Рабочая программа по статистике 7 класс

  • docx
  • 28.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа вероятность и статистика 7.docx

Рабочая программа

Учебного курса

Вероятность и статистика.

7 класс

 

Цели изучения учебного курса

В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной

карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и

статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у

обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер

многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы Примерная рабочая программа выделены следующие содержательно-методические линии:«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,

представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты

с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными  исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.

Место учебного курса в учебном плане

В 7классе изучается курс «Вероятность и статистика»,в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю в течение о года обучения, всего 34 учебных часа.

Предметные результаты освоения курса

 «Вероятность и статистика» в 7классе

характеризуются следующими умениями.

7 класс

Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам

значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,

представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и

наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных ;иметь представление о статистической устойчивости.

 

Содержание учебного курса

 

7 класс

 

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана,

размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероят-

ность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь).Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.

 

Календарно-тематическое планирование.

 

7 класс ( 33 ч)

 

Название

раздела (темы)

 

(число часов)

 

Основное содержание

Характеристика деятельности        обучающихся

 

Домашнее задание

Дата

Дата факт

Представление

данных

(7 ч)

 

 

 

 

 

 

 

Представление данных в табли-

цах. 

1

Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц.

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью

цифровых ресурсов в ходе практических работ.

 

 

6.09

 

Практические вычисления

по табличным данным.

1

Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц.

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью

цифровых ресурсов в ходе практических работ.

 

 

13.09

 

Извлечение и интерпретация табличных

данных

1

Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц.

 

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью

цифровых ресурсов в ходе практических работ.

 

 

20.09

 

Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм.

1

Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью диаграмм

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью

цифровых ресурсов в ходе практических работ.

 

27.

09

 

Практическая работа

«Таблицы».

 

1

Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью диаграмм

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью

цифровых ресурсов в ходе практических работ.

 

04.

10

 

Чтение и построение диаграмм. При-

меры демографических диаграмм.

 

1

Диаграммы с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохо-

зяйственной продукции, общественные и природные явления).

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью

цифровых ресурсов в ходе практических работ.

 

 

11. 10

 

Практическая работа «Диаграм-

мы»

 

1

Диаграммы с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохо-

зяйственной продукции, общественные и природные явления).

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью

цифровых ресурсов в ходе практических работ.

 

 

18. 10

 

Описательная

статистика

(8 ч)

 

 

 

 

 

 

 

Числовые наборы

1

Осваивать понятия: числовой набор,

Описывать статистические данные с помощью

среднего арифметического. Решать

задачи.

 

 

01.

11

 

 Среднее ариф-

метическое.

1

Осваивать понятия:

среднее арифметическое.

 

Изучать свойства средних, в том числе с помо-

щью цифровых ресурсов, в ходе практических

работ

 

08.

11

 

Медиана числового набора.

1

Осваивать понятия:

медиана.

 

Описывать статистические данные с помощью

медианы. Решать

задачи.

 

15.

11

 

Устойчивость медианы

1

Осваивать понятия: устойчивость

медиана.

 

Изучать свойства средних, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практических

работ

 

22.

11

 

Практическая работа «Средние

значения».

 

1

Осваивать

понятия: числовой набор, мера цен-

тральной тенденции (мера центра),

медиана.

 

Описывать статистические данные с помощью

среднего арифметического и медианы. Решать

задачи.

 

 

29.

11

 

Наибольшее и наименьшее значения числового набора.

1

Осваивать понятия: числовой набор, мера цен-

тральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана.

 

Описывать статистические данные с помощью

среднего арифметического и медианы. Решать

задачи.

 

 

06.

12

 

Размах

1

Осваивать понятия: размах.

Описывать статистические данные с помощью

размаха. Решать

задачи.

 

13.

12

 

Наибольшее и наименьшее

значения числового массива, размах.

 

1

Осваивать понятия: числовой набор, мера цен-

тральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана.

Решать задачи на выбор способа описания дан-

ных в соответствии с природой данных и целя-

ми исследования

 

20.

12

 

 

Случайная изменчивость

(6 ч)

 

 

 

 

 

 

Случайная изменчивость (примеры).

1

Осваивать

понятия: частота значений в массиве

данных.

Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки.

 

10.

01

 

Частота значений в массиве

данных.

1

Осваивать понятия: частота значений в массиве

данных.

 

Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки.

 

17.

01

 

Группировка данных.

1

Осваивать понятия:

группировка данных.

 

Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки.

 

24.

01

 

Гистограммы.

 

1

Осваивать понятия: частота значений

гистограмма.

 

Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки.

 

31.

01

 

Случайная изменчивость.

1

Осваивать понятия: частота значений в массиве

данных, группировка данных, гистограмма.

 

Осваивать графические представления разных

видов случайной изменчивости, в том числе с

помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы

 

07.

02

 

Практическая работа «Случайная

изменчивость»

 

1

Осваивать понятия: частота значений в массиве

данных, группировка данных, гистограмма.

 

Осваивать графические представления разных

видов случайной изменчивости, в том числе с

помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.

 

14.

02

 

Введение в теорию графов

(4 ч)

 

 

 

 

 

 

Граф, вершина, ребро. Представ-

ление задачи с помощью графа.

1

Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа.

Осваивать способы представления задач из кур-

са алгебры, геометрии, теории вероятностей,

других предметов с помощью графов (карты

схемы, электрические цепи, функциональные

соответствия) на примерах

 

 

21.

02

 

Степень (валентность) вершины.

Число рёбер и суммарная степень

вершин.

1

Осваивать понятия, степень (валентность вершины), цепь

и цикл.

 

Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей,

других предметов с помощью графов (карты

схемы, электрические цепи, функциональные

соответствия) на примерах

 

 

28

.02

 

Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности

графа

 

1

Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь

и цикл.

Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах.

 

 

07.

03

 

. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориенти-

Рованных графах

1

Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь,обход графа, ориентированный граф.

 

Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах.

 

 

14.

03

 

Вероятность и частота случайного

События

 

(4 ч)

 

 

 

 

 

Случайный опыт и случайное

событие.

 

1

Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически    достоверное событие.

Изучать значимость маловероятных событий в

природе и обществе на важных примерах (ава-

рии, несчастные случаи, защита персональной

информации, передача данных).

 

21.

03

 

Вероятность и частота

события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе.

1

Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически    достоверное событие.

Изучать значимость маловероятных событий в

природе и обществе на важных примерах (ава-

рии, несчастные случаи, защита персональной

информации, передача данных).

 

04.

04

 

Монета и игральная кость в теории

вероятностей.

1

Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории веро-

ятностей.

 

Наблюдать и изучать частоту событий в

простых экспериментах, в том числе с помощью

цифровых ресурсов, в ходе практической работы

 

 

11.

04

 

Практическая работа «Частота

выпадения орла»

1

Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории веро-

ятностей.

 

Наблюдать и изучать частоту событий в

простых экспериментах, в том числе с помощью

цифровых ресурсов, в ходе практической работы

 

18.

04

 

Обобщение, контроль

(4 ч)

 

 

.

 

 

 

 

Представление данных.

1

Повторять изученное и выстраивать систему

знаний.

 

Решать задачи на представление и описание

данных с помощью изученных характеристик.

 

 

25.

04

 

Описательная статистика.

1

Повторять изученное и выстраивать систему

знаний.

 

Решать задачи на представление и описание

данных с помощью изученных характеристик.

 

02.05

 

Вероятность

случайного события

1

Повторять изученное и выстраивать систему

знаний.

 

Обсуждать примеры случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека

 

16.

05

 

Итоговое занятие

1

Повторять изученное и выстраивать систему

знаний.

 

Обсуждать примеры случайных событий, мало-

вероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека

 

23.

05