Введение
Рабочая программа по курсу «Мир спортивных игр» в рамках внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Программа разработана для 5-6 класса, 34 ч. в год, 1 час в неделю, срок реализации 2019 – 2020 учебный год.
1. Результаты освоения курса
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
-моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач; -проявлять быстроту и ловкость во время подвижных и спортивных игр: пионербол, волейбол, баскетбол, бадминтон; -управлять эмоциями в процессе игровой деятельности.
Метапредметных результатов:
Регулятивных УУД: -излагать правила и условия подвижных и спортивных игр; -принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности; -соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр и игр: пионербол, волейбол, баскетбол, бадминтон.
Познавательных УУД: -двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр и игр: пионербол, волейбол, баскетбол, бадминтон; -УУД в самостоятельной организации и проведении подвижных игр и игр: пионербол, волейбол, баскетбол, бадминтон.
Коммуникативных УУД:
-взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх и игр: пионербол, волейбол, баскетбол, бадминтон.
-оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Оздоровительные результаты:
• осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
• социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
2. Содержание программы
№ |
Название раздела |
Основы физической культуры и здорового образа жизни
|
Способы
|
Виды деятельности |
Формы деятельности |
Оборудование, оснащенность
|
1 |
Баскетбол |
- История возникновения игры. - Правила игры. -Судейство игры. - Организация и проведения соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях баскетболом.
|
-ОФП - СФП - Перемещения, остановки, повороты. - Бег с изменением скорости, направления. - Ловля и передача мяча двумя руками от плеча в парах, в тройках, на месте и в движении. - Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с близкого расстояния после остановки и после ведения. - То же со средней дистанции. -Ведение мяча с изменением направления после ловли в движении и ведение мяча с ускорением. - Сочетание изученных приёмов и применение их в игре 1х2, 2х2, 2х3, 3х3. - Индивидуальные действия в нападении и защите, выбивание и вырывание мяча, держание игрока без мяча и с мячом. - Сочетание изученных приёмов и применение их в игре. |
Игровая, соревновательная |
Секция |
Баскетболь-ные мячи, гимнастичес-кие скамейки, скакалки, свисток.
|
2 |
Пионербол |
- История возникновения игры. - Правила игры. - Судейство игры. - Организация и проведения соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях пионерболом.
|
- ОФП - СФП - Обучение техники нападения. Подводящие и подготовительные упражнения. - Техника защиты. Игровые упражнения с включением основных приёмов игры в нападении и защите. Учебная игра.
|
Игровая, соревновательная. |
Секция |
Теннисные мячи, гимнастичес-кие скакалки, волейбольные мячи, свисток.
|
3 |
Волейбол |
- История возникновения игры. - Правила игры в волейбол. -Судейство игры. - Организация и проведение соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях волейболом.
|
- ОФП - СФП - Обучение техники нападения: а) Стойки, перемещения; б) Передача мяча сверху двумя руками стоя лицом, спиной в направлении передачи; в) Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая; г) Нападающий удар. Подводящие и подготовительные упражнения. - Техника защиты: а) Стойки, перемещения; б) Приём мяча снизу; в) Блокирование. Игровые упражнения с включением основных приёмов игры в нападении и защите. Учебная игра.
|
Игровая, соревновательная |
Секция |
Теннисные мячи, подвесной мяч, гимнастичес-кие скамейки, скакалки, волейбольные мячи, набивные мячи, свисток.
|
4 |
Бадминтон |
- История возникновения игры. - Правила игры в бадминтон. -Судейство игры. - Организация и проведение соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях бадминтоном.
|
- ОФП - СФП - Обучение техники нападения: а) атакующие удары справа, слева, сверху, снизу; б) удары внутренней и внешней стороной ракетки. - Техника защиты. Подводящие и подготовительные упражнения. Учебная игра.
|
Игровая, соревновательная |
Секция |
Теннисные мячи, волан, ракетка, стенка гимнастическая, свисток
|
Краткое содержание программы.
- Вводное занятие.
Знакомство. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид . Спортивный инвентарь необходимый для занятий.
- Правила игр и содержание инвентаря.
Знакомство с правилами игры в пионербол, волейбол, баскетбол, бадминтон. Содержание инвентаря и уход за ним. Личная гигиена спортсмена.
- Общая физическая подготовка. (ОФП)
Понятие о физических качествах, их развитии. Составление комплексов упражнений.
Практика: Упражнения общефизической подготовки:
Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног; вращения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног; повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях; подъем согнутых ног к груди из положения виса на гимнастической стенке; подъем ног за голову с касанием их носками пола за головой из положения лежа на спине; подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине.
Медленный бег на время; челночный бег 5 по 15 м и 3 по 10 м, бег на короткие дистанции 20 и 30 м на время; прыжковые упражнения.
Упражнения с предметами (с набивными мячами, скакалками, гимнастическими палками, мешочками с песком).
Подвижные игры с мячом и без него.
Упражнения для развития равновесия.
Упражнения на координацию движений.
- Специальная физическая подготовка.(СФП)
Разминочный комплекс упражнений в движении. Упражнения для освоения техники игр. Разогревающие и дыхательные упражнения.
Практика: Упражнения с мячом. Удары по мячу справа и слева. Вращение мяча.
Упражнения, имитирующие технику ударов. Упражнения, имитирующие технику передвижений.
Освоение приемов, имитация движений без мяча, отработка элементов у стенки, изучение приема в игровой обстановке. Ознакомление с движением рук, ног без мяча. Тренировка движения в игровой обстановке. Тренировка правильного и быстрого передвижения. Развитие быстроты реакции.
Имитация движений без мяча. Отработка индивид. у стенки, с партнером. Отработка в игровой обстановке.
Выполнение имитационных упражнений. Демонстрация упражнений тренером. Освоение основных стоек и передвижений спортсменов.
- Техническая подготовка.
Знакомство с понятием “тактика”. Виды технических приемов по тактической направленности. Указания для ведения правильной тактики игры.
Практика: Различные виды жонглирования мячом; подачи и передачи мяча; броски в кольцо.
Упражнения с ракеткой и мячом в движении: шагом, бегом, бегом с жонглированием ракеткой; то же, но с поворотами, изменением направления бега, шагом; бегом с мячом.
- Игры с партнером.
Техника основных ударов, подач, передач в игре с партнёром. Правила совмещения выполнения приёмов с техникой передвижения.
- Соревнования.
Правила игры. Правила применения тактических и технических действий.
Практика: Турнир по волейболу, баскетболу, бадминтону. Применение всех полученных знаний, навыков, приемов в играх.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов
№ п/п |
Основные виды деятельности |
Количество часов |
1 |
Основы физической культуры и здорового образа жизни |
Изучается
|
2 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
Изучается
|
3
|
Спортивно-оздоровительная деятельность: - баскетбол - пионербол - волейбол -бадминтон |
10 6 11 7 |
4 |
Всего |
34 |
4. Календарно-тематический план
№ п/п |
Дата (ме-сяц) |
Наименование раздела
|
Тема занятия |
Содержание спортивно-оздоровительной деятельности |
1/1 |
09 |
Баскетбол (10 ч.) |
Ведение мяча. |
Вводный инструктаж по ТБ. Инструктаж по Т.Б. на занятиях баскетболом. История возникновения игры. Правила игры. ОФП, СФП 5 кл. Ведение мяча, ловля и передачи мяча, броски в корзину. 6 кл. Ведение мяча с изменением направления, ловля и передача высоколетящего мяча, броски в корзину с двух шагов разбега.
|
2/2 |
09 |
Ведение, ловля и передача мяча. |
Судейство игры. ОФП, СФП 5 кл. Ведение мяча, ловля и передачи мяча, финты, эстафеты с ведением мяча. Учебная игра. 6 кл. Ведение мяча с изменением направления, ловля и передача высоколетящего мяча, броски в корзину с двух шагов разбега, эстафеты с ведением мяча. Учебная игра. |
|
3/3 |
09 |
Ведение, ловля и передача мяча. |
ОФП, СФП 5 кл. Ведение мяча, ловля и передачи мяча, финты, эстафеты с ведением мяча. Учебная игра. 6 кл. Ведение мяча с изменением направления, ловля и передача высоколетящего мяча, броски в корзину с двух шагов разбега, эстафеты с ведением мяча. Учебная игра. |
|
4/4 |
09 |
Передвижение, финты, заслоны. |
ОФП, СФП 5 кл. Передвижение, прыжки, остановки, повороты, финты, заслоны. Игра «10 передач». 6 кл. Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом, финты, заслоны. Учебная игра. |
|
5/5 |
10 |
Упражнения с мячом. |
ОФП, СФП 5 – 6 кл. Упражнения с мячом по заданию, финты, заслоны, техника игры в защите. Учебная игра.
|
|
6/6 |
10 |
Передачи мяча. |
ОФП, СФП 5 кл. Передачи мяча двумя руками от груди, техника игры в защите, учебная игра в стритбол. 6 кл. Передачи мяча двумя руками от груди в движении, техника игры в защите, учебная игра в стритбол.
|
|
7/7 |
10 |
Передачи мяча. |
ОФП, СФП 5 кл. Передачи мяча двумя руками от груди, техника игры в защите, учебная игра в стритбол. 6 кл. Передачи мяча двумя руками от груди в движении, техника игры в защите, учебная игра в стритбол.
|
|
8/8 |
10 |
Броски мяча в кольцо. |
ОФП, СФП 5 кл. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди со средней дистанции. Игра по упрощенным правилам. 6 кл. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди со средней дистанции в движении. Игра по упрощенным правилам.
|
|
9/9 |
11 |
Броски мяча в кольцо. |
ОФП, СФП 5 кл. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди со средней дистанции. Игра по упрощенным правилам. 6 кл. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди со средней дистанции в движении. Игра по упрощенным правилам.
|
|
10/ 10 |
11 |
Соревнования по баскетболу. |
СФП 5 – 6 кл. Эстафеты с элементами баскетбола. Соревнования. |
|
11/1 |
11 |
Пионербол (6 ч.) |
Передача и ловля мяча. |
Инструктаж по Т.Б. на занятиях пионерболом. История возникновения игры. Правила игры. ОФП, СФП 5 кл. Передача и ловля мяча двумя руками. Учебная игра. 6 кл. Усиленная передача мяча и ловля двумя руками. Учебная игра. |
12/2 |
12 |
Передачи мяча. |
Судейство игры. ОФП, СФП 5 кл. Передача мяча одной рукой от плеча, передача с ударом в пол с места и в прыжке с места. 6 кл. Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега. |
|
13/3 |
12 |
Нападающий удар (бросок). |
ОФП, СФП 5 кл. Прямой нападающий “удар” через сетку с 2-3 шагов разбега двумя руками из-за головы (бросок). Учебная игра. 6 кл. Прямой нападающий “удар” через сетку с 2-3 шагов разбега одной рукой (бросок). Учебная игра. |
|
14/4 |
12 |
Подача броском. |
ОФП, СФП 5 кл. Подача броском одной рукой (сверху или снизу). Учебная игра. 6 кл. Подача броском одной рукой из-за головы. Учебная игра. |
|
15/5 |
12 |
Эстафеты с мячом. |
ОФП, СФП 5 – 7 кл. Эстафеты с мячом. Учебная игра в пионербол. |
|
16/6 |
01 |
Соревнования по пионерболу. |
СФП 5 – 6 кл. Эстафеты с мячом. Учебная игра в пионербол (соревнования). |
|
17/1 |
01 |
Волейбол (11 ч.) |
Стойки и перемещения. |
Инструктаж по Т.Б. на занятиях волейболом. История возникновения игры. Правила игры. ОФП, СФП 5 кл. Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу - сверху над собой. 6 кл. Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу - сверху в парах, через сетку. |
18/2 |
01 |
Передача мяча двумя руками сверху. |
Судейство игры. ОФП, СФП 5 кл. Передача мяча двумя руками сверху. Подвижная игра «Спираль». 6 кл. Передача мяча двумя руками сверху после перемещения и в движении. Подвижная игра «Спираль». |
|
19/3 |
01 |
Верхняя и нижняя передача мяча. |
ОФП, СФП 5 кл. Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола (верхней и нижней передачами мяча). 6 кл. Верхняя и нижняя передача мяча в парах через сетку и в движении, эстафета с элементами волейбола (верхней и нижней передачами мяча). |
|
20/4 |
02 |
Верхняя и нижняя передача мяча. |
ОФП, СФП 5 кл. Верхняя и нижняя передачи мяча на точность с места. Учебная игра в волейбол. 6 кл. Верхняя и нижняя передачи мяча на точность после перемещения. Учебная игра в волейбол. |
|
21/5 |
02 |
Верхняя и нижняя передача мяча. |
ОФП, СФП 5 кл. Верхняя и нижняя передачи мяча на точность с места. Учебная игра в волейбол. 6 кл. Верхняя и нижняя передачи мяча на точность после перемещения. Учебная игра в волейбол. |
|
22/6 |
02 |
Отбивание мяча кулаком через сетку. |
ОФП, СФП 5 кл. Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней передачи мяча. Подвижная игра «Охотники и утки». 6 кл. Отбивание мяча кулаком вблизи у сетки, тактика верхней и нижней передачи мяча. Подвижная игра «Охотники и утки». |
|
23/7 |
03 |
Нижняя подача мяча. |
ОФП, СФП 5 кл. Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6,3,4 и 6,3,2. Учебная игра по упрощенным правилам. 6 кл. Нижняя боковая подача, передача мяча в заданную зону. Учебная игра по упрощенным правилам. |
|
24/8 |
03 |
Нижняя подача мяча. |
ОФП, СФП 5 кл. Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6,3,4 и 6,3,2. Учебная игра по упрощенным правилам. 6 кл. Нижняя боковая подача, передача мяча в заданную зону. Учебная игра по упрощенным правилам. |
|
25/9 |
03 |
Прием мяча снизу. |
ОФП, СФП 5 кл. Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием. 6 кл. Прием мяча снизу после подачи. Игра в тройках. Учебная игра с заданием. |
|
26/ 10 |
03 |
Передачи мяча сверху и снизу. |
ОФП, СФП 5 кл. Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи. Учебная игра по упрощенным правилам. 6 кл. Верхняя и нижняя передачи мяча. Прямой нападающий удар с собственного подбрасывания мяча. Учебная игра по упрощенным правилам. |
|
27/ 11 |
04 |
Соревнования по волейболу. |
СФП 5 – 6 кл. Групповые упражнения в приеме мяча снизу от нижней подачи, групповые упражнения в передаче, эстафеты с элементами волейбола. Соревнования по упрощенным правилам |
|
28\1 |
04 |
Бадминтон (7 ч.)
|
Виды жонглирования с воланом. Подставка. Плоские удары. |
Инструктаж по Т.Б. на занятиях бадминтоном. История возникновения игры. Правила игры. ОФП, СФП 5 кл. Различные виды жонглирования с воланом, выполнение ударов открытой и закрытой стороной ракетки. 6 кл. Подставка в бадминтоне. Плоские удары. |
29/2 |
04 |
Виды жонглирования с воланом. Подставка. Плоские удары. |
Судейство игры. ОФП, СФП 5 кл. Различные виды жонглирования с воланом, выполнение ударов открытой и закрытой стороной ракетки. 6 кл. Подставка в бадминтоне. Плоские удары. |
|
30/3 |
04 |
Удары ракеткой. Подача в одиночной игре. |
ОФП, СФП 5 кл. Удары снизу, сверху, слева, справа, подачи в зону. Учебная игра. 6 кл. Подача в одиночной игре. |
|
31/4 |
05 |
Удары ракеткой. Подача в одиночной игре. |
ОФП, СФП 5 кл. Удары снизу, сверху, слева, справа, подачи в зону. Учебная игра. 6 кл. Подача в одиночной игре. |
|
32/5 |
05 |
Удары ракеткой. Подача в одиночной игре. Тактические действия. |
ОФП, СФП 5 кл. Удары справа, слева по высокой траектории, удар «смеш», подача в зону. Учебная игра. 6 кл. Основы бадминтона. Тактика в одиночных играх. |
|
33/6 |
05 |
Удары ракеткой. Подача в одиночной игре. Тактические действия. |
ОФП, СФП 5 кл. Удары справа, слева по высокой траектории, удар «смеш», подача в зону. Учебная игра. 6 кл. Основы бадминтона. Тактика в одиночных играх. |
|
34/7 |
05 |
Соревнования по бадминтону. |
СФП 5 – 6 кл. Соревнования и эстафеты с применением элементов бадминтона. |
5. Материально-техническое обеспечение.
-Дидактические материалы по основным разделам. -Мультимедийный компьютер. -Скамейка гимнастическая жесткая. -Мячи: футбольный, баскетбольный, волейбольный, теннисный, малый мяч (мягкий), набивной, волан. -Ракетки для бадминтона. -Скакалки гимнастические. -Стойки волейбольные универсальные. -Кубики. -Секундомер.
Список литературы:
1. «Твой олимпийский учебник» http://chifk.ru/showolimp-ychebn-oap/2542/
2. «Индивидуальные упражнения баскетболиста», Е.Р. Яхонтов; https://spblib.ru/catalog/-/books/3414134-individual-nye-upraznenia-basketbolistaht
3. Бадминтон России http://badminton.hut.ru
4. «Новогодние спортивные праздники», 2003 г.;
5. «Круговая тренировка», И.А. Гуревич;
6. Правила различных спортивных игр http://sportrules.boom.ru/
7. Российский журнал «Физическая культура» http://lib.sportedu.ru/press/flevot/2005N6/Index.htm
8. Федерация волейбола http://www.volley.ru
9. Олимпийские игры http://doshkolnik.ru/sport-trenirovki/15139-olimpiiyskie-igry-sportivnyiy-prazdnik-dlya-deteiy-i-roditeleiy.html
10. Видеоуроки для учителей https://videouroki.net/razrabotki/analiz-deyatelnosti-uchitelya-fizicheskoy-kultury.html
11. Российская Спортивная Энциклопедия http://www.libsport.ru/
12. Научно-теоретический журнал "Теория и практика физической культуры" http://www.teoriya.ru/journals/.
13. Энциклопедия по видам спорта http://www.infosport.ru/sp/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.