Рабочая программа "Развитие речи"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Развитие речи"

Оценка 4.9
docx
19.12.2022
Рабочая программа "Развитие речи"
Развитие речи 3-4 года.docx

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Развитие речи» разработана на основе следующих нормативных документов:

1.    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.  Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

3.    Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

4.    Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

5.    Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

6.    Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

7.    Приказ Минобрнауки России от 09.12.2013 № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

8.    Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»

9.    Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»

10. Постановление, СанПиН Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 №№ 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»)

11. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

12. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 24.09.2014 № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня»

13. Письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31ин-40/31-09 «О направлении Методических рекомендаций по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования в качестве методического обеспечения»

14. Письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 [О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования]

15. Письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-03-06/4/45

[О налогообложении налогом на прибыль организаций доходов образовательных учреждений от оказания платных образовательных услуг, выполнения работ по договорам с физическими и юридическими лицами и от сдачи федерального имущества в аренду]

Учитывая особенности календарного учебного графика и расписание занятий на 2021-2022 учебный год количество часов программы «Развитие речи» рассчитано на 109 часов.

Актуальность программы

Развитие речи ребёнка важно в самом раннем возрасте, а в 3-4 года необходима сформированность понимания речи, соответствующий возрасту словарный запас, связная речь и грамматический строй. В связи с тем, что в образовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи возникает необходимость в ранней профилактике данных нарушений и речевом развитии в возрасте 3-4 лет, эта деятельность осуществляется в условиях дополнительных занятий по развитию речи для детей второй младшей группы. На которых осуществляется формирование и обогащение словарного запаса, развитие связной речи и грамматического строя у детей 3-4 лет с использованием специализированных программ по речевому развитию.

Данная рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель для реализации коррекционно-развивающего процесса.

Цель:

Построение системы коррекционно-развивающей работы, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей, обеспечивающая их всестороннее развитие.

Основные задачи:

1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников.

3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

 4. Развитие связной речи дошкольников.

 5. Формирование коммуникативных навыков.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Планируемые результаты освоения программы:

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей раннего возраста.

Специфика результатов освоения рабочей программы для детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

·         развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;

·         овладение навыками артикуляционной гимнастики;

·         овладение навыками дыхательной гимнастики;

·         развитие активного и пассивного словаря;

·         называет предметы и объекты ближайшего окружения;

·         ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя распространенные предложения.

·         формирование фонематического слуха и восприятия;

·         развитие психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление)

·         развитие общих речевых навыков и просодической стороны речи (правильное речевое дыхание при произношении слов и отдельных звуков; артикуляторные навыки, сила голоса, темп речи);

·         укрепление общей и тонкой моторики;

·         развитие коммуникативных навыков и умений.

 Рабочая программа «Развитие речи» у детей раннего дошкольного возраста предлагает следующие целевые ориентиры на этапе завершения образовательной области:

• с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;

 • проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу;

• по вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений;

• называет предметы и объекты ближайшего окружения;

• речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием;

 • узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него;

• совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.

Описание предмета «Развитие речи» в учебном плане:

Программа рассчитана на 3 часа в неделю (с учётом годового календарного учебного графика и расписания занятий на 2021-2022 учебный год). Данная программа реализуется в объёме 109 часов в год.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Основные разделы

количество

часов

  1.  

Овощи

4

  1.  

Фрукты

4

  1.  

Овощи и фрукты

3

  1.  

Ягоды

3

  1.  

Деревья

2

  1.  

Грибы

3

  1.  

Цветы

2

  1.  

Повторение пройденного

1

  1.  

Домашние животные

3

  1.  

Дикие животные

3

  1.  

Дикие птицы

3

  1.  

Домашние птицы

3

  1.  

Насекомые

3

  1.  

Рыбы

3

  1.  

Времена года. Осень

3

  1.  

Времена года. Зима

3

  1.  

Времена года. Весна

3

  1.  

Времена года. Лето

3

  1.  

Повторение пройденного

2

  1.  

Человек

5

  1.  

Дом и его части

5

  1.  

Город

5

  1.  

Мебель

4

  1.  

Посуда

4

  1.  

Игрушки

4

  1.  

Продукты питания

5

  1.  

Одежда

4

  1.  

Обувь

4

  1.  

Головные уборы

4

  1.  

Повторение пройденного

4

  1.  

Транспорт

5

  1.  

Профессии

5

  1.  

Итого

109

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи»

п/п

Дата

Тема урока

Программное содержание

Овощи (4 часа)

1.       

2.09

Овощи

Артикуляционная гимнастика «Дудочка»

Расширение предметного словаря по теме, введение обобщающего слова. Вслушиваться в речь, давать звуковые и двигательные реакции.

2.       

4.09

Овощи.

3.       

7.09

Овощи.

4.       

9.09

Овощи.

Фрукты (4 часа)

5.       

11.09

Фрукты

Дыхательная гимнастика «Перекличка животных»

Соотносить изображения с их словесным обозначением. Расширение предметно го словаря по теме, введение обобщающего слова.

6.       

14.09

Фрукты

7.       

16.09

Фрукты

8.       

18.09

Фрукты

Овощи и фрукты (3 часа)

9.       

21.09

Овощи и фрукты

Короткий стишок: Гуси-гуси

Узнавать и правильно показывать овощи (соотносить изображения с их словесным обозначением). Выполнять простые действия типа: покажи капусту, возьми морковь, положи огурец, покушай помидор

10.   

23.09

Овощи и фрукты

11.   

25.09

Овощи и фрукты

Ягоды (3 часа)

12.   

28.09

Ягоды

Рассказ «Живая шлюпа»

Обогащать словарный запас за счет названий ягод и продуктов из них приготавливаемых, учить использовать обобщающие понятия «овощи», «ягоды».

Развивать зрительную память, связную речь, логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе.

13.   

30.09

Ягоды

14.   

2.10

Ягоды

Деревья (2 часа)

15.   

5.10

Деревья

Артикуляционная гимнастика «Еж»

Узнавать названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам;

развивать речь, мышление, слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику

16.   

7.10

Деревья

Грибы (3 часа)

17.   

9.10

Грибы

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.

18.   

12.10

Грибы

19.   

14.10

Грибы

Цветы (2 часа)

20.   

16.10

Цветы

Короткий стишок «Мячик»

Узнавать, как ухаживать за цветами;

-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

21.   

19.10

Цветы

Повторение пройденного (1 час)

22.   

21.10

Повторение пройденного

Артикуляционная гимнастика «Ворота»

Закрепить пройденный материл.

Домашние животные (5 часов)

23.   

23.10

Домашние животные

Дыхательная гимнастика «Топор»

Дать представление детям о домашних животных, о пользе, которую они приносят людям. Познакомить их с обобщающим понятием «домашние животные».  Развивать мелкую и общую моторику.   Развивать их фонематический слух, память, мышление.

24.   

26.10

Домашние животные

25.   

28.10

Домашние животные

Дикие птицы (3 часа)

26.   

30.10

Дикие птицы

Короткий стишок «Зайка»

Воспитывать интерес и любовь к птицам.

Приучать детей подкармливать птиц.

Воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.

Учить узнавать птиц в натуре, на картинках и в игрушках. Обогащать и активизировать словарь по теме.

27.   

2.11

Дикие птицы

28.   

4.11

Дикие птицы

Домашние птицы (3 часа)

29.   

6.11

Домашние птицы

Артикуляционная гимнастика «Шарики»

Познакомить детей с домашними птицами: курица, петух, гусь, гусыня, утка, селезень, индюк, индюшка.

Дать знания о среде обитания: живет рядом с человеком, человек ухаживает за ними: кормит, поит, лечит, строит дом (курятник).

Дать знания о пользе домашних птиц: несут яйца, высиживают птенцов…

30.   

9.11

Домашние птицы

31.   

11.11

Домашние птицы

Насекомые (3 часа)

32.   

13.11

Насекомые

Рассказ «карасик»

Расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;

33.   

16.11

Насекомые

34.   

18.11

Насекомые

Рыбы (3 часа)

35.   

20.11

Рыбы

Артикуляционная гимнастика «Часики»

дать представления о рыбах. познакомить детей с разными функциями частей тела (рот, глаза, плавники, хвост) рыб.

Закреплять понятия «чешуя», «жабры», «плавники».

36.   

23.11

Рыбы

37.   

25.11

Рыбы

Времена года. Осень (3 часа)

38.   

27.11

Времена года. Осень

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Понимать слова обобщающего значения. Уточнять и расширять пассивный предметный словарь по теме упражнение “Покажи картинку”

39.   

30.11

Времена года. Осень

40.   

2.12

Времена года. Осень

Времена года. Зима (3 часа)

41.   

4.12

Времена года. Зима

Короткий стишок «Бычок»

Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа. Знакомить детей с характерными признаками зимы. Формировать навыки исследования предмета.

42.   

7.12

Времена года. Зима

43.   

9.12

Времена года. Зима

Времена года. Весна (3 часа)

44.   

11.12

Времена года. Весна

Рассказ «Шурик у дедушки»

Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл загадок и находить отгадку.  Расширять и активизировать словарь по теме.  Закрепить знания о цветах, птицах, об их жизни в весенний период. Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру. 

45.   

14.12

Времена года. Весна

46.   

16.12

Времена года. Весна

Времена года. Лето. (3 часа)

47.   

18.12

Времена года. Лето.

Артикуляционная гимнастика «Щенок и змея»

Расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые». Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину.

48.   

21.12

Времена года. Лето.

49.   

23.12

Времена года. Лето.

Повторение пройденного (2 часа)

50.   

25.12

Повторение пройденного

Закрепить изученный материал.

51.   

28.12

Повторение пройденного

Человек (5 часов)

52.   

11.01

Человек

Дыхательная гимнастика «Гуси»

формировать первоначальные представления о себе как носителе видовой человеческой сущности (имя, специфика внешнего вида, особенности эмоциональных проявлений);

развивать эстетические чувства и эмоции при восприятии физического облика человека

53.   

13.01

Человек

54.   

15.01

Человек

55.   

18.01

Человек

56.   

20.01

Человек

Дом (5 часов)

57.   

22.01

Дом

Короткий стишок «Хомячок»

Закрепить у детей знания о понятии «дом». Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому.

58.   

25.01

Дом

59.   

27.01

Дом

60.   

29.01

Дом

61.   

1.02

Дом

Город (5 часов)

62.   

3.02

Город

Рассказ «Автомобиль»

Развивать речь детей мышление, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности. Воспитывать патриотические чувства, желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.

63.   

5.02

Город

64.   

8.02

Город

65.   

10.02

Город

66.   

12.02

Город

Мебель (4 часа)

67.   

15.02

Мебель

Артикуляционная гимнастика «Зоопарк»

Уточнение и расширение словаря по теме, введение обобщающего слова. Вслушиваться в речь и понимать ее содержание (обобщающее понятие “мебель”, уточнять и расширять пассивный словарь по теме.

68.   

17.02

Мебель

69.   

19.02

Мебель

70.   

22.02

Мебель

Посуда (4 часа)

71.   

24.02

Посуда

Дыхательная гимнастика «Пузырьки»

продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения: чайной посудой, ее назначением, выделяя основные признаки предмета;

- учить соотносить названия посуды с названием продуктов, для которых она предназначена;

72.   

26.02

Посуда

73.   

1.03

Посуда

74.   

3.03

Посуда

Игрушки (4 часа)

75.   

5.03

Игрушки

Короткий стишок «Петушки»

учить детей составлять с помощью педагога

короткий рассказ об игрушке.

76.   

8.03

Игрушки

77.   

10.03

Игрушки

78.   

12.03

Игрушки

Продукты питания (5 часов)

79.   

15.03

Продукты питания

Рассказ «Леденец»

Расширить знания детей о продуктах питания.

Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме.

80.   

17.03

Продукты питания

81.   

19.03

Продукты питания

82.   

22.03

Продукты питания

83.   

24.03

Продукты питания

Одежда (4 часа)

84.   

26.03

Одежда

Чистоговорки Звук «Б».

Закрепление обобщающего понятия «одежда», учить дифференцировать виды одежды по временам года, называя одежду, развитие диалогической речи

85.   

29.03

Одежда

86.   

31.03

Одежда

87.   

2.04

Одежда

Обувь (4 часа)

88.   

5.04

Обувь

Чистоговорки Звук «В».

Обогащать словарь и развивать речь: название некоторых видов обуви.

89.   

7.04

Обувь

90.   

9.04

Обувь

91.   

12.04

Обувь

Головные уборы (4 часа)

92.   

14.04

Головные уборы

Чистоговорки Звук «Г».

Систематизировать представления детей о головных уборах.

Дать представление из каких видов тканей шьются головные уборы.

93.   

16.04

Головные уборы

94.   

19.04

Головные уборы

95.   

21.04

Головные уборы

Повторение пройденного (4 часа)

96.   

23.04

Повторение пройденного

Закрепить пройденный материал.

97.   

26.04

Повторение пройденного

98.   

28.04

Повторение пройденного

99.   

30.04

Повторение пройденного

Транспорт (5 часов)

100.                      

3.05

Транспорт

Чистоговорки Звук «Д».

Расширять представления детей о видах транспорта; обогатить и активизировать словарь по теме « Транспорт»;

101.                      

5.05

Транспорт

102.                      

7.05

Транспорт

103.                      

10.05

Транспорт

104.                      

12.05

Транспорт

Профессии (5 часов)

105.                      

14.05

Профессии

Чистоговорки Звук «Ж».

Расширить и закрепить знания детей о профессиях людей;

Сформировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде.

 

Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно.

Побуждать детей рассказывать о трудовых действиях

106.                       

17.05

Профессии

107.                       

19.05

Профессии

108.                       

21.05

Профессии

109.                       

24.05

Профессии

 


 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Развитие речи» разработана на основе следующих нормативных документов: 1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Развитие речи» разработана на основе следующих нормативных документов: 1

Учитывая особенности календарного учебного графика и расписание занятий на 2021-2022 учебный год количество часов программы «Развитие речи» рассчитано на 109 часов

Учитывая особенности календарного учебного графика и расписание занятий на 2021-2022 учебный год количество часов программы «Развитие речи» рассчитано на 109 часов

Рабочая программа «Развитие речи» у детей раннего дошкольного возраста предлагает следующие целевые ориентиры на этапе завершения образовательной области: • с удовольствием вступает в речевое общение…

Рабочая программа «Развитие речи» у детей раннего дошкольного возраста предлагает следующие целевые ориентиры на этапе завершения образовательной области: • с удовольствием вступает в речевое общение…

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Обувь 4

Обувь 4

Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи» № п/п

Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи» № п/п

Цветы (2 часа) 1. 16

Цветы (2 часа) 1. 16

Закреплять понятия «чешуя», «жабры», «плавники»

Закреплять понятия «чешуя», «жабры», «плавники»

Человек 2. 15

Человек 2. 15

Одежда 2. 31

Одежда 2. 31
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2022