Рабочая программа по природоведению
Оценка 4.6

Рабочая программа по природоведению

Оценка 4.6
docx
08.12.2020
Рабочая программа по природоведению
Новая природа.docx

Управление образования Администрации города Шахтёрска Муниципальное образовательное учреждение

«Шахтёрская средняя школа №1»

 

 

РАССМОТРЕНО

 

на заседании методического объединения учителей естественно – математического цикла

 

Протокол

 

от «   »             2020г. №1

        СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

 

 

                 

 

«       »                 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

 

Директор МОУ «Шахтёрская средняя школа №1»

 

                    Т.П.Вакуленко

 

 

«   »                   2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по природоведениию

для 5 классов

 

2 часа в неделю (всего 68 часов)

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

 

Учитель Луц Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

 

Шахтёрск

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по природоведению составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); на основе Государственного образовательного стандарта (приказ МОН ДНР от 07.08.2020 г. № 120-НП), Примерной программы по учебному предмету «Природоведение». 5 класс / сост. Панкина В.Е., Криворучко Н.А., Харченкова О.Н., Герман О.И. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 24 с., в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2020-2021 учебный год и предназначена для учащихся 5-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1».

      Рабочая программа ориентирована на использование учебника Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен тем, что они продолжают аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. А также завершают изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в них большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

         Срок реализации программы – 1 год.

           Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 33 рабочих недели, но с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, планируемые результаты освоения программы будут достигнуты за счет интенсификации образовательного процесса.

         Проведение обязательных контрольных работ по природоведению не предусматривается. К выполнению предлагается 7 практических работ, 4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут быть привлечены и члены семьи ученика.

Обязательными при изучении курса «Природоведение» являются фенологические наблюдения и систематическое ведение календаря погоды.

           Оценивание календаря наблюдений за погодой проводится один раз в четверть.

           Рабочая программа имеет целью формирование природоведческой компетентности обучающихся через усвоение системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к природе и способствует решению следующих задач изучения на ступени общего образования:

·         освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

·         овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

·         развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

·         воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

·         применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 

                          Данная программа составлена для реализации курса природоведения, который является частью предметной области «Естествознание» и является пропедевтической основой для изучения географии и естественных наук.

              Ключевая идея курса заключается не только в формировании глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитании у обучающихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.

Специфика курса природоведения требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме в форме урока, который эффективен для формирования не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся..

Изучение курса природоведения, как одного из предметов предметной области «Естествознание», играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона естественно - природоведческого образования связана с формированием инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, духовная – связана с мышлением человека, с овладением научными методами познания и преобразования мира.

               Практическая полезность природоведения обусловлена тем, что оно, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Без базовой естественно - природоведческой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

                        Обучение природоведению дает возможность развивать у обучающихся наблюдательность, образность мышления, формирует культуру умственного труда и элементы научной деятельности. Естественно - природоведческое образование вносит свой вклад в в развитие общества в целом и в формирование  личности каждого отдельного человека.                          

                        Новизна данной программы определяется тем, что в ней заложено формирование природоведческой компетентности обучающихся через усвоение системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к природе.

 

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технологии проблемного обучения; проектная деятельность, коллективные; индивидуальные формы

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Характеристика видов деятельности обучающихся

1

ВВЕДЕНИЕ.

Тема 1. Как человек изучает природу

2

Обучающие:

-           описывают особенности комплекса наук о природе.

-           обобщают знания о телах, явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.

-           знают  правила          пользования  учебником

«Природоведение», технику безопасности в кабинете при проведении практических работ.

2

РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ

16

Обучающие:

-           формулируют            современное  определение  и            строение Вселенной,

-           знают планеты Солнечной системы.

-           различают планеты земной группы и планеты-гиганты.

-           знают важнейшие спутники планет Солнечной системы; расположение планет, орбиты, условия на планетах; особенности строения комет, астероидов, метеоров и метеоритов;

-           формулируют отличие астероидов от метеоров и метеоритов;

 -          приводят примеры природных явлений (физических, химических, биологических).

3

РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ

32

Обучающие:

-           знают географические следствия движения Земли;

-           сопоставляют географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах; выявляют взаимосвязи между следствия ними, их изменение в результате деятельности человека Обучающие:

-           называют участников путешествий, географических открытий, экспедиций разных эпох;

-           подбирают дополнительную информацию из разных источников об изучении и исследовании Земли;

-           анализируют карты маршрутов путешественников и исследователей;

-           сравнивают результаты путешествий и экспедиций в разные времена;

-           оценивают роль туризма на современном этапе для познания Земли;

составляют короткие сообщения о собственных путешествиях, иллюстрировать рисунками, фотографиями, мини-презентациями собственные путешествия. Обучающие:

-           объясняют округоворот воды в природе; значение воды, воздуха, солнечного света и тепла для живой природы;

-           приводят примеры материков, островов океанов, морей; -          показывать на карте материки и океаны;

-           острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия; архипелаги: Канадский, Малайский, Новая Земля, Британские острова;

-           называют признаки понятий "океан", "море", "залив", "пролив", "остров", "океаническое течение", "река", "озеро", "болото", "ледник", "многолетняя мерзлота", "подземные воды";

-           приводят примеры морей, заливов, проливов, островов, рек, озер;

-           определяют особенности распределения вод между Мировым океаном и водами суши по соответствующим

диаграммам; географическое положение водных объектов, глубины океанов и морей по шкале глубин; зависимость направления и характера течения рек от рельефа, видов питания и режима речек от климата;

-           различают способы изображения вод суши на плане местности и на карте; озера по происхождению котловин, стоку, типы болот, материковые и горные ледники, искусственные водоемы, типы подземных вод;

-           находят и обозначают на контурной карте моря:

Черное, Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Берингово, Охотское, Средиземное, Красное;

проливы: Керченский, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Берингов;

заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский;

острова: Сахалин, Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея;

полуострова: Аравийский, Крымский, Камчатка, Индостан, Лабрадор, Скандинавский, Сомали; впадины: Марианскую;

реки: Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур, Днепр, Дунай, Янцзы, Нил, Амазонка, Миссисипи;

озера: Каспийское, Байкал, Большие озера, Виктория;

-           объясняют причины и следствия движений воды в Мировом океане; особенности питания и режима вод суши;

-           сравнивают разные водные объекты;

-           оценивают роль воды для жизнедеятельности человека, влияние человека на разные части гидросферы;

выявляют с членами семьи способы очищения воды в

домашних условиях и влияние качества воды на здоровье человека. Обучающие:

-           называют признаки понятий "биосфера", "почвы", "почвенный покров", "растительность", "животный мир"; преобладающие виды растений и животных своей местности;

-           сравнивают виды растений и животных, которые распространены в разных широтах;

-           объясняют особенности распространения почв и живых организмов на земном шаре с помощью карт; влияние человека на компоненты биосферы;

-           оценивают значение почв, растительного и животного царства для жизнедеятельности человека;

выявляют сферы использования знаний о почвах, растительности и животного мира своей местности. Обучающие:

-           называют признаки понятий "природный комплекс", "географическая оболочка", "природная зона"; компоненты природного комплекса; -       приводят примеры природных комплексов и комплексов, измененных человеком в своей местности;

-           сравнивают особенности основных природных зон Земли;

-           объясняют на конкретных примерах следствия взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы;

-           оценивают влияние человека на природные комплексы в своей местности; значение знаний о природных комплексах для жизнедеятельности человека.

4

РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ

10

Обучающие:

-           знают историю развития жизни на Земле; происхождение животных, растений; как происходил переход от водного образа жизни к наземному; клеточное строение организмов, о клетке, как структурной единице живого; о многообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; разнообразие растительного и животного мира разных материков Земли; природные зоны Земли, расположение каждой из природных зон, особенности растительного и животного мира в них; о разнообразии жизни в морях и океанах, о распространении жизни в прибрежной части и на глубинах мирового океана.

-           анализируют с историей изучения строения клетки, с разнообразием клеток;

-           сравнивают особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде;

-           определяют особенности почвы как среды обитания по сравнению с наземно-воздушной и водной средой обитания. -     формулируют знания о клетке, как структурной единице живого;

-           имеют представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселение их различными организмами.

-           анализируют материал дополнительной литературы.

-           выполняют несложные практические задания. работать с увеличительными приборами.

5

РАЗДЕЛ IV. Человечество на Земле

8

Обучающие:

-           знают о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни;

-           называют численность населения Земли человеческие расы;

-           анализируют карты плотности населения и человеческих рас;

-           распознают способы изображения государств и столиц на политической карте мира;

-           называют и показывают регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии;

-           сравнивают человеческие расы по внешним признаками; густоту населения в разных регионах земного шара;

-           формулируют последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые необходимо решать на современном этапе; о необходимые меры по охране окружающей среды.

-           высказывают суждение о мероприятиях по устранению отрицательных следствий хозяйственной деятельности в своем населенном пункте;

-           разрабатывают мини-проект по утилизации бытовых отходов.

 

 

Календарно-тематическое планирование

Учебник: Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил

 

№ урока

Дата проведения урока

Содержание (тема урока)

Коли-
чество часов

ВВЕДЕНИЕ (2 ч. )

1

 

Тема 1. Как человек изучает природу

Исследовательский проект. Природа вокруг нас. Исследовательский проект. Как используются открытия великих естествоиспытателей: во благо человека или во вред?

1

2

 

Практическая работа 1. Знакомство с назначением и правилами использования лабораторного оборудования

 

1

РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ (16 ч.)

Тема 1. Вселенная (8 ч.)

 

1

 

Представления о Вселенной у древних народов.

 

1

2

 

Взгляды Пифагора на форму Земли.

1

3

 

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье.

 

1

4

 

Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии.

1

5

 

Система мира по Н. Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилею.

 

1

6

 

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты- гиганты. Плутон.

 

1

7

 

Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

1

8

 

Практическая работа № 2. Составление сравнительных таблиц планет Солнечной системы

Исследовательский проект. Созвездия. Легенды о созвездиях.

1

Тема 2. Многообразие тел и веществ (8 ч.)

 

1

 

Тела, характеристики тел, их измерения.

1

2

 

Вещества в окружающем мире и их использование. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

1

3

 

Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.

 

1

4

 

Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

 

1

5

 

Атомы и химические элементы. Молекулы.

1

6

 

Движение молекул. Диффузия.

 

1

7

 

Практическая работа 3. Описание и сравнение признаков 2-3 тел и веществ

 

1

8

 

Практические работы № 4. Разделение смесей

1

РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ (32 ч.)

Тема 1 Земля – планета Солнечной системы (3 ч.)

1

 

Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной.

1

2

 

Движение Земли вокруг Солнца, смена времен года.

Движение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи.

1

3

 

Земля – обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли

1

Тема 2. Представление о Земле в древности (1 ч.)

Представление о Земле египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на картах Эратосфена, Птолемея

Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные путешествия (5 ч.)

1

 

Путешествия викингов. Путешествия

Марко Поло.

1

2

 

Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х. Колумбом.

1

3

 

Первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю.

Лисянский).

1

4

 

Открытие Австралии и Антарктиды. Роль российских экспедиций в исследовании новых земель

 

1

5

 

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Марко Поло, Ибн Баттута, Афанасия Никитина, Бартоломеу Диаша, Васко да Гамы, Христофора.

Колумба, I кругосветное путешествие Ф. Магеллана, Джеймса Кука, I русское кругосветное путешествия.

1

Тема 4. Современные исследования (2 ч.)

 

1

 

Исследование Земли в конце ХХ – начале ХХІ ст.

 

1

2

 

Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком.

Исследовательский проект

Работа с дополнительными источниками информации для

подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях.

1

Тема 5. Литосфера. Суша планеты (2 ч.)

 

1

 

Литосфера, её строение. Суша планеты. Материки, острова.

Природные условия материков. Уникальность планеты Земля.

 

1

2

 

Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте материков, крупных островов, архипелагов.

1

Тема 6. Атмосфера (2 ч.)

 

1

 

Воздух - смесь газов. Значение воздуха. Свойства воздуха.

1

2

 

Атмосфера, её строение атмосферы.

1

Тема 7. Гидросфера (12 ч.)

 

1

 

Состав гидросферы.

Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей.

 

1

2

 

Острова в океане. Свойства вод Мирового океана. Движения воды в Океане. Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек.

 

1

3

 

Воды суши.

Река: строение речной системы. Пороги и водопады. Питание, водный режим и работа рек. Реки мира.

 

1

4

 

Озера, их разнообразие по площади, происхождению котловин, солености. Озера Земли.

 

1

5

 

Болота, особенности их образования и распространение.

1

6

 

Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы.

1

7

 

Ледники. Особенности образования и распространения ледников.

1

8

 

Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты.

 

1

9

 

Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды.

 

1

10

 

Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши

 

1

11

 

Практическая работа №7

Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов; рек, озер, водопадов.

 

1

12

 

Практическая работа №8

7.   Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору).

Исследовательский проект

Исследовать гидрологические особенности ближайшего местного водоема и его использование

 

1

Тема 8. Биосфера (2 ч.)

 

1

 

Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре.

 

1

2

 

Свойства почв. Почвенный покров, карта почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный покров, растительный и животный мир суши и океана

1

Тема 9. Природные комплексы (3 ч.)

1

 

Природные комплексы (ландшафты) как следствие взаимосвязей компонентов природы.

1

2

 

Географическая оболочка – самый

большой природный комплекс Земли, ее границы, свойства, закономерности развития.

 

1

3

 

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах.

Исследовательский проект

Ознакомление с одним из природных комплексов (ландшафтов) своей местности (оврага, реки, леса, парка и т.п.), выявление взаимосвязей между его компонентами (на местности)

1

РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (10ч.)

Тема 1. Развитие жизни на Земле (5 ч.)

 

1

 

История развития жизни на планете: основные гипотезы.

 

1

2

 

Клетка. История изучения клетки.

1

3

 

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом.

1

4

 

Клеточное строение организмов. Структурные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма, рибосомы, наследственный материал)

1

5

 

Практическая работа 9. Изучение под микроскопом постоянных микропрепаратов

Исследовательский проект. Ископаемые останки организмов

1

Тема 2. Разнообразие живого на Земле и среды обитания (5 ч.)

1

 

Основные царства живой природы, их отличительные черты (царство Растения, царство Животные, царство Грибы, царство Бактерии)

 

1

2

 

Основные царства живой природы, их отличительные черты (царство Растения, царство Животные, царство Грибы, царство Бактерии)

 

1

3

 

Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная.

1

4

 

Приспособленность организмов к различным средам обитания.

 

1

5

 

Практическая работа 10. Приспособление организмов к разным средам обитания

1

РАЗДЕЛ IV. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ (8 ч.)

Тема 1. Эволюция человека на Земле (1 ч.)

 

Тема 2. Население Земли (3 ч.)

1

 

Численность населения Земли.

 

1

2

 

Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара.

 

1

3

 

Расы

1

Тема 3. Государства мира (2 ч.)

 

1

 

Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай.

1

2

 

Самые большие по площади и численности населения государства мира. Индия, США.

1

Тема 4. Влияние человека на природу (2 ч.)

 

1

 

Изменения составляющих географической оболочки человеком. Изменения природных комплексов Земли.

 

1

2

 

Загрязнение окружающей среды и ее охрана.

Исследовательский проект

Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил.

2.     Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Учебник). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2008.

3.     Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2009.

4.     Зарудняя Т.В. Природоведение. 5 класс. Часть 1, 2. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград, Учитель, 2003.

5.     Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

6.     Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.

7.     Волцит О.В. Популярный атлас-определитель. Насекомые. / О.В.Волцит, М.Е.Черняховский. – М.: Дрофа, 2005.

8.     Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. / В.С.Новиков, И.А.Губанов. – М.: Дрофа, 2005.

9.     Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). / Составитель Н.А.Касаткина. – Волгоград, Учитель, 2004.

 

Литература для учащихся

1.     Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. / И.Н. Акимушкин. – М.: Мысль, 1999.

2.     Алкиберова Л.Ю. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей. / Л.Ю.Алкиберова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

3.     Детская энциклопедия. Царство животных / пер. с англ. С.В.Чудова. – М.: Издат. ОНИКС 21 век, 2000.

4.     Безруков А. Занимательная география: книга для учащихся, учителей и родителей. / А.Безруков, Г. Пивоварова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

5.     Занимательная зоология. – Мн.: Харвест, 2002.

6.     Энциклопедия для детей. т.2. Биология / глав ред. М.Д.Аксёнова. – Аванта +, 2001.

7.     Я познаю мир. Космос: энциклопедия для детей. – М.: Изательство АСТ», МН.: Харвест, 2001.


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования Администрации города

Управление образования Администрации города

Шахтёрск Пояснительная записка

Шахтёрск Пояснительная записка

Данная программа составлена для реализации курса природоведения, который является частью предметной области «Естествознание» и является пропедевтической основой для изучения географии и естественных наук

Данная программа составлена для реализации курса природоведения, который является частью предметной области «Естествознание» и является пропедевтической основой для изучения географии и естественных наук

Обучение природоведению дает возможность развивать у обучающихся наблюдательность, образность мышления, формирует культуру умственного труда и элементы научной деятельности

Обучение природоведению дает возможность развивать у обучающихся наблюдательность, образность мышления, формирует культуру умственного труда и элементы научной деятельности

РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ 32Обучающие: - знают географические следствия движения

РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ 32Обучающие: - знают географические следствия движения

Черное, Азовское, Балтийское,

Черное, Азовское, Балтийское,

Земли; - объясняют на конкретных примерах следствия взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы; - оценивают влияние человека на природные комплексы в своей местности; значение знаний о…

Земли; - объясняют на конкретных примерах следствия взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы; - оценивают влияние человека на природные комплексы в своей местности; значение знаний о…

Земле 8 Обучающие: - знают о первых людях, появившихся на

Земле 8 Обучающие: - знают о первых людях, появившихся на

Взгляды Пифагора на форму Земли

Взгляды Пифагора на форму Земли

Изображение Земли на картах Эратосфена,

Изображение Земли на картах Эратосфена,

Состав гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы

Состав гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы

Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре

Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре

Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная

Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020