Рабочая программа по внеурочной деятельности «РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР» 1-2 классы
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности «РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР» 1-2 классы

Оценка 4.8
docx
29.07.2022
Рабочая программа по внеурочной деятельности   «РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР»  1-2 классы
РАБ ПР ВНЕУР ДЕЯТ РУС ФОЛЬКЛ.docx

Рабочая программа по внеурочной деятельности  

«РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР»  1-2 классы

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа  «Русский музыкальный фольклор» художественной направленности, стартового уровня   рассчитана на обучающихся 7 - 8 лет, сроком реализации 1 год, содержит все необходимые компоненты, предусмотренные федеральным законодательством, и соответствует действующим нормативным правовым актам:

·                   Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.;

·                   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», включая Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;

·                   Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Приложение N3 к СанПиН 2.4.4.3172-14) с изменениями  от 27.10.2020 г. ;

·                   Приказ Министерства образования Хабаровского края от 26 сентября 2019 г. № 383П «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в Хабаровском крае»;

·                   Приказ Министерства просвещения РФ от 18 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·                   Словарь согласованных терминов и определений в области образования - М. -2014. - С. 62.ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Программа является модифицированной, составлена на основе авторской программы Л.Л. Куприяновой «Русский фольклор».

 

Направление программы

Программа направлена на освоение основ общих знаний и исполнительских творческих навыков, обычаев, загадок, песен и поговорок России.

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания.

 

Актуальность программы «Русский музыкальный фольклор»

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Школу русского фольклора народная педагогика создавала веками. Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Адресат программы:

         Программа предназначена для учащихся 7-8 лет. Дети принимаются без ограничений.

Формы организации занятий: групповые. В группах занимаются 10-15 человек.

Режим занятий – 2 часа в неделю

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Цель программы

Формирование у учащихся потребности в творческом развитии через освоение   песенного фольклора.

 

Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие Задачи:

·        Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре;

·         знания о различных жанрах народного музыкального творчества;

·        Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества на основе интеграции разных видов художественно-творческой деятельности;

·        Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности.

 

Содержание программы основывается на детском фольклоре – это материал, сочинённый детьми и материал, созданный взрослыми для детей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира, и детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.

 

Еще один существенный момент следует учитывать в обучении детей музыкальному фольклору – это соединение в нем напева, слова и движения, которые определяют три основных вида творческой деятельности: варьирование и импровизацию музыкального текста.

Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Сегодня песенный фольклор должен рассматриваться и как цель обучения музыкальной культуре, и как средство массового нравственного эстетического воспитания.

 

 

Каждое занятие включает в себя теоретическое и практическое освоение знаний из нескольких блоков:

1 блок. Знакомство с народной мудростью.

- Понятия фольклора, народа, национальности, этноса, культуры.

- Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора.

- Особенности русской народной культуры, её похожесть и различия с фольклором других народов.

- Народные быт и костюм.

- Устное и музыкальное народное творчество как первооснова всей музыкальной культуры. Композиторы и собиратели русской песни.

 - Особенности и смысл народных игр и праздников.

2 блок Устное народное творчество

· Особенности устного народного творчества

· Народная мифология. Сказки. Эпический песни и былины

· Потешки, побасенки, скороговорки и т.п.

3 блок  Песенное народное творчество

- Особенности исполнения русской песни: дыхательные техники, в том числе «цепное» дыхание, пение в унисон.

- Русские народные музыкальные инструменты

- Жанровое разнообразие русской песни.

- Трудовые припевки и песни

- Песни календарно-земледельческого круга

- Хороводные и плясовые песни

4 блок Игровое и праздничное народное творчество

- Русские народные праздники: бытовые и религиозные.

- Народные игры: календарные, обрядовые, событийные, детские, развивающие.

 

Прогнозируемый результат:  По окончании курса ребенок может продемонстрировать:

·        развитый устойчивый интерес к русской народной культуре;

·        знания о различных жанрах народного музыкального творчества;

·        умение петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках;

·        сформированные эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности.

 

 

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 

Для успешной реализации поставленной цели выделены следующие условия:

 

- Приоритетное внимание к специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно-досуговой, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребёнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием.

- Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приёмов воспитания и обучения.

- Внимательное, тактичное отношение к каждому ребёнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей воспитанников.

- Исключение формализма, шаблона, сухости, излишнего дидактизма, противоречащих специфике искусства и художественного творчества.

 

Условия реализации программы:               

Материально-техническое обеспечение:

·        Учебный кабинет – 15х2 м оснащенный комплектом мебели: столы, стулья,  аудио средства обучения.

Информационное обеспечение:

В работе коллектива используются видео и аудиоматериалы детских образцовых фольклорных коллективов страны, а также работы взрослых творческих коллективов, которые могут являться примером для участников ансамбля «Вьюнок».

Аудио, видео, фото, интернет источники, литература по народному пению, фольклору.

                                              Формы аттестации.

 

На основании положения об аттестации в учреждении проводится промежуточная (в декабре) и итоговая аттестация (в мае

 

Формы представления результатов: участие в выступлениях для родителей, фото- и видеоотчёты.

          МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Методические принципы реализации программы:

Принцип гуманистической ориентации воспитания - добровольность включения ребёнка в ту или иную деятельность, самостоятельности ребёнка в определении цели своего образования, доверяя ребёнку в выборе им средств и способа достижения поставленной цели, веры в возможность достичь этой цели.

Принцип создания оптимальных условий для обучения- создание благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и учащимися, профилактика стихийных стрессовых и конфликтных ситуаций.

Принцип последовательности – последовательное и логическое  изучение программного материала.

Принцип сознательности и активности - создание таких условий, при которых учащиеся сознательно, активно и упорно усваивают программный материал.

Принцип культуросообразности -приобщение учащихся к достижениям национальной культуры.

Принцип оптимистического подхода- организация «ситуации успеха» для ребёнка, веры в её положительный результат, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение его малейших достижений.

Принцип «сквозного воспитания» -помогает решать задачи не только музыкального развития и эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от наблюдения к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим.

Большое значение при освоении программы имеет не изучение предмета, а формирование ключевых компетентностей:

-  Личностной;

-  Познавательной;

-  Самообразовательной;

-  Социальной;

-  Компетентного отношения к собственному здоровью

Методы.

·        Объяснительно-иллюстративный

·        Репродуктивный метод

·        Исследовательский метод

·        Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой):

- игра;

- создание эмоционально окрашенных ситуаций;

- поощрение и похвала;

- чередование детской деятельности.

Система работы по данной программе опирается на педагогические и методологические идеи К. Д. Ушинского, Н. К. Мешко, Ветлугиной Н.А., Калугиной Н. В., Немова Р. С., Науменко Г. М., В.А. Сухомлинского.

 

Формы занятий

1.     Занятие-беседа

2.     Практическое занятие

3.     Выездное занятие: посещение выставок, музеев, концертов, праздников и фестивалей народного творчества.

Основные этапы занятия

Для включения детей в активную деятельность используется ряд эффективных методических приемов, характерных для каждого этапа обучения.

·        распевание.

·        разучивание и исполнение песен.

·        творческие задания.

·        слушание музыки.

·        Игры

 

         Календарно- тематический  план по внеурочной деятельности

                             «Русский музыкальный фольклор»

                                 

№№

Дата занятия

Тема занятия

Уча

щиеся

 с  ОВЗ    

   План /                       факт

1

 

Знакомство. Введение. Широка и привольна Русская Земля

 

 

2

 

Родословное древо

 

 

3

 

Моя семья

 

 

4

 

Русский земледельческий календарь

 

 

5

 

Нива золотая – уборка урожая

 

 

6

 

Куклы-обереги, куклы символы

 

 

7

 

Куклы-обереги, куклы символы

 

 

8

 

Обобщающий урок. Выезд в Краеведческий музей

 

 

 

 

                  2 ЧЕТВЕРТЬ

 

 

9

 

Живая Древняя Русь

 

 

10

 

Родословное древо

 

 

11

 

Русский земледельческий календарь

Ноябрь – ворота зимы

 

 

12

 

Русский земледельческий календарь

Ноябрь – ворота зимы

 

 

13

 

Шуточный фольклор (небылицы, дразнилки)

 

 

14

 

Считалки: «Катилось яблочко», «Шел баран

 

 

15

 

Зимние святки. Беседа.

 

 

16

 

Участие в семейном празднике «Святочные вечера»

 

 

 

 

                3 ЧЕТВЕРТЬ

 

 

17

 

Родословное древо:

 Обихаживаем свою избу, дом

 

 

18

 

Земледельческий календарь

Январь – году начало, зиме середка

 

 

19

 

Земледельческий календарь

Январь – году начало, зиме середка

 

 

20

 

Масленичные: «Масленка-масленка»

 

 

21

 

Масленичные: «Масленка-масленка»

 

 

22

 

Живая Древняя Русь

Славные сыны России

 

 

23

 

Родословное древо:

Обихаживаем свою избу, дом

 

 

24

 

Участие в празднике «Масленица»

 

 

25

 

Веснянки «Жаворонушки, мои матушки»

 

 

26

 

Веснянки

 

 

27

 

Семейный праздник «Встреча весны»

 

 

 

 

                  4 ЧЕТВЕРТЬ

 

 

28

 

Крестьянская изба. Предметы быта.

 

 

29

 

Земледельческий календарь

Тит – Поликарпов день

 

 

30

 

Детская игровая сказка

 

 

31

 

Детская игровая сказка

 

 

32

 

Земледельческий календарь

Егорьев день. Пословицы, поговорки, приметы, загадки

 

 

33

 

Крестьянская изба. Предметы быта.

 

 

34

 

Участие в празднике «Зеленые святки»

 

34/34

 


 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «РУССКИЙ

Рабочая программа по внеурочной деятельности «РУССКИЙ

Программа является модифицированной, составлена на основе авторской программы

Программа является модифицированной, составлена на основе авторской программы

Адресат программы:

Адресат программы:

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира, и детский фольклор представляет собой специфическую…

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира, и детский фольклор представляет собой специфическую…

Знакомство с народной мудростью

Знакомство с народной мудростью

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Учебный кабинет – 15х2 м оснащенный комплектом мебели: столы, стулья, аудио средства обучения

Учебный кабинет – 15х2 м оснащенный комплектом мебели: столы, стулья, аудио средства обучения

Принцип последовательности – последовательное и логическое изучение программного материала

Принцип последовательности – последовательное и логическое изучение программного материала

Репродуктивный метод ·

Репродуктивный метод ·

Календарно- тематический план по внеурочной деятельности «Русский музыкальный фольклор» №№

Календарно- тематический план по внеурочной деятельности «Русский музыкальный фольклор» №№

Участие в семейном празднике «Святочные вечера» 3

Участие в семейном празднике «Святочные вечера» 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2022