«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Жмаева Г.С. Протокол № _____ от «___»____________ 2016 г.
|
«Согласованно» Заместитель руководителя по УВР _____________ / КожевниковаН.М. «___»___________ 2016 г.
|
«Утверждено» Директор _____________ / Пенькова О.И. Приказ № _____ от «___»___________ 2016 г.
|
Рабочая программа
Жмаевой Галины Семёновны
по технологии
4 класс
2016 – 2017 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Трудовое обучение. 1-4 классы» автор Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.
В федеральном базисном учебном плане на изучение трудового обучения отводится 2 часа в неделю 1 полугодие и 1час в неделю 2полугодие. На изучение программного материала отводится 52 часа.
Данный учебный предмет реализует следующие цели:
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
- умение выделять признаки и свойства предмета;
- умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;
- практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи обучения:
- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;
- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;
- самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;
- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Данная программа изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и призвана сформировать у школьника умение самостоятельно ориентироваться в любом задании. Учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, в котором школьнику отводится активная роль преобразователя.
На уроках в 3 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтипоном. Через них знакомятся с их свойствами.
Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними.
Особое место отводится работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты - пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры.
Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом.
Учебным планом отводятся часы на сборку моделей и макетов из бумаги. Однако экономическое состояние общества, материальное положение семей обучающихся вынуждает организовывать труд детей на уроках с применением главным образом тех материалов, которые родители в состоянии приобрести. В связи с этим часы по сборке моделей и макетов из деталей конструктора приходится заменить домашним трудом, где обучающиеся знакомятся с современной бытовой техникой, используемой в домашних условиях.
Обобщением и итогом проверки умений и навыков, обучающихся в овладении основными технологическими приемами, являются уроки по изготовлению творческих проектов. Здесь обучающиеся показывают все, чему они научились.
Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции», «За год мы узнали новые слова».
Первый раздел «Учимся размышлять», определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и у нас получаются красивые изделия, определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова», является своеобразным справочником - контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?»
В данный УМК входят:
Учебник для 4 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)
Учебник - тетрадь для 4класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.)
Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4 классы (автор Геронимус Т.М.)
Методическое пособие «Уроки технологии в 4 классе» (автор Геронимус Т.М.)
Н.А.Тараканова «Поурочные планы по учебнику Т.М. Геронимус «Маленький мастер»
Содержание программы
4 класс (52 ч)
Учимся размышлять
1. Принимаем участие в коллективном обсуждении конструкции, рассматривая образец изделия в сборе.
Сравниваем технический рисунок и эскиз развертки с образцом изделия, различаем на графических изображениях линии контура, разреза внутри контура, линии сгиба, размерные и выносные.
Самостоятельно подсчитываем габаритные размеры по имеющимся частным, определяем величину необходимой заготовки. Ищем зависимость размеров конусообразной детали от величины части используемого круга.
2. Коллективно обсуждаем технологию изготовления изделия, обосновывая выбор и чередование операций, заменяем трудоемкие операции на более простые без ущерба для качества работы.
3. Перечисляя необходимый инструментарий, выделяем правила безопасной работы, требующие их соблюдения на конкретном уроке.
Различаем рабочие части у инструментов: грифель у карандаша, тонкая грань у фальцовки, грань со шкалой у линейки, полотно с режущим краем у ножа и ножниц, острие у иглы и булавки, щетинка у кисточки, игла у шила.
Обосновываем план оснащения рабочего места.
4. Осознанно выбираем для изготовления изделий материалы: коробочный, переплетный и цветной картон, коленкор, ледерин, цветная бумага для аппликаций, глянцевая календарная бумага, бархатная бумага.
Белая, набивная и гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, тесьма «вьюнок», катушечные нитки № 40 и, 50, мулине.
Силикатный клей, ПВА, резина, полимерная пленка, природные минеральные материалы: ракушки, скорлупа яиц.
5. Исследуем изменения линейных размеров и прочности бумаги при намокании.
6. Устанавливаем основные технологические этапы изготовления бумаги в промышленности.
Готовимся к практической работе
1. Самостоятельно размещаем на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты. Проверяем их исправность.
2. В зависимости от используемого материала оборудуем места санитарно-гигиеническим инвентарем и приспособлениями.
3. Читаем графическую и словесную инструкционную карту, проверяем соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на эскизе.
Учимся выполнять новые операции
Вырезаем по разметке ножом окно в картонной заготовке.
Прокалываем картон шилом.
Выполняем рицовку на картоне.
Окантовываем картон бумажными полосами.
Склеиваем дугообразный край сектора в «фунтик».
Наклеиваем разглаженные соломинки встык на кальку.
Пришиваем пуговицы в прокол.
Пришиваем швом через край тесьму и сутаж.
Окрашиваем ткань гуашевой краской по трафарету.
Вышиваем тамбурным швом.
Наматываем нитяной кокон на резиновую основу.
Плетем плоские и объемные изделия из одиночных бумажных полос.
Окрашиваем бумагу набрызгом.
Наклеиваем мельчайшие кусочки лоскутной мозаики (прищипываем)
У нас получаются красивые изделия
I. Хозяйственные принадлежности
1. Папочка для кулинарных рецептов.
2. Игольница - сердечко.
П. Для оборудования рабочего места
1. Складная коробка-матрешка.
2. Цветок-булавочница из рассеченных кругов.
III. Игрушки для себя и друзей
1. Ежик из рассеченных бумажных кругов.
2. Объемные игрушки из природных материалов, соединенных клеем и шпильками.
3. Колобок из помпона.
4. Картонная елка с хороводом фигурок (друзья на празднике).
IV. Сувениры
1. Прорезная закладка.
2. Бумажные аппликации (выпуклая из «фунтиков» и прищипанная мозаика).
3. Мартишоры («букет цветов» из кругов).
4. Пасхальные сувениры из скорлупы (вся поверхность покрыта выпуклыми бумажными цветами).
5. Аппликация из дробленой яичной скорлупы на цветочном горшочке.
6. Настенные панно из засушенных листьев, цветов и соцветий, разглаженной соломки.
7. Закладка из искусственной кожи «цветочек».
V. Все для праздника
1. Оборудование праздничного стола: настольные цилиндрические куклы-салфетницы из картона и бумаги, декоративное украшение «веселые струйки», картонный поднос, украшенный мраморной бумагой и блестками, фигурки из бумажных салфеток (сдвоенный конус, пальмовый лист).
2. Елочные украшения: цилиндрические игрушки (фонтанчик), конусообразные (колокольчик), ажурные (бумажный фонарик и гирлянда, нитяной кокон), плоские подвески (жар-птица, зимнее солнышко).
3. Детали карнавального костюма: полумаска с кружевами, гвоздика из крепированной бумаги, ажурный кожаный пояс.
За год мы узнали новые слова
Овал, сектор, дуга, технический рисунок, развертка.
Окантовка, прищипывание, петельный шов.
Туесок, планшет, покровный материал, сторонка, корешок, отстав, шлиц, кокон.
Лекало, пяльца, напальчник.
Сутаж, копировальная бумага, тесьма
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 4 классе
В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять правила безопасности труда;
- правильно использовать инструменты и приспособления в работе;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
Тематический план учебного курса
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
1 |
Изделия из бумаги |
27 |
2 |
Комплексные работы |
18 |
3 |
Окрашивание бумаги |
1 |
4 |
Экскурсии |
1 |
5 |
Общественно полезный труд |
1 |
6 |
Изделия из ткани |
3 |
7 |
Опыт |
1 |
|
Итого |
52 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
план |
факт |
Наименование раздела |
Тема урока |
Основные термины и понятия |
1 |
3.09 |
|
Изделия из бумаги (1 ч) |
Складная «коробка – матрешка» |
Правила безопасной работы. Материалы и инструменты. Приемы складывания короб-ки с крышкой. |
2 |
6.09 |
|
Экскурсия (1 ч) |
Экскурсия в лес за природным материалом |
Опавшие листья, созревшие плоды, сухие ветки |
3 |
10.09 |
|
ОПТ (1 ч) |
Сортировка и закладка на хранение собранного материала |
Правила хранения, засушивания, сорти-ровка по видам и размерам |
4 |
11.09 |
|
Комплексные работы (6 ч)
|
Настенное панно из листьев «Каркуша». |
Правила приклеивания и сушки листовых природных материалов. Соотношение окраски лицевой и изнаночной поверхностей. |
5 |
17.09 |
|
Аппликация «Букет» |
||
6 |
20.09 |
|
Аппликация «Букет» |
||
7 |
24.09 |
|
Плоские аппликации из разглаженной соломки. Кленовый лист. |
Приемы обработки соломки. Правила подбора заготовок по цвету, блеску, направлению волокон. |
|
8 |
27.09 |
|
Плоские аппликации из разглаженной соломки. Бабочка |
||
9 |
1.10 |
|
Плоские аппликации из разглаженной соломки. Утенок. |
||
10 |
4.10 |
|
Изделия из бумаги (5 ч) |
«Прищипанные» аппликации. Медаль «Собачка» |
Разновидности плоских мозаичных аппли-каций. Приемы отрывания и наклеивания “лепестков” аппликации. |
11 |
8.10 |
|
«Прищипанные» аппликации. «Карандаш» |
||
12 |
11.10 |
|
Двойная поздравительная открытка с окном и выпуклыми цветами. |
Фальцовка, сгибание бумаги. Разметка на глаз. Мозаика, приемы скручивания «торцовочки» |
|
13 |
17.10 |
|
Двойная поздравительная открытка с окном и выпуклыми цветами. |
||
14 |
20.09 |
|
Прорезная (ажурная) закладка. |
Правила чтения эскиза. |
|
15 |
24.10 |
|
Опыт (1 ч) |
Производство бумаги. Свойства бумаги. |
Основные технологические этапы производства бумаги, свойства бумаги |
16 |
27.10 |
|
Изделия из бумаги (2 ч) |
Друзья на празднике. Картонная елка с хороводом фигурок. |
Приемы вырезания внутренних углов. Приемы соединения деталей в щелевой замок. |
17 |
31.10 |
|
Картонная елка с хороводом фигурок. |
||
18 |
|
|
Изделия из бумаги (1ч) |
Друзья на празднике. Картонная елка с хороводом фигурок. |
Приемы соединения деталей в щелевой замок. |
19 |
|
|
Окрашивание бумаги (1 ч) |
Окрашивание бумаги под мрамор |
Правила безопасности при крашении бумаги. Раствор, окраски бумаги окунанием |
20 |
21.11 |
|
Изделия из бумаги (9 ч) |
Картонный поднос украшенный мраморной бумагой |
Приемы защиты окрашенной бумаги при увлажнении. |
21 |
24.11 |
|
Картонный поднос украшенный мраморной бумагой |
||
22 |
28.11 |
|
Фигурки из бумажных салфеток: простой и двойной конусы. |
Алгоритм складывания. Чтение инструкционной карты. |
|
23 |
1.12 |
|
Елочная подвеска «Фонтанчик» |
Правила разметки циркулем. Приемы склеива-ния конуса |
|
24 |
5.12 |
|
Елочная подвеска «Фонтанчик» |
||
25 |
8.12 |
|
Елочная подвеска «Колокольчик» |
||
26 |
12.12 |
|
Елочная подвеска «Жар - птица» |
Приемы разметки по линейке и угольнику |
|
27 |
15.12 |
|
Ажурный фонарик |
Приемы прорезания ножницами |
|
28 |
19.12 |
|
Ажурная гирлянда |
||
29 |
22.12 |
|
Комплексные работы (4 ч) |
Елочная подвеска «Зимнее солнышко». |
Прием фигурного обтягивания круга нитью по зубчатому краю. |
30 |
26.12 |
|
Елочная подвеска «Зимнее солнышко». |
||
31 |
29.12 |
|
«Полумаска» с кружевами. |
Правила вырезания заготовки по контуру. |
|
32 |
12.01 |
|
Комплексные работы (4 ч)
|
Изделия из рассеченных кругов. «Цветок-булавочница». |
Деление круга на секторы складыванием. Приемы склеивания дугообразного края в фунтик. |
33 |
16.01 |
|
Изделия из рассеченных кругов. «Цветок-булавочница». |
||
34 |
19.01 |
|
Изделия из рассеченных кругов. «Ежик». |
||
35 |
23.01 |
|
Изделия из рассеченных кругов. «Ежик». |
||
36 |
26.01 |
|
Работа с тканью (3 ч)
|
Сувенирная игольница «Сердечко» |
«Петельный» и «потайной» швы. Приемы вырезания деталей с отверстием внутри.
|
37 |
30.01 |
|
Сувенирная игольница «Сердечко» |
||
38 |
2.02 |
|
Сувенирная игольница «Сердечко» |
||
39 |
6.02 |
|
Изделия из бумаги (4ч) |
Декоративные настольные куклы из цилиндра. |
Происхождение шерстяных тканей, их свойства. Выкройка деталей. Шов «ручная строчка»
|
40 |
9.02 |
|
Декоративные настольные куклы из цилиндра. |
||
41 |
13.02 |
|
Гвоздика из бумаги |
||
42 |
16.02 |
|
Гвоздика из бумаги |
||
43 |
20.02 |
|
Комплексные работы (4 ч) |
«Цветы из кругов». |
Свойства полимерной пленки, приемы ее разметки и перегибания круга в цветок. |
44 |
|
|
«Цветы из кругов». |
||
45 |
|
|
Колобок из нитяного помпона |
Приемы использования обрезков старых ниток. Приемы намотки ниток на шаблон. |
|
46 |
|
|
Колобок из нитяного помпона |
||
48 |
|
|
Изделия из бумаги (5 ч) |
Папочка для вкусностей (кулинарных рецептов) |
Последовательность действий при размет-ке на просвет. Приемы продавливания линий сгиба фальцовкой. |
49 |
|
|
Папочка для вкусностей (кулинарных рецептов) |
||
50 |
|
|
|
Бумажные лепестковые цветы. |
|
51 |
|
|
Бумажные лепестковые цветы. |
Изгибание заготовки в двух плоскостях. |
|
52 |
|
|
Бумажные лепестковые цветы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.