Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 5»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СШ №5
________________ Е. П. Селякова
________________ __________________ __________________
«____»________20____г. «____»________20____г «____»__________20____г
Рабочая программа
индивидуальных занятий
по развитию слухового восприятия
и формированию произношения
(2022 – 2023 учебный год)
Класс: 10 «В» (Дарья Г.)
Учитель-дефектолог – Поспелова Н. Ю.
Разделы программы |
Количество часов |
||
На одного учащегося |
на неделю |
на год |
|
Развитие слухового восприятия (РСВ) |
2 |
2 |
68 |
Формирование произношения (ФП) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее ОВЗ) разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего основного образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, на основании программы «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению». Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов», Москва, «Просвещение», 2005 г. Авторы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, М.И. Никитина и др.,
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП |
Формирование и развитие речевого слуха, создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации. |
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА |
Образовательные: - уточнить состояние нарушенной слуховой функции и выявить резерв тонального и речевого слуха; - подобрать оптимальный режим звукоусиления с помощью индивидуального слухового аппарата; - развивать остаточный и сниженный слух слабослышащих и позднооглохших обучающихся; - совершенствовать навык общения на слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи; - обучать различению, опознаванию и распознаванию на слух слов, словосочетаний и фраз, текстов диалогического и монологического характера; - применять звукоусиливающую аппаратуру, адекватную слуховым возможностям учащихся; - целенаправленно побуждать обучающихся произносить отрабатываемый речевой материал внятно, достаточно естественно, в темпе, приближающееся к нормальному, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи; - обогащать и закреплять словарный запас учащихся. Развивающие: - развивать полисенсорную основу для восприятия и продуцирования речи обучающихся; - активизировать психические и индивидуальные особенности детей с нарушением слуха для усиления познавательного интереса и мыслительной деятельности. Воспитательные: - способствовать воспитанию коммуникативной потребности обучающихся с нарушениями слуха с учётом их ограниченных индивидуальных физиологических возможностей; - способствовать формированию способностей к саморазвитию и саморефлексии. Коррекционные: - развитие слухового восприятия на материале слов, фраз, текстов; - увеличение расстояния слухового восприятия материала от исходного до резервного; - развитие осознанного восприятия речевого материала; - совершенствование произносительной стороны речи; - закрепление навыков слухозрительного восприятия фраз; - расширение словарного запаса; - создание условий для речевого общения обучающихся. |
МЕСТО РСВ и ФП В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ |
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения» в перечне обязательных предметов – инвариантная часть.
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- развитие положительного отношения обучающегося с недостатками слуха к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности учащихся;
- формирование у неслышащего учащегося положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;
- формирование у обучающегося чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;
- формирование у школьников социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение знаниями об основных анализаторах, принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;
- овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение пользоваться надстрочными орфоэпическими знаками при чтении текста;
- овладение монологической и диалогической речью, понятной для окружающих.
Предметные результаты по развитию слухового восприятия и формированию произношения:
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Развитие слухового восприятия |
|
Воспринимать на слух указанный речевой материал: -с речевым процессором кохлеарного импланта до 6,5м -воспринимать на слух с речевым процессором кохлеарного импланта сложные тексты (до 25 предложений) целиком в естественном звучании и на всё увеличивающемся расстоянии; -воспринимать на слух речевой материал популярных радиопередач; -воспринимать на слух диалогическую и монологическую речь по телефону.
|
-воспринимать на слух с речевым процессором кохлеарного импланта сложные тексты (до 25 предложений) целиком в естественном звучании и на всё увеличивающемся расстоянии; -свободно воспринимать на слух речевую информацию, заключающихся в основных радио- и телепередачах, а также передоваемую по телефону; -свободно воспринимать слухо-зрительнолюбую устную речевую информацию на оптимальном (для слухо-зрительного восприятия) информации.
|
Формирование произношения |
|
-Говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, адекватно использовать неречевые средства коммуникации (выразительную мимику, позы, пластику), сопровождающие речь (в рамках речевого этикета); в самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала соблюдать нормальный темп, передавать различные эмоциональные оттенки высказывания, произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз;
|
Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения. Знать и соблюдать орфоэпические правила. Уметь общаться в социуме со сверстниками и взрослыми |
Развитие жизненной компетенции:
- формирование и развитие коммуникативной компетенции;
- активизация речевого общения;
- формирование произносительной стороны речи;
- формирование потребности в речи;
- использование и развитие остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи;
- формирование слухо-зрительного восприятие речи окружающих людей.
- ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
- Формой организации учебных занятий по предмету РСВ и ФП является индивидуальное занятие. На изучение РСВ и ФП в десятом классе по учебному плану отводится 2 часа на одного обучающегося в неделю, которые распределяются на несколько индивидуальных занятий по 20 – 30 минут. Первая половина занятия планируется на формирование произносительных навыков, а вторая — на развитие слухового восприятия.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Для диагностики результатов обучения по развитию речевого слуха проводится входной и итоговый виды контроля. Входной контроль осуществляется в начале учебного года: проводится обследование слуха с помощью речи - определяется рабочее и резервное расстояния и определение уровня восприятия речи. Для этого используются сбалансированные списки слов. Контрольные срезы включают в себя отработанные фразы обиходно-разговорного характера, из учебных дисциплин и занятий в сурдокабинете. В конце учебного года проводится итоговый контроль – проверка внятности произношения и обследование состояния слуха и речи на конец учебного года.
Календарно-тематическое планирование
четверть |
разделы программы |
содержание |
сроки |
темы |
I четверть
|
РСВ
ФП |
Обследование состояния звукопроизношения Обследование состояния восприятия речи Восприятие на слух речевого материала, связанного с учебной деятельностью, с голоса учителя и товарищей, а также с аудионосителей. Восприятие диалогической и монологической речи с аудионосителей. - связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам, а также математической и грамматической терминологии, природоведческого материала. Восприятие на слух сложных текстов
1. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи. 2. Соблюдение в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии
1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация
|
01-06 сент 07-15 сент
16 – 21 сент. 22 – 28 сент.
29 сент – 5 окт. 6 – 12 окт. 13- 19 окт. 20 – 26 окт. 29 окт. - 2 нояб.
17 – 21 сент. 23 – 28 сент.
29 сент – 5 окт. 6 – 12 окт. 13- 19 окт. 20 – 26 окт. 29 окт. - 2 нояб
17 – 21 сент. 23 – 28 сент. 29 сент – 5 окт. 6 – 12 окт. 13- 19 окт. 20 – 26 окт. 29 окт. - 2 нояб
|
«Осень пришла в Москву …» «Есть в осени первоначальной …» «Родники» «Двинской наш край» «Наш организм» «Рассветы» «Поморье»
«Погожая осень»
«Шорох и шёпот»
«Храбрость»
«В поезде»
«Предстоящая дорога»
«Заморозки» «Озеро стыло на глазах»
1)C 2) Б 3) Д-Д`
1)C 2 )Б 3) Д-Д`
1)C` 2) Б` 3) В-Ф
1) C` 2) Б`3) Ф`-В`
1) З 2) Г 3) Б-П
1) З 2) Г 3) Б-П
1) Зʼ 2) Гʼ 3) Бʼ-Пʼ |
|
|
|
|
|
четверть |
разделы программы |
содержание |
сроки |
темы |
II четверть
|
РСВ
ФП |
Восприятие на слух речевого материала, связанного с учебной деятельностью, с голоса учителя и товарищей, а также с аудионосителей. Восприятие диалогической и монологической речи с аудионосителей. - связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам, а также математической и грамматической терминологии, природоведческого материала.
Восприятие на слух сложных текстов
1. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи. 2. Соблюдение в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии
1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация
|
08 – 12 нояб. 15 – 19 нояб. 22 – 26 нояб. 29 нояб – 3 дек. 06 – 10 дек. 13 – 17 дек. 20 – 29 дек.
08 – 12 нояб. 15 – 19 нояб. 22 – 26 нояб. 29 нояб – 3 дек. 06 – 10 дек. 13 – 17 дек. 20 – 29 дек.
08 – 12 нояб. 15 – 19 нояб. 22 – 26 нояб. 29 нояб – 3 дек. 06 – 10 дек. 13 – 17 дек. 20 – 29 дек.
|
«Три века» «Сын Земли Поморской» «Памятники» «Гостиный двор» «Зима. Опять зима» «Самая длинная ночь» «Щелкунчик»
«Законы моря»
«Утверждение наук в отечестве»
«Охотник»
«Карликовая берёзка»
«Цирк»
«Блокадный Хлеб»
«Минеральная вода»
1)З’ 2) Г’ 3) Б’-П`
1)Ш 2 ) С 3) Г-Г`
1)Ш 2) С 3) Г-К
1) Ш 2) С`3) К`-Г`
1) Ж 2) С’ 3) К-Х
1) Ж 2) З 3) К’-Х’
1) Ж 2) З 3) К-Г-Х
|
четверть |
разделы программы |
содержание |
сроки |
темы |
III четверть
|
РСВ
ФП |
Восприятие на слух речевого материала, связанного с учебной деятельностью, с голоса учителя и товарищей, а также с аудионосителей. Восприятие диалогической и монологической речи с аудионосителей. - связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам, а также математической и грамматической терминологии, природоведческого материала.
Восприятие на слух сложных текстов
Восприятие на слух сложных текстов 1. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи. 2. Соблюдение в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация |
10-14 января 17-21 января 24-28 января 31 янв – 04 февраля 07 – 11 февраля 14 – 18 февраля 21 – 28 февраля 01 – 10 марта 11 – 18 марта 21 – 25 марта
10-14 января 17-21 января 24-28 января 31 янв – 04 февраля 07 – 11 февраля 14 – 18 февраля 21 – 28 февраля 01 – 10 марта 11 – 18 марта 21 – 25 марта
10-14 января 17-21 января 24-28 января 31 янв – 04 февраля 07 – 11 февраля 14 – 18 февраля 21 – 28 февраля 01 – 10 марта 11 – 18 марта 21 – 25 марта
|
«Авторучки» «Пушкин» «Забавный журавль» «Февральские метели» «Ожесточённый бой» «Блиндаж» «Небоскрёб» «Буря в поле» «Она» «Не отрекусь»
«История авторучки» «Няня Пушкина» «Как белка дразнила дятла» «Рыжая плутовка» «Отступление» «Как лось провёл бойцов через минное поле» «Змея» «На льду» «Опасная профессия» «Становление Суворова»
1) Щ 2) З’ 3) К-Г-Х
1) Щ 2) З’ 3) К’-Г’-Х’
1) Щ 2) Ш 3) C-C'
|
четверть |
разделы программы |
содержание |
сроки |
темы |
IV четверть
|
РСВ
ФП |
Восприятие на слух речевого материала, связанного с учебной деятельностью, с голоса учителя и товарищей, а также с аудионосителей. Восприятие диалогической и монологической речи с аудионосителей. - связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам, а также математической и грамматической терминологии, природоведческого материала.
Восприятие на слух сложных текстов
1. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи. 2. Соблюдение в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация 1). Постановка звуков; 2). Автоматизация; 3). Дифференциация
|
04 - 08 апр. 11 – 15 апр. 18 – 22 апр. 25 – 29 апр. 02 – 06 мая 10 – 13 мая 16 – 20 мая 23 – 27 мая
04 - 08 апр. 11 – 15 апр. 18 – 22 апр. 25 – 29 апр. 02 – 06 мая 10 – 13 мая 16 – 20 мая 23 – 27 мая
04 - 08 апр. 11 – 15 апр. 18 – 22 апр. 25 – 29 апр. 02 – 06 мая 10 – 13 мая 16 – 20 мая 23 – 27 мая
|
«Берёзовый сок» «Солдаты» «Профессия - космонавт» «Незабываемое» «В лесной землянке» «Курган» «Май» «Перед грозой»
«Легенда о старике Байкале…»
«Профессия – космонавт» «Юпитер» «Сын полка» «Временное жилище» «Огонь» «Шторм» «Счастливые цветы»
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.