Рабочая программа
Учебного курса
≪Вероятность и статистика≫.
7 класс
Цели изучения учебного курса
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной
карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и
статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер
многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы Примерная рабочая программа выделены следующие содержательно-методические линии:«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты
с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
Место учебного курса в учебном плане
В 7классе изучается курс «Вероятность и статистика»,в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю в течение о года обучения, всего 34 учебных часа.
Предметные результаты освоения курса
«Вероятность и статистика» в 7классе
характеризуются следующими умениями.
7 класс
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам
значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных ;иметь представление о статистической устойчивости.
Содержание учебного курса
7 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана,
размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероят-
ность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь).Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
Календарно-тематическое планирование.
7 класс ( 33 ч)
Название раздела (темы)
|
(число часов)
|
Основное содержание |
Характеристика деятельности обучающихся
|
Домашнее задание |
Дата |
Дата факт |
Представление данных (7 ч)
|
|
|
|
|
|
|
Представление данных в табли- цах. |
1 |
Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц. |
Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ.
|
|
6.09 |
|
Практические вычисления по табличным данным. |
1 |
Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц. |
Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ.
|
|
13.09 |
|
Извлечение и интерпретация табличных данных |
1 |
Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц.
|
Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ.
|
|
20.09 |
|
Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. |
1 |
Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью диаграмм |
Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ. |
|
27. 09 |
|
Практическая работа «Таблицы».
|
1 |
Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью диаграмм |
Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ. |
|
04. 10 |
|
Чтение и построение диаграмм. При- меры демографических диаграмм.
|
1 |
Диаграммы с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохо- зяйственной продукции, общественные и природные явления). |
Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ.
|
|
11. 10 |
|
Практическая работа «Диаграм- мы»
|
1 |
Диаграммы с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохо- зяйственной продукции, общественные и природные явления). |
Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ.
|
|
18. 10 |
|
Описательная статистика (8 ч)
|
|
|
|
|
|
|
Числовые наборы |
1 |
Осваивать понятия: числовой набор, |
Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического. Решать задачи.
|
|
01. 11 |
|
Среднее ариф- метическое. |
1 |
Осваивать понятия: среднее арифметическое.
|
Изучать свойства средних, в том числе с помо- щью цифровых ресурсов, в ходе практических работ |
|
08. 11 |
|
Медиана числового набора. |
1 |
Осваивать понятия: медиана.
|
Описывать статистические данные с помощью медианы. Решать задачи. |
|
15. 11 |
|
Устойчивость медианы |
1 |
Осваивать понятия: устойчивость медиана.
|
Изучать свойства средних, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практических работ |
|
22. 11 |
|
Практическая работа «Средние значения».
|
1 |
Осваивать понятия: числовой набор, мера цен- тральной тенденции (мера центра), медиана.
|
Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы. Решать задачи.
|
|
29. 11 |
|
Наибольшее и наименьшее значения числового набора. |
1 |
Осваивать понятия: числовой набор, мера цен- тральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана.
|
Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы. Решать задачи.
|
|
06. 12 |
|
Размах |
1 |
Осваивать понятия: размах. |
Описывать статистические данные с помощью размаха. Решать задачи. |
|
13. 12 |
|
Наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах.
|
1 |
Осваивать понятия: числовой набор, мера цен- тральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана. |
Решать задачи на выбор способа описания дан- ных в соответствии с природой данных и целя- ми исследования |
|
20. 12 |
|
Случайная изменчивость (6 ч) |
|
|
|
|
|
|
Случайная изменчивость (примеры). |
1 |
Осваивать понятия: частота значений в массиве данных. |
Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки. |
|
10. 01 |
|
Частота значений в массиве данных. |
1 |
Осваивать понятия: частота значений в массиве данных.
|
Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки. |
|
17. 01 |
|
Группировка данных. |
1 |
Осваивать понятия: группировка данных.
|
Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки. |
|
24. 01 |
|
Гистограммы.
|
1 |
Осваивать понятия: частота значений гистограмма.
|
Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки. |
|
31. 01 |
|
Случайная изменчивость. |
1 |
Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма.
|
Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы |
|
07. 02 |
|
Практическая работа «Случайная изменчивость»
|
1 |
Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма.
|
Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. |
|
14. 02 |
|
Введение в теорию графов (4 ч) |
|
|
|
|
|
|
Граф, вершина, ребро. Представ- ление задачи с помощью графа. |
1 |
Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа. |
Осваивать способы представления задач из кур- са алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах
|
|
21. 02 |
|
Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. |
1 |
Осваивать понятия, степень (валентность вершины), цепь и цикл.
|
Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах
|
|
28 .02 |
|
Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа
|
1 |
Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл. |
Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах.
|
|
07. 03 |
|
. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориенти- Рованных графах |
1 |
Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь,обход графа, ориентированный граф.
|
Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах.
|
|
14. 03 |
|
Вероятность и частота случайного События
|
(4 ч) |
|
|
|
|
|
Случайный опыт и случайное событие.
|
1 |
Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие. |
Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (ава- рии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных). |
|
21. 03 |
|
Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. |
1 |
Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие. |
Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (ава- рии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных). |
|
04. 04 |
|
Монета и игральная кость в теории вероятностей. |
1 |
Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории веро- ятностей.
|
Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы
|
|
11. 04 |
|
Практическая работа «Частота выпадения орла» |
1 |
Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории веро- ятностей.
|
Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы |
|
18. 04 |
|
Обобщение, контроль |
(4 ч)
|
|
.
|
|
|
|
Представление данных. |
1 |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний.
|
Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик.
|
|
25. 04 |
|
Описательная статистика. |
1 |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний.
|
Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. |
|
02.05 |
|
Вероятность случайного события |
1 |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний.
|
Обсуждать примеры случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека |
|
16. 05 |
|
Итоговое занятие |
1 |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний.
|
Обсуждать примеры случайных событий, мало- вероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека |
|
23. 05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.