Рабочая программа по природоведению

  • docx
  • 08.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новая природа.docx

Управление образования Администрации города Шахтёрска Муниципальное образовательное учреждение

«Шахтёрская средняя школа №1»

 

 

РАССМОТРЕНО

 

на заседании методического объединения учителей естественно – математического цикла

 

Протокол

 

от «   »             2020г. №1

        СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

 

 

                 

 

«       »                 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

 

Директор МОУ «Шахтёрская средняя школа №1»

 

                    Т.П.Вакуленко

 

 

«   »                   2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по природоведениию

для 5 классов

 

2 часа в неделю (всего 68 часов)

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

 

Учитель Луц Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

 

Шахтёрск

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по природоведению составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); на основе Государственного образовательного стандарта (приказ МОН ДНР от 07.08.2020 г. № 120-НП), Примерной программы по учебному предмету «Природоведение». 5 класс / сост. Панкина В.Е., Криворучко Н.А., Харченкова О.Н., Герман О.И. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 24 с., в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2020-2021 учебный год и предназначена для учащихся 5-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1».

      Рабочая программа ориентирована на использование учебника Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен тем, что они продолжают аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. А также завершают изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в них большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

         Срок реализации программы – 1 год.

           Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 33 рабочих недели, но с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, планируемые результаты освоения программы будут достигнуты за счет интенсификации образовательного процесса.

         Проведение обязательных контрольных работ по природоведению не предусматривается. К выполнению предлагается 7 практических работ, 4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут быть привлечены и члены семьи ученика.

Обязательными при изучении курса «Природоведение» являются фенологические наблюдения и систематическое ведение календаря погоды.

           Оценивание календаря наблюдений за погодой проводится один раз в четверть.

           Рабочая программа имеет целью формирование природоведческой компетентности обучающихся через усвоение системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к природе и способствует решению следующих задач изучения на ступени общего образования:

·         освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

·         овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

·         развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

·         воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

·         применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 

                          Данная программа составлена для реализации курса природоведения, который является частью предметной области «Естествознание» и является пропедевтической основой для изучения географии и естественных наук.

              Ключевая идея курса заключается не только в формировании глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитании у обучающихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.

Специфика курса природоведения требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме в форме урока, который эффективен для формирования не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся..

Изучение курса природоведения, как одного из предметов предметной области «Естествознание», играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона естественно - природоведческого образования связана с формированием инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, духовная – связана с мышлением человека, с овладением научными методами познания и преобразования мира.

               Практическая полезность природоведения обусловлена тем, что оно, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Без базовой естественно - природоведческой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

                        Обучение природоведению дает возможность развивать у обучающихся наблюдательность, образность мышления, формирует культуру умственного труда и элементы научной деятельности. Естественно - природоведческое образование вносит свой вклад в в развитие общества в целом и в формирование  личности каждого отдельного человека.                          

                        Новизна данной программы определяется тем, что в ней заложено формирование природоведческой компетентности обучающихся через усвоение системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к природе.

 

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технологии проблемного обучения; проектная деятельность, коллективные; индивидуальные формы

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Характеристика видов деятельности обучающихся

1

ВВЕДЕНИЕ.

Тема 1. Как человек изучает природу

2

Обучающие:

-           описывают особенности комплекса наук о природе.

-           обобщают знания о телах, явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.

-           знают  правила          пользования  учебником

«Природоведение», технику безопасности в кабинете при проведении практических работ.

2

РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ

16

Обучающие:

-           формулируют            современное  определение  и            строение Вселенной,

-           знают планеты Солнечной системы.

-           различают планеты земной группы и планеты-гиганты.

-           знают важнейшие спутники планет Солнечной системы; расположение планет, орбиты, условия на планетах; особенности строения комет, астероидов, метеоров и метеоритов;

-           формулируют отличие астероидов от метеоров и метеоритов;

 -          приводят примеры природных явлений (физических, химических, биологических).

3

РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ

32

Обучающие:

-           знают географические следствия движения Земли;

-           сопоставляют географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах; выявляют взаимосвязи между следствия ними, их изменение в результате деятельности человека Обучающие:

-           называют участников путешествий, географических открытий, экспедиций разных эпох;

-           подбирают дополнительную информацию из разных источников об изучении и исследовании Земли;

-           анализируют карты маршрутов путешественников и исследователей;

-           сравнивают результаты путешествий и экспедиций в разные времена;

-           оценивают роль туризма на современном этапе для познания Земли;

составляют короткие сообщения о собственных путешествиях, иллюстрировать рисунками, фотографиями, мини-презентациями собственные путешествия. Обучающие:

-           объясняют округоворот воды в природе; значение воды, воздуха, солнечного света и тепла для живой природы;

-           приводят примеры материков, островов океанов, морей; -          показывать на карте материки и океаны;

-           острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия; архипелаги: Канадский, Малайский, Новая Земля, Британские острова;

-           называют признаки понятий "океан", "море", "залив", "пролив", "остров", "океаническое течение", "река", "озеро", "болото", "ледник", "многолетняя мерзлота", "подземные воды";

-           приводят примеры морей, заливов, проливов, островов, рек, озер;

-           определяют особенности распределения вод между Мировым океаном и водами суши по соответствующим

диаграммам; географическое положение водных объектов, глубины океанов и морей по шкале глубин; зависимость направления и характера течения рек от рельефа, видов питания и режима речек от климата;

-           различают способы изображения вод суши на плане местности и на карте; озера по происхождению котловин, стоку, типы болот, материковые и горные ледники, искусственные водоемы, типы подземных вод;

-           находят и обозначают на контурной карте моря:

Черное, Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Берингово, Охотское, Средиземное, Красное;

проливы: Керченский, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Берингов;

заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский;

острова: Сахалин, Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея;

полуострова: Аравийский, Крымский, Камчатка, Индостан, Лабрадор, Скандинавский, Сомали; впадины: Марианскую;

реки: Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур, Днепр, Дунай, Янцзы, Нил, Амазонка, Миссисипи;

озера: Каспийское, Байкал, Большие озера, Виктория;

-           объясняют причины и следствия движений воды в Мировом океане; особенности питания и режима вод суши;

-           сравнивают разные водные объекты;

-           оценивают роль воды для жизнедеятельности человека, влияние человека на разные части гидросферы;

выявляют с членами семьи способы очищения воды в

домашних условиях и влияние качества воды на здоровье человека. Обучающие:

-           называют признаки понятий "биосфера", "почвы", "почвенный покров", "растительность", "животный мир"; преобладающие виды растений и животных своей местности;

-           сравнивают виды растений и животных, которые распространены в разных широтах;

-           объясняют особенности распространения почв и живых организмов на земном шаре с помощью карт; влияние человека на компоненты биосферы;

-           оценивают значение почв, растительного и животного царства для жизнедеятельности человека;

выявляют сферы использования знаний о почвах, растительности и животного мира своей местности. Обучающие:

-           называют признаки понятий "природный комплекс", "географическая оболочка", "природная зона"; компоненты природного комплекса; -       приводят примеры природных комплексов и комплексов, измененных человеком в своей местности;

-           сравнивают особенности основных природных зон Земли;

-           объясняют на конкретных примерах следствия взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы;

-           оценивают влияние человека на природные комплексы в своей местности; значение знаний о природных комплексах для жизнедеятельности человека.

4

РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ

10

Обучающие:

-           знают историю развития жизни на Земле; происхождение животных, растений; как происходил переход от водного образа жизни к наземному; клеточное строение организмов, о клетке, как структурной единице живого; о многообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; разнообразие растительного и животного мира разных материков Земли; природные зоны Земли, расположение каждой из природных зон, особенности растительного и животного мира в них; о разнообразии жизни в морях и океанах, о распространении жизни в прибрежной части и на глубинах мирового океана.

-           анализируют с историей изучения строения клетки, с разнообразием клеток;

-           сравнивают особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде;

-           определяют особенности почвы как среды обитания по сравнению с наземно-воздушной и водной средой обитания. -     формулируют знания о клетке, как структурной единице живого;

-           имеют представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселение их различными организмами.

-           анализируют материал дополнительной литературы.

-           выполняют несложные практические задания. работать с увеличительными приборами.

5

РАЗДЕЛ IV. Человечество на Земле

8

Обучающие:

-           знают о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни;

-           называют численность населения Земли человеческие расы;

-           анализируют карты плотности населения и человеческих рас;

-           распознают способы изображения государств и столиц на политической карте мира;

-           называют и показывают регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии;

-           сравнивают человеческие расы по внешним признаками; густоту населения в разных регионах земного шара;

-           формулируют последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые необходимо решать на современном этапе; о необходимые меры по охране окружающей среды.

-           высказывают суждение о мероприятиях по устранению отрицательных следствий хозяйственной деятельности в своем населенном пункте;

-           разрабатывают мини-проект по утилизации бытовых отходов.

 

 

Календарно-тематическое планирование

Учебник: Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил

 

№ урока

Дата проведения урока

Содержание (тема урока)

Коли-
чество часов

ВВЕДЕНИЕ (2 ч. )

1

 

Тема 1. Как человек изучает природу

Исследовательский проект. Природа вокруг нас. Исследовательский проект. Как используются открытия великих естествоиспытателей: во благо человека или во вред?

1

2

 

Практическая работа 1. Знакомство с назначением и правилами использования лабораторного оборудования

 

1

РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ (16 ч.)

Тема 1. Вселенная (8 ч.)

 

1

 

Представления о Вселенной у древних народов.

 

1

2

 

Взгляды Пифагора на форму Земли.

1

3

 

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье.

 

1

4

 

Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии.

1

5

 

Система мира по Н. Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилею.

 

1

6

 

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты- гиганты. Плутон.

 

1

7

 

Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

1

8

 

Практическая работа № 2. Составление сравнительных таблиц планет Солнечной системы

Исследовательский проект. Созвездия. Легенды о созвездиях.

1

Тема 2. Многообразие тел и веществ (8 ч.)

 

1

 

Тела, характеристики тел, их измерения.

1

2

 

Вещества в окружающем мире и их использование. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

1

3

 

Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.

 

1

4

 

Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

 

1

5

 

Атомы и химические элементы. Молекулы.

1

6

 

Движение молекул. Диффузия.

 

1

7

 

Практическая работа 3. Описание и сравнение признаков 2-3 тел и веществ

 

1

8

 

Практические работы № 4. Разделение смесей

1

РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ (32 ч.)

Тема 1 Земля – планета Солнечной системы (3 ч.)

1

 

Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной.

1

2

 

Движение Земли вокруг Солнца, смена времен года.

Движение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи.

1

3

 

Земля – обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли

1

Тема 2. Представление о Земле в древности (1 ч.)

Представление о Земле египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на картах Эратосфена, Птолемея

Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные путешествия (5 ч.)

1

 

Путешествия викингов. Путешествия

Марко Поло.

1

2

 

Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х. Колумбом.

1

3

 

Первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю.

Лисянский).

1

4

 

Открытие Австралии и Антарктиды. Роль российских экспедиций в исследовании новых земель

 

1

5

 

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Марко Поло, Ибн Баттута, Афанасия Никитина, Бартоломеу Диаша, Васко да Гамы, Христофора.

Колумба, I кругосветное путешествие Ф. Магеллана, Джеймса Кука, I русское кругосветное путешествия.

1

Тема 4. Современные исследования (2 ч.)

 

1

 

Исследование Земли в конце ХХ – начале ХХІ ст.

 

1

2

 

Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком.

Исследовательский проект

Работа с дополнительными источниками информации для

подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях.

1

Тема 5. Литосфера. Суша планеты (2 ч.)

 

1

 

Литосфера, её строение. Суша планеты. Материки, острова.

Природные условия материков. Уникальность планеты Земля.

 

1

2

 

Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте материков, крупных островов, архипелагов.

1

Тема 6. Атмосфера (2 ч.)

 

1

 

Воздух - смесь газов. Значение воздуха. Свойства воздуха.

1

2

 

Атмосфера, её строение атмосферы.

1

Тема 7. Гидросфера (12 ч.)

 

1

 

Состав гидросферы.

Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей.

 

1

2

 

Острова в океане. Свойства вод Мирового океана. Движения воды в Океане. Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек.

 

1

3

 

Воды суши.

Река: строение речной системы. Пороги и водопады. Питание, водный режим и работа рек. Реки мира.

 

1

4

 

Озера, их разнообразие по площади, происхождению котловин, солености. Озера Земли.

 

1

5

 

Болота, особенности их образования и распространение.

1

6

 

Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы.

1

7

 

Ледники. Особенности образования и распространения ледников.

1

8

 

Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты.

 

1

9

 

Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды.

 

1

10

 

Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши

 

1

11

 

Практическая работа №7

Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов; рек, озер, водопадов.

 

1

12

 

Практическая работа №8

7.   Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору).

Исследовательский проект

Исследовать гидрологические особенности ближайшего местного водоема и его использование

 

1

Тема 8. Биосфера (2 ч.)

 

1

 

Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре.

 

1

2

 

Свойства почв. Почвенный покров, карта почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный покров, растительный и животный мир суши и океана

1

Тема 9. Природные комплексы (3 ч.)

1

 

Природные комплексы (ландшафты) как следствие взаимосвязей компонентов природы.

1

2

 

Географическая оболочка – самый

большой природный комплекс Земли, ее границы, свойства, закономерности развития.

 

1

3

 

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах.

Исследовательский проект

Ознакомление с одним из природных комплексов (ландшафтов) своей местности (оврага, реки, леса, парка и т.п.), выявление взаимосвязей между его компонентами (на местности)

1

РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (10ч.)

Тема 1. Развитие жизни на Земле (5 ч.)

 

1

 

История развития жизни на планете: основные гипотезы.

 

1

2

 

Клетка. История изучения клетки.

1

3

 

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом.

1

4

 

Клеточное строение организмов. Структурные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма, рибосомы, наследственный материал)

1

5

 

Практическая работа 9. Изучение под микроскопом постоянных микропрепаратов

Исследовательский проект. Ископаемые останки организмов

1

Тема 2. Разнообразие живого на Земле и среды обитания (5 ч.)

1

 

Основные царства живой природы, их отличительные черты (царство Растения, царство Животные, царство Грибы, царство Бактерии)

 

1

2

 

Основные царства живой природы, их отличительные черты (царство Растения, царство Животные, царство Грибы, царство Бактерии)

 

1

3

 

Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная.

1

4

 

Приспособленность организмов к различным средам обитания.

 

1

5

 

Практическая работа 10. Приспособление организмов к разным средам обитания

1

РАЗДЕЛ IV. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ (8 ч.)

Тема 1. Эволюция человека на Земле (1 ч.)

 

Тема 2. Население Земли (3 ч.)

1

 

Численность населения Земли.

 

1

2

 

Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара.

 

1

3

 

Расы

1

Тема 3. Государства мира (2 ч.)

 

1

 

Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай.

1

2

 

Самые большие по площади и численности населения государства мира. Индия, США.

1

Тема 4. Влияние человека на природу (2 ч.)

 

1

 

Изменения составляющих географической оболочки человеком. Изменения природных комплексов Земли.

 

1

2

 

Загрязнение окружающей среды и ее охрана.

Исследовательский проект

Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил.

2.     Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Учебник). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2008.

3.     Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2009.

4.     Зарудняя Т.В. Природоведение. 5 класс. Часть 1, 2. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград, Учитель, 2003.

5.     Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

6.     Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.

7.     Волцит О.В. Популярный атлас-определитель. Насекомые. / О.В.Волцит, М.Е.Черняховский. – М.: Дрофа, 2005.

8.     Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. / В.С.Новиков, И.А.Губанов. – М.: Дрофа, 2005.

9.     Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). / Составитель Н.А.Касаткина. – Волгоград, Учитель, 2004.

 

Литература для учащихся

1.     Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. / И.Н. Акимушкин. – М.: Мысль, 1999.

2.     Алкиберова Л.Ю. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей. / Л.Ю.Алкиберова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

3.     Детская энциклопедия. Царство животных / пер. с англ. С.В.Чудова. – М.: Издат. ОНИКС 21 век, 2000.

4.     Безруков А. Занимательная география: книга для учащихся, учителей и родителей. / А.Безруков, Г. Пивоварова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

5.     Занимательная зоология. – Мн.: Харвест, 2002.

6.     Энциклопедия для детей. т.2. Биология / глав ред. М.Д.Аксёнова. – Аванта +, 2001.

7.     Я познаю мир. Космос: энциклопедия для детей. – М.: Изательство АСТ», МН.: Харвест, 2001.


 

Скачано с www.znanio.ru