Рабочая программа технология 8 класс

  • docx
  • 25.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа 8 класс.docx

                                                               Рабочая программа 8 класс « Технология»

 

                                                                            Пояснительная записка 

           

 Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе:

1.Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин в МБОУ СОШ   №4

 2. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 на 2021-2022 учебный год.

3.Примерной программы по учебным предметам. Технология 5-9 класс .Концепции курса, представленной в программе по технологии  для  5- 11-х классов общеобразовательной школы / Авторы-составители: Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, О.В. Якове            нко.   Москва,  «Вента-Граф» 2017 год

Программа составлена на основе  учебника Технология: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учрежденийТехнология. Матяш И.В., Электов А.А.,  Симоненко В.Д., Гончаров Ю.А., Елисеева Е.В., Богатырев А.И., Очинин О.П. 2010, 2013.

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются

 формирование представлений о составляющих техносферы, современном    производстве и распространенных в нем технологиях;

освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личного и общественно значимых продуктов труда;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций; 

формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.

На основании требований ФГОС второго поколения в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно - ориентированные, универсальные деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

овладение способами деятельностей: 

умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;

освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающейся. 



 Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

        1Гражданское воспитание - проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической  деятельности;

2. Патриотическое воспитание – формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности защиты интересов Отечества, ответственности за будущее, развитие уважения к историческим символам и памятникам России

3.Духовно-нравственное воспитание – совершенствование духовно-нравственных качеств и чувств личности ( чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).

       4.Эстетическое воспитание – приобщение к уникальному российскому наследию

       5 Трудовое воспитание - выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и  перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

       6. Ценности научного познания - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

       самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

7. Профессиональное воспитание - планирование образовательной и профессиональной карьеры; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

       8. Экологическое воспитание - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;


           Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

 алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;    

 комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного    применения одного из них;

 проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического   процесса;

 самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

 приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного  решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; 

 выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

 использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

 согласование и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее участниками;

 объективное оценивание вклада своей познавательно –трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
 диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям
 соблюдение норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

  рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;      

  оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной    информации;

  применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления   технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.


В трудовой сфере: 
 
 планирование технологического процесса и процесса труда;

  подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.


В мотивационной сфере:
 оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
 согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно–трудовой деятельности;
 осознание ответственности за качество результатов труда;

 наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;
 стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.


В эстетической сфере:
            моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

     эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
           рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.


В коммуникативной сфере:
          формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

    оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

    публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.


В физиолого-психологической сфере:
          развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

   достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

   сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

 

Формируемые универсальные учебные действия.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится


планировать и выполнять учебные и технико-технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать последовательность (этапы) выполнения работ; составлять маршрутную и технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; контролировать ход и результаты выполнения проекта;


представлять результаты выполненного проекта: готовить пояснительную записку; пользоваться основными видами проектной документации; представлять спроектированное и изготовленное изделие к защите; защищать проект с демонстрацией спроектированного и изготовленного изделия.

Выпускник получит возможность научиться

организовывать и выполнять учебную проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технико-технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.


Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»


Выпускник получит возможность научиться:


находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии его изготовления; 

читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

выполнять в масштабе чертежи и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разработанных объектов;

осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.


Выпускник получит возможность научиться:

грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, применяемыми при проектировании, изготовлении и эксплуатации различных технических объектов;

осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.


Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится:

изготавливать с помощью ручных инструментов и швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.


Выпускник получит возможность научиться:

выполнять несложные приемы моделирования швейных изделий;
определять и исправлять дефекты швейных изделий;
выполнять художественную отделку швейных изделий;
изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства.



Раздел «Кулинария»
Выпускник научится:

самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и вареных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.


Выпускник получит возможность научиться:

составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах; организовывать свое рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

 

 Содержание программы

Раздел «Семейная экономика»
Тема 1. Семья как экономическая ячейка общества
Теоретические сведения. Роль семьи в обществе. Функции семьи: воспитательная, коммуникативная, экономическая, стабилизирующая и регулирующая. Потребности семьи: рациональные, ложные, духовные, материальные. Потребительский портрет вещи. Затраты на приобретение товаров. Правила покупки. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи.
Темы лабораторно-практических работ: Расчет затрат. 
Тема 2. Информация о товарах
Теоретические сведения. Бюджет семьи. Информация о товарах. Источники информации. Торговые символы, этикетки, штриховой код. Понятие о сертификатах. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупок. Способы защиты прав потребителей.
Темы лабораторно-практических работ: Разработка этикетки.
Тема 3. Бюджет семьи
Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. 

Темы лабораторно-практических работ: Список расходов моей семьи.
Тема 4. Расходы на питание
Теоретические сведения. Пища. Рациональное питание. Режим питания. Правила составления меню, в зависимости от калорийности продуктов. Планирование расходов на питание.
Темы лабораторно-практических работ: Учет потребления продуктов питания.
Тема 5. Сбережения. Личный бюджет
Теоретические сведения. Способы сбережения денежных средств семьи. Личный бюджет. Расходы: постоянные, переменные, непредвиденные. Варианты ведения учетной книги. 
Темы лабораторно-практических работ: Учетная книга школьника. 
Тема 6. Предпринимательство в семье
Теоретические сведения. Технология ведения бизнеса. Оценка возможности предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Темы лабораторно-практических работ: Бизнес-план.
Тема 7. Экономика приусадебного участка
Теоретические сведения. Назначение приусадебного участка. Нормы потребления и средний урожай основных культур. Расчет прибыли приусадебного участка. Понятие себестоимость продукции, оптовые и розничные цены.
Темы лабораторно-практических работ: Расчет площади приусадебного участка.

Раздел «Технологии ведения дома»
Тема 1. Инженерные коммуникации в доме
Теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем водоснабжения, энергоснабжения, теплоснабжения, канализации в городском и сельском домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Тема 2. Водопровод и канализация: типичные неисправности и простейший ремонт
Теоретические сведения. Системы водопровода и канализации в жилом помещении. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме.
Темы лабораторно-практических работ: Диагностика и ремонт водопроводного крана.
Тема 3. Ремонт оконных блоков

Теоретические сведения. Способы ремонта оконных блоков. Элементы оконного блока. Инструменты, необходимые для ремонта.
Темы лабораторно-практических работ: Ремонт старого оконного блока.
Тема 4. Ремонт дверных блоков
Теоретические сведения. Состав дверного блока. Дверная коробка. Способы ремонта дверных блоков. Утепление дверей: поролоном, дермантином, штапиком.
Темы лабораторно-практических работ: Утепление двери.

 Раздел «Электротехника»
Тема 1. Электротехнические работы
Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах.
Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Устройства защиты электрических цепей.
Тема 2. Электротехнические устройства
Теоретические сведения. Организация рабочего места для элекротехнических работ. Правила безопасности при электротехнических работах. Виды электрических проводов. Соединение электрических проводов. Последовательность операций при монтаже электрической цепи. Лампа накаливания. Люминесцентное и неоновое освещение.
Электронагревательные элементы закрытого типа. Электронагревательные элементы открытого типа. Трубчатые электронагревательные элементы (ТЭН). Биметаллический терморегулятор.
Темы лабораторно-практических работ: Изучение домашнего электросчетчика в работе. Электрическая цепь с элементами управления и защиты. Изучение электромонтажного инструмента. Оконцевание медных одно- и многожильных проводов. Энергетический аудит школы. 

Тема 3. Современный ручной электроинструмент
Теоретические сведения. Назначение электродрели, электрорубанка, электролобзика, электропилы, шлифовальной машины, перфоратора, скобозабивателя, пистолета горячего воздуха и фрезера.
Темы лабораторно-практических работ: Изучение ручного электроинструмента.

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта. 
Практические работы: Обоснование темы творческого проекта. Разработка вариантов, выбор лучшего варианта. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.
Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор».

Раздел «Технологии художественной обработки материалов»
Тема 1. Художественные ремесла 
Теоретические сведения. Приемы безопасной работы. Основные приемы художественной вышивки гладью: китайская, владимирский шов, белым по белому, золотое шитье. Подготовка к вышивке. Подбор материалов и приспособлений (пяльцы, мулине, калька). Техники вышивания «атласной гладью», «штриховой гладью». Виды швов и стежков. Технологии швов «узелки» и «рококо». Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения швов. Приемы объемности вышивки «узелками». Техника выполнения двусторонней глади и ее разновидностей: прямой и косой глади. Техника выполнения художественной глади. Особенности вышивание натюрморта. Вышивание пейзажа. Эффект светотени. Редкая гладь. Различия в выполнении листьев и отличия в вышивке предметов переднего и дальнего плана. Технология создания вышивки с помощью компьютера.

Темы лабораторно-практических работ: Взаимосвязь формы и содержания. Вышивка атласной и штриховой гладью. Вышивка швами «узелки» и «рококо». Вышивка в технике двусторонней глади. Вышивка в технике художественной глади.