РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физической культуре (плавание)
Класс: 8 «А»
Количество часов: 35 Уровень: базовый
Романенко Н.А.
Балтийск 2017г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре (плавание) для учащихся 8-х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28.
2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.20120 № 39, от 31.01.2012 №69).
3. Основной образовательной программой основного общего образования общеобразовательного учреждения.
4. Положением о рабочей программе педагога.
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по физической культуре и ориентирована на использование учебника («Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Лях, А. А. Зданевич. -М.: Просвещение, 2012г.), который включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.06.2015 № 576)).
Цель программы - овладение жизненно необходимым навыком плавания через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательном учреждении.
Задачи программы:
1. Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся.
2. Овладение жизненно необходимым навыком плавания.
3. Совершенствование техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.
4. Развитие физических качеств: выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей.
5. Формирование у учащихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, посредством занятий плаванием.
6. Воспитание морально-этических и волевых качеств.
Для реализации программы будут использованы образовательные технологии:
- здоровье-сберегающие технологии,
- технологии уровневой дифференциации,
- игровые и соревновательные технологии,
- компьютерные технологии.
Основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях:
1. Работа в парах и группах.
2. Индивидуальная работа.
3. Игровая.
4. Беседа.
Сроки реализации программы: программа по предмету физическая культура (плавание) рассчитана на 1 год обучения.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Предметом обучения физической культуре (плаванию) в 8 классе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре (плаванию) является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный план МБОУ СОШ №5 предусматривает обязательное изучение физической культуры в 8 классе в объеме 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
По окончании освоении учебного предмета учащиеся должны:
Знать:
- правила поведения и меры безопасности на занятиях плавания,
- гигиену физических упражнений и профилактики заболеваний,
- влияние плавания на организм человека,
- историю плавания и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепления мира и дружбы между народами.
4. Уметь:
- выполнять базовые элементы, которые включают в себя: обще развивающие, и имитационные упражнения на суше; подготовительные упражнения для освоения с водой; погружение в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде; всплывать и лежать на воде; выдохи в воду; скольжения; учебные прыжки в воду; игры на воде,
- плавать кролем на груди,
- плавать кролем на спине,
- плавать способом брасс,
- плавать способом баттерфляй,
- выполнять элементы прикладного плавания,
- выполнять облегчённые старты и повороты,
- проплывать 25 метров и 50 метров на время.
5. Содержание учебного предмета.
Во время урока осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.
Этап обучения условно разбит на три ступени.
В основу первой ступени входят следующие темы: теоретические знания; основы плавания.
- правила поведения в бассейне, меры безопасности,
- гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний,
- влияние физических упражнений на организм человека,
- знания по истории плавания и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепления мира и дружбы между народами.
Второй этап отводятся главным образом изучению технике плавания стилем кроль на груди и на спине, брасс, изучению технике выполнения старта из воды и тумбочки, простых поворотов, выносливости в спортивных способах кроль на груди и на спине. Изучение спортивного способа плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно, в следующем порядке:
1. Положение тела.
2. Дыхание.
3. Движения ногами.
4. Движения руками.
5. Общее согласование движений.
При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
1) ознакомление на суше включает в себя обще развивающие упражнения и имитационные упражнения для изучения элементов техники плавания;
2) изучения движений в воде с неподвижной опорой – при изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, движения руками изучают, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
3) изучение движений в воде с подвижной опорой – при изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются при медленной ходьбе по дну или использовании плавательных досок;
4) изучения движений в воде без опоры – все упражнения этой группы выполняются в скольжении или плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
1) движения ногами с дыханием;
2) движения руками с дыханием;
3) движения ногами и руками с дыханием;
4) плавание в полной координации.
На этапе совершенствования техники плавания ведущее значение приобретает метод целостного выполнения техники.
Третий этап посвящен изучению прикладного плавания и закреплению навыка избранного способа плавания.
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате освоения программы физическая культура (плавание) учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать и иметь представление:
- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр,
- о способах и особенностях движений в плавание,
- об обучении движениям,
- о физических качествах,
- об основах личной гигиены,
- о причинах травматизма на занятиях.
7. Уметь:
- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий (подвижные игры на воде в бассейне),
- контролировать утомляемость по внешним признакам самочувствию,
- проплывать до 100 метров различными способами плавания.
Неотъемлемой часть содержания учебной программы по плаванию является демонстрация физической подготовленности:
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
-Формы контроля
-наблюдение
-творческие задания для групп, владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении само
мониторинг, тестирование, выполнение учебных нормативов, опрос в устной и письменной форме
Оценка успеваемости по физической культуре производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов.
Учебный план по плаванию 8 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на воде, теоретические сведения о способах плавания |
На каждом уроке. |
2 |
Кроль на груди |
7 часов |
3 |
Кроль на спине |
7часов |
4 |
Брасс |
9 часов |
5 |
Баттерфляй |
6 часов |
6 |
Эстафетное и Комплексное плавание |
6 часов |
7 |
Итого |
35 часа |
Основная литература
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11х классов. М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература для учителя
Подготовка юных пловцов. Макаренко Л.П. М.: физкультура и спорт, 1974.
Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Под ред. А.А. Кашкина, О.И. Попова, В.В. Смирнова — М.: «Советский спорт», 2006.
Обучение детей плаванию в раннем возрасте. Учебно-методическое пособие. Н.Л. Петрова, В.А. Баранов — М.: «Советский спорт», 2006.
Плавание. Под ред. В.Н. Платонова — Киев.: Олимпийская литература, 2000.
Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов- Москва: «Просвещение», 2008.
Примерные программы основного общего образования Физическая культура. Руководители проекта: А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.