МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Уссурийский агропромышленный колледж» в Ханкайском районе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП. 03 Почвоведение
По профессии : 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству
Составил : преподаватель Вострикова О.Г Подпись_________ |
|
Рассмотрено: |
Утверждаю: |
На заседании ЦК профподготовки Председатель Вострикова О.Г.____________________ Протокол №__ от «__»__________2021г. __________
|
Заведующий учебно-производственной работой Бас Е.А «__»________2021г. Подпись_______
|
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 4
1.1. Область применения рабочей программы.. 4
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: 4
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 6
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.. 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 10
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.. 10
3.2. Информационное обеспечение реализации учебной дисциплины.. 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ учебной ДИСЦИПЛИНЫ... 11
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта базовой подготовки по профессии : 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству (далее – СПО), реализуемой КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж».
Разработчики:
Место работы |
Занимаемая должность, квалификационная категория |
Инициалы, фамилия |
КГБ ПОУ «УАПК»
|
Преподаватель высшей квалификационной категории |
Вострикова Ольга Георгиевна |
Заключение экспертов:
Место работы |
Занимаемая должность, ученая степень и ученое (почетное) звание, квалификационная категория |
Инициалы, фамилия |
КГБ ПОУ «УАПК» |
Преподаватель высшей квалификационной категории |
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.01.01. Мастер по лесному хозяйству
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь :
-определять механический состав и спелость почвы;
-проводить мероприятия по улучшению плодородия почвы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-состав и свойства почвы;
-основные типы почв, их краткую характеристику;
-агрохимическую характеристику основных типов почвы, в том числе лесных;
-классификацию, характеристику, способы применения удобрения на лесных объектах;
-влияние лесохозяйственных мероприятий на почву;
-экологические основы охраны почв.
ОК, которые актуализируются при изучении дисциплины:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК, которые актуализируются при изучении дисциплины:
ПК 1.1. Проводить биотехнические и охотохозяйственные мероприятия в охотничьих угодьях.
ПК 1.2. Охранять охотничьи угодья от нарушений природоохранного законодательства.
ПК 3.1. Осуществлять эксплуатацию колесных и гусеничных тракторов, навесного и прицепного технологического оборудования в лесопромышленном комплексе.
ПК 3.2. Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте тракторов и технологического оборудования.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) |
36 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия (если предусмотрено) |
- |
в том числе в форме практической подготовки (если предусмотрено) |
- |
практические занятия (если предусмотрено) |
6 |
в том числе в форме практической подготовки (если предусмотрено) |
- |
контрольные работы (если предусмотрено) |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
18 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) |
- |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачёт |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Осваиваемые элементы компетенций |
1 |
2 |
3 |
|
Раздел 1 Состав и свойства почв |
|
26 |
|
Тема 1.1 Состав почв |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Происхождение и строение земли. Состав земной коры. Выветривание, перемещение и отложение продуктов выветривания. Почвообразовательный процесс. Влияние природных факторов на почвообразование. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвообразование. |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.3 ПК-3.1-3.2 |
||
Механический состав материнских горных пород и почв. Влияние механического состава на лесорастительные свойства почвы. Общая схема формирования органической части почвы. Источники органического вещества почвы. Процессы превращения органических остатков в почвах и современные представления о гумусообразовании. Влияние органических веществ на плодородие почвы. |
|||
Практическое занятие №1 Определение морфологических свойств почв |
2 |
||
Самостоятельная работа Почвоведение как наука. Почвообразовательный процесс Почвенный разрез. |
6 |
||
Тема 1. 2. Свойства почв |
Содержание учебного материала |
8
2
4 |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.3 ПК-3.1-3.2 |
Почвенные коллоиды. Коагуляция и пептизация коллоидов. Понятие о поглотительной способности почв. Кислотность и щелочность почв. Общие физические свойства почвы. Физико-механические свойства почвы. |
|||
Водные свойства и водный режим почвы. Водный баланс почвы. Влияние древесных насаждений на водный режим местности. Почвенный раствор. |
|||
Почвенный воздух. Тепловые свойства почвы. Лесоводственное значение физических свойств почвы. |
|||
Понятие о плодородии почв. Виды почвенного плодородия. «Закон убывающего плодородия почвы» и его критика. Оценка качества почв по их свойствам и плодородию. Меры по повышению плодородия почв в лесном хозяйстве. Строение почвенного профиля. Обозначение и описание горизонтов |
|||
Практическое занятие №2 Порядок взятия почвенных проб для анализа методы изучения физических свойств почвы |
|||
Самостоятельная работа Свойства почвы. Методы увеличения плодородия почвы. |
|||
Раздел 2 Основные типы почв. Агрохимия. |
|
26 |
|
Тема 2.1 Типы почв и зоны |
Содержание учебного материала |
8 |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.2, ПК 3.1-3.2 |
Классификация почв. Понятие о почвенных зонах и основные почвенные зоны России. |
|||
Почвы тундровой зоны. Границы и площадь зоны. Условия почвообразования. Образование, строение и свойства тундровых почв. Классификация тундровых почв. Использование почв тундры. |
|||
Почвы лесной зоны. Границы и площадь зоны. Условия почвообразования. |
|||
Подзолистые почвы. Дерново-подзолистые почвы. Дерновые почвы. Подзолисто-болотные почвы. |
|||
Мерзлотно-таежные почвы. |
|||
Болотные почвы. Использование и лесорастительные свойства почв лесной зоны. |
|||
Почвы лесостепной зоны. Границы и площадь зоны. Условия почвообразования. |
|||
Серые лесные почвы
|
|||
Самостоятельная работа Характеристика почв ДВ |
2 |
||
Тема 2.2. Основы агрохимии |
Содержание учебного материала |
8 |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.3 ПК-3.1-3.2 |
Методика полевого исследования почв. Подготовительный период. Составление предварительного плана. Полевой период. Камеральный период. |
|||
Предмет агрохимии и агрохимическая служба. Понятие об агрохимии. Каткие сведения из истории агрохимии. Агрохимическое обслуживание лесного хозяйства. |
|||
Химический состав и питание растений. Химический состав растений. Питание растений. Роль отдельных элементов в жизни растений. Вынос питательных веществ растениями. Агрохимическое обследование лесных питомников. Обследование постоянных лесосеменных участков и лесосеменных плантаций.
|
|||
Классификация удобрений. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Применение удобрений в лесных питомниках. Применение удобрений в лесных культурах. |
|||
Практическое занятие №3 Определение минеральных удобрений по качественным реакция |
2 |
||
Самостоятельная работа Характеристика основных химических элементов в жизни растений. Классификация и характеристика органических и минеральных удобрений |
6 |
||
Промежуточная аттестация (зачёт) |
|
2 |
|
Всего: |
54 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины необходимо:
Наличие кабинета «Почвоведение», оснащенный оборудованием:
доской учебной,
рабочим местом преподавателя,
столами,
стульями (по числу обучающихся)
Средства обучения:
компьютер,
мультимедийный проектор,
наглядные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1.Основные источники:
1.Лесной кодекс Российской Федерации. М.: 4.12. 2006 № 201-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 22.07.2008 №141-ФЗ, от 22.07.2008 № 143-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ
2.Апарин Борис Фёдорович. Почвоведение. Учебник для профессионального образования, М Академия 2012
3.Зеликов В.Д., Мальцев Г.И. Почвоведение с основами агрохимии: Учебник для техникумов. М.,Агропромиздат, 1986 - 238 с.
3.2.2 Дополнительные источники
1.Земельный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт, 2002
2.Мартынеко О.В., Кормильцына О.В. Практикум по почвоведению. Учебное пособие для студентов специальности 250202 «Лесное и лесопарковое хозяйство» для среднего и профессионального образования. М., Издатель «ООО ЭкоСервис», 2007 – 168 с.
3.А.М.Лыков, А.А.Коротков, Т.Г. Громакова Земледелие с почвоведением –учебник для учащихся средних учебных заведений, Издатель Москва, Агропромиздат, 1985 год,431 стр.
3.2.3.Интернет – ресурсы:
1.http://soil.msu.ru – сайт факультета почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова – крупнейшего в России учебного и научного центра по почвоведению.
2.www.soil-museum.ru– официальный сайтЦентрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева в Санкт-Петербурге
3.http://www.soil-science.ru – сайт о почвоведении от В.В. Докучаева до современности.
4.http://www.ecosystema.ru/08nature/soil – раздел сайта «Экосистема» о почвах России, приводится их описание и особенности полевых исследованиях. 5.http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st000.shtml - электронная версия книги Л.О. Карпачевского «Зеркало ландшафта».
6. http://mir-map.ru/440150.html – почвенная карта России в электронном виде.
4. КОТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контролируемые разделы / темы |
Код компетенции |
Оценочные средства |
Раздел 1 Состав и свойства почв |
||
Тема 1.1. Состав почв |
ОК 1-7 ПК 1.1-ПК-4.3 |
Текущий контроль - Самостоятельная работа - Тест - Устный опрос - Практическое занятие |
Тема 1.2. Свойства почв |
ОК 1-7 ПК 1.1-ПК-4.3 |
Текущий контроль - Самостоятельная работа - Тест - Устный опрос - Практическое занятие
|
Раздел 2. Основные типы почв. Агрохимия |
||
Тема 2.1 Типы почв и зоны |
ОК 1-7 ПК 1.1-ПК-4.3 |
Текущий контроль - Тест - Устный опрос - Самостоятельная работа |
Тема 2.2 Основы агрохимии |
ОК 1-7 ПК 1.1-ПК-4.3 |
Текущий контроль - Тест - Устный опрос - Практическое занятие - Самостоятельная работа |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.