Директор МОУ ООШ №5
___________
РОСПИСЬ
Дата: « »_________2019 г.
Адаптированная рабочая программа по программе
«Специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
по социально-бытовому ориентированию 8 класс
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составил:
Учебник «Социально-бытовая ориентировка» 8 класс В.П.Субчева Москва, Владос 2014г.
2019-2020 уч. г
Пояснительная записка
Проблема социализации учащейся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью является наиболее значимой в процессе образования. Практическая направленность всего образовательного процесса ориентированного на индивидуально-типологические особенности учащейся - важная составляющая обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе.
В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегрированный подход, который предполагает освоение учащейся системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
На уроках учащийся осваивает:
- Элементарную систему информационно - бытовых знаний, обеспечивающих комфортное пребывание в школе.
- Социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.).
- Невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.
Процесс обучения и воспитания учащейся с нарушениями в развитии направлен на формирование личности, коррекцию недостатков развития и создает предпосылки социальной адаптации детей данной категории.
Предмет СБО формирует знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации учащейся, повышает уровень общего развития учащейся ее всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Специальные коррекционные занятия по СБО формируют у учащейся умения, способствуют реабилитации и их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементов творческих способностей.
Межпредметные связи, устанавливаемые на СБО, помогают не только закреплению знаний, но и более глубокому развитию личности.
Занятия предусматривают активное включение в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным для СБО является наличие экскурсий, с помощью которых расширяются знания и представления об окружающем. Развиваются наблюдательность, внимание, учится действовать в новых условиях.
Эффективность работы по СБО, осуществляемая на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников и т.д.
Необходимость включения предмета «Социально-бытовая ориентировка» в учебный план обусловлена крайне низким развитием высших психических функций учащейся, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности. Раннее начало коррекционных занятий позволит в более полном объеме усвоить социально значимые умения и навыки.
Планируемые результаты.
Учащийся должен уметь:
• Чистить одежду.
• Размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке, на стуле.
• Применять по назначению инвентарь и приспособления для ручной стирки.
• Выбирать приспособления для сушки изделий из шерсти.
• Стирать и сушить изделия.
• Соблюдать правила техники безопасности приготовлении пищи.
• Пользоваться столовой посудой и приборами по назначению.
• Выполнять первичную обработку овощей: сортировать, мыть, чистить.
• Приготовить салат по рецепту (с помощью педагога).
• Нарезать овощи (с помощь педагога).
• Выбирать необходимые продукты для приготовления каши (с помощью педагога).
• Наблюдать за приготовлением каши.
• Сервировать стол к завтраку и ужину (с помощью педагога).
• Различать виды мебели.
• Замечать непорядок.
• Выбирать инвентарь и использовать его по назначению.
• Выбирать моющие и чистящие средства и использовать их по назначению.
• Ухаживать за руками после работы.
• Наблюдать за работой почтальона.
• Выполнять отобразительные действия отправителя, адресата, почтальона.
• Разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбой.
• Рассматривать иллюстрации отображающие сцены общения, давать им правильную характеристику.
• Следить за своим внешним видом.
• Выбирать одежду для посещения театра.
• Соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
• Обращаться к кондуктору, дежурному по станции метро, водителю, пассажирам с просьбой, вопросом.
• Оплачивать проезд.
• Находить остановки общественного транспорта.
• Выбирать транспортное средство.
• Переносить полученные знания в реальную ситуацию.
• Называть овощи.
• Выбирать овощи для приготовления салат.
• Определять количество овощей для приготовления салата и их стоимость.
• Называть виды мебели.
• Наблюдать за приобретением мебели в магазине.
• Наблюдать за погрузкой мебели для доставки покупателю.
• Выбирать необходимую мебель для жилых помещений.
Содержание тем учебного курса.
Одежда и обувь: Обучение учащегося названию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.
Питание: Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей, в данном разделе предлагаются варианты обучения учащегося, овладевшего элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих. Учить практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилами хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.
Жилище: Учащаяся приобретает умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
Культура поведения: Обучение элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащаяся обучается культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
Транспорт: Обучение алгоритмам поездки на транспорте, нахождению нужной обстановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
Семья: Обучение элементарным знаниям о составе семьи и ее членах, о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности.
Торговля: Обучение направлено на умение различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
Средства связи: Знакомство с почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования ит поведения в экстренных случаях. Формирование элементарных навыков посещения поликлиники, общения и альтернативной коммуникации.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1. |
Личная гигиена |
2 |
2. |
Одежда . |
4 |
3. |
Семья. |
2 |
4. |
Культура поведения. |
2 |
5. |
Питание. |
7 |
6. |
Жилище. |
2 |
7. |
Транспорт. |
2 |
8. |
Торговля. |
3 |
9. |
Средства связи |
2 |
10. |
Медицинская помощь |
4 |
11. |
Учреждения, организации, предприятия |
2 |
12. |
Экономика домашнего хозяйства |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ, 8 КЛАСС.
34 часа (1 час в неделю).
|
|
|
|
|
Требования
к уровню подготовки |
Вид
контроля. |
Дата |
Примерное домашнее задание |
|
Личная гигиена . |
|||||||||
1 |
Уход за кожей лица |
|
Комбинированный урок |
Индивидуальные предметы гигиены, правила сохранения чистоты и здоровья тела. |
Знать индивидуальные предметы ухода за
кожей лица. |
Текущий, беседа. |
|
Перечислить индивидуальные предметы ухода за кожей |
|
2 |
Косметические средства |
1 |
Комбинированный урок |
Косметические средства: лосьоны, кремы и пр. |
Уметь выбирать косметические средства и пользоваться ими. |
Текущий, беседа. |
|
Правила выбора косметических средств |
|
Одежда . |
|
|
|||||||
3 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с ручным и электрооборудованием. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей |
1 |
Комбинированный урок |
Техника безопасности при работе с ручным и электрооборудованием. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины. |
Знать: - правила и приемы стирки изделий из шерстяных и синтетических тканей вручную и с помощью машины. Уметь соблюдать технику безопасности, стирать изделия. |
Текущий контроль, практическое занятие. |
|
Правила ТБ |
|
4 |
Утюжка блузок, платьев, рубашек |
1 |
Практикум |
Правила и приемы утюжки блузок, платьев, рубашек. |
Знать правила и приемы утюжки блузок,
платьев, рубашек.
|
Текущий контроль, практическое занятие. |
|
Погладить свою блузку |
|
5 |
Прачечная, виды услуг |
1 |
Комбинированный урок |
Прачечная, виды услуг, правила пользования. |
Знать: - виды услуг
прачечной, - правила пользования. |
Текущий контроль, практическое занятие. |
|
Перечислить виды услуг прачечной |
|
6 |
Уход за одеждой |
1 |
Контроль-ная работа |
Правила ухода за одеждой, за своим внешним видом. |
Уметь ухаживать за собой. |
Итоговый контроль. |
|
Почистить щеткой своё пальто |
|
Семья . |
|
|
|||||||
7-8 |
Уход за грудным ребенком |
2 |
Комбинированный урок, практикум |
Уход за грудным ребенком, кормление, купание, одевание, пеленание, уборка постели, правила содержания посуды, игрушек. |
Знать правила ухода за грудными детьми |
Текущий контроль. |
|
Правила ухода за ребёнком |
|
Культура поведения . |
|
|
|||||||
9 |
Культура общения юноши и девушки |
1 |
Комбинированный урок |
Правила общения юноши и девушки. |
Знать правила общения юноши и девушки |
Текущий, беседа. |
|
Правила общения юноши и девушки. |
|
10 |
Внешний вид молодых людей |
1 |
Комбинированный урок |
Внешний вид молодых людей: прическа, одежда, украшения. |
Знать требования к
внешнему виду молодых людей: прическа, одежда, украшения.
|
Текущий, беседа. |
|
Сделать красивую причёску |
|
Питание. |
|
|
|||||||
11-13 |
Инструктаж по технике безопасности и правилам соблюдения санитарно-гигиенических требований. Приготовление изделий из теста |
3 |
Практикум |
Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования. Приготовление изделий из теста. |
Знать: - правила приготовления изделий из теста, - правила техники
безопасности, санитарно-гигиенические требования. - готовить изделия из теста, - соблюдать технику безопасности. |
Текущий, устный опрос. |
|
ТБ при приготовлении пищи. |
|
14-15 |
Квашение, соление овощей, варка варенья |
2 |
Практикум |
Квашение, соление овощей, варка варенья. |
Знать правила и порядок квашения,
соления овощей, варки варенья. |
Текущий, практическое занятие. |
|
Перечислить порядок квашения капусты |
|
16 |
Составление меню |
1 |
Практикум |
Составление меню
обеда, завтрака, ужина на день, неделю |
Знать правила составления меню,
сервировки стола. |
Практическая работа. |
|
Составить меню на 1 день |
|
17 |
Приготовление изделий из теста |
1 |
Практичес-кая работа. |
Приготовление изделий из теста. |
Знать правила приготовление изделий
из теста. |
Итоговый контроль. |
|
Записать способ приготовления любимого блюда |
|
Жилище . |
|
|
|||||||
18 |
Уборка кухни, санузла |
1 |
Практикум |
Гигиенические требования к жилому помещению. Регулярная и сезонная уборка кухни, санузла. |
Знать гигиенические требования к
жилому помещению.
|
Текущий. |
|
Правила по уборке помещений. |
|
19 |
Моющие средства |
1 |
Практикум |
Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла. |
Знать моющие средства, используемые
при уборке кухни, санузла. |
Текущий, практическая работа. |
|
ТБ при использовании моющих средств |
|
Транспорт . |
|
|
|||||||
20 |
Междугородний автотранспорт |
1 |
Изучение нового материала |
Междугородний автотранспорт Виды транспортных средств. |
Знать: - виды транспортных средств. |
Текущий, устный опрос. |
|
Правила поведения в транспорте |
|
21 |
Водный транспорт |
1 |
Комбинированный урок |
Водный транспорт. Основные маршруты, расписание, стоимость проезда. |
Знать основные маршруты, расписание, стоимость проезда на водном транспорте. |
Текущий, беседа. |
|
Правила поведения в транспорте |
|
Торговля . |
|
|
|||||||
22 |
Специализированные магазины |
1 |
Комбинированный урок |
Специализированные магазины: книжный, спортивный и пр. |
Знать: - ассортимент товаров |
Текущий, беседа. |
|
Перечислить виды магазинов |
|
23 |
Стоимость товаров. |
1 |
Комбинированный урок |
Стоимость основных промышленных товаров. |
Знать стоимость товаров. |
Текущий контроль. |
|
вычислить стоимость товаров |
|
24 |
Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров, порядок приобретения |
1 |
Урок - экскурсия |
Правила поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров: фасованные, на развес порядок приобретения. |
Знать: - виды товаров, - порядок
приобретения, - правила поведения на улице и в общественном месте. |
Текущий, беседа, составление связного текста. |
|
Повторить изученный материал |
|
Средства связи. |
|
|
|||||||
25 |
Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону |
1 |
Комбинированный урок |
Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону |
Знать правила пользования телефоном. |
Текущий, беседа. |
|
Составить диалог разговора |
|
26 |
Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь |
1 |
Урок - экскурсия |
Правила поведения на улице и в общественном месте. Междугородная телефонная связь. Тарифы на переговоры. |
Знать: - услуги телефонной
связи, тарифы, правила, - правила поведения на улице и в общественном
месте. - соблюдать правила
поведения, |
Текущий контроль. |
|
правила поведения на улице и в общественном месте |
|
Медицинская помощь . |
|
|
|||||||
27 |
Первая помощь при несчастных случаях |
1 |
Комбинированный урок |
Первая помощь при несчастных случаях, ожогах, обморожении, отравлении. |
Знать: |
Текущий, устный опрос. |
|
Правила оказания первой мед.помощи |
|
28 |
Первая медицинская помощь утопающему |
1 |
Практикум |
Первая медицинская помощь утопающему. |
Знать: |
Текущий, практическая работа. |
|
Правила оказания первой мед.помощи |
|
29 |
Первая медицинская помощь |
1 |
Практичес-кая работа |
Первая медицинская помощь. |
Уметь оказать первую медицинскую помощь. |
Итоговый контроль.
|
|
Правила оказания первой мед.помощи |
|
30 |
Глистные заболевания и меры их предупреждения |
1 |
Комбинированный урок |
Глистные заболевания и меры их предупреждения. |
Знать глистные заболевания и меры их предупреждения. |
Текущий, устный опрос. |
|
Перечислить меры предупреждения глистных заболеваний |
|
Учреждения, организации, предприятия |
|
|
|||||||
31
|
Департамент, муниципалитет Префектура милиции |
1
|
Комбинированный |
Департамент, муниципалитет, их назначение. Префектура милиции, ее назначение. |
Знать: - их назначение. Знать: - ее назначение. |
Текущий, беседа.
|
|
Правила поведения на улице и в общественном месте |
|
32 |
Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Муниципальные учреждения |
1 |
Урок-экскурсия |
Правила поведения на улице и в общественном месте. Экскурсия в одно из учреждений. |
Знать: - правила поведения
на улице и в общественном месте. |
Текущий контроль. |
|
Составить инструкцию правил поведения. |
|
Экономика домашнего хозяйства |
|
|
|||||||
33 |
Статьи расходов. Планирование расходов Расходы на питание |
1 |
Практикум |
Статьи расходов. Планирование расходов. Бюджет семьи. Источники дохода. Расходы на питание. |
Знать: - деньги, их назначение в нашей жизни, - статьи расходов, - планирование расходов. Знать: - бюджет семьи, - источники дохода. |
Текущий, беседа. |
|
Составить план расходов. |
|
34 |
Содержание жилища |
1 |
Комбинированный урок |
Содержание жилища. Оплата коммунальных услуг. |
Знать содержание жилища. |
Текущий контроль. |
|
Рассчитать оплату ком.услуг |
|
Литература:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.