Рабочая программа СБО 8 кл
Оценка 4.7

Рабочая программа СБО 8 кл

Оценка 4.7
docx
16.09.2020
Рабочая программа СБО 8 кл
рабочая программа СБО 8 кл.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РУДНИК-АБАГАЙТУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

 

 

Директор МОУ ООШ №5

                                                                            ___________

                                                                                                                                                                                                                 РОСПИСЬ

Дата: «     »_________2019 г.                                      

 

Адаптированная рабочая программа по программе

«Специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.

по социально-бытовому ориентированию 8 класс

1 час в неделю (всего 34 часа)

Составил:

 

Учебник «Социально-бытовая ориентировка» 8 класс В.П.Субчева  Москва, Владос  2014г. 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч. г


Пояснительная записка

     Проблема социализации учащейся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью является наиболее значимой в процессе образования. Практическая направленность всего образовательного процесса ориентированного на индивидуально-типологические особенности  учащейся - важная составляющая  обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе.

     В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегрированный подход, который предполагает освоение учащейся системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

     На уроках учащийся осваивает:

- Элементарную систему информационно - бытовых знаний, обеспечивающих комфортное пребывание в школе.

- Социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.).

- Невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.

     Процесс обучения и воспитания учащейся с нарушениями в развитии направлен на формирование личности, коррекцию недостатков развития и создает предпосылки социальной адаптации детей данной категории.

     Предмет СБО формирует знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации  учащейся, повышает уровень общего развития учащейся ее всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

     Специальные коррекционные занятия  по СБО формируют у учащейся умения, способствуют реабилитации и их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементов творческих способностей.

      Межпредметные связи, устанавливаемые на СБО, помогают не только закреплению знаний, но и более глубокому развитию личности.

     Занятия предусматривают активное включение в окружающую их жизнь. В связи с этим  обязательным для СБО является наличие экскурсий, с помощью которых расширяются знания и представления об окружающем. Развиваются наблюдательность, внимание, учится действовать в новых условиях.

     Эффективность работы по СБО, осуществляемая на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников и т.д.

     Необходимость включения предмета «Социально-бытовая ориентировка» в учебный план обусловлена крайне низким развитием высших психических функций учащейся, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности. Раннее начало коррекционных занятий позволит в более полном объеме усвоить социально значимые умения и навыки.

 

Планируемые результаты.

 

Учащийся должен уметь:

•        Чистить одежду.

•        Размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке, на стуле.

•        Применять по назначению инвентарь и приспособления для ручной стирки.

•        Выбирать приспособления для сушки изделий из шерсти.

•        Стирать и сушить изделия.

•        Соблюдать правила техники безопасности приготовлении пищи.

•        Пользоваться столовой посудой и приборами по назначению.

•        Выполнять первичную обработку овощей: сортировать, мыть, чистить.

•        Приготовить салат по рецепту (с помощью педагога).

•        Нарезать овощи (с помощь педагога).

•        Выбирать необходимые продукты для приготовления каши (с помощью педагога).

•        Наблюдать за приготовлением каши.

•        Сервировать стол к завтраку и ужину (с помощью педагога).

•        Различать виды мебели.

•        Замечать непорядок.

•        Выбирать инвентарь и использовать его по назначению.

•        Выбирать моющие и чистящие средства  и использовать их по назначению.

•        Ухаживать за руками после работы.

•        Наблюдать за работой почтальона.

•        Выполнять отобразительные  действия отправителя, адресата, почтальона.

•        Разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбой.

•        Рассматривать иллюстрации отображающие сцены общения, давать им правильную характеристику.

•        Следить за своим внешним видом.

•        Выбирать одежду для посещения театра.

•        Соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

•        Обращаться к кондуктору, дежурному по станции метро, водителю, пассажирам с просьбой, вопросом.

•        Оплачивать проезд.

•        Находить остановки общественного транспорта.

•        Выбирать транспортное средство.

•        Переносить полученные знания в реальную ситуацию.

•        Называть овощи.

•        Выбирать овощи для приготовления салат.

•        Определять количество овощей для приготовления салата и их стоимость.

•        Называть виды мебели.

•        Наблюдать за приобретением  мебели в магазине.

•        Наблюдать за погрузкой мебели для доставки покупателю.

•        Выбирать необходимую мебель для жилых помещений.

 

Содержание тем учебного курса.

 

Одежда и обувь: Обучение учащегося названию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.

Питание: Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей, в данном разделе предлагаются варианты обучения учащегося, овладевшего элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих. Учить практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилами хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.

Жилище: Учащаяся приобретает умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.

Культура поведения: Обучение элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащаяся обучается культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.

Транспорт: Обучение алгоритмам поездки на транспорте, нахождению нужной обстановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.

Семья: Обучение элементарным знаниям о составе семьи и ее членах, о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности.

Торговля: Обучение направлено на умение различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и  одежды.

Средства связи: Знакомство с почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования ит поведения в экстренных случаях. Формирование элементарных навыков посещения поликлиники, общения и альтернативной коммуникации.

 

Тематическое планирование.

 

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.       

Личная гигиена

2

2.       

Одежда .

4

3.       

Семья.

2

4.       

Культура поведения.

2

5.       

Питание.

7

6.       

Жилище.

2

7.       

Транспорт.

2

8.       

Торговля.

3

9.       

Средства связи

2

10.   

Медицинская помощь

4

11.   

Учреждения, организации, предприятия

2

12.   

Экономика домашнего хозяйства

2

 

ИТОГО:

34

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ  ОРИЕНТИРОВКЕ,  8 КЛАСС.                  

34  часа  (1  час  в  неделю).



п/п


Тема урока


Кол-во часов


Тип урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки
воспитанников

Вид контроля.
Измерители

Дата

Примерное

домашнее

задание

Личная гигиена .

1

Уход за кожей лица


1

Комбинированный урок

Индивидуальные предметы гигиены, правила сохранения чистоты и здоровья тела.

Знать индивидуальные предметы ухода за кожей лица.
Уметь применять на практике.

Текущий,

беседа.

 

Перечислить индивидуальные предметы ухода за кожей

2

Косметические средства

1

Комбинированный урок

Косметические средства: лосьоны, кремы и пр.

Уметь  выбирать косметические средства и пользоваться ими.

Текущий, беседа.

 

Правила выбора косметических средств

Одежда .

 

 

3

Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным и   электрооборудованием.  Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей

1

Комбинированный урок

Техника безопасности при работе с ручным и электрооборудованием. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины.

Знать:
- правила техники безопасности;

- правила и приемы стирки изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины.

Уметь  соблюдать технику безопасности, стирать изделия.

Текущий контроль, практическое занятие.

 

Правила ТБ

4

Утюжка блузок, платьев, рубашек

1

Практикум

Правила и приемы утюжки блузок, платьев, рубашек.

Знать  правила и приемы утюжки блузок, платьев, рубашек.
Уметь  утюжить изделия.

 

Текущий контроль, практическое занятие.

 

Погладить свою блузку

5

Прачечная, виды услуг

1

Комбинированный урок

Прачечная, виды услуг, правила пользования.

Знать:

- виды услуг прачечной,     - правила пользования.
Уметь   пользоваться прачечной.

Текущий контроль, практическое занятие.

 

Перечислить виды услуг прачечной

6

Уход за одеждой

1

Контроль-ная  работа

Правила ухода за одеждой, за своим внешним видом.

Уметь  ухаживать за собой.

Итоговый контроль.

 

Почистить щеткой своё пальто

Семья  .

 

 

7-8

Уход за грудным ребенком

2

Комбинированный урок, практикум

Уход за грудным ребенком,  кормление, купание, одевание, пеленание, уборка постели, правила содержания посуды, игрушек.

Знать   правила ухода за грудными детьми

Текущий контроль.

 

Правила ухода за ребёнком

Культура поведения  .

 

 

9

Культура общения юноши и девушки

1

Комбинированный урок

Правила общения юноши и девушки.

Знать   правила общения юноши и девушки

Текущий, беседа.

 

Правила общения юноши и девушки.

10

Внешний вид молодых людей

1

Комбинированный урок

Внешний вид молодых людей: прическа, одежда, украшения.

Знать

требования к внешнему виду молодых людей: прическа, одежда, украшения.
Уметь  соблюдать требования.

 

 

Текущий, беседа.

 

Сделать красивую причёску

Питание.

 

 

11-13

Инструктаж по технике безопасности и правилам соблюдения санитарно-гигиенических требований. Приготовление изделий из теста

3

Практикум

Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования. Приготовление изделий из теста.

Знать:

- правила приготовления изделий из теста,

- правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Уметь:

-  готовить изделия из теста,

- соблюдать технику безопасности.

Текущий, устный опрос.

 

ТБ при приготовлении пищи.

14-15

Квашение, соление овощей, варка варенья

2

Практикум

Квашение, соление овощей, варка варенья.

Знать  правила и порядок квашения, соления овощей, варки варенья.
Уметь  делать заготовки

Текущий,

практическое занятие.

 

Перечислить порядок квашения капусты

16

Составление меню

1

Практикум

Составление меню обеда, завтрака, ужина на день, неделю
Сервировка стола.

Знать  правила составления меню, сервировки стола.
Уметь  составлять меню, сервировать стол

Практическая работа.

 

Составить меню на 1 день

17

Приготовление изделий из теста

1

Практичес-кая  работа.

Приготовление изделий из теста.

Знать  правила приготовление изделий из теста.
Уметь   готовить изделия из теста

Итоговый контроль.

 

Записать способ приготовления любимого блюда

Жилище .

 

 

18

Уборка кухни, санузла

1

Практикум

Гигиенические требования к жилому помещению. Регулярная и сезонная уборка кухни, санузла.

Знать  гигиенические требования к жилому помещению.
Уметь делать уборку кухни, санузла.

 

Текущий.

 

Правила по уборке помещений.

19

Моющие средства

1

Практикум

Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла.

Знать  моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла.
Уметь  пользоваться моющими средствами.

Текущий, практическая работа.

 

ТБ при использовании моющих средств

Транспорт .

 

 

20

Междугородний автотранспорт

1

Изучение  нового материала

Междугородний автотранспорт Виды транспортных средств.

Знать:
- междугородний автотранспорт,

- виды транспортных средств.

Текущий, устный опрос.

 

Правила поведения в транспорте

21

Водный транспорт

1

Комбинированный урок

Водный транспорт. Основные маршруты, расписание, стоимость проезда.

Знать  основные маршруты, расписание, стоимость проезда на водном транспорте.

Текущий, беседа.

 

Правила поведения в транспорте

Торговля .

 

 

22

Специализированные магазины

1

Комбинированный урок

Специализированные магазины: книжный, спортивный и пр.

Знать:
- специализированные магазины,

- ассортимент товаров

Текущий, беседа.

 

Перечислить виды магазинов

23

Стоимость товаров.

1

Комбинированный урок

Стоимость основных промышленных товаров.

Знать  стоимость товаров.
Уметь  вычислять стоимость товаров.

Текущий контроль.

 

вычислить стоимость товаров

24

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров, порядок приобретения

1

Урок - экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров: фасованные, на развес порядок приобретения.

Знать:

- виды товаров,

- порядок приобретения,   - правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь соблюдать правила поведения.

Текущий, беседа, составление связного текста.

 

Повторить изученный материал

Средства связи.

 

 

25

Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону

1

Комбинированный урок

Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону

Знать  правила пользования телефоном.
Уметь  их применять

Текущий, беседа.

 

Составить диалог разговора

26

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь

1

Урок - экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь. Тарифы на переговоры.

Знать:

- услуги телефонной связи, тарифы, правила,      - правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь:

- соблюдать правила поведения,
- культурно разговаривать, оформлять заказ

Текущий контроль.

 

правила поведения на улице и в общественном месте

Медицинская помощь .

 

 

27

Первая помощь при несчастных случаях

1

Комбинированный урок

Первая помощь при несчастных случаях, ожогах, обморожении, отравлении.

Знать:
- первая помощь при несчастных случаях,          - ожогах, обморожении, отравлении.
Уметь  оказывать первую помощь.

Текущий,

устный опрос.

 

Правила оказания первой мед.помощи

28

Первая медицинская помощь утопающему

1

Практикум

Первая медицинская помощь утопающему.

Знать:
-
первая медицинская помощь утопающему.
Уметь  оказать первую медицинскую помощь.

Текущий, практическая работа.

 

Правила оказания первой мед.помощи

29

Первая медицинская помощь

1

Практичес-кая  работа

Первая медицинская помощь.

Уметь  оказать первую медицинскую помощь.

Итоговый контроль.

 

 

 

Правила оказания первой мед.помощи

30

Глистные заболевания и меры их предупреждения

1

Комбинированный урок

Глистные заболевания и меры их предупреждения.

Знать  глистные заболевания и меры их предупреждения.

Текущий,

устный опрос.

 

Перечислить меры предупреждения глистных заболеваний

Учреждения, организации, предприятия

 

 

31

 

Департамент, муниципалитет

Префектура милиции

1

 

Комбинированный

Департамент, муниципалитет, их назначение.

Префектура милиции, ее назначение.

Знать:
- что  такое департамент, муниципалитет,

- их назначение.

Знать:
что  такое префектура милиции,

- ее назначение.

Текущий, беседа.

 

 

Правила поведения на улице и в общественном месте

32

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Муниципальные учреждения

1

Урок-экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Экскурсия в одно из учреждений.

Знать:
- что  такое муниципальные учреждения,

- правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь соблюдать правила поведения.

Текущий контроль.

 

Составить инструкцию правил поведения.

Экономика домашнего хозяйства

 

 

33

Статьи расходов. Планирование расходов

Расходы на питание

1

Практикум

Статьи расходов. Планирование расходов.

Бюджет семьи. Источники дохода. Расходы на питание.

Знать:

- деньги, их назначение в нашей жизни,

- статьи расходов,

- планирование расходов.

Знать:

- бюджет семьи,   

- источники дохода.
Уметь  рассчитывать бюджет семьи

Текущий, беседа.

 

Составить план расходов.

34

Содержание жилища

1

Комбинированный урок

Содержание жилища. Оплата коммунальных услуг.

Знать содержание жилища.
Уметь  осуществлять оплату коммунальных услуг.

Текущий контроль.

 

Рассчитать оплату ком.услуг

 

Литература:

  1. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителей. В.В. Воронкова, С.А. Казакова, 2012 год.
  2. Учебное пособие «Социально-бытовая ориентировка» 8 класс В.П.Субчева Москва «Владос» 2014 г.
  3. Использование  ИКТ: Серия  «Я учусь»   Мини-игры:   «Найди предмет»,  «Найди пару», «Собери пазл».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Планируемые результаты. Учащийся должен уметь: •

Планируемые результаты. Учащийся должен уметь: •

Выбирать овощи для приготовления салат

Выбирать овощи для приготовления салат

Семья.2 Культура поведения

Семья.2 Культура поведения

Знать: - правила техники безопасности; - правила и приемы стирки изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины

Знать: - правила техники безопасности; - правила и приемы стирки изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины

Приготовление изделий из теста 3

Приготовление изделий из теста 3

Торговля . 22Специализированные магазины1Комбинированный урокСпециализированные магазины: книжный, спортивный и пр

Торговля . 22Специализированные магазины1Комбинированный урокСпециализированные магазины: книжный, спортивный и пр

Уметь оказать первую медицинскую помощь

Уметь оказать первую медицинскую помощь

Содержание жилища. Оплата коммунальных услуг

Содержание жилища. Оплата коммунальных услуг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2020