Рабочая программа
Учебного курса
≪Вероятность и статистика≫.
8 класс
Цели изучения учебного курса
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной
карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и
статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер
многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы Примерная рабочая программа выделены следующие содержательно-методические линии:«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты
с классическими вероятностными моделями.Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
Место учебного курса в учебном плане.
В 8 классе изучается курс «Вероятность и статистика»,в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю в течение года обучения, всего 34 учебных часа.
Предметные результаты освоения курса
«Вероятность и статистика»
в 8 классе
характеризуются следующими умениями.
8 класс
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств.Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
Содержание учебного курса
8 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула 94 Примерная рабочая программа сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
Календарно-тематическое планирование.
8 класс
|
Название раздела (темы) |
(число часов)
|
Основное содержание |
Характеристика деятельности обучающихся
|
Дом. зада ние |
Дата |
Дата факт. |
|
Повторение курса 7 класса
|
4ч. |
|
|
|
|
|
1 |
Представление данных. |
1 |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний. |
Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. |
|
06. 09 |
|
2 |
Описательная статистика. Случайная изменчивость. |
1 |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний. |
Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости. |
|
13. 09 |
|
3 |
Средние числового набора. Случайные события. |
1 |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний. |
Решать задачи на определение частоты случай- ных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека. |
|
20. 09 |
|
4 |
Вероятности и частоты. Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость |
1 |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний.
|
Решать задачи на определение частоты случай- ных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека. |
|
27 .09 |
|
|
Описательная статистика. Рассеивание данных |
4ч |
|
|
|
|
|
5 |
Отклонения. |
1 |
Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных.
|
|
|
04. 10 |
|
6 |
Дисперсия числового набора. |
1 |
Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных. |
|
|
11. 10 |
|
7 |
Стандартное отклонение числового набора. |
1 |
Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение числового набора. |
|
|
18. 10 |
|
8 |
Диаграммы рассеивания
|
1 |
Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания |
Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера
|
|
01. 11 |
|
|
Множества
|
4ч. |
|
|
|
|
|
9 |
Множество, подмножество |
1 |
Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество |
Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. |
|
08. 11 |
|
10 |
Операции над множествами: Объединение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное включения.. |
1 |
Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество. |
Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.
|
|
15. 11 |
|
11 |
Операции над множествами: Пересечение. Графическое представление множеств
|
1 |
Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество. |
Использовать графическое представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов. |
|
22. 11 |
|
12 |
Операции над множествами объединение, пересечение, дополнение. |
1 |
Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество. |
Использовать графическое представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов. |
|
29. 11 |
|
|
Вероятность случайного события |
6 ч
|
|
|
|
|
|
13 |
Элементарные события. Случай- ные события. |
1 |
Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие. |
Решать задачи на вычисление вероятностей со- бытий по вероятностям элементарных событий случайного опыта. |
|
06. 12 |
|
14 |
Благоприятствую щие элементарные события. |
1 |
Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие :как совокупность благоприятствующих элементарных событий. |
Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера.
|
|
13. 12 |
|
15 |
Вероятности событий |
1 |
Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие :как совокупность благоприятствующих элементарных событий. |
Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта. |
|
20. 12 |
|
16 |
Опыты с равно- возможными элементарными событиями.
|
1 |
Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие :как совокупность благоприятствующих равновозможных элементарных событий. |
Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера.
|
|
10. 01 |
|
17 |
Случайный выбор. |
1 |
Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие :как совокупность .благоприятст вующих элементарных событий. |
Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера.
|
|
17. 01 |
|
18 |
Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарны- ми событиями»
|
1 |
|
Проводить и изучать опыты с равновозможны- ми элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы
|
|
24. 01 |
|
|
Введение в теорию графов |
4ч |
|
|
|
|
|
19 |
Дерево. Свойства дерева: един- ственность пути. |
1 |
Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина(лист) ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева. |
Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве.
|
|
31. 01
|
|
20 |
Дерево. Свойства дерева: существование висячей вершины |
1 |
Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина(лист) ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева. |
Решать задачи на определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева.
|
|
07. 02 |
|
21 |
Дерево. Свойства дерева: един- ственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. |
1 |
Изучать свойства дерева: существование висячей вершины, единственность пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер. |
Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила умножения. |
|
14. 02 |
|
22 |
Правило умножения |
1 |
Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина(лист) ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева. |
Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила умножения |
|
21.02 |
|
|
Случайные события |
8ч |
|
|
|
|
|
23 |
Противоположное событие |
1 |
Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, |
Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой пря- мой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей. |
|
28. 02 |
|
24 |
Диаграмма Эйлера. |
1 |
Осваивать понятия: диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события.
|
Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой пря- мой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей. |
|
07. 03 |
|
25 |
Объединение и пересечение событий. |
1 |
Осваивать понятия: операции над событиями, объединение и пересечение событий. |
Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой пря- мой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей. |
|
14. 03 |
|
26 |
Несовместные события. |
1 |
Осваивать понятия совместные и несовместные события. |
Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой пря- мой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей. |
|
21. 03 |
|
27 |
Формула сложения вероятностей. |
1 |
Осваивать понятия: правило сложения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта.
|
Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой пря- мой, диаграмм Эйлера, формулы сложения ве- роятностей. |
|
04. 04 |
|
28 |
Правило умножения вероятностей. |
1 |
Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта. |
Решать задачи на определение и использование независимых событий.
|
|
11. 04 |
|
29 |
Условная вероятность. Независимые события.
|
1 |
Изучать свойства(определения) независимых событий.
|
Решать задачи на определение и использование независимых событий. |
|
18. 04 |
|
30 |
Представление случайного эксперимента в виде дерева.
|
1 |
Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта. |
Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта. |
|
25. 04 |
|
|
Обобщение, контроль |
3ч. |
|
|
|
|
|
31 |
Представление данных. Описательная статистика. |
1 |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний.
|
Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. Решать задачи с применением графов. Решать задачи на нахождение вероятности слу- чайного события по вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. |
|
02. 05 |
|
32 |
Графы. Веро- ятность случайного события. |
1 |
|
Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта. |
|
16. 05 |
|
33 |
Элементы комбинаторики.
|
1 |
|
Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля |
|
23. 05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.