Рабочая программа по технологии
Оценка 4.7

Рабочая программа по технологии

Оценка 4.7
docx
14.05.2020
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии.docx

ТЕХНОЛОГИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития.

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2. образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой (ПрАООП) заключается в:

-        создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе и усвоения ФГОС НОО;

-        приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

-        формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций.

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

-        получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;

-        усвоение правил техники безопасности;

-        овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового взаимодействия;

-        овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки в жизни;

-        формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

 

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

-        получение первоначальных представлений о труде и его значении в жизни человека и общества, уточнение понятия профессия, уточнение представлений о профессиях, с которыми сталкивается в повседневной жизни: врач, повар, учитель;

-        формирование представлений о профессиях модельер, дизайнер, конструктор;

-        формирование трудовых умений, необходимых для украшения окружающих предметов, умений адекватно применять доступные технологии в жизни, рационально расходовать материалы;

-   познакомить со способами соединения деталей с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток;

-   познакомить с видами отделки, приемами разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания;

-   совершенствовать умения планировать трудовые действия (составлять план работы над изделием, определяет инструменты, необходимые для работы);

-   совершенствовать навыки работы с инструментами, формировать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую часть образования младших школьников с ОВЗ, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки).

Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств, для реализации деятельностного подхода в образовании.

Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение.

Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил, показывает, как использовать полученные  знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для формирования системы специальных технологических действий.

Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером профессионального труда).

В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД).

Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовно-нравственного развития, поскольку формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности  происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.

Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально-типологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и мотивационно-поведенческими особенностями, и степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают полноценную возможность для этого.

На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо:

-        при анализе образца изделий  уточнять название и конкретизировать значение каждой детали;

-        выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие;

-        осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения;

-        трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметно-инструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям.

Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, а недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников сопровождения.

Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и несовершенства мыслительных операций, может различаться. При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю рекомендуется:

-        при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи;

-        затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного пошагового плана действий;

-        объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.).

Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей работы

Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от материально-технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.

Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам:

-        расширение представлений о трудовой деятельности людей;

-        развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты);

-        совершенствование пространственных представлений;

-        улучшение ручной моторики;

-        развитие действий контроля;

-        совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);

-        вербализация плана деятельности;

-        умение работать в парах и группах сменного состава;

-        совершенствование диалогических умений;

-        формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.).

Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.

 

Место предмета в учебном плане

В учебном плане предмет «Технология» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях, а последующие три года по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. Таким образом, в 1 дополнительном классе календарно-тематическое планирование рассчитано на 33 часа.

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Технология» может корректироваться в рамках предметной области «Технология» с учётом психофизических особенностей обучающихся[1].

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной оценке в конце этапа начального образования.

Результатом изучения предмета «Технология» должна явиться коррекция недостатков моторики, регуляции, операционального компонента мышления и деятельности. Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной группы, а также родителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР и обсуждается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки программы коррекционной работы с обучающимися. Учителю рекомендуется оценивать результаты (исключительно для возможности своевременной коррекции своих действий) регулярно как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (прохождение темы, окончание четверти и т.п.).

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

Личностные результаты на конец обучения:

-        формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с трудовой и преобразовательной деятельностью;

-        формирование уважительного отношения к трудовым достижениям;

-        овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной действительности;

-        формирование и развитие мотивов трудовой деятельности;

-        способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности;

-        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-        развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе;

-        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-        формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-        развитие адекватных представлений о собственных возможностях в преобразовании материальной действительности, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-        овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства.

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные УУД позволяют:

-        определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя;

-        понимать смысл инструкции учителя;

-        определять план выполнения заданий под руководством учителя;

-        проговаривать последовательность действий;

-        учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий;

-        с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-        использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;

-        учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

-        выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

-        учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

-        оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

 

Познавательные УУД позволяют:

-        ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания;

-        отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в информационном пространстве;

-        сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;

-        с помощью учителя отличать новое от уже известного;

-        понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

-        анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

-        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-        обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.

 

Коммуникативные УУД позволяют:

-        отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

-        соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;

-        принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;

-        контролировать свои действия при совместной работе;

-        договариваться с партнерами и приходить к общему решению;

-        осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).

 

Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:

– осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;

– пользоваться инструментами и приспособлениями  для обработки материалов в соответствии с их свойствами.

Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется:

– в умении использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели;

– в умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя;

– в освоении культурных форм коммуникативного взаимодействия.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

– в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях;

– в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;

– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.

 

Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики содержания области «Технология», являются освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

-        формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

-        формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

-        формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

-        использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;

-        приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Поскольку в 1 дополнительном классе предположительно будут обучаться первоклассники из разных образовательных условий, в планировании уроков необходимо учитывать различный уровень подготовки учащихся. Основные направления работы с материалами остаются те же, что и первом классе, но добавляются более сложные приемы работы, работа с учебником, схемами. Но актуальным также остается и наглядный материал, как картинного плана, так и натуральные объекты. Необходимо выделить 1–2 урока для диагностики уровня имеющихся навыков, в ходе которых будет проведена начальная диагностика по выделенным направлениям работы для вновь пришедших детей. Вместе с тем предполагается, что в 1 дополнительном классе обучающиеся уже будут владеть (в разной мере сформированными) навыками работы с бумагой, картоном, пластилином. Последнее позволяет разнообразить виды работы, предполагает использование комбинирования различных материалов.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание

Остается актуальным в 1 дополнительном классе изучение мира профессий, но этот материал изучается более широко. Изучаются не только профессии близких, профессии, знакомые детям, но и профессии мастеров (модельер, конструктор, дизайнер).

Происходит знакомство с разнообразные предметами рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Более широко рассматривается роль и место человека в окружающем мире, где природа является источником для созидательной, творческой деятельности человека, его вдохновения.

В изучение элементарных общих правила создания рукотворного мира включаются такие понятия как эстетическая выразительность, композиция, гармония предметов и окружающей среды.

Как и в первом классе особое внимание уделяется формированию бережного отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов, природных материалов.

На всех занятиях особое место уделяется формированию навыков самообслуживания: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов, гигиена труда.

К таким формам исследования как простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса подключается работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Формируются навыки самоконтроля в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ занимает большее место в учебном процессе.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Помимо знакомства с более известными материалами бумага, картон, пластилин происходит знакомство с текстильными материалами : нитки, ткань, их практическим применением в жизни. Расширяются знания об основных свойствах материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Выполняется сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественным и конструктивным (Виды бумаги: рисовальная, цветная тонкая, газетная и др., тонкий картон; пластичные материалы: глина, пластилин, тесто, природные материалы.)

Формирование основ экономного расходования материалов распространяется и на текстильные материалы. Расширяется перечень используемых инструментов и приспособлений для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки, пресс. Усваиваются  приемы рационального и безопасного использования разных инструментов. В знакомство с графическими изображениями добавляются схемы (их узнавание), обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

На занятиях происходит знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей может уже выполняться на глаз, с использованием линейки. Формообразование деталей осуществляется сгибанием, складыванием, вытягиванием. Продолжает автоматизироваться клеевое соединение деталей изделия. Добавляется отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Осваивается такой вид заготовки природного материала как сушка изделий под прессом.

Становится актуальным изучение единообразия технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов, связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.

Конструирование и моделирование

В 1 дополнительном классе понятие конструкции от абстрактного переходит в более конкретное и совершенствуется на конструировании и моделировании изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов) осуществляются неподвижным соединением деталей с применением разных материалов пластилин, клей, нитки.

Использование информационных технологий предполагает не только визуальное знакомство, но и практику работы на компьютере поиск информации в интернете, работа на интерактивной доске, использование своих гаджетов для поиска необходимой информации по изучаемым темам.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Раздел

Примерные темы уроков

Содержание

1 четверть

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание

(6 ч).

 

Давайте познакомимся. Я и мир вокруг. Труд и человек.

(Экскурсия)

Рукотворный мир как результат труда человека.

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда Я и мои друзья.

Система знаков 
в жизни человека. Умения мастера. Технология как предмет, его содержание. Учебник и его персонажи, рабочая тетрадь. Условные и графические обозначения.

Рукотворный мир как результат труда человека. Роль трудовой деятельности в жизни общества. Виды деятельности человека.

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Природа и техническая среда. Изобретения человека. Природа и техническая среда. Изобретения человека. Приспособления для изменения свойств материалов и предметов.

Самообслуживание.

Сельскохозяйственный инструмент.

Красота окружающего мира. Мир природы. Предметный мир, созданный человеком. Изобретения природы и человека. Способы преобразования мира человеком. Ресурсы природы. Способ рассказа о себе. Анкета, способы ее заполнения. Моя анкета. Цель и способы преобразования мира человеком. Соединение различных материалов.

Беседа, рассматривание иллюстраций, ролевая игра. Наблюдение за конструкторско-технологическими и декоративно-художественными особенностями предлагаемых изделий. Сравнение, простейшие обобщения. Работа с учебником, рабочей тетрадью. Придумывание символов, знаков.

Рабочее место ученика. Игра «Отгадай профессию». Виды деятельности, которыми учащиеся занимаются в школе. Профессии людей, которые работают в школе. Презентация исследования «Расскажи о профессиях родителей». Составление сюжетной картины из природных материалов. Отличие природы от предметов, сделанных человеком.

Превращение старинных инструментов в современные машины. Машины. Техника. Виды специальной техники. Подготовка сообщения по плану «Изобретения человека».

Виды трудовой деятельности дома.

Самообслуживание.

Трудовые обязанности дома.

Способы уборки улиц, дома, сельскохозяйственный инструмент: грабли, мела, совок, лопата и др.

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 часов).

 

Материалы и инструменты.

Природный материал.

 

Материалы и инструменты в руках человека (введение понятий). Происхождение материалов, созданных природой. Материалы, с которыми будем работать на уроке технологии. Инструменты, с которыми будем работать на уроке технологии. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Понятие о безопасности. Правила безопасной работы на уроках технологии. Происхождение материалов, созданных природой и человеком. Способы обработки и использование в декоративно-прикладном творчестве.

2 четверть

3

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Пластилин.

Лепка по образцу предметов различной формы. Пластилин, как соединительный материал.

Бумага как материал, её свойства.

Использование бумаги человеком. Инструменты для работы с бумагой. Правила безопасности при работе с инструментами. Организация рабочего места при работе с бумагой. Приемы работы с бумагой. Понятия шаблон, симметрия.

 

Пластилин: его назначение и способ изготовления. Свойства пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином. Организация рабочего места. Приемы работы по соединению пластилином различных предметов, пластилин как основа для композиции. Свойства бумаги (промокаемость). Использование бумаги человеком. Приемы работы с бумагой. Работа со схемами и рисунками.

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям. 

Изготовление игрушки по схеме в технике оригами. Резанье бумаги ножницами. Упражнения в резании ножницами по следам сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники. 

Изготовление счетного материала, или фишек для настольных игр, разметка по шаблону.

Упражнения в резании ножницами по размеченным контурам. Составление узора в полосе по образцу (закладка), технические сведения: свойства бумаги (сгибается, рвётся, намокает, мнётся, режется), цвет бумаги (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый). Понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации, сочетание цветов в орнаменте), инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш).

Санитарно-гигиенические правила. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.

3 четверть

4

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Правила безопасной работы. Клеящие материалы. Аппликация. Приемы разметки.

Текстиль. Профессии, связанные с обработкой ткани. Видеоурок, видеопутешествие на швейную фабрику.

Фурнитура. Тесьма, пуговицы, мех.

Приёмы работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала. Санитарно-гигиенические правила. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.

Составление узора в полосе, квадрате, треугольнике, круге.

Вырезание круга из квадрата.

Вырезание кругов, овалов, размеченных по шаблону, и другими способами. Составление узора в круге, из кругов и овалов (тарелочка). Вырезание геометрических фигур, размеченных по шаблону, на глаз.

Составление узора в контуре, украшение предмета (бабочка, предметы посуды и т.п.). Создание коллективного панно. Способы получения ткани и ниток. Сфера использования ниток и ткани. Инструменты для работы с тканью. Изготовление игрушки из ниток, лоскутков ткани (кукла, шарик, т.п.) Назначение одежды. Выбор одежды по сезону. Процесс изготовления одежды (замысел, выбор материала, выкройка, примерка, отделка). Информация о фурнитуре. Украшение одежды (способы и материалы). Изготовление по образцу из квадратных лоскутков, тесьмы и пуговиц приклеиванием панно.

5

Конструирование и моделирование (10 ч).

 

Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции ручной обработки материалов.

Общее представление о технологическом процессе.

План как один из главных компонентов созидательной деятельности. План изготовления кукол. Выбор необходимых инструментов и приспособлений. Организация рабочего места.

4 четверть

6

Конструирование и моделирование.

 

Конструирование и моделирование несложных объектов. Мебель для дома.

Украшение посуды. Аппликация.

Способы общения.

Компьютер.

Изделие и его конструкция. Составление изделия из нескольких деталей. Разделение понятий эскиз, процесс, результат, операция.

Формирование навыка выбирать необходимые материалы инструменты и действия для получения заданного результата. Составление картинного плана последовательности действий. Условные обозначения. Составление изделия из нескольких деталей. Подготовка отдельных деталей. Сборка изделия. Контроль за качеством выполнения операций, следования плану. Плоскостное конструирование. Проект «Чайный сервиз». Распределение задач в малой группе. Умение работать в команде.

Составление изделия из нескольких деталей. Подготовка отдельных деталей. Сборка изделия. Контроль за качеством выполнения операций, следования плану. коллективное панно из различных материалов по общему замыслу с распределением изготовления элементов разным членам или группам («аквариум», «ваза с цветами» и т.п.). Источники информации. История сохранения и получения информации. Способы общения людей. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания.

Способы получения информации. Изобретение и назначение компьютера. Компьютер и его устройство. Правила безопасной работы с компьютером. Интернет. Способы поиска необходимой информации в интернете. работа в компьютерном классе либо с интерактивной доской, имеющимися гаджетами.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

1.        Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

2.        Шипилова Н. В., Роговцева Н. И.,Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

3.        Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Рабочие тетради. 

4.        Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения, используемым на уроках по предмету «Технология» относятся мультимедийный проектор с экраном, принтер, цифровая видеокамера, при наличии интерактивные доски.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых умений) не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета «Технология». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель пытается достичь. В 1 дополнительном классе желательно достижение обучающемуся следующих результатов:

-   знает способы соединения деталей с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток;

-   знает виды отделки: раскрашивание, аппликации, разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания;

-   самостоятельно сравнивает образец с натуральным объектом, муляжом с выделением схожих и отличительных черт;

-   определяет назначение изделия;

-   умеет анализировать условия труда, выбирать материалы и инструменты, необходимые для работы;

-   планирует трудовые действия (умеет с опорой на образец и графические обозначения составлять план работы над изделием, определяет инструменты, необходимые для работы);

-   осуществляет контроль действий в ходе работы (проверяет правильность изготовленных изделий по образцу, шаблону, линейке, наложением, визуально; замечает ошибки и исправляет их);

-   осуществляет заключительный контроль (самостоятельно составляет устный отчет о проделанной работе; делает подробный анализ деталей своего изделия и изделия товарища с опорой на план);

-   экономное расходование материалов при разметке;

-   владеет инструментами и приспособлениями (ножницы, кисть, шаблон, линейка, карандаш, игла, наперсток, стека);

-   умеет обрабатывать бумагу, картон, работать с пластилином, нитками, тканью доступным способом;

-   умеет делать разметку материалов (определяет с помощью линейки высоту, длину и ширину предмета);

-   знает правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером).


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приказ Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 г.).

ТЕХНОЛОГИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

ТЕХНОЛОГИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: - получение первоначальных представлений о труде и его значении в жизни человека и общества, уточнение понятия…

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: - получение первоначальных представлений о труде и его значении в жизни человека и общества, уточнение понятия…

ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки)

ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки)

Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания

Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания

ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др

ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др

Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника…

Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника…

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

Познавательные УУД позволяют: - ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания; - отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную…

Познавательные УУД позволяют: - ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания; - отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную…

Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям

Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К таким формам исследования как простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса подключается работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) – рисунки, схемы,…

К таким формам исследования как простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса подключается работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) – рисунки, схемы,…

Конструирование и моделирование

Конструирование и моделирование

Технология как предмет, его содержание

Технология как предмет, его содержание

Элементы графической грамоты (17 часов)

Элементы графической грамоты (17 часов)

Понятия шаблон, симметрия. Пластилин: его назначение и способ изготовления

Понятия шаблон, симметрия. Пластилин: его назначение и способ изготовления

Элементы графической грамоты.

Элементы графической грамоты.

Украшение одежды (способы и материалы)

Украшение одежды (способы и материалы)

Конструирование и моделирование

Конструирование и моделирование

Шипилова Н. В., Роговцева Н. И

Шипилова Н. В., Роговцева Н. И

- осуществляет контроль действий в ходе работы (проверяет правильность изготовленных изделий по образцу, шаблону, линейке, наложением, визуально; замечает ошибки и исправляет их); - осуществляет заключительный…

- осуществляет контроль действий в ходе работы (проверяет правильность изготовленных изделий по образцу, шаблону, линейке, наложением, визуально; замечает ошибки и исправляет их); - осуществляет заключительный…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020