Рабочая программа по учебному предмету: «Окружающий социальный мир» для обучающихся на дому по ФАООП УО, 3 класс
Данная рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» 3 класс разработана на основе:
- Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
- Рабочей программы воспитания школы.
УМК для данного варианта не предусмотрен.
Общие цели учебного предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются: укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребёнка; формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функций речи; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения; расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем; развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
На уроках с целью повышения мотивации учебной деятельности, используются такие приемы и виды работ, которые постоянно поддерживают активность детей (наглядные опоры, практическая и игровая деятельность, разнообразие видов упражнений и заданий к ним, ИКТ).
Поставленные цели решаются с учетом психофизических и индивидуальных особенностей учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- проявление положительного отношения и поддержание доступным способом взаимодействия со знакомым взрослым,
- проявление эмоционально-двигательных средств общения, понимание значения отдельных слов и простых выражений для поддержания и продолжения ситуации общения,
- понимание элементарных знаков (символов) для коммуникативных целей,
- использование доступных коммуникативных умений (невербальных и вербальных, альтернативных) для решения простых житейских задач в соответствии с возрастом.
Предметные:
- формирование представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- соблюдение элементарных правил безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
- формирование представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.), о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях,
- формирование представлений о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
- формирование представлений о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания,
- формирование представлений о государственной символике (флаг, герб, гимн).
Основное содержание программы
№п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Содержание разделов и тем |
1 |
Страна |
1 |
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео) |
2 |
Город |
3 |
Знание (узнавание) своего города, рек, озер. Узнавание (различение) назначений зданий (кафе, больница, поликлиника, парикмахерская, почта, школа, магазин, жилой дом). Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, пожарный). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение)технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. |
3 |
Школа |
2 |
Знание профессий людей, работающих в школе. Узнавание (различение) школьных принадлежностей. |
4 |
Квартира, дом, двор |
4 |
Узнавание (различение) частей дома(стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для контейнеров с мусором, газон). |
5 |
Предметы быта |
4 |
Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. |
6 |
Продукты питания |
5 |
Узнавание (различение) напитков по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных, мясных, рыбных, мучных, кондитерских продуктов по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с продуктами |
7 |
Предметы и материалы, изготовленные человеком |
6 |
Узнавание свойств бумаги Узнавание (различение) видов бумаги по плотности, по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). |
8 |
Транспорт |
5 |
Различение транспорта, знание назначения транспорта (транспорт для перевозки пассажиров, грузов), транспорт воздушный, водный транспорт. Различение, узнавание, назначение, профессии людей, работающих на транспорте. Виды пассажирского транспорта в нашем городе. Правила поведения в транспорте. Специальный транспорт. Назначение. Кто работает на этом транспорте. Телефон спасения 112. |
9 |
Традиции и обычаи |
4 |
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). |
|
Всего часов: |
34 |
|
В Федеральном компоненте государственного стандарта учебный предмет «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 3 классе отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
№ уроков |
Тема урока |
Формируемые представления |
Содержание вида деятельности |
Кол-во часов |
|||
Страна – 1 ч. |
|||||||
1 |
Мы живем в России. |
Название государства, страны, название столицы. |
Формирование представлений о стране, месте, где проживаем, о столице нашей Родины. |
1 |
|||
Город – 3 ч. |
|||||||
2 |
Город, в котором мы живём. |
Название нашего города, местонахождение.
|
Формирование представления о городе, в котором живет, его достопримечательностях |
1 |
|||
3 |
Здания города. |
Кафе, больница, поликлиника, парикмахерская, почта, школа, магазин, жилой дом. |
Узнавание (различение) назначений зданий (кафе, больница, поликлиника, парикмахерская, почта, школа, магазин, жилой дом). |
1 |
|||
4 |
Кем работают жители города. |
Профессии (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, пожарный). |
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, пожарный). |
1 |
|||
Школа - 2 ч. |
|||||||
5
|
Школа. Работники школы. |
Учитель, директор, библиотекарь, повар, медсестра, охранник, уборщица. |
Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. |
1 |
|||
6 |
Профессия учитель. |
Согласно тематическому планированию рабочей программы воспитания. |
Формирование представления о профессии учитель. |
1 |
|||
Квартира, дом, двор - 4 ч. |
|||||||
7
|
Дом, в котором ты живешь. Квартира. |
Адрес проживания, дом, квартира. Части комнаты (стена, окно, дверь, потолок, пол); прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон. |
Адрес места проживания, квартира, кол-во комнат, назначение комнат, уборка и соблюдение правил проживания. Узнавание (различение) частей комнаты (стена, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях квартиры |
1 |
|||
8 |
Типы домов. |
Типы домов: одноэтажный, многоэтажный; каменный, деревянный; городской, сельский; дачный. |
Узнавание (различение) домов, мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт), частей дома, видов домов. Ориентация в местах общего пользования в доме. |
2 |
|||
9 |
|||||||
10 |
Части территории двора. |
Части территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для контейнеров с мусором, газон. |
Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для контейнеров с мусором, газон). |
1 |
|||
Предметы быта – 4 ч. |
|||||||
11 |
Предметы быта. Электроприборы. |
Электроприборы, техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. |
Узнавание (различение) электроприборов. |
1 |
|||
12 |
ТБ при пользовании электроприборами. |
ТБ при пользовании электроприборами. |
ТБ при пользовании электроприборами. |
1 |
|||
13 |
Светильники. |
Настольная лампа, люстра, бра. |
Правила пользования светильниками. |
1 |
|||
14 |
Мебель. |
Стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод |
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). |
1 |
|||
Продукты питания - 5ч. |
|||||||
15 |
Продукты питания. Напитки. |
Вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе. |
Узнавание (различение)напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. |
2 |
|||
16 |
|||||||
17 |
Мясные продукты, готовые к употреблению. |
Колбаса, ветчина. |
Узнавание (различение)мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина). Знание правил хранения мясных продуктов. |
1 |
|||
18 |
«Как хлеб на стол пришел». |
Согласно тематическому планированию рабочей программы воспитания |
Формирование представления о производстве хлеба, о труде хлеборобов, пекарей. |
1 |
|||
19 |
Мучные изделия, готовые к употреблению. |
Хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари. |
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари). Знание правил хранения мучных изделий. |
1 |
|||
Предметы и материалы, изготовленные человеком – 6 ч. |
|||||||
20 |
Предметы, изготовленные из дерева. |
Знание свойств дерева. Предметы, изготовленные из дерева |
Свойства дерева(прочность, твёрдость, горючесть и т.д.), предметы, изготовленные из дерева, бумага. |
1 |
|||
21 |
Предметы из стекла. |
Знание свойства стекла. |
Свойства стекла, различение предметов сделанных из стекла, правила безопасности. |
1 |
|||
22 |
Предметы из металла. |
Знание предметов из металла, свойства металла. |
Знание предметов из металла, свойства металла. |
1 |
|||
23 |
Предметы из ткани. |
Предметы из ткани, различные виды ткани, бытовое использование изделий из ткани.. |
Предметы из ткани, различные виды ткани, бытовое использование изделий из ткани. (одежда, постельное бельё, покрывала и т.д.) Из чего делают ткань. |
1 |
|||
24 |
Пластмасса. |
Предметы из пластмассы, бытовое использование изделий из пластмассы. |
Предметы из пластмассы, бытовое использование изделий из пластмассы. Различение предметов по материалу, из которого они изготовлены. |
1 |
|||
25 |
Игра «Фабрика игрушек». |
Дерево, стекло, ткань, металл, пластмасса. |
Игра «Фабрика игрушек». |
1 |
|||
Транспорт – 5 ч. |
|||||||
26 |
Виды транспорта. |
Виды транспорта, знание назначения транспорта. |
Различение транспорта, знание назначения транспорта (транспорт для перевозки пассажиров, грузов), транспорт воздушный, водный транспорт. Различение, узнавание, назначение, профессии людей, работающих на транспорте. |
1 |
|||
27 |
Пассажирский транспорт. |
Виды пассажирского транспорта в нашем городе. Правила поведения в транспорте. |
Виды пассажирского транспорта в нашем городе. Правила поведения в транспорте. |
1 |
|||
28 |
Воздушный транспорт. |
Самолет, вертолет. |
Различение (узнавание) самолета, вертолета, их назначения. Игра «Что полетит, а что поедет». |
1 |
|||
29 |
Специальный транспорт. |
Специальный транспорт |
Специальный транспорт. Назначение. Кто работает на этом транспорте. Телефон спасения 112. |
1 |
|||
30 |
Правила поведения в транспорте. |
Согласно тематическому планированию рабочей программы воспитания |
Правила поведения в транспорте. |
1 |
|||
Традиции и обычаи – 4 ч |
|||||||
31 |
Государственные праздники. |
Традиции и атрибуты праздников. |
Знание традиций и атрибутов праздников. |
2 |
|||
32 |
|||||||
33 |
Православные праздники. |
Традиции и атрибуты праздников. |
Знание традиций и атрибутов праздников. |
2 |
|||
34 |
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.