I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Развитие речи» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
5. Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
6. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
7. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2013 № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
8. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»
9. Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
10. Постановление, СанПиН Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 №№ 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»)
11. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
12. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 24.09.2014 № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня»
13. Письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31ин-40/31-09 «О направлении Методических рекомендаций по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования в качестве методического обеспечения»
14. Письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 [О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования]
15. Письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-03-06/4/45
[О налогообложении налогом на прибыль организаций доходов образовательных учреждений от оказания платных образовательных услуг, выполнения работ по договорам с физическими и юридическими лицами и от сдачи федерального имущества в аренду]
Учитывая особенности календарного учебного графика и расписание занятий на 2021-2022 учебный год количество часов программы «Развитие речи» рассчитано на 109 часов.
Актуальность программы
Развитие речи ребёнка важно в самом раннем возрасте, а в 3-4 года необходима сформированность понимания речи, соответствующий возрасту словарный запас, связная речь и грамматический строй. В связи с тем, что в образовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи возникает необходимость в ранней профилактике данных нарушений и речевом развитии в возрасте 3-4 лет, эта деятельность осуществляется в условиях дополнительных занятий по развитию речи для детей второй младшей группы. На которых осуществляется формирование и обогащение словарного запаса, развитие связной речи и грамматического строя у детей 3-4 лет с использованием специализированных программ по речевому развитию.
Данная рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель для реализации коррекционно-развивающего процесса.
Цель:
Построение системы коррекционно-развивающей работы, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей, обеспечивающая их всестороннее развитие.
Основные задачи:
1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи дошкольников.
5. Формирование коммуникативных навыков.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Планируемые результаты освоения программы:
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей раннего возраста.
Специфика результатов освоения рабочей программы для детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
· развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;
· овладение навыками артикуляционной гимнастики;
· овладение навыками дыхательной гимнастики;
· развитие активного и пассивного словаря;
· называет предметы и объекты ближайшего окружения;
· ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя распространенные предложения.
· формирование фонематического слуха и восприятия;
· развитие психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление)
· развитие общих речевых навыков и просодической стороны речи (правильное речевое дыхание при произношении слов и отдельных звуков; артикуляторные навыки, сила голоса, темп речи);
· укрепление общей и тонкой моторики;
· развитие коммуникативных навыков и умений.
Рабочая программа «Развитие речи» у детей раннего дошкольного возраста предлагает следующие целевые ориентиры на этапе завершения образовательной области:
• с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;
• проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу;
• по вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений;
• называет предметы и объекты ближайшего окружения;
• речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием;
• узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него;
• совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
Описание предмета «Развитие речи» в учебном плане:
Программа рассчитана на 3 часа в неделю (с учётом годового календарного учебного графика и расписания занятий на 2021-2022 учебный год). Данная программа реализуется в объёме 109 часов в год.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год
Тематическое планирование
№ |
Основные разделы |
количество часов |
|
Овощи |
4 |
|
Фрукты |
4 |
|
Овощи и фрукты |
3 |
|
Ягоды |
3 |
|
Деревья |
2 |
|
Грибы |
3 |
|
Цветы |
2 |
|
Повторение пройденного |
1 |
|
Домашние животные |
3 |
|
Дикие животные |
3 |
|
Дикие птицы |
3 |
|
Домашние птицы |
3 |
|
Насекомые |
3 |
|
Рыбы |
3 |
|
Времена года. Осень |
3 |
|
Времена года. Зима |
3 |
|
Времена года. Весна |
3 |
|
Времена года. Лето |
3 |
|
Повторение пройденного |
2 |
|
Человек |
5 |
|
Дом и его части |
5 |
|
Город |
5 |
|
Мебель |
4 |
|
Посуда |
4 |
|
Игрушки |
4 |
|
Продукты питания |
5 |
|
Одежда |
4 |
|
Обувь |
4 |
|
Головные уборы |
4 |
|
Повторение пройденного |
4 |
|
Транспорт |
5 |
|
Профессии |
5 |
|
Итого |
109 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи»
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Программное содержание |
Овощи (4 часа) |
|||
1. |
2.09 |
Овощи |
Артикуляционная гимнастика «Дудочка» Расширение предметного словаря по теме, введение обобщающего слова. Вслушиваться в речь, давать звуковые и двигательные реакции. |
2. |
4.09 |
Овощи. |
|
3. |
7.09 |
Овощи. |
|
4. |
9.09 |
Овощи. |
|
Фрукты (4 часа) |
|||
5. |
11.09 |
Фрукты |
Дыхательная гимнастика «Перекличка животных» Соотносить изображения с их словесным обозначением. Расширение предметно го словаря по теме, введение обобщающего слова. |
6. |
14.09 |
Фрукты |
|
7. |
16.09 |
Фрукты |
|
8. |
18.09 |
Фрукты |
|
Овощи и фрукты (3 часа) |
|||
9. |
21.09 |
Овощи и фрукты |
Короткий стишок: Гуси-гуси Узнавать и правильно показывать овощи (соотносить изображения с их словесным обозначением). Выполнять простые действия типа: покажи капусту, возьми морковь, положи огурец, покушай помидор |
10. |
23.09 |
Овощи и фрукты |
|
11. |
25.09 |
Овощи и фрукты |
|
Ягоды (3 часа) |
|||
12. |
28.09 |
Ягоды |
Рассказ «Живая шлюпа» Обогащать словарный запас за счет названий ягод и продуктов из них приготавливаемых, учить использовать обобщающие понятия «овощи», «ягоды». Развивать зрительную память, связную речь, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе. |
13. |
30.09 |
Ягоды |
|
14. |
2.10 |
Ягоды |
|
Деревья (2 часа) |
|||
15. |
5.10 |
Деревья |
Артикуляционная гимнастика «Еж» Узнавать названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; развивать речь, мышление, слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику |
16. |
7.10 |
Деревья |
|
Грибы (3 часа) |
|||
17. |
9.10 |
Грибы |
Дыхательная гимнастика «Трубач» Дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме. |
18. |
12.10 |
Грибы |
|
19. |
14.10 |
Грибы |
|
Цветы (2 часа) |
|||
20. |
16.10 |
Цветы |
Короткий стишок «Мячик» Узнавать, как ухаживать за цветами; -воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. |
21. |
19.10 |
Цветы |
|
Повторение пройденного (1 час) |
|||
22. |
21.10 |
Повторение пройденного |
Артикуляционная гимнастика «Ворота» Закрепить пройденный материл. |
Домашние животные (5 часов) |
|||
23. |
23.10 |
Домашние животные |
Дыхательная гимнастика «Топор» Дать представление детям о домашних животных, о пользе, которую они приносят людям. Познакомить их с обобщающим понятием «домашние животные». Развивать мелкую и общую моторику. Развивать их фонематический слух, память, мышление. |
24. |
26.10 |
Домашние животные |
|
25. |
28.10 |
Домашние животные |
|
Дикие птицы (3 часа) |
|||
26. |
30.10 |
Дикие птицы |
Короткий стишок «Зайка» Воспитывать интерес и любовь к птицам. Приучать детей подкармливать птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам зимой. Учить узнавать птиц в натуре, на картинках и в игрушках. Обогащать и активизировать словарь по теме. |
27. |
2.11 |
Дикие птицы |
|
28. |
4.11 |
Дикие птицы |
|
Домашние птицы (3 часа) |
|||
29. |
6.11 |
Домашние птицы |
Артикуляционная гимнастика «Шарики» Познакомить детей с домашними птицами: курица, петух, гусь, гусыня, утка, селезень, индюк, индюшка. Дать знания о среде обитания: живет рядом с человеком, человек ухаживает за ними: кормит, поит, лечит, строит дом (курятник). Дать знания о пользе домашних птиц: несут яйца, высиживают птенцов… |
30. |
9.11 |
Домашние птицы |
|
31. |
11.11 |
Домашние птицы |
|
Насекомые (3 часа) |
|||
32. |
13.11 |
Насекомые |
Рассказ «карасик» Расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни; |
33. |
16.11 |
Насекомые |
|
34. |
18.11 |
Насекомые |
|
Рыбы (3 часа) |
|||
35. |
20.11 |
Рыбы |
Артикуляционная гимнастика «Часики» дать представления о рыбах. познакомить детей с разными функциями частей тела (рот, глаза, плавники, хвост) рыб. Закреплять понятия «чешуя», «жабры», «плавники». |
36. |
23.11 |
Рыбы |
|
37. |
25.11 |
Рыбы |
|
Времена года. Осень (3 часа) |
|||
38. |
27.11 |
Времена года. Осень |
Дыхательная гимнастика «Ворона» Понимать слова обобщающего значения. Уточнять и расширять пассивный предметный словарь по теме упражнение “Покажи картинку” |
39. |
30.11 |
Времена года. Осень |
|
40. |
2.12 |
Времена года. Осень |
|
Времена года. Зима (3 часа) |
|||
41. |
4.12 |
Времена года. Зима |
Короткий стишок «Бычок» Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа. Знакомить детей с характерными признаками зимы. Формировать навыки исследования предмета. |
42. |
7.12 |
Времена года. Зима |
|
43. |
9.12 |
Времена года. Зима |
|
Времена года. Весна (3 часа) |
|||
44. |
11.12 |
Времена года. Весна |
Рассказ «Шурик у дедушки» Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизировать словарь по теме. Закрепить знания о цветах, птицах, об их жизни в весенний период. Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру. |
45. |
14.12 |
Времена года. Весна |
|
46. |
16.12 |
Времена года. Весна |
|
Времена года. Лето. (3 часа) |
|||
47. |
18.12 |
Времена года. Лето. |
Артикуляционная гимнастика «Щенок и змея» Расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые». Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. |
48. |
21.12 |
Времена года. Лето. |
|
49. |
23.12 |
Времена года. Лето. |
|
Повторение пройденного (2 часа) |
|||
50. |
25.12 |
Повторение пройденного |
Закрепить изученный материал. |
51. |
28.12 |
Повторение пройденного |
|
Человек (5 часов) |
|||
52. |
11.01 |
Человек |
Дыхательная гимнастика «Гуси» формировать первоначальные представления о себе как носителе видовой человеческой сущности (имя, специфика внешнего вида, особенности эмоциональных проявлений); развивать эстетические чувства и эмоции при восприятии физического облика человека |
53. |
13.01 |
Человек |
|
54. |
15.01 |
Человек |
|
55. |
18.01 |
Человек |
|
56. |
20.01 |
Человек |
|
Дом (5 часов) |
|||
57. |
22.01 |
Дом |
Короткий стишок «Хомячок» Закрепить у детей знания о понятии «дом». Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому. |
58. |
25.01 |
Дом |
|
59. |
27.01 |
Дом |
|
60. |
29.01 |
Дом |
|
61. |
1.02 |
Дом |
|
Город (5 часов) |
|||
62. |
3.02 |
Город |
Рассказ «Автомобиль» Развивать речь детей мышление, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности. Воспитывать патриотические чувства, желание сохранять чистоту, порядок в своем городе. |
63. |
5.02 |
Город |
|
64. |
8.02 |
Город |
|
65. |
10.02 |
Город |
|
66. |
12.02 |
Город |
|
Мебель (4 часа) |
|||
67. |
15.02 |
Мебель |
Артикуляционная гимнастика «Зоопарк» Уточнение и расширение словаря по теме, введение обобщающего слова. Вслушиваться в речь и понимать ее содержание (обобщающее понятие “мебель”, уточнять и расширять пассивный словарь по теме. |
68. |
17.02 |
Мебель |
|
69. |
19.02 |
Мебель |
|
70. |
22.02 |
Мебель |
|
Посуда (4 часа) |
|||
71. |
24.02 |
Посуда |
Дыхательная гимнастика «Пузырьки» продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения: чайной посудой, ее назначением, выделяя основные признаки предмета; - учить соотносить названия посуды с названием продуктов, для которых она предназначена; |
72. |
26.02 |
Посуда |
|
73. |
1.03 |
Посуда |
|
74. |
3.03 |
Посуда |
|
Игрушки (4 часа) |
|||
75. |
5.03 |
Игрушки |
Короткий стишок «Петушки» учить детей составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке. |
76. |
8.03 |
Игрушки |
|
77. |
10.03 |
Игрушки |
|
78. |
12.03 |
Игрушки |
|
Продукты питания (5 часов) |
|||
79. |
15.03 |
Продукты питания |
Рассказ «Леденец» Расширить знания детей о продуктах питания. Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме. |
80. |
17.03 |
Продукты питания |
|
81. |
19.03 |
Продукты питания |
|
82. |
22.03 |
Продукты питания |
|
83. |
24.03 |
Продукты питания |
|
Одежда (4 часа) |
|||
84. |
26.03 |
Одежда |
Чистоговорки Звук «Б». Закрепление обобщающего понятия «одежда», учить дифференцировать виды одежды по временам года, называя одежду, развитие диалогической речи |
85. |
29.03 |
Одежда |
|
86. |
31.03 |
Одежда |
|
87. |
2.04 |
Одежда |
|
Обувь (4 часа) |
|||
88. |
5.04 |
Обувь |
Чистоговорки Звук «В». Обогащать словарь и развивать речь: название некоторых видов обуви. |
89. |
7.04 |
Обувь |
|
90. |
9.04 |
Обувь |
|
91. |
12.04 |
Обувь |
|
Головные уборы (4 часа) |
|||
92. |
14.04 |
Головные уборы |
Чистоговорки Звук «Г». Систематизировать представления детей о головных уборах. Дать представление из каких видов тканей шьются головные уборы. |
93. |
16.04 |
Головные уборы |
|
94. |
19.04 |
Головные уборы |
|
95. |
21.04 |
Головные уборы |
|
Повторение пройденного (4 часа) |
|||
96. |
23.04 |
Повторение пройденного |
Закрепить пройденный материал. |
97. |
26.04 |
Повторение пройденного |
|
98. |
28.04 |
Повторение пройденного |
|
99. |
30.04 |
Повторение пройденного |
|
Транспорт (5 часов) |
|||
100. |
3.05 |
Транспорт |
Чистоговорки Звук «Д». Расширять представления детей о видах транспорта; обогатить и активизировать словарь по теме « Транспорт»; |
101. |
5.05 |
Транспорт |
|
102. |
7.05 |
Транспорт |
|
103. |
10.05 |
Транспорт |
|
104. |
12.05 |
Транспорт |
|
Профессии (5 часов) |
|||
105. |
14.05 |
Профессии |
Чистоговорки Звук «Ж». Расширить и закрепить знания детей о профессиях людей; Сформировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде.
Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно. Побуждать детей рассказывать о трудовых действиях |
106. |
17.05 |
Профессии |
|
107. |
19.05 |
Профессии |
|
108. |
21.05 |
Профессии |
|
109. |
24.05 |
Профессии |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.