Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5» г. Курска
|
РАССМОТРЕНО:
на заседании М/О Протокол № 1 от « » 2025 г. Председатель М/О _______
На заседании МС Протокол № 1 от « » 2025 г.
|
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР _________ О.В. Ефименко
|
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска ________________Л.Н. Ермакова « » 2025 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Домоводство»
В 8 «Б» классе
на 2025 – 2026 учебный год
Учитель : Коваленко И..В.
Квалификационная категория: высшая
:
Курск, 2025 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Ø Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.;
Ø Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Ø Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
Ø Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Ø Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Ø Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Ø Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
Ø Методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ от 11.03.2016 № ВК 452/07;
Ø Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
Ø Приказа Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
Ø Приказа Минтруда России от 18.10.2013г №544н (с изм. от 25.12.2014г) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Ø Приказа Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»;
Ø Приказа Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Ø Приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Ø Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Ø Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Ø АООП ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска;
Ø Положения о рабочей программе учителя;
Ø Учебного плана ОКОУ «Школа-интернат № 5» г. Курска на 2025-2026 учебный год.
Обучение обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия обучающегося в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель обучения - повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Общая характеристика учебного предмета
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации обучающихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Обучающийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения и навыки на доступном уровне.
Предмет «Домоводство» тесно связан с такими дисциплинами как «Человек», «Профильный труд», «Окружающий социальный мир». Например, на уроках окружающего мира, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. На уроках по формированию математических представлений, кроме прочего, осуществляется формирование элементарных знаний по экономике ведения домашнего хозяйства.
На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией своего быта. Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность.
Домоводство – это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:
- умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола;
- умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне;
- умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения;
- умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте учебный предмет «Домоводство» включен в предметную область «Окружающий мир». На его изучение в 8 классе отведено 170 часов, 5 часов в неделю.
Формы и методы организации учебных занятий
Основными формами обучения являются:
- практические работы;
- экскурсии;
- сюжетно-ролевые игры;
- беседы.
На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические: учебно-трудовые упражнения.
Содержание учебного предмета
Структура программы представлена следующими разделами:
- «Покупки»;
- «Обращение с кухонным инвентарем»;
- «Приготовление пищи»;
- «Уход за вещами»;
- «Уборка помещений и территории».
«Покупки».
Планирование покупок. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.
«Обращение с кухонным инвентарем».
Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.
«Приготовление пищи».
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание или переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытье яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц.
«Уход за вещами».
Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья.
Глажение утюгом. Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на "плечики". Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви.
«Уборка помещения и территории».
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.
Уборка пола. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.
Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытье рамы, вытирание рамы, мытье стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.
Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.
Тематический план курса
|
№ |
Темы разделов |
Количество часов |
|
1. |
Покупки |
10 |
|
2. |
Обращение с кухонным инвентарем |
27 |
|
3. |
Приготовление пищи |
49 |
|
4. |
Уход за вещами |
38 |
|
5. |
Уборка помещения и территории |
46 |
Класс – 8 «Б»
Предмет – Домоводство
Количество часов в неделю – 5 часов
|
|
I четв. |
II четв. |
III четв. |
IV четв. |
Год |
|
По плану |
|
|
|
|
|
|
По факту |
|
|
|
|
|
Сводная таблица по видам контроля
Класс(ы) 8 «Б»
Количество часов в неделю 5 часов
|
|
I четв. |
II четв. |
III четв. |
IV четв. |
Год |
|
По плану |
|
|
|
|
|
|
Контрольных работ |
|
|
|
|
|
|
Практических работ |
4 |
4 |
9 |
13 |
30 |
|
Экскурсий |
|
|
|
|
|
Критерии оценивания
При оценке обучения важно учитывать особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося, степень самостоятельности ребенка; затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки отражает взаимодействие следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет;
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений личностных и предметных результатов по составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания (представления), обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующим критериям:
0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;
1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;
2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;
3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;
4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;
5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
Данной шкале соответствуют оценки:
Оценка «2» – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
Оценка «3» – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
Оценка «4» – воспроизводит по наглядным опорам, по подсказке с незначительными ошибками; воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
Оценка «5» – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
В случае затруднений в оценке
сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых
изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует
оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Календарно-тематический план
|
№ п/п |
Наименование раздела программы
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Характеристика видов деятельности обучающихся
|
Основные понятия, словарь |
Наглядный материал, дополнительная литература |
Примечание |
|
Покупки. (10 часов) |
|||||||
|
1 |
Планирование покупок. |
1 |
|
Составление списка покупок. Игры для общения и создания настроения у детей. «Магазин» |
Покупка. |
Иллюстрации. |
|
|
2 |
Выбор места совершения покупок. |
1 |
|
Беседа с элементами обсуждения. Отличие продуктовых магазинов от хозяйственных по витринам (изображение на картинках). |
Магазин. |
Атрибуты игры «Магазин», предметные картинки с изображением отделов супермаркета. |
|
|
3 |
Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. |
1 |
|
Познавательно-информационная беседа. Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах нужного места в магазине. |
Касса, товар. |
Атрибуты игры «Магазин», предметные картинки с изображением отделов супермаркета. |
|
|
4-5 |
Взвешивание товара. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа. Организация сюжетно-ролевой игры «Покупки в магазине». Просмотр видеоролика. |
Весы, штрихкод. |
Видеоролик. |
|
|
6 |
Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. |
1 |
|
Познавательно-информационная беседа. Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах нужного места в магазине. |
Касса, товар. |
Атрибуты игры «Магазин», предметные картинки с изображением отделов супермаркета. |
|
|
7-8 |
Расчет на кассе. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа. Организация сюжетно-ролевой игры «Покупки в магазине». Просмотр видеоролика. |
Касса, кассир. |
Видеоролик. |
|
|
9 |
Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол. |
1 |
|
Познавательно-информационная беседа о правильном складывании покупок в сумку. |
Товар. |
Презентация. |
|
|
10 |
Раскладывание продуктов в места хранения из сумки. |
1 |
|
Беседа о местах хранения продуктов. |
Товар. |
Презентация. |
|
|
Обращение с кухонным инвентарем. (27 часов) |
|||||||
|
11-12 |
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож). |
2 |
|
Выбор кухонной посуды и кухонного утвари из группы разнородных предметов, дидактическая игра «Покажи только кухонную посуду», «Покажи только кухонную утварь», изучение последовательности ухода за посудой по картинкам. |
Сервировка. |
Иллюстрации. |
|
|
13-14 |
Кухонный инвентарь. Назначение. Приемы пользования. Техника безопасного труда |
2 |
|
Просмотр видеофильма, познавательно-информационная беседа. |
Кухонный инвентарь. |
Презентация, картинки с изображением шумовки, вилки, ложки, дуршлага, прихватки и др. |
|
|
15-16 |
Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа с обучающимися. Беседа о важности чистой посуды. |
Моющее средство. |
Презентация, иллюстрации. |
|
|
17-18 |
Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа с обучающимися, просмотр презентации. |
Моющее средство. |
Губка, перчатки, презентация с последовательностью действий. |
|
|
19-20 |
Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа с обучающимися, просмотр презентации. |
Моющее средство. |
Губка, перчатки, презентация с последовательностью действий. |
|
|
21 |
Моем посуду правильно. |
1 |
|
Познавательно-информационная беседа с обучающимися, просмотр презентации. |
Моющее средство. |
Губка, перчатки, презентация с последовательностью действий. |
|
|
22-23 |
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. |
2 |
|
Информационно-познавательная беседа. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож). |
Сервировка. |
Иллюстрации. |
|
|
24-25 |
Сервировка стола. |
2 |
|
Рассказ учителя о предметах для сервировки стола. |
Сервировка. |
Набор детской посуды. |
|
|
26-27 |
Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. |
2 |
|
Информационно-познавательная беседа. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) |
Сервировка. |
Набор детской посуды. |
|
|
28-29 |
Раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз. |
2 |
|
Информационно-познавательная беседа. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) |
Солонка. |
Набор детской посуды. |
|
|
30-31 |
Расставление блюд. |
2 |
|
Подготовка к практической работе по сервировке стола, расставлению блюд. |
Блюдо. |
Набор детской посуды. |
|
|
32-33 |
Практическое занятие по сервировке стола. |
2 |
|
Практическая работа по сервировке стола. |
Сервировка. |
Набор детской посуды. |
|
|
34-35 |
Практическое занятие. Мытье и сушка посуды. |
2 |
|
Надевание фартука, подготовка рабочего места при мытье посуды, дидактическая игра «Покажи только кухонную посуду; регулирование температуры воды; выбор средства и приспособления для мытья посуды; мытье посуды; вытирание полотенцем; размещение ее на свое место. |
Моющее средство. |
Набор детской посуды. |
|
|
36-37 |
Кухонный инвентарь. Назначение. Приемы пользования. Техника безопасного труда |
2 |
|
Просмотр видеофильма, познавательно-информационная беседа. |
|
Иллюстрации. |
|
|
Приготовление пищи. (49 часов) |
|||||||
|
38-40 |
Кухня. Оборудование кухни. |
3 |
|
Знакомство с местом для приготовления пищи и его оборудованием, кухонными принадлежностями; с/р игра «Поможем Федоре помыть посуду». |
Плита. |
Иллюстрации. |
|
|
41-43 |
Правила гигиены и санитарии при приготовлении пищи. |
3 |
|
Рассказ учителя о правилах гигиены при приготовлении пищи. |
Гигиена. |
|
|
|
44-47 |
Подготовка к приготовлению блюда. Выбор продуктов. |
4 |
|
Просмотр видеофильма, познавательно-информационная беседа. |
Продукты. |
Дидактические игры, муляжи. |
|
|
48-49 |
Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда |
2 |
|
Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Познавательно-информационная беседа с обучающимися. |
Венчик. |
Дидактические игры, муляжи. |
|
|
50-51 |
Практическое занятие. Обработка продуктов. Мытье продуктов. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа о важности обработки продуктов. |
|
Дидактические игры, муляжи. |
|
|
52-55 |
Мучные изделия. Раскатывание теста. |
4 |
|
Участие в беседе с привлечением жизненного опыта обучающихся. Просмотр презентации по теме урока. |
Скалка. |
Дидактические игры, муляжи, набор детской посуды, презентация по теме урока. |
|
|
56-59 |
Кисломолочные продукты и блюда из них |
4 |
|
Участие в беседе с привлечением жизненного опыта обучающихся. Просмотр презентации по теме урока. |
Оладьи. |
Иллюстрации. |
|
|
60-61 |
Практическое занятие. Перемешивание продуктов. |
2 |
|
Тренировка в перемешивании продуктов. |
Венчик. |
Ложка, венчик, сыпучие продукты. |
|
|
62-67 |
Соблюдение последовательности действий при варке продукта. |
6 |
|
Участие в беседе с привлечением жизненного опыта обучающихся. Просмотр презентации по теме урока, видеоролика. |
Конфорка. |
Презентация с описанием последовательности действий, видеоролик. |
|
|
68-72 |
Соблюдение последовательности действий при жарке продукта. |
5 |
|
Участие в беседе с привлечением жизненного опыта обучающихся. Просмотр презентации по теме урока, видеоролика. |
Конфорка. |
Презентация с описанием последовательности действий, видеоролик. |
|
|
73-75 |
Правила гигиены и санитарии при приготовлении пищи. |
3 |
|
Рассказ учителя о правилах гигиены при приготовлении пищи. |
Гигиена. |
|
|
|
76 |
Пищевые отравления. |
1 |
|
Рассказ учителя о пищевых отправления, причинах и первой помощи. |
Отравление. |
|
|
|
77-78 |
Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа. Участие обучающихся в беседе с привлечением жизненного опыта. |
Гигиена. |
Набор детской посуды. |
|
|
79-83 |
Соблюдение последовательности действий при варке яйца. |
5 |
|
Участие в беседе с привлечением жизненного опыта обучающихся. Просмотр презентации по теме урока, видеоролика. |
Конфорка. |
Презентация с описанием последовательности действий, видеоролик. |
|
|
84-85 |
Практическое занятие. Сервировка стола к обеду. |
2 |
|
Выполнение практической работы по теме урока. |
Сервировка. |
Набор детской посуды. |
|
|
86 |
Этикет за столом. Прием гостей. |
1 |
|
Познавательно-информационная беседа. Участие обучающихся в беседе с привлечением жизненного опыта. |
Этикет. |
|
|
|
Уход за вещами. (38 часов) |
|||||||
|
87-88 |
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. |
2 |
|
Рассказ учителя о ручной стирке, ее необходимости. Простор презентации с описанием последовательности действий. |
Стирка. |
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
89-90 |
Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. |
2 |
|
Рассказ учителя о правилах пользования моющими средствами, необходимом количестве для стирки. |
Моющее средство. |
Моющее средство. |
|
|
91-92 |
Сортировка белья перед стиркой. |
2 |
|
Рассказ учителя о важности сортировки белья (цветного, черного, белого). |
Белье. |
Иллюстрации с изображением белья для стирки. |
|
|
93-94 |
Замачивание. Застирывание |
2 |
|
Просмотр презентации с описанием последовательности действий. |
Замачиваниезастирывание. |
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
95-96 |
Полоскание. Выжимание. Вывешивание на просушку. |
2 |
|
Просмотр презентации с описанием последовательности действий. |
Полоскание, просушка. |
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
97-98 |
Соблюдение последовательности действий при ручной стирке. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа. Просмотр презентации с описанием последовательности действий. |
Стирка. |
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
99 |
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» |
1 |
|
Познавательно-информационная беседа. Просмотр презентации с описанием последовательности действий. |
Стирка. |
Материал для сюжетно-ролевой игры. |
|
|
100 |
Стиральная машина. |
1 |
|
Рассказ учителя о составных деталях стиральной машинки, машинной стирке. |
Регулятор температуры. |
Презентация, видеоролик. |
|
|
101 |
Температурный режим при стирке. |
1 |
|
Рассказ учителя о составных деталях стиральной машинки, машинной стирке. |
Регулятор температуры. |
Презентация, видеоролик. |
|
|
102-106 |
Соблюдение последовательности действий при машинной стирке. |
5 |
|
Познавательно-информационная беседа о технике безопасности при работе со стиральной машинкой. Просмотр презентации с описанием последовательности действий. |
Загрузка белья, вынимание белья. |
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
107 |
Глажение утюгом. Техника безопасного труда. |
1 |
|
Познавательно-информационная беседа о технике безопасности при работе с утюгом. Просмотр презентации с описанием последовательности действий. |
Гладильная доска. |
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
108-109 |
Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры). |
2 |
|
Знакомство с элементами утюга. |
Шнур, подошва, регулятор температуры |
Изображение, муляж. |
|
|
110 |
Соблюдение правил безопасной работы. |
1 |
|
Познавательно-информационная беседа о технике безопасности при работе с утюгом |
Утюг, ожог. |
Изображение, муляж. |
|
|
111-114 |
Соблюдение последовательности действий при глажении белья. |
4 |
|
Познавательно-информационная беседа о технике безопасности при работе с утюгом. Просмотр презентации с описанием последовательности действий. |
Утюг. |
Муляжи. |
|
|
115-118 |
Практическое занятие. Глажение белья. |
4 |
|
Выполнение практической работы по теме урока. |
Утюг. |
Муляжи. |
|
|
119 |
Уход за обувью. Уличная и домашняя обувь. |
1 |
|
Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. |
Ботинки, туфли. |
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
120-122 |
Уход за обувью. Очистка от загрязнений. |
3 |
|
Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. |
|
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
123-124 |
Практическое занятие. Уход за обувью с использованием специальной обувной губки. |
2 |
|
Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви.
|
Губка. |
Обувная губка. |
|
|
Уборка помещения и территории. (46 часов) |
|||||||
|
125-127 |
Выбор инвентаря для уборки. |
3 |
|
Познавательно- информационная беседа. Подбор инвентаря и приспособлений для уборки помещения. |
Тряпка. |
Предметные картинки, рисунки-задания, демонстрирующие виды инвентаря для уборки. |
|
|
128-130 |
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола. |
3 |
|
Познавательно- информационная беседа. Дидактическая игра «Наводим порядок». |
Тряпка, моющее средство. |
Предметные картинки, рисунки-задания, демонстрирующие виды инвентаря для уборки. |
|
|
131-133 |
Практическое занятие. Уборка мебели (: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду) |
3 |
|
Познавательно- информационная беседа. Дидактическая игра «Наводим порядок». Вытирание поверхности мебели. |
Тряпка, моющее средство. |
Предметные картинки. |
|
|
134-136 |
Практическое занятие. Уборка мебели. |
3 |
|
Познавательно- информационная беседа. Дидактическая игра «Наводим порядок». Вытирание поверхности мебели. |
Тряпка, моющее средство. |
Предметные картинки. |
|
|
137-139 |
Уборка пола. Сухая и влажная уборка пола. |
3 |
|
Познавательно- информационная беседа. Знакомство с видами инвентаря для уборки. |
Тряпка. |
Предметные картинки, рисунки-задания, демонстрирующие виды инвентаря для уборки. |
|
|
140-142 |
Соблюдение последовательности действий при подметании пола |
3 |
|
Познавательно- информационная беседа. Подбор инвентаря и приспособлений для уборки помещения. Просмотр презентации с описанием последовательности действий при подметании пола. |
Совок, веник. |
Веник, совок, перчатки, презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
143-144 |
Пылесос. |
2 |
|
Рассказ учителя. Участие обучающихся в беседе с привлечением личного жизненного опыта. Просмотр видеоролика. |
Пылесос. |
Презентация. |
|
|
145-149 |
Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом. |
5 |
|
Познавательно-информационная беседа о технике безопасности при работе с пылесосом. Просмотр презентации с описанием последовательности действий. |
Пылесос. |
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
150-152 |
Чистка пола пылесосом |
3 |
|
Познавательно- информационная беседа. Рассказ учителя о деталях пылесоса. |
Пылесос. |
Иллюстрации. |
|
|
153-156 |
Практическое занятие. Мытье пола. |
4 |
|
Подбор инвентаря и приспособлений для уборки помещения; наполнение таза водой; отработка упражнений по намачиванию и отжимания тряпочки; мытье парт; чистка уборка инвентаря на место. |
Тряпка, моющее средство. |
Презентация с описанием последовательности действий. |
|
|
157-159 |
Соблюдение последовательности действий при мытье окна. |
3 |
|
Рассказ учителя. Участие обучающихся в беседе с привлечением личного жизненного опыта. Просмотр видеоролика. |
Моющее средство. |
Презентация. |
|
|
160-161 |
Техника безопасного труда при уборке территории. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа о правилах безопасности при уборке территории. |
|
Презентация. |
|
|
162-163 |
Инвентарь для уборки снега. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа. Подбор инвентаря и приспособлений для уборки снега.. |
Лопата. |
Лопата. |
|
|
164-165 |
Инвентарь для уборки листьев. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа. Подбор инвентаря и приспособлений для уборки листьев.. |
Грабли. |
Грабли, перчатки. |
|
|
166-167 |
Собирание бытового мусора. Инвентарь. |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа. Подбор инвентаря и приспособлений для уборки территории. |
Мусорный пакет. |
Перчатки, мусорные пакеты. |
|
|
168-169 |
Выбор инвентаря |
2 |
|
Познавательно-информационная беседа. Подбор инвентаря и приспособлений для уборки территории. |
|
Предметные картинки, демонстрирующие виды инвентаря для уборки. |
|
|
170-171 |
Уход за уборочным инвентарем. |
2 |
|
Рассказ учителя о правилах ухода за уборочным инвентарем. |
|
Презентация. |
|
|
172-175 |
Подметание дорожек на территории. |
4 |
|
Познавательно-информационная беседа. Подбор инвентаря и приспособлений для уборки территории. |
Метла. |
Предметные картинки, демонстрирующие виды инвентаря для уборки территории. |
|
|
176-180 |
Практическое занятие. Уборка территории от мусора, листвы. Подметание территории. |
5 |
|
Познавательно-информационная беседа. Подбор инвентаря и приспособлений для уборки территории. |
Метла. |
Предметные картинки, рисунки-задания, демонстрирующие виды инвентаря для уборки территории. |
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся:
- умеют выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;
- умеют выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола;
- соблюдают технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне;
- соблюдают гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения;
- умеют использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебная литература
|
Автор |
Название учебника |
Издательство, год издания |
|
|
|
|
Дополнительная литература
|
Автор |
Название учебника |
Издательство, год издания |
|
|
|
|
Материалы и оборудование:
- изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- изображения алгоритмов стирки белья, глажения белья.
- кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки);
- гладильная доска, утюг;
- уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
2. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.