Управление образования Администрации города Шахтёрска Муниципальное образовательное учреждение
«Шахтёрская средняя школа №1»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей естественно – математического цикла
Протокол
от « » 2020г. №1 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
« » 2020г. |
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ «Шахтёрская средняя школа №1»
Т.П.Вакуленко
« » 2020 г. |
Рабочая программа
по природоведениию
для 5 классов
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор-составитель:
Учитель Луц Оксана Николаевна
2020/2021 уч. год
Шахтёрск
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); на основе Государственного образовательного стандарта (приказ МОН ДНР от 07.08.2020 г. № 120-НП), Примерной программы по учебному предмету «Природоведение». 5 класс / сост. Панкина В.Е., Криворучко Н.А., Харченкова О.Н., Герман О.И. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 24 с., в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2020-2021 учебный год и предназначена для учащихся 5-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен тем, что они продолжают аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. А также завершают изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в них большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 33 рабочих недели, но с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, планируемые результаты освоения программы будут достигнуты за счет интенсификации образовательного процесса.
Проведение обязательных контрольных работ по природоведению не предусматривается. К выполнению предлагается 7 практических работ, 4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут быть привлечены и члены семьи ученика.
Обязательными при изучении курса «Природоведение» являются фенологические наблюдения и систематическое ведение календаря погоды.
Оценивание календаря наблюдений за погодой проводится один раз в четверть.
Рабочая программа имеет целью формирование природоведческой компетентности обучающихся через усвоение системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к природе и способствует решению следующих задач изучения на ступени общего образования:
· освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
· овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
· развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
· воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Данная программа составлена для реализации курса природоведения, который является частью предметной области «Естествознание» и является пропедевтической основой для изучения географии и естественных наук.
Ключевая идея курса заключается не только в формировании глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитании у обучающихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.
Специфика курса природоведения требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме в форме урока, который эффективен для формирования не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся..
Изучение курса природоведения, как одного из предметов предметной области «Естествознание», играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона естественно - природоведческого образования связана с формированием инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, духовная – связана с мышлением человека, с овладением научными методами познания и преобразования мира.
Практическая полезность природоведения обусловлена тем, что оно, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Без базовой естественно - природоведческой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Обучение природоведению дает возможность развивать у обучающихся наблюдательность, образность мышления, формирует культуру умственного труда и элементы научной деятельности. Естественно - природоведческое образование вносит свой вклад в в развитие общества в целом и в формирование личности каждого отдельного человека.
Новизна данной программы определяется тем, что в ней заложено формирование природоведческой компетентности обучающихся через усвоение системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к природе.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технологии проблемного обучения; проектная деятельность, коллективные; индивидуальные формы
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема/раздел |
Количество часов, отводимых на освоение темы |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
1 |
ВВЕДЕНИЕ. Тема 1. Как человек изучает природу |
2 |
Обучающие: - описывают особенности комплекса наук о природе. - обобщают знания о телах, явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы. - знают правила пользования учебником «Природоведение», технику безопасности в кабинете при проведении практических работ. |
2 |
РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ |
16 |
Обучающие: - формулируют современное определение и строение Вселенной, - знают планеты Солнечной системы. - различают планеты земной группы и планеты-гиганты. - знают важнейшие спутники планет Солнечной системы; расположение планет, орбиты, условия на планетах; особенности строения комет, астероидов, метеоров и метеоритов; - формулируют отличие астероидов от метеоров и метеоритов; - приводят примеры природных явлений (физических, химических, биологических). |
3 |
РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ |
32 |
Обучающие: - знают географические следствия движения Земли; - сопоставляют географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах; выявляют взаимосвязи между следствия ними, их изменение в результате деятельности человека Обучающие: - называют участников путешествий, географических открытий, экспедиций разных эпох; - подбирают дополнительную информацию из разных источников об изучении и исследовании Земли; - анализируют карты маршрутов путешественников и исследователей; - сравнивают результаты путешествий и экспедиций в разные времена; - оценивают роль туризма на современном этапе для познания Земли; составляют короткие сообщения о собственных путешествиях, иллюстрировать рисунками, фотографиями, мини-презентациями собственные путешествия. Обучающие: - объясняют округоворот воды в природе; значение воды, воздуха, солнечного света и тепла для живой природы; - приводят примеры материков, островов океанов, морей; - показывать на карте материки и океаны; - острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия; архипелаги: Канадский, Малайский, Новая Земля, Британские острова; - называют признаки понятий "океан", "море", "залив", "пролив", "остров", "океаническое течение", "река", "озеро", "болото", "ледник", "многолетняя мерзлота", "подземные воды"; - приводят примеры морей, заливов, проливов, островов, рек, озер; - определяют особенности распределения вод между Мировым океаном и водами суши по соответствующим диаграммам; географическое положение водных объектов, глубины океанов и морей по шкале глубин; зависимость направления и характера течения рек от рельефа, видов питания и режима речек от климата; - различают способы изображения вод суши на плане местности и на карте; озера по происхождению котловин, стоку, типы болот, материковые и горные ледники, искусственные водоемы, типы подземных вод; - находят и обозначают на контурной карте моря: Черное, Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Берингово, Охотское, Средиземное, Красное; проливы: Керченский, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Берингов; заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский; острова: Сахалин, Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея; полуострова: Аравийский, Крымский, Камчатка, Индостан, Лабрадор, Скандинавский, Сомали; впадины: Марианскую; реки: Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур, Днепр, Дунай, Янцзы, Нил, Амазонка, Миссисипи; озера: Каспийское, Байкал, Большие озера, Виктория; - объясняют причины и следствия движений воды в Мировом океане; особенности питания и режима вод суши; - сравнивают разные водные объекты; - оценивают роль воды для жизнедеятельности человека, влияние человека на разные части гидросферы; выявляют с членами семьи способы очищения воды в домашних условиях и влияние качества воды на здоровье человека. Обучающие: - называют признаки понятий "биосфера", "почвы", "почвенный покров", "растительность", "животный мир"; преобладающие виды растений и животных своей местности; - сравнивают виды растений и животных, которые распространены в разных широтах; - объясняют особенности распространения почв и живых организмов на земном шаре с помощью карт; влияние человека на компоненты биосферы; - оценивают значение почв, растительного и животного царства для жизнедеятельности человека; выявляют сферы использования знаний о почвах, растительности и животного мира своей местности. Обучающие: - называют признаки понятий "природный комплекс", "географическая оболочка", "природная зона"; компоненты природного комплекса; - приводят примеры природных комплексов и комплексов, измененных человеком в своей местности; - сравнивают особенности основных природных зон Земли; - объясняют на конкретных примерах следствия взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы; - оценивают влияние человека на природные комплексы в своей местности; значение знаний о природных комплексах для жизнедеятельности человека. |
4 |
РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ |
10 |
Обучающие: - знают историю развития жизни на Земле; происхождение животных, растений; как происходил переход от водного образа жизни к наземному; клеточное строение организмов, о клетке, как структурной единице живого; о многообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; разнообразие растительного и животного мира разных материков Земли; природные зоны Земли, расположение каждой из природных зон, особенности растительного и животного мира в них; о разнообразии жизни в морях и океанах, о распространении жизни в прибрежной части и на глубинах мирового океана. - анализируют с историей изучения строения клетки, с разнообразием клеток; - сравнивают особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде; - определяют особенности почвы как среды обитания по сравнению с наземно-воздушной и водной средой обитания. - формулируют знания о клетке, как структурной единице живого; - имеют представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселение их различными организмами. - анализируют материал дополнительной литературы. - выполняют несложные практические задания. работать с увеличительными приборами. |
5 |
РАЗДЕЛ IV. Человечество на Земле |
8 |
Обучающие: - знают о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни; - называют численность населения Земли человеческие расы; - анализируют карты плотности населения и человеческих рас; - распознают способы изображения государств и столиц на политической карте мира; - называют и показывают регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии; - сравнивают человеческие расы по внешним признаками; густоту населения в разных регионах земного шара; - формулируют последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые необходимо решать на современном этапе; о необходимые меры по охране окружающей среды. - высказывают суждение о мероприятиях по устранению отрицательных следствий хозяйственной деятельности в своем населенном пункте; - разрабатывают мини-проект по утилизации бытовых отходов. |
Календарно-тематическое планирование
Учебник: Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание (тема урока) |
Коли- |
ВВЕДЕНИЕ (2 ч. ) |
|||
1 |
|
Тема 1. Как человек изучает природу Исследовательский проект. Природа вокруг нас. Исследовательский проект. Как используются открытия великих естествоиспытателей: во благо человека или во вред? |
1 |
2 |
|
Практическая работа № 1. Знакомство с назначением и правилами использования лабораторного оборудования
|
1 |
РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ (16 ч.) |
|||
Тема 1. Вселенная (8 ч.)
|
|||
1 |
|
Представления о Вселенной у древних народов.
|
1 |
2 |
|
Взгляды Пифагора на форму Земли. |
1 |
3 |
|
Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье.
|
1 |
4 |
|
Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. |
1 |
5 |
|
Система мира по Н. Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилею.
|
1 |
6 |
|
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты- гиганты. Плутон.
|
1 |
7 |
|
Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. |
1 |
8 |
|
Практическая работа № 2. Составление сравнительных таблиц планет Солнечной системы Исследовательский проект. Созвездия. Легенды о созвездиях. |
1 |
Тема 2. Многообразие тел и веществ (8 ч.)
|
|||
1 |
|
Тела, характеристики тел, их измерения. |
1 |
2 |
|
Вещества в окружающем мире и их использование. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. |
1 |
3 |
|
Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.
|
1 |
4 |
|
Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
|
1 |
5 |
|
Атомы и химические элементы. Молекулы. |
1 |
6 |
|
Движение молекул. Диффузия.
|
1 |
7 |
|
Практическая работа № 3. Описание и сравнение признаков 2-3 тел и веществ
|
1 |
8 |
|
Практические работы № 4. Разделение смесей |
1 |
РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ (32 ч.) |
|||
Тема 1 Земля – планета Солнечной системы (3 ч.) |
|||
1 |
|
Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. |
1 |
2 |
|
Движение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Движение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи. |
1 |
3 |
|
Земля – обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли |
1 |
Тема 2. Представление о Земле в древности (1 ч.) Представление о Земле египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на картах Эратосфена, Птолемея |
|||
Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные путешествия (5 ч.) |
|||
1 |
|
Путешествия викингов. Путешествия Марко Поло. |
1 |
2 |
|
Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х. Колумбом. |
1 |
3 |
|
Первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский). |
1 |
4 |
|
Открытие Австралии и Антарктиды. Роль российских экспедиций в исследовании новых земель
|
1 |
5 |
|
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Марко Поло, Ибн Баттута, Афанасия Никитина, Бартоломеу Диаша, Васко да Гамы, Христофора. Колумба, I кругосветное путешествие Ф. Магеллана, Джеймса Кука, I русское кругосветное путешествия. |
1 |
Тема 4. Современные исследования (2 ч.)
|
|||
1 |
|
Исследование Земли в конце ХХ – начале ХХІ ст.
|
1 |
2 |
|
Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком. Исследовательский проект Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях. |
1 |
Тема 5. Литосфера. Суша планеты (2 ч.)
|
|||
1 |
|
Литосфера, её строение. Суша планеты. Материки, острова. Природные условия материков. Уникальность планеты Земля.
|
1 |
2 |
|
Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте материков, крупных островов, архипелагов. |
1 |
Тема 6. Атмосфера (2 ч.)
|
|||
1 |
|
Воздух - смесь газов. Значение воздуха. Свойства воздуха. |
1 |
2 |
|
Атмосфера, её строение атмосферы. |
1 |
Тема 7. Гидросфера (12 ч.)
|
|||
1 |
|
Состав гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей.
|
1 |
2 |
|
Острова в океане. Свойства вод Мирового океана. Движения воды в Океане. Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек.
|
1 |
3 |
|
Воды суши. Река: строение речной системы. Пороги и водопады. Питание, водный режим и работа рек. Реки мира.
|
1 |
4 |
|
Озера, их разнообразие по площади, происхождению котловин, солености. Озера Земли.
|
1 |
5 |
|
Болота, особенности их образования и распространение. |
1 |
6 |
|
Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. |
1 |
7 |
|
Ледники. Особенности образования и распространения ледников. |
1 |
8 |
|
Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты.
|
1 |
9 |
|
Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды.
|
1 |
10 |
|
Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши
|
1 |
11 |
|
Практическая работа №7 Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов; рек, озер, водопадов.
|
1 |
12 |
|
Практическая работа №8 7. Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору). Исследовательский проект Исследовать гидрологические особенности ближайшего местного водоема и его использование
|
1 |
Тема 8. Биосфера (2 ч.)
|
|||
1 |
|
Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре.
|
1 |
2 |
|
Свойства почв. Почвенный покров, карта почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный покров, растительный и животный мир суши и океана |
1 |
Тема 9. Природные комплексы (3 ч.) |
|||
1 |
|
Природные комплексы (ландшафты) как следствие взаимосвязей компонентов природы. |
1 |
2 |
|
Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли, ее границы, свойства, закономерности развития.
|
1 |
3 |
|
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Исследовательский проект Ознакомление с одним из природных комплексов (ландшафтов) своей местности (оврага, реки, леса, парка и т.п.), выявление взаимосвязей между его компонентами (на местности) |
1 |
РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (10ч.) |
|||
Тема 1. Развитие жизни на Земле (5 ч.)
|
|||
1 |
|
История развития жизни на планете: основные гипотезы.
|
1 |
2 |
|
Клетка. История изучения клетки. |
1 |
3 |
|
Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. |
1 |
4 |
|
Клеточное строение организмов. Структурные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма, рибосомы, наследственный материал) |
1 |
5 |
|
Практическая работа № 9. Изучение под микроскопом постоянных микропрепаратов Исследовательский проект. Ископаемые останки организмов |
1 |
Тема 2. Разнообразие живого на Земле и среды обитания (5 ч.) |
|||
1 |
|
Основные царства живой природы, их отличительные черты (царство Растения, царство Животные, царство Грибы, царство Бактерии)
|
1 |
2 |
|
Основные царства живой природы, их отличительные черты (царство Растения, царство Животные, царство Грибы, царство Бактерии)
|
1 |
3 |
|
Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная. |
1 |
4 |
|
Приспособленность организмов к различным средам обитания.
|
1 |
5 |
|
Практическая работа № 10. Приспособление организмов к разным средам обитания |
1 |
РАЗДЕЛ IV. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ (8 ч.) |
|||
Тема 1. Эволюция человека на Земле (1 ч.)
|
|||
Тема 2. Население Земли (3 ч.) |
|||
1 |
|
Численность населения Земли.
|
1 |
2 |
|
Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара.
|
1 |
3 |
|
Расы |
1 |
Тема 3. Государства мира (2 ч.)
|
|||
1 |
|
Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай. |
1 |
2 |
|
Самые большие по площади и численности населения государства мира. Индия, США. |
1 |
Тема 4. Влияние человека на природу (2 ч.)
|
|||
1 |
|
Изменения составляющих географической оболочки человеком. Изменения природных комплексов Земли.
|
1 |
2 |
|
Загрязнение окружающей среды и ее охрана. Исследовательский проект Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов |
1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил.
2. Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Учебник). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2008.
3. Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2009.
4. Зарудняя Т.В. Природоведение. 5 класс. Часть 1, 2. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград, Учитель, 2003.
5. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.
7. Волцит О.В. Популярный атлас-определитель. Насекомые. / О.В.Волцит, М.Е.Черняховский. – М.: Дрофа, 2005.
8. Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. / В.С.Новиков, И.А.Губанов. – М.: Дрофа, 2005.
9. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). / Составитель Н.А.Касаткина. – Волгоград, Учитель, 2004.
Литература для учащихся
1. Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. / И.Н. Акимушкин. – М.: Мысль, 1999.
2. Алкиберова Л.Ю. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей. / Л.Ю.Алкиберова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Детская энциклопедия. Царство животных / пер. с англ. С.В.Чудова. – М.: Издат. ОНИКС 21 век, 2000.
4. Безруков А. Занимательная география: книга для учащихся, учителей и родителей. / А.Безруков, Г. Пивоварова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Занимательная зоология. – Мн.: Харвест, 2002.
6. Энциклопедия для детей. т.2. Биология / глав ред. М.Д.Аксёнова. – Аванта +, 2001.
7. Я познаю мир. Космос: энциклопедия для детей. – М.: Изательство АСТ», МН.: Харвест, 2001.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.