Рабочая программа
по социально-бытовой ориентировке.
5 класс .
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа по музыке для 5 классов МБОУ СШ №17, разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Образовательной программы МБОУ СШ № 17 (утверждена приказом директора МБОУ СШ №17 № 321 от 31.08.2023).
-Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи реализации содержания:
- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы социальной жизни»
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства;
навыки обращения в различные медицинские учреждения;
пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.
Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни»
1. Личная гигиена. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Гигиена тела. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Правила и приемы ухода за органами зрения. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Негативное влияниена организм человека вредных веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления.
2. Одежда и обувь. Стиль одежды. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения, способа ношения, сезона, вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Определение размеров одежды и обуви. Чтение условных обозначений на этикетках. Выбор одежды и обуви.
3. Жилище. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер квартиры. Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Твой подъезд и соседи. Как сделать дом уютным. Ремонт в квартире. Сохранение жилищного фонда.
4. Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Способы хранения. Виды вкладов. Кредит. Ипотека. Государственное страхование. Как уберечься от мошенников.
5. Торговля. Магазины, рынки, супермаркеты. Специализированные магазины. Ярмарки. Их виды, время и место проведения. Цены на товары и услуги.
6. Транспорт. Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы. Порядок приобретения билетов.
7. Здоровье. Способы распространения инфекционных заболеваний. Профилактика. Правила и приёмы ухода за больными. Документы, подтверждающие нетрудоспособность.
8. Питание. Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Составление меню. Национальная кухня. Секреты приготовления блюд. Сервировка праздничного стола. Мерная таблица продуктов. Практические советы по выбору продуктов. Срок годности.
9. Средства связи. Основные средства связи. Телефонная связь. Интернет. Виды денежных переводов.
10. Семья. Закон Российской Федерации о браке и семье. Условия создания семьи. Родственные отношения в семье. Семейный досуг и традиции. Распределение обязанностей в семье. Забота о детях.
11. Культура поведения. Правила поведения в обществе. Соблюдение правил хорошего тона. Что кому дарить? Как ходить в гости и принимать гостей. Правила безопасного поведения.
12. Учреждения и организации. Промышленные предприятия. Сельское хозяйство. Организации социального назначения. Учреждения культуры и спорта. Типы учебных заведений и формы обучения. Выбор профессии.
13. Трудоустройство. Учреждения по трудоустройству. Вакансии. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. Деловые бумаги, правила их составления.
Раздел |
Тема урока |
Количество часов |
Личная гигиена |
Личная гигиена |
1 |
|
Личные вещи |
1 |
|
Гигиена зрения |
1 |
|
Личная гигиена (практ. раб) |
1 |
|
О вреде курения, алкоголя. |
1 |
Культура поведения |
Осанка |
1 |
|
Формы обращения с просьбой |
1 |
|
Правила поведения за столом |
1 |
|
Культура поведения (Практ. работа) |
1 |
Семья |
Состав семьи учащегося |
1 |
|
Генеалогическое древо(П.р.) |
1 |
Одежда, обувь |
Виды одежды |
1 |
|
Чистка одежды, сушка |
1 |
|
Виды обуви.Чистка, хранение обуви |
1 |
|
Виды головных уборов |
1 |
|
Одежда и обувь (П.р.) |
1 |
Жилище |
Виды жилых помещений |
1 |
|
Виды жилья.Варианты квартир |
1 |
|
Понятие "Почтовый адрес". |
1 |
Транспорт |
Виды транспортных средств |
1 |
|
Поведение в транспорте |
1 |
|
Правила и знаки дорожного движения |
1 |
Торговля |
Виды и значение торг.предприятий |
1 |
|
Отделы продовольственных магазинов |
1 |
|
Виды товаров |
1 |
|
Срок годности продуктов питания |
1 |
|
Торговля (П.р.) |
1 |
Питание |
Значение питания в жизни человека |
1 |
|
Кухонные принадлежности |
1 |
|
Уход за посудой ((П.р.) |
1 |
|
Рецепт. Бутерброды |
1 |
|
Питание (П.р.) |
1 |
|
Завтрак |
1 |
|
Нарезка хлеба, овощей |
1 |
Сервировка стола к завтраку |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.