
3 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета |
|
4 |
Тематическое планирование |
|
5 |
Лист регистрации изменений, вносимых в тематическое планирование |
|
6 |
Приложение. Календарно-тематическое планирование |
|
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом ОУ в 6,7,8,9 классах (2 год обучения) отводится 1 час в неделю для обязательного изучения ОДНКНР, всего 35 часов. С учетом календарного учебного графика ОУ и расписания уроков на 2019-2020 учебный год и выходных-праздничных дней на ОДНКНР в 6, 7, 9 классах отводится 34 часа, в 8 классе уроки выпадают на 24 февраля, 9 марта, 4 и 11 мая, поэтому вся программа будет пройдена за 31 час.
Содержание учебного предмета.
Общая характеристика учебного предмета.
В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование представлений о морали и духовности традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
3.2. Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Введение. Что такое нравственность (1 ч.).
Раздел 1. Традиции народов России (8 ч.) Влияние нации на формирование народности. Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи малых народов.
Раздел 2. Традиционные религии России (7 ч.) Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианские конфессии. Первые мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме.
Раздел 3. Влияние культуры на личность (2 ч.) Невозможность жизни человека вне культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру.
Раздел 4. Менталитет народов России (7 ч.) Особенности менталитета русского народа. Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых народов России.
Раздел 5. Культура и нравственность (8 ч.) Законы нравственности – часть культуры общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть.
Честь. Героизм. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Контрольные работы (2). Итоговый урок.
Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (личностные и метапредметные).
Личностные результаты.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
·
сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на духовно-
нравственном наследии Православия;
·
сформированность представлений о разных точках зрения происхождения мира;
·
сформированность мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, включающего в себя
основы православной традиции;
·
нравственное сознание и поведение на основе духовно-нравственных норм
Православия;
·
готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии
и другим негативным социальным явлениям;
·
готовность к дальнейшему духовному образованию и саморазвитию. Метапредметные
результаты:
1. Регулятивные УУД:
·
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять
адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях;
·
умение самостоятельно соотносить свои земные цели с духовно-нравственными
нормами Православия;
·
способность с духовной точки зрения оценивать возможные последствия собственных
действий;
·
умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения
поставленной цели.
2. Познавательные УУД:
·
умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-
популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и
оценивать информацию;
·
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
·
умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения.
3. Коммуникативные УУД:
·
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за её пределами);
·
умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
·
умение давать оценку с духовных позиций конфликтогенным ситуациям и
предотвращать их. На предметном уровне в результате освоение курса «Основы
православной культуры» обучающиеся научатся:
·
характеризовать отдельные этапы библейской истории;
·
раскрывать сущность христианских заповедей;
·
формулировать основные духовно-нравственные нормы Православия;
·
характеризовать основные явления духовно-нравственного порядка в современном
мире;
·
формулировать и объяснять смысл жизни человека с позиций Православия;
·
излагать основные воззрения христианства на устройство духовного мира;
·
характеризовать основные средства совершенствования христиан
Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по итогам 6 класса.
Выпускник научится:
- выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и культурно-религиозных традиций;
- использовать этнографическую, лингвистическую, конфессиональную карты какисточники информации о территории, народах, этно-языковых группах, религиях России, о направлениях миграционных потоков внутри Российской федерации;
- проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);
- составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о значительных событиях в их прошлом и настоящем;
- раскрывать понятия: традиции, личность, мировоззрение, нравственность, менталитет, традиционные религии; выявлять главные характеристики этих понятий;
- сравнивать менталитеты народов России, выявлять их различия и сходства;
- объяснять причины и следствия ключевых явлений в духовно-нравственной культуре народов России;
- давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры.
Ученик получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов, ценностей народов России;
- сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия;
- составлять на основе полученной на уроке информации и дополнительной литературы описания событий, явлений, имен, памятников, традиций духовно-нравственной культуры народов России.
4.2. Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
6,7,8,9 КЛАСС
№ |
Наименование раздела и темы. Количество часов. |
Количество часов6-7 классы |
Сроки прохождения темы 6-7 классы |
Количествочасов 8 класс |
Сроки прохождения темы 8 класс |
Количество часов 9 класс |
Сроки прохождения темы 9 класс |
Формы контроля знаний |
1. |
Нравственность и культура. Истоки понятий. |
7 часов. |
6.09-18.10 |
7 |
2.09-14.10 |
7 |
5.09-17.10 |
Тест. |
2. |
Традиционные религии России. Православие, ислам, иудаизм, буддизм. Верования малых народов России. |
17 часов. |
25.10-13.03 |
16 |
21.10-2.03 |
17 |
24.10-5.03 |
Презентации, сообщения, тесты. |
3. |
Духовно-нравственная культура народов России |
. 3 часа |
20.03-10.04 |
3 |
16.03-6.04 |
3 |
12.03-2.04 |
Тест. |
4. |
Традиции народов России. |
6 часов |
17.04-29.05 |
5 |
13.04-25.05 |
7 |
9.04-21.05 |
Проект. |
|
всего |
33 |
|
31 |
|
34 |
|
|
Календарно-тематическое планирование 6-7 класс.
№ |
Наименование раздела и темы. Количество часов. |
Тема.
|
Сроки прохождения темы |
Формы контроля знаний |
1. |
Нравственность и культура. Истоки понятия. (7часов) |
1.Нравственность и культура. Истоки. понятий. Священные писания. |
6.09 |
|
|
|
2. Законы нравственности – часть культуры общества. Входная контрольная работа. |
13.09 |
|
|
|
3. Культура поведения человека в мультикультурном обществе |
20.09 |
|
|
|
4. Культура поведения. Верность, героизм, патриотизм. |
27.09 |
|
|
|
5. Этикет в разных жизненных ситуациях. |
4.10 |
|
|
|
6. Культура поведения человека. Совесть, честь. |
11.10 |
Тест №1 |
|
|
7. Влияние культуры на личность. Любовь к ближнему. |
18.10 |
|
2. |
Традиционные религии России. Православие, ислам, иудаизм, буддизм. Верования малых народов России. 17 часов. |
8. Традиционные религии в России |
25.10 |
|
|
|
9. Православие. Библия. Евангелия. |
1.11 |
|
|
|
10. Православие. Истоки. |
15.11 |
|
|
|
11. Священные писания в православии. Истории ветхозаветных героев. |
22.11 |
|
|
|
12. Нравственные основы жизни православного человека. |
29.11 |
|
|
|
13.Притчи. Заповеди блаженства. О силе молитвы. |
6.12 |
|
|
|
14. Виртуальное посещение православного храма. Изображения Евангельских событий в росписях храмов. |
13.12 |
|
|
|
15. Вклад христианской православной религии в развитие духовной культуры. |
20.12 |
|
|
|
16. Христианские конфессии. |
27.12 |
Тест по теме «Православие» |
|
|
17. Основы религии ислам. Первые мусульманские государства на территории России. |
17.01 |
|
|
|
18. Народы России, исповедующие ислам. |
24.01 |
|
|
|
19. Основы буддизма. Направления в буддизме. |
31.01 |
|
|
|
20. Народы России, исповедующие буддизм. |
7.02 |
|
|
|
21. Течения в буддизме. Нравственные основы буддизма. |
14.02 |
|
|
|
22. Вклад буддистской религии в развитие духовной культуры народов России. |
21.02 |
|
|
|
23. Основы религии иудаизм. Жители России, исповедующие иудаизм. |
28.02 |
Тест по теме: «Буддизм». |
|
|
24. Нравственные основы иудаизма. |
6.03 |
|
|
|
25. Культурные особенности последователей иудаизма. |
13.03 |
|
3. |
Духовно-нравственная культура народов России |
26. Особенности культуры русского народа. |
20.03 |
|
|
|
27. Особенности культуры многочисленных народов России. |
3.04 |
|
|
|
28. Особенности культуры малых народов России. |
10.04 |
|
4 |
Традиции народов России |
29. Традиции и обычаи русского народа. |
17.04 |
|
|
|
30. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. |
24.04 |
|
|
|
31. Традиции и обычаи народов Кавказа. |
8.05 |
|
|
|
32. Традиции и обычаи народов Закавказья. |
15.05 |
|
|
|
33. Интеллектуальная игра «Народы России» |
22.05 |
|
|
|
34. Защита проекта. Заключительный урок по курсу . |
29.05 |
|
|
Всего 34 урока |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 8 класс (31)
№ |
Наименование раздела и темы. Количество часов. |
Тема.
|
Сроки прохождения темы |
Формы контроля знаний |
1. |
Нравственность и культура. Истоки понятия. (7часов) |
1.Нравственность и культура. Истоки. Священные писания. |
2.09 |
|
|
|
2. Законы нравственности – часть культуры общества. Входная контрольная работа. |
9.09 |
|
|
|
3. Культура поведения человека в мультикультурном обществе |
16.09 |
|
|
|
4. Культура поведения человека. Верность, героизм, патриотизм. |
23.09 |
|
|
|
5. Этикет в разных жизненных ситуациях. |
30.09 |
|
|
|
6. Культура поведения. Совесть, честь. |
7.10 |
Тест №1. |
|
|
7. Влияние культуры на личность. Любовь к ближнему. |
14.10 |
|
2. |
Традиционные религии России. Православие, ислам, иудаизм, буддизм. Верования малых народов России. 16 часов. |
8. Традиционные религии в России |
21.10 |
|
|
|
9. Православие. Библия. Евангелия. |
28.10 |
|
|
|
10. Священные писания в православии. Притчи о Спасителе. |
11.11 |
|
|
|
11. Нравственные основы жизни православного человека. Заповеди блаженства. |
18.11 |
|
|
|
12. Евангельские заповеди блаженства. О силе молитвы. |
25.11 |
|
|
|
13.Правила посещения православного храма. |
2.12 |
|
|
|
14. Вклад христианской православной религии в развитие духовной культуры. |
9.12 |
|
|
|
15. Христианские конфессии. |
16.12 |
Тест по теме «Православие» |
|
|
16. Основы религии ислам. Направления в исламе. Первые мусульманские государства на территории России. |
23.12 |
|
|
|
17. Народы России, исповедующие ислам. |
13.01 |
|
|
|
18. Основы буддизма. Направления буддизма. |
20.01 |
|
|
|
19. Народы России, исповедующие буддизм. |
27.01 |
|
|
|
20. Вклад буддистской религии в развитие духовной культуры народов России. |
3.02 |
|
|
|
21. Основы религии иудаизм. |
10.02 |
Тест по теме: «Буддизм». |
|
|
22. Культурные особенности последователей иудаизма. |
17.02 |
|
|
|
23. Нравственные основы иудаизма. Жители России, исповедующие иудаизм. |
2.03 |
|
3. |
Духовно-нравственная культура народов России |
24. Особенности культуры русского народа. |
16.03 |
|
|
|
25. Особенности культуры многочисленных народов России. |
30.03 |
|
|
|
26. Особенности культуры малых народов России. |
6.04 |
|
4 |
Традиции народов России |
27. Традиции и обычаи русского народа. |
13.04 |
|
|
|
28. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. |
20.04 |
|
|
|
29. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. |
27.04 |
|
|
|
30. Подготовка проекта «Народы России» |
18.05 |
|
|
|
31. Защита проекта. Итоговый урок по курсу. |
25.05 |
|
|
Всего 31 урок |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 9 класс.(34 часа)
№ |
Наименование раздела и темы. Количество часов. |
Тема.
|
Сроки прохождения темы |
Формы контроля знаний |
1. |
Нравственность и культура. Истоки понятия. (7часов) |
1.Нравственность и культура. Истоки. Священные писания. |
5.09 |
|
|
|
2. Законы нравственности – часть культуры общества. Входной контроль. |
12.09 |
|
|
|
3. Культура поведения человека в мультикультурном обществе. |
19.09 |
|
|
|
4. Культура поведения человека. Верность, героизм, патриотизм. |
26.09 |
|
|
|
5. Этикет в разных жизненных ситуациях. |
3.10 |
|
|
|
6. Культура поведения человека. Совесть, честь. |
10.10 |
Тест №1. |
|
|
7. Влияние культуры на личность. Любовь к ближнему |
17.10 |
|
2. |
Традиционные религии России. Православие, ислам, иудаизм, буддизм. Верования малых народов России. 17 часов. |
8. Традиционные религии в России |
24.10 |
|
|
|
9. Православие. Библия. Евангелие. |
31.10 |
|
|
|
10. Православие. Истоки. Евангельские притчи. |
14.11 |
|
|
|
11. Священные писания в православии. |
21.11 |
|
|
|
12. Нравственные основы жизни православного человека |
28.11 |
|
|
|
13.Заповеди блаженства. Евангельские притчи. |
5.12 |
|
|
|
14. Виртуальное посещение православного храма. Изображения евангельских событий. |
12.12 |
|
|
|
15. Вклад христианской религии в развитие духовной культуры. |
19.12 |
|
|
|
16. Христианские конфессии. |
26.12 |
Тест по теме «Православие». |
|
|
17. Первые мусульманские государства на территории России. |
16.01 |
|
|
|
18. Народы России, исповедующие ислам. |
23.01 |
|
|
|
19. Основы буддизма. Направления буддизма. |
30.01 |
|
|
|
20. Народы России, исповедующие буддизм. |
6.02 |
|
|
|
21. Вклад буддийской религии в развитие духовной культуры народов России. |
13.02 |
|
|
|
22. Основы религии иудаизм. Жители России, исповедующие иудаизм. |
20.02 |
Тест по теме: «Буддизм». |
|
|
23. Нравственные основы иудаизма. |
27.02 |
|
|
|
24. Культурные особенности последователей иудаизма. |
5.03 |
Интеллектуальная игра по теме: «Традиционные религии России» |
3. |
Духовно-нравственная культура народов России |
25. Особенности культуры русского народа. |
12.03 |
|
|
|
26. Особенности культуры многочисленных народов России. |
19.03 |
|
|
|
27.Особенности культуры малых народов России |
2.04 |
|
|
|
28. Традиции и обычаи русского народа. |
9.04 |
|
4 |
Традиции народов России |
29. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. |
16.04 |
|
|
|
30. Традиции и обычаи народов Кавказа. |
23.04 |
|
|
|
31. Традиции и обычаи народов Закавказья. |
30.04 |
|
|
|
32. Подготовка проекта «Народы России» |
7.05 |
|
|
|
33. Защита проекта. |
14.05 |
|
|
|
34. Заключительный урок по курсу |
21.05 |
|
Всего |
34 урока |
|
|
|
Дополнительные методические материалы:
-Религиоведение. К.В. Кислюк, О.Н.Кучер. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2004 год.
-Основы духовно-нравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. «Вентана-Граф» 2019 год.
2. Информационно-коммуникативные средства:
1. Самостоятельно разработанные электронные презентации.
3. Технические средства обучения:
1. Телевизор.
2. Аудиопроигрыватель.
3. DVD-проигрыватель с USB-входом.
4. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
Лист регистрации изменений, вносимых в тематическое планирование.
на 2019-2020 учебный год
№ п/п |
Дата внесения изменений |
Изменения и основания для изменений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.