Рабочая программа по предмету Профильный труд
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету Профильный труд

Оценка 4.6
Документация
docx
7 кл—9 кл
11.03.2024
Рабочая программа по предмету Профильный труд
Профильный труд рабочая программа для детей с ОВЗ класс-комплект
Профильный труд 7К-9К.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. » (МБОУ «СОШ № 10»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного предмета 

«Профильный труд»

 

уровень образования: основное общее (5-8 классов)

 

 

 

 

 

Разработана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.

2023 г.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

    • проявление познавательных интересов и активности в данной области;
    • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
    • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
    • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
    • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
    • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметные

• алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
    • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

  умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
    • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
    • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;   

    • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
    •  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
    • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
    • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
    • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметные

в познавательной сфере:

  рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

  распознавание  видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкцион­ных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».

  владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в мотивационной сфере:

   оценивание своей способности и готовности к труду;

   осознание ответственности за качество результатов труда;

   наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;

   стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере:

  планирование технологического процесса;

  подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;

  соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;

  контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

в физиолого-психологической сфере:

   •  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
   •  достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
   •  соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

   •  сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере:

   •  дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

   •  моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-приклад­ной обработки материалов»;

   •  эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

   •  рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

   •  формирование рабочей группы для выполнения проекта;

   •  публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;

   •  разработка вариантов рекламных образцов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

5 класс (204 часов)

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 6

 

Тема 1. Вводное занятие (1час)

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

Тема 2. Пиление столярной ножовкой (34 часа)

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Тема 3. Промышленная заготовка древесины (8 часов)

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Тема 4. Игрушки из древесины и других материалов (24 часа)

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Практическая самостоятельная работа

Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя.

Тема 5.  Сверление отверстий (16 часов)

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.

Тема 6. Игрушки из древесины и других материалов (26 часов)

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.

Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Тема 7. Выжигание (9 часов)

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие

Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Практические работы.

Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя.

Тема 8. Пиление ручным лобзиком (9 часов)

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа лобзиком.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.

Тема 9.Строгание древесины (9 часов)

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Тема 10. Соединение деталей с помощью шурупов (30 часов)

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя.

Тема 11. Самостоятельная работа по изготовлению полки (14 часов)

Изделие. Настенная полка, полочка под телефон и т.д.

Теоретические сведения. Работа в тетради: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выбор дизайна изделия, владение столярным инструментом.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Тема 12. Изготовление кухонной утвари (13 часов)

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Работа в тетради: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Тема 13. Соединение рейки с бруском врезкой (11 часов)

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.

Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.

Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).

Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

 

 

 

6 класс (204 часов)

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 6

 

Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности.

Тема 2. Изготовление изделия из деталей круглого сечения (33 часа)

Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.

Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей.  Материал для ручки лопаты, швабры, граблей.  Правила безопасности при строгании и отделке изделия.

Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам.  Выстрагивание бруска квадратного сечения.  Разметка центра на торце заготовки.  Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.

Тема 3. Строгание. Разметка рейсмусом (17 ч.)

Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.

Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на обработку). Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником.  Установка рейсмуса.  Разметка толщины бруска и строгание до риски.

Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.

Тема 4. Геометрическая резьба по дереву (18 ч.)

Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.

             Теоретические сведения.  Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки.  Правила безопасности при резьбе.  Возможный брак при выполнении резьбы.

Практические работы.  Нанесение рисунка на поверхность заготовки.  Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.

Тема 5. Угловое концевое соединение брусков вполдерева (14 ч.)

Изделие. Подрамник.

Теоретические сведения.  Шип: назначение, размеры  (длина, ширина, толщина), элементы (боковые  грани,  заплечики).  Основные  свойства  столярного  клея.  Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.

Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах).

Тема 6. Сверление древесины (12 ч.)

Теоретические  сведения. Сверлильный  станок:  устройство,  назначение.  Правила безопасности  при  работе.  Зажимной  патрон:  назначение,  устройство.  Спиральное  сверло  с цилиндрическим  хвостовиком:  элементы.  Диаметры.  Инструменты  для  выполнения  больших отверстий.

Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже. 

Практические работы. Работа на сверлильном станке по бросовому материалу.

Практическая работа. Изготовление самодельного сверла перового из проволоки, пробные сверления .

Тема 7. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия. (14 ч.)

Изделие. Плечики-вешалка.  Кронштейн  для  ампельных  растений.  Полочка  с  криволинейными деталями.

Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон  древесины  при  разметке  деталей.  Исправимый  и  неисправимый  брак  при  пилении. Напильник  драчевый,  виды,  назначение,  формы.  Стальная  щетка  для  очистки  напильника.

Правила  безопасной  работы  стамеской,  напильником,  шлифовальной  шкуркой.  Выпуклые  и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление  угла. Точки сопряжения.

Практические  работы.  Разметка  криволинейной  детали  по  шаблону.  Подготовка  выкружной пилы  к  работе.  Пиление  по  кривым  линиям.  Контроль  прямоугольности  пропила  в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.  По выбору учителя два—три изделия.

Тема 8. Долбление сквозного и несквозного отверстия (33 ч.)

Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.

Теоретические  сведения.  Гнездо  как  элемент  столярного  соединения.  Виды  (сквозное  и  глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.

Брак при  долблении:  виды предупреждения.  Установка  рейсмуса для разметки  гнезда.  Линия невидимого контура чертежа.

Практические работы. Разметка несквозного  (глухого) и  сквозного  гнезда.  Крепление  детали  при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской. 

Тема 9. Свойства основных пород древесины (11 ч.)

Теоретические  сведения.  Хвойные  (сосна,  ель,  пихта,  лиственница,  кедр), лиственные  (дуб, ясень,  бук,  клен,  вяз,  береза,  осина,  ольха,  липа,  тополь)  породы:  произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение.   Определение древесных пород по образцам древесины.

Практические работы. Определение пород древесины по образцам. Проверка на прочность и упругость различных пород .

Тема 10.Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1 (14 ч.)

Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.

Теоретические  сведения.  Применение  соединения  УК-1.  Учет  лицевых  сторон  деталей  при разметке и сборке изделия: Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.

Правила безопасности при выполнении соединения.

Практические  работы. Выполнение соединения из материалоотходов.

              Практические  работы.  Изготовление  чистовых  заготовок.  Разметка  проушины  с  кромок  и  торца. Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от  риски.  Долбление  проушины  с  двух  сторон.  Подгонка  соединения  и  обозначение  деталей. Проверка качества работы. 

Тема 11 . Заточка стамески и долота (16 ч.)

Объекты работы. Стамеска, долото.

Теоретические  сведения.  Названия  элементов  стамески  и  долота.  Угол заточки  (заострения).

Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.

Способы  определения  качества  заточки.  Правила безопасной работы  при  затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.

Практические  работы.  Заточка  стамески  и  долота  на  бруске.  Правка  лезвия.  Проверка правильности заточки. 

Тема 12 . Склеивание (9 ч.)

Объект работы. Детали изделия.

Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический), свойства,  применение,  сравнение.  Критерии  выбора  клея.  Определение  качества  клеевого раствора.  Последовательность  и  режим  склеивания  при  разных  видах  клея.  Склеивание  в хомутовых струбцинах и механических ваймах.

Практические  работы.  Определение вида клея по внешнему виду и запаху.

По выбору учителя изготовление 3-4 изделий.

              Тема 13.  Изготовление изделий с применением приобретенных знаний. (11 ч)

Практическая работа. Изготовление стульчика, полки, шкафа и т.д.

 

 

 

7 класс (272 часов)

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 8

 

Тема 1. Вводное занятие (2 ч)

Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской.

Тема 2. Фугование по центру. (27 ч)

Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших класса.

Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.

Умение. Работа фуганком, двойным ножом.

Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.

Тема 3. Хранение и сушка древесины. (9 ч)

Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.

Тема 4. Геометрическая резьба по дереву (24 ч)

Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполнено изделие.

Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.

Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. Изготовление и украшение разделочной доски.

Тема 5. Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК - 1 (39 ч)

Изделия. Табурет. Подставка для цветов.

Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.

Соединения УК-1: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.

Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-1. Анализ чертежа.

Практические работы. Изготовление образца соединения УК-1 из материал  отходов.

Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-1. Разметка гнезда. Контроль долбления  гнезда. Опиливание шипа. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.

Тема 6. Непрозрачная отделка столярного изделия (8 ч)

Объекты работы Изделие, выполненное ранее.

Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.

Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.

Практические работы Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Распознавание видов краски по внешним признакам.

Тема 7. Токарные работы. (23 ч)

Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.

Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.

Основные правила электробезопасности.

Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.

Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.

Тема 8. Обработка деталей из древесины твёрдых пород (20 ч)

Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.

Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.

Тема 9. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 (34 ч)

Изделие. Рамка для портрета.

Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности.

Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.

Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.

Практические работы.  Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов.

Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.

Тема 10. Круглые лесоматериалы (10 ч)

Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.

Тема 11. Практическое повторение (15 ч)

Практические работы Запиливание заготовок на ус. Изготовление шипа. Строгание фальцгобелем.

Тема 12. Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 (30 ч)

Изделия. Ящик для стола, картотека: Аптечка.

Теоретические сведения. Угловое ящичное соединение: виды (соединение на шип прямой открытый УЯ 1, соединение па шин «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.

Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.

Практические работы. Измерение углов транспортиром. Установка па малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов.

Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.

Тема 13. Свойства древесины (9 ч)

Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро и теплопроводность.

Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласта, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).

Практические работы. Определение влажности древесины весовым методом. Изучение основных механических и технологических свойств древесины.

Тема 14. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. (19 ч)

Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы. Сквозное и несквозное отверстия. Заточка спирального сверла.

Практические работы. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля. Разметка деталей криволинейной формы по шаблону. Высверливание по контуру.

 

 

8 класс (272 часа)

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 8

 

 

Тема 1. Вводное занятие (2 ч )

Вводное занятие. Правила безопасности.

Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.

Тема 2. Заделка пороков и дефектов древесины (34 ч)

Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходов.

Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.

Практические работы. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах.

Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.

Тема 3. Пиломатериалы. ( 8 ч)

Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и харак­теристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.

Умение. Распознавание видов пиломатериалов.

Практические работы. Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу.

Тема 4. Изготовление столярно–мебельного изделия. ( 40 ч)

Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.

Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).

Практические работы. Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.

Практические работы. Изготовление табурета, аптечки

Тема 5. Изготовление разметочного инструмента. (28 ч )

Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.

Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.

Практические работы.  Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников.

Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка.

Тема 6. Токарные работы. (34 ч)

Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.

Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы. Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).

Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем. Изготовление скамейки, ярунка, солонки.

Тема 7. Изготовление строгального инструмента.( 30 ч)

Изделие. Шерхебель.

Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления. Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.

Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия.

Тема 8. Представление о процессе резания древесины.( 16 ч)

Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент.

Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависи­мости от направления движения резца относительно волокон дре­весины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.

Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.

Практическая работа. Определение формы (элементов геомет­рии) резцов разных дереворежущих инструментов.

Тема 9. Изготовление столярно-мебельного изделия. (44 ч)

Изделия. Несложная мебель.

Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.

Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.

Тема 10. Ремонт столярного изделия. (24 ч )

Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.

Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.

Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.

Тема 11. Безопасность труда во время столярных работ. (12 ч )

Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм.

Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Предупреждение пожара. Действия при пожаре.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

5класс

 

Наименование раздела

 Кол. часов

1.      Вводное занятие

1

2.      Пиление столярной ножовкой

34

3.      Промышленная заготовка древесины

8

4.      Игрушки из древесины и других материалов

24

5.      Сверление отверстий

16

6.      Игрушки из древесины и других материалов

26

7.      Выжигание

9

8.      Пиление ручным лобзиком

9

9.      Строгание древесины

9

10.  Соединение деталей с помощью шурупов

30

11.  Самостоятельная работа по изготовлению полки (по выбору)

14

12.  Изготовление кухонной утвари

13

13.  Соединение рейки с бруском врезкой

11

Итого

204

 

 

 

6 класс

 

Наименование раздела

Кол. часов

1.      Вводное занятие

2

2.      Изготовление изделий из деталей круглого сечения

33

3.      Плоское строгание

17

4.      Геометрическая резьба по дереву

18

5.      Угловое концевое соединение вполдерева

14

6.      Сверление древесины

12

7.      Криволинейное пиление, обработка криволинейной кромки

14

8.      Долбление сквозного и несквозного отверстия

33

9.      Свойства основных пород древесины

11

10.  Угловое концевое соединение на шип одинарный сквозной УК-1

14

11.  Заточка стамески и долота

16

12.  Склеивание

9

13.  Изготовление изделий с применением приобретенных знаний

11

Итого

204

 

7 класс

 

Наименование раздела

Кол. часов

1.      Вводное занятие

2

2.      Фугование по центру

27

3.      Хранение и сушка древесины

9

4.      Геометрическая резьба по дереву

24

5.      Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК -1

39

6.      Непрозрачная отделка столярного изделия

11

7.      Токарные работы

23

8.      Обработка деталей из древесины твёрдых пород

20

9.      Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2

34

10.  Круглые лесоматериалы

10

11.  Практическое повторение

15

12.  Угловые ящичные соединения УЯ–1 и УЯ-2

30

13.  Свойства древесины

9

14.  Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки.

19

Итого

272

 

8 класс

 

Наименование раздела

Кол. часов

1.      Вводное занятие

2

2.      Заделка пороков и дефектов древесины

34

3.      Пиломатериалы

8

4.      Изготовление столярно-мебельного изделия

40

5.      Изготовление разметочного инструмента

28

6.      Токарные работы

34

7.      Изготовление строгального инструмента

30

8.      Представление о процессе резания древесины

16

9.      Изготовление столярно-мебельного изделия

44

10.  Ремонт столярного изделия

24

11.  Безопасность труда во время столярных работ

12

12.  Крепежные изделия и мебельная фурнитура

34

Итого

306

 


 

Рабочая программа по предмету Профильный труд

Рабочая программа по предмету Профильный труд

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Предметные в познавательной сфере: • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда; • распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и…

Предметные в познавательной сфере: • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда; • распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и…

Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец

Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец

Изделие. Заготовка деталей изделия

Изделие. Заготовка деталей изделия

Количество учебных недель – 34

Количество учебных недель – 34

Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой

Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой

Количество учебных недель – 34

Количество учебных недель – 34

Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала

Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала

Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласта, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию)

Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласта, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию)

Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность

Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность

Меры предохранения от травм.

Меры предохранения от травм.

Непрозрачная отделка столярного изделия 11 2

Непрозрачная отделка столярного изделия 11 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024