МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Заместитель по ВВВР Директор МБОУ СОШ№29
Симаков В.Н. __________ ___________ М.Б.Светлова «_____»________________ 2020 «_____» ____________ 2020
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
на 2020--2021 учебный год
в 1 А классе
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет (д.14, м.13)
Количество учащихся: 27
Количество часов в неделю 1 ч.
Количество часов в год: 33 ч.
Педагог, реализующий программу:
Казыбаева Жанна Чахметовна
СУРГУТ
2020
Нормативно-методическое обеспечение:
Федеральный уровень:
— Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
— Письмо Минобразования России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
— Приказ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «О Порядке осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам дополнительного образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 29.11.2018 г. рег№52831
— Региональный уровень:
— Постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;
— постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;
— «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».
— Муниципальный уровень:
— Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;
— Информационно-методическое письмо Департамента образования Администрации г,Сургута «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам внеурочной деятельности в учреждениях, подведомственных департаменту образования Администрации города, в 2020-2021 учебном году»
— Положением о Внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №29
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(общеразвивающей) ПРОГРАММЫ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБОУ СОШ№29
Название программы |
Социокультурные уроки |
Направленность программы |
Духовно - нравственная |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу |
Казыбаева Жанна Чахметовна |
Год разработки |
Разработана на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.К.Кузьмина 2010г. |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа |
Заседание методического совета протокол № 1 от 31.08.2020г. |
Информация о наличии рецензии |
В основу программы положена идея духовно – нравственного развития учащихся. Содержание данной программы направленно на популяризацию духовно – нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка, норм и правил. |
Цель |
Приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся. |
Задачи |
- раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка; - присоединение семьи к школе; - формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и и духовного опыта ребёнка; - подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики, знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации. |
Ожидаемые результаты освоения программы |
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий; - приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации; - развитие коммуникативных умений; - развитие управленческих способностей; - наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося; - развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению; - создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
|
Срок реализации программы |
1 год |
Количество часов в неделю |
1 час в неделю 33 часа в год |
Возраст обучающихся |
6 – 7 лет |
Формы занятий |
Работа в парах; Работа в четвёрках; Работа в микрогруппах; Работа в ресурсном круге; Социокультурный тренинг.
|
Методическое обеспечение |
1. Учебник «Истоки» для первого класса под редакцией А.В.Камкина, М.: Издательский дом «Истоки». 2. Рабочие тетради «Истоки» для первого класса, авторы Н.В.Котельникова, Н.Ю. Твардовская, под общей редакцией И.А.Кузьмина М.: Издательский дом «Истоки». 3. Методическое пособие для учителя «Истоковедение», Том 2, пол редакцией И.А.Кузьмина, М.: Технологическая Школа Бизнеса.
|
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
Интерактивная доска Мультимедийный проктор Компьютер с программным обеспечением. |
Пояснительная записка
о реализации учебно – тематического плана
на 2020 – 2021 учебный год
Учебно – тематический план составлен в соответствии с программой «Социокультурные истоки», разработанной на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина 2010 г и рекомендованной к реализации методическим советом МБОУ СОШ № 29 от 01.09.2015г.
Направленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы – духовно – нравственная
Цель: Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
Задачи:
Развивающие:
· Развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.
· Развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.
Обучающие:
· Раскрытие традиции как важнейший механизм сохранения и сбережения культурных универсалий, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании.
· Учить увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
· Учить работать коллективно, развивать чувство коллективизма.
· Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка для духовного развития.
Воспитательные:
· Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к традициям своего народа, семье и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации).
· Формирование духовного мира, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать уважительность, правдивость, целеустремлённость.
· Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2020 – 2021 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) |
1 год |
Год обучения (первый, второй) |
первый |
Возраст обучающихся |
6 - 7 лет |
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году |
29 |
Количество часов в неделю |
1час |
Количество часов в год |
33 |
Ожидаемые результаты на текущий учебный год:
Первоклассник научится:
- осознавать и понимать смысл духовно – нравственных категорий курса: понимание окружающий Мира, Слово, Образ, Книга.
- суммировать и обобщать всё известное из курса «Истоки» в начальной школе;
- формировать новый уровень понимания социокультурных и духовно – нравственных ценностей;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу в паре, группе.
Обучающийся получит возможность научится: ценить духовно – нравственные категории: мира, слова, образа и книги, относится к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрения;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы;
Система знаний, ориентированных на формирование УУД.
Личностные УУД.
1. Действия, реализующие потребность школьника в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации.
2. Действия, способствующие закреплению восприятия, осмысления и про чувствования материала.
Регулятивные УУД.
1. Отбор эффективных способов решения задач при выполнении тренингов.
2. Самоконтроль результата работы путём сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Осуществление поиска необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках.
2. Анализ полученной информации и использование её в организации работы на уроке.
3. Выполнение активных форм обучения.
4. Выражение своих впечатлений от услышанной и прочитанной информации в виде жанровых рисунков, цветовых гамм, изображения конкретных предметов или явлений природы.
5. Составление рассказов по заданной теме.
6. Коммуникативное чтение статей.
Коммуникативные УУД.
1. Учёт позиции собеседника (соседа по парте)
2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности при выполнении тренингов.
3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром (соседом по парте).
Учебно – тематический план «Азбука истоков»
на 2020 – 2021 учебный год
1а класс
№п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
Дата проведения занятий (план) |
Дата проведения занятий (факт) |
Введение (1 час) |
||||
1 |
Введение в предмет. Солнышко, мама и папа. |
1 |
|
|
Мир ( 8 часов) |
||||
2 |
Мир и лад (Поле, школа и семья) |
1 |
|
|
2.1 |
Истоки и школа |
1 |
|
|
2.2 |
Истоки и радуга |
1 |
|
|
2.3 |
Сказки А.С. Пушкин |
1 |
|
|
2.4 |
Родной край |
1 |
|
|
2.5 |
Щит и герб |
1 |
|
|
2.6 |
Илья Муромец |
1 |
|
|
2.7 |
Обобщающий урок |
1 |
|
|
Слово (8 часов) |
||||
3 |
Слово |
1 |
|
|
3.1 |
Весна и слово |
1 |
|
|
3.2 |
Золотое сердечко |
1 |
|
|
3.3 |
Серебряное копытце |
1 |
|
|
3.4 |
Добрыня Никитич |
1 |
|
|
3.5 |
Слово о родителях |
1 |
|
|
3.6 |
Святое слово. Алеша Попович |
1 |
|
|
3.7 |
Чаша жизни |
1 |
|
|
Образ (8 часов) |
||||
4 |
Родник |
2 |
|
|
4.1 |
Образ Родины |
2 |
|
|
4.2 |
Образ защитника Отечества |
2 |
|
|
4.3 |
Образ праздника (День Победы) |
1 |
|
|
4.4 |
Обобщающий урок |
1 |
|
|
4.5 |
|
1 |
|
|
Книга (7 часов) |
||||
5 |
Книга |
2 |
|
|
5.1 |
Книга книг |
1 |
|
|
5.2 |
Живое слово книги |
2 |
|
|
5.3 |
Первая книга. Мир книги |
1 |
|
|
5.4 |
Годовой обобщающий урок |
1 |
|
|
|
Итого |
33 |
|
|
Рецензия
На образовательную программу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», руководитель Казыбаева Жанна Чахметовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 города Сургута.
В основу программы положена идея духовно – нравственного развития учащихся. Поэтому содержание данной программы направленно на популяризацию духовно – нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка, норм и правил.
Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 6 -7 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Представленная программа имеет целью введение духовно – нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно – нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Направленность программы – духовно – нравственная.
Автором успешно предпринята попытка создания программы по решению следующих задач:
- раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка; - присоединение семьи к школе; - формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка; |
- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики, знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Программа «Социокультурные истоки» соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ внеурочной деятельности.
Содержит:
1. Пояснительную записку.
2. Структуру организации занятий.
3. Тематическое планирование.
4. Список литературы.
В программе выделены системы педагогических средств, обеспечивающих реализацию целей деятельности педагога, работающего по данной программе. Автор пытается осуществить взаимосвязь и преемственность общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и целостности образования.
В программе выделены все структурные части, количество часов указано в учебно – тематическом плане. Программа соответствует основным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.
Заместитель директора по ВВВР __________ В.Н.Симаков
Литература
1. Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
2. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.
3. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
4. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
5. Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 20017.
Цифровые образовательные ресурсы при реализации дистанционной формы обучения:
Интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
Образовательная онлайн-платформа "Видеоуроки в интернете" https://videouroki.net/
Образовательный портал «Инфоурок» https://infourok.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.