Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Тальменская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на МО учителей директор КГБОУ
_________С. И. Липина «Тальменская общеобразовательная
протокол № 1 школа – интернат»
от 19.08. 2022 г. ___________И. М. Звягинцев
приказ № 48-ОД
от 22.08. 2022г.
Рабочая программа
учебного предмета « история Отечества»
(начальное общее образование)
7 класс
2022 – 2023 учебный год
Срок реализации 1 год
Составитель:
учитель А. А. Черненко
Тальменка 2022 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории Отечества 7 класс составлена на основании нормативно – правовых документов:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умcтвенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 за № 273-ФЗ
3.Устав КГБОУ« Тальменская общеобразовательная школа-интернат»
4.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Положение о системе оценивания знаний и достижений обучающихся КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа-интернат»
7.Учебный план КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа-интернат»
Обоснование учебно-методического комплекса
Учебник И.М. Бгожнокова, Л.В. Смирнова история Отечества 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адоптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение» 2022
Главная цель курса предмета " история Отечества"заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» вVII – XI классах.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
¾ формирование умений работать с «лентой времени»;
¾ формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
¾ воспитание интереса к изучению истории.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для общеобразовательных школ-интернатов в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю) На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
● проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
● уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
● уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
● уметь объяснять значение новых понятий и слов;
● уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
● уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
● объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
● устанавливать (по вопросам учителя) причины:
– возникновения языческих верований;
– возникновения разнообразных видов труда;
– возвышения среди племён отдельных личностей;
– объединения племён;
– возникновения государства;
– крещения Руси;
– распада Киевской Руси;
● знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
● знать исторические имена (3–5 имён);
● знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Достаточный уровень:
● объяснять значение словарных слов и понятий;
● устанавливать причины:
– возникновения языческих верований и обрядов;
– развития ремёсел, торговых отношений, культуры;
– возникновения государства, его структуры, функций;
– развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
– распада КиевскойРуси;
– возникновения религии, торговли, межгосударственых связей России (IX–XVII вв.);
– захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
– освободительных войн между государствами;
– возвышения и укрепления Московского государствапри Иване Грозном;
– смутного времени и народных волнений;
– возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;
● описывать:
– образ жизни восточных славян, места расселения;
– отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др);
● знать названия древних городов Руси (3–6 названий);
● знать основные события периодов:
– IX в. – первое Древнерусское государство;
– X в. – крещение Руси;
– XI в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
– XI–XIII вв. – расцвет культуры древней Руси;
– XI–XV вв. – раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;
– XVI–XVII вв. – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV, смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.
Основные направления коррекционной работы
· развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
· совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
· коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
· развитие артикуляционной моторики;
· формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· расширение представлений об окружающем мире;
· коррекция индивидуальных пробелов в ЗУН;
· развитие восприятия и воображения;
· развитие высших психических функций (внимание, мышление, память);
· развитие навыков совместной деятельности.
Содержание курса истории
Программа «История Отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по XVIIв. и состоит из 3 разделов
№ раздела |
Название раздела |
Содержание раздела |
Количество часов |
1
|
Древняя Русь
|
Происхождение славян Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III–II тыс. до н.э. в северной частиЕвропы от Рейна до Днепра. Ветви славян н славянских языков. Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар. |
38 |
Славяне и соседние народы Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развитияотдельных славянских племён. Соседская территориальная община – вервь, племена, союзы племён. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать –князья, старейшины, их опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян. |
|
||
Облик славян и черты их характера Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян. |
|
||
Хозяйство и уклад жизни восточных славян Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, oxoтa, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др. Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремёсел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели. Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки». Возникновение городов – центров ремёсел, торговли, административного управления. Киев и Новгород – развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. |
|
||
Культура и верования восточных славян Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) – бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи. |
|
||
Создание Древнерусского государства Происхождение слова Русь (научные представления). Первое Древнерусское государство как результат ожесточённой борьбы князей – Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума – совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь её членов. Вотчина – крупное частное землевладенне, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян – смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты». Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными пародами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны по пути в Индию. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племён. |
|
||
Крещение Руси, истоки христианской веры Повторение. Истоки христианской веры. Религии к X–XI вв. Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам). Хазарский каганат(иудаизм), католический Запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для её дальнейшего исторического развития: укрепления государственной власти, расширения внешних связей, укрепления международного авторитета, развития культуры. |
|
||
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границгосударства: военные походы князя. Киев– один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы. Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда – свод древнерусского феодального права. |
|
||
Феодальная раздробленность Руси (XI – XV вв.) Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племён. Шаги Владимира Мономаха (1053–1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей – шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I – великого князя киевского (1076–1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке). Новгород – крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и в Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и др. Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери – символ Руси. Развитие русской иконописной школы. |
|
||
2 |
Русь в борьбе с завоевателями
|
Образование монгольского государства Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племён. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска от кочевников. Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Создание нового государства – Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, ярлыки. Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь – преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги. |
|
Объединение русских земель против Золотой Орды Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трёхполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, десятина. Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита – московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, её значение для победы над Ордой. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума – совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель в борьбе с монголо-татарским игом. Личность Сергия Радонежского и его влияние на самосознание русского народа. |
|
||
3
|
Единое Московское государство
|
Российское государство в XVI в.Царь Иван Грозный Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV Грозного. Личность царя. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы Новгорода. Причины возникновения опричнины. Церковь – крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море. |
|
Смутное время. Воцарение династии Романовых Причины кризиса российского общества на рубеже XVI–XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель па берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина – заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей. Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). |
|
||
Культура в Российском государстве XVI– XVIIвв. Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском. Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве. Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Фёдоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного. |
|
||
|
|
Итого |
68 часов |
Учебно-методическое обеспечение:
· Учебник « история Отечества», И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова для 7 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендовано просвещением Российской Федерации Москва "Просвещение" 2022 г.
· Рабочая тетрадь « история Отечества», И. М . Бгажнокова, Л. В. Смирнова для 7 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендовано просвещением Российской Федерации Москва "Просвещение" 2022 г.
· Учебно-методическое пособие «Уроки истории», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
· Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т .М., 2001.
· «Сто игр по истории» Кулагина Г. А .М., 1983.
Принципы:
· принцип коррекционной направленности в обучении;
· принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
· принцип научности и доступности обучения;
· принцип систематичности и последовательности в обучении;
· принцип наглядности в обучении;
· принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Технологии обучения:
На уроках истории применяются следующие технологии :
· здоровьесберегющие технологии Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П;.
· игровые технологии;
· личностно-ориентированные;
· информационно-коммуникативные;
· дифференцированный подход.
Методы:
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Основные виды организации учебного процесса:
· урок;
· самостоятельная работа;
· практическая работа.
Форма работы:
· индивидуальная форма работы;
· фронтальная форма работы;
· парная форма работы;
· групповая форма работы.
Основные виды деятельности учащихся:
· установление последовательности исторических событий на основе знания дат;
Материально – техническое обеспечение:
· компьютерные и мультимедийные презентации с использованием на уроках компьютера и мультимедийной установки;
· видеофрагменты фильмов (использование DVD);
· музыкальные композиции (компьютер).
Виды и формы контроля:
· пересказ текста;
· задания по исторической карте;
· объяснение исторических терминов, знание дат и умение соотносить их с событиями;
· тестирование;
· решение кроссвордов.
Межпредметные связи:
· русский язык и развитие речи– словарная работа, правильное произношение и запись слов;
· математика – чтение и запоминание исторических дат;
· литература – чтение заданий, текстов, статей;
· изобразительное искусство – изображение схематических рисунков, таблиц, схем;
Все учащиеся разделены на 2 основные уровня по обучаемости
Первая уровень
|
Второй уровень |
Колоколкина Махин Неволина Дергоусова Рудер Солькина Фаргер Денк
|
Нагишев Орэев Пермяков Розбах Воронин |
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.
Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.
Оценка письменных работ.
Оценка «5» -работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником.
Оценка «4»- допущено 1-2 ошибки.
Оценка «3»-допущено 3-5 ошибок.
Оценка «2»- допущено 6-8 ошибок.
При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями
Учебно-тематический план 7 класс
№ п.п |
Наименование разделов и тем уроков |
Кол. часов |
Тип урока |
Коррекционная работа |
Виды деятельности |
Примечание |
1 |
Введение |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Развивать умения выделять главные мысли из текста учебника |
Знакомство с учебником. Слушание объяснений учителя Как пользоваться книгой по истории Работа в рабочей тетради .Чтение вступительной статьи учебника стр.3.. |
|
2 |
Древняя Русь Происхождение славян |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Развивать умения выделять главные мысли из текста учебника |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Самостоятельное решение тестовых заданий. Работа с картой учебника стр.11. Схематическая зарисовка в тетрадь и проговаривание Работа с дополнительными источниками, иллюстрациями учебника Рабочая тетрадь стр. 3-5. Индивидуальная работа по карточкам |
|
3 |
Расселение восточных славян |
1 |
Комбинированный |
Развивать познавательные способности |
||
4 |
Славяне и соседние народы |
1 |
Комбинированный |
Развивать памяти, логическое мышления; |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа в тетради стр.6-7 |
|
5 |
Облик славян и черты их характера |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельность через умение устанавливать родственные связи |
Составление рассказа по плану. Рабочая тетрадь стр7. Работа с картой учебника с.19 Работа в рабочей тетрадис.13(указать на карте путь "из варяг в греки" Индивидуальная работа по карточкам. |
|
6 |
Торговый путь " из варяг в греки" |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция монологической речи |
|
|
7 |
Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Земледелие - основное занятие славян |
1 |
Закрепить и обобщить знания |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий. |
Слушание объяснений учителя. Работать с иллюстрациями учебника. Заполнить таблицу занятия восточных славян. Работа в рабочей тетради, с иллюстрациями учебника. Индивидуальная работа по карточкам |
|
8 |
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. Жилища восточных славян |
1 |
Комбинированный |
развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями, формировать умения анализировать и сравнивать исторические события |
Познакомить учащихся с жилищами восточных славян; учить рассуждать и отвечать на вопросы; развивать представления о женской и мужской одежде, предметах декора; познакомить с украшениями. Работать с иллюстрациями учебника .Работа в рабочей тетради с.14-16 (подписать название одежды у славян) |
|
9 |
Языческие традиции восточных славян |
1 |
Комбинированный |
развивать умения работать с текстом учебника, давать полные ответы |
|
|
10 |
Обобщающий урок по главе 1 «Древняя Русь». |
1 |
Закрепить и обобщить знания |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий |
Систематизировать знания из истории нашей страны. Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями |
|
11 |
Древнерусское государство Как возникло Древнерусское государство |
1 |
урок усвоения новых знаний |
Развивать умения выделять главные мысли из текста учебника, закреплять умения работать с исторической картой |
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетрадях, заполнение таблиц. Самостоятельная работа с учебником. Групповая работа. Работа с учебником и дополнительной литературой. Индивидуальная работа по карточкам. Работа с контурной картой. |
|
12 |
О чём рассказывает древняя летопись |
1 |
урок усвоения новых знаний |
Коррекция временных представлений. Формирование умения работать самостоятельно |
|
|
13 |
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов. |
|
|
14 |
Князь Олег. Правление Олега в Древней Руси |
|
Комбинированный |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий. |
Читать рассказ, отвечать на вопросы. Работа в тетради( стр.20-22) и с дополнительной литературой |
|
15 |
Князь Игорь из рода Рюриковичей (912-945) |
1 |
урок усвоения новых знаний |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий. |
|
|
16 |
Предание о гибели князя Игоря |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция временных представлений. Формирование умения работать самостоятельно |
|
|
17 |
Как княгиня Ольга отомстила древлянам |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция временных представлений. Формирование умения работать самостоятельно |
Познакомить учащихся с местью княгини Ольге. Учить рассуждать, опираясь на факты и доказывать свою точку зрения. Продолжать учить составлять полные и развернутые ответы, развивать умение работать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с дополнительным материалом. . Индивидуальная работа по карточкам. |
|
18 |
Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию. |
|
Урок усвоения новых знаний |
|
|
|
19 |
Сын князя Игоря и Ольги- Святослав |
1 |
Комбинированный |
Коррекция временных представлений. Формирование умения работать самостоятельно |
Раскрыть роль княжеской дружины; показать на конкретных примерах укрепление единой верховной власти князя. Учить работать с планом; выделять главные мысли из текста; свободно ориентироваться в тексте учебника. Довести до понимания учащихся, почему необходимо изучать жизнь наших предков в далеком прошлом. |
|
20 |
Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава. |
1 |
Комбинированный |
Коррекция временных представлений. Формирование умения работать самостоятельно |
|
|
21 |
Обобщающий урок по главе |
1 |
Закрепить и обобщить знания |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий |
Систематизировать знания из истории нашей страны. Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями |
|
22 |
Крещение Древней Руси. Сыновья князя Святослава |
1 |
урок усвоения новых знаний |
Коррекция временных представлений. |
Формировать представления о сыновьях князя Святослава: Ярополке, Олеге, Владимире. |
|
23 |
Князь Владимир Красное Солнышко Крещение Руси |
1 |
Комбинированный |
Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем заданий по «ленте времени» |
Формировать представления о Возвращении Владимира на Русь с большим войском из варягов. Развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). Работа в рабочей тетради. Индивидуальная работа по карточкам. |
|
24 |
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства. |
1 |
урок усвоения новых знаний |
Коррекция и развитие связной устной речи через задания в учебнике. |
Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями |
|
25 |
Расцвет русского государства при Ярославе Мудром |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов. |
Работать с учебником: учить анализировать и делать выводы; развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого. Вызвать чувство восхищения у учащихся жизнью и деятельностью Ярослава Мудрого. Работа в тетради стр.24, индивидуальная работа по карточкам. |
|
26 |
Русская Правда Ярослава Мудрого. |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов. |
Работа в тетради, составление рассказа о Ярославе Мудром по плану. |
|
27 |
Русь после смерти Ярослава Мудрого |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов. |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Составление схем. Просмотр обучающего фильма. Разгадывание кроссворда. Рабочая тетрадь стр.26, индивид. задания |
|
28 |
Князь Владимир Мономах |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов |
Работа в тетради (записать ответы на вопросы), рассмотреть рисунки, сделать к ним подписи. Индивидуальные карточки |
|
29 |
Распад Руси на отдельные княжества в XII веке. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать. Корректировать познавательную возможность и интересы. |
Находить в учебнике ответы на вопросы. Связное и развернутое изложение фактов, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; объяснение сложных понятий на основе текста учебника, таблиц. |
|
30 |
Новгородская республика. Господин Великий Новгород |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция пространственной ориентации через работу с картой. Коррекция мыслительной деятельности через анализ, сравнение, оформление выводов. |
Работа в тетради стр.28-29. Находить в учебнике ответы на вопросы. Соотносить иллюстрации с текстом учебника, работа с картой учебника на стр 97. Индивидуальные карточки |
|
31 |
Занятия и торговые пути новгородцев |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий. |
Систематизировать знания из истории нашей страны. Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями .Заполнение таблицы |
|
32 |
Ростово-суздальское княжество в XII веке |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительных операций через сравнение, анализ, оформление выводов |
Работа в группах: чтение статей, выделение главного, сравнение. Индивидуальные карточки |
|
33 |
История возникновения Москвы |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция монологической речи через составление рассуждения. |
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетрадях, заполнение таблиц. Самостоятельная работа с учебником. Составление схем. Просмотр обучающего фильма. |
|
34 |
Культура Руси в X-XIII веках. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей, оформление выводов. |
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетрадях, заполнение таблиц. Чтение статьи, выделение главного. |
|
35 |
Обобщающий урок по главе |
1 |
Закрепить и обобщить знания |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий |
Систематизировать знания из истории нашей страны. Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями |
|
36 |
Русь в борьбе с завоевателями Образование монгольского государства |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей. |
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетради, чтение учебника. Составление рассказа по плану |
|
37 |
Битва на реке Калке |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей. |
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетради, чтение учебника, ответы на вопросы учебника. Составление рассказа по плану |
|
38 |
Нашествие монголов на Русь |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительной деятельности через сравнение, оценочную характеристику, оформление выводов. |
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетради, чтение учебника, ответы на вопросы учебника .Разгадывание кроссворда. Составление рассказа по плану |
|
39 |
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция долговременной памяти через анализ Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий. |
Систематизировать знания из истории нашей страны. Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями. Индивидуальные карточки |
|
40 |
Походы Батыя на южнорусские земли |
17 |
Урок усвоения новых знаний |
|
Слушание объяснений учителя. Заполнение таблиц. Зарисовка схем. Работа в группах по раздаточным материалам. Знакомство с новыми терминами, работа с учебником. Письменная работа в тетрадях, заполнение таблиц. Самостоятельная работа с учебником. Групповая работа. Индивидуальная работа по карточкам. |
|
41 |
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов |
Составление рассказа по иллюстрациям. Работа в тетрадях. Индивидуальные карточки |
|
42 |
Ледовое побоище. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительной деятельности через сравнение, оценочную характеристику, оформление выводов |
Знакомство с новыми терминами, работа с учебником. Самостоятельная работа с учебником. Составить рассказ с помощью иллюстрации на стр 129. |
|
43 |
Власть Золотой Орды над русскими князьями |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция памяти и внимания через работу над планом. высказывание оценки событий, оформление выводов. |
Знакомство с новыми терминами, работа с учебником. Письменная работа в тетрадях. Анализ картины |
|
44 |
Объединение русских земель против Золотой орды |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция памяти и внимания через работу над планом. высказывание оценки событий, оформление выводов |
Составление рассказа по плану. Индивидуальные карточки |
|
45 |
Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей. |
Работа в тетради, заполнить таблицу, составить рассказ по плану. Презентация |
|
46 |
Изменения в Золотой Орде |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов. |
Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией Индивидуальные карточки |
|
47 |
Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительной деятельности через оформление выводов. |
Работа в тетради, заполнить таблицу, составить рассказ по плану. Презентация |
|
48 |
Куликовская битва. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция зрительного восприятия и монологической речи. |
Составление рассказа по плану. Индивидуальные карточки |
|
49 |
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году. |
1 |
Комбинированный |
Коррекция зрительного восприятия и монологической речи. |
Работа в тетради, иллюстрации Индивидуальные карточки |
|
50 |
Наследники Дмитрия Донского |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция зрительного восприятия и монологической речи. |
Работа в тетради, презентация. Составление рассказа Презентация |
|
51 |
Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником. |
Знакомство с новыми терминами, работа с учебником. Самостоятельная работа с учебником. Составить рассказ с помощью иллюстрации |
|
52 |
Освобождение Руси от Золотой Орды |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать. |
Знакомство с новыми терминами, работа с учебником. Самостоятельная работа с учебником. Составить рассказ с помощью иллюстрации |
|
53 |
Управление государством Иваном III |
1 |
Комбинированный |
Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать. |
Знакомство с новыми терминами, работа с учебником. Самостоятельная работа с учебником. Составить рассказ с помощью иллюстрации |
|
54 |
Обобщающий урок по главе. |
1 |
Закрепить и обобщить знания |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий |
Систематизировать знания из истории нашей страны. Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями |
|
55 |
Единое Московское государство Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Развивать познавательные способности, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать. |
Знакомство с новыми терминами, работа с учебником. Самостоятельная работа с учебником. Составить рассказ с помощью иллюстрации |
|
56 |
Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей |
Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией |
|
57 |
Войны Ивана Грозного |
1 |
Комбинированный |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий |
Систематизировать знания из истории нашей страны. Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями |
|
58 |
Войны с западными странами |
11 |
Комбинированный |
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и при выражении собственного мнения. |
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетрадях, заполнение таблиц. Самостоятельная работа с учебником. Групповая работа. Работа с дополнительной литературой. Работа по индивидуальным карточкам. |
|
59 |
Опричнина |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. |
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетрадях, заполнение таблиц. Работа с текстом, составление вопросов |
|
60 |
Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири |
1 |
Комбинированный |
Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником. |
Слушание объяснений учителя. Письменная работа в тетрадях, заполнение таблиц. |
|
61 |
Россия после Ивана Грозного |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей, оформление выводов. |
Слушание объяснений учителя Самостоятельная работа с учебником. Групповая работа. Индивидуальная работа по карточкам. |
|
62 |
Лжедмитрий II. Семибоярщина |
1 |
Комбинированный |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей, оформление выводов. |
Работа с текстом, составление ответов на вопросы учебника. работать с картой, контурной картой |
|
63 |
Русская православная церковь в Смутное время |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей |
Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой, иллюстрациями, презентацией. |
|
64 |
Воцарение династии Романовых |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом учебника. |
Слушание объяснений учителя.. Самостоятельная работа с учебником. Групповая работа. Работа по индивидуальным карточкам |
|
65 |
Раскол в Русской православной церкви. |
1 |
Комбинированный |
Формировать умения находить ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником. |
Работа с учебником для анализа и обобщения исторических событий. Работа по индивидуальным карточкам |
|
66 |
Укрепление южных границ России. |
1 |
Комбинированный |
Активизация словарного запаса через изучение и объяснение новых исторических терминов |
Работа с текстом, составление ответов на вопросы. Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией Индивидуальные карточки |
|
67 |
Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI – XVII веках. |
1 |
Комбинированный |
Активизация словарного запаса через изучение и объяснение новых исторических терминов |
Работа с текстом, составление вопросов. Работа в тетради, иллюстрациями, презентацией Индивидуальные карточки |
|
68 |
Обобщающий урок по главе |
1 |
Закрепить и обобщить знания |
Коррекция долговременной памяти через анализ. Развитие умения применять, полученные знания в практической деятельности через самостоятельное выполнение заданий |
Систематизировать знания из истории нашей страны. Работа в тетради, карточками заданиями, тестовыми заданиями |
|
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
история Отечества для обучающихся 7 класса. Учителя Черненко А. А.
Рабочая программа по истории Отечества 7 класс составлена на основании нормативно – правовых документов:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умcтвенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 за № 273-ФЗ
3.Устав КГБОУ« Тальменская общеобразовательная школа-интернат»
4.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Положение о системе оценивания знаний и достижений обучающихся КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа-интернат»
7.Учебный план КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа-интернат»
Программа курса «История Отечества» для 7 класса рассчитана на 68 часов.
Структура рабочей программы по «Истории Отечества» включает в себя пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы (основной и дополнительной); контрольно-измерительные материалы; приложения к программе.
Программа ориентирована на учебник: История Отечества 7 класс - учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Москва "Просвещение", 2022 г.
Программа по «Истории Отечества» относится к предметному виду программ. В программе определена последовательность изучения учебного материала, представленного в виде учебно – тематического плана и направленного на формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Данная программа способствует осуществлению задач соответствующего этапа обучения:
Образовательные задачи:
· усвоить важнейшие факты истории;
· создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
· усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
· овладеть умением применять знания по истории в жизни:
· выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
· гражданское воспитание учащихся;
· патриотическое воспитание;
· воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
· нравственное воспитание;
· эстетическое воспитание;
· трудовое воспитание;
· экологическое воспитание;
· правовое воспитание;
· формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
· развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы;
· учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
· содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
· расширять лексический запас;
· развивать связную речь.
Рабочая программа способствует повышению уровня общего развития обучающихся.
Программа построена по принципу по принципу систематичности и последовательности в обучении. Формирование новых знаний, умений и навыков осуществляется с опорой на имеющиеся знания, умения и навыки, которые расширяются и углубляются. Данная программа способствует коррекции недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности); развитию коммуникативной функции речи.
Рабочая программа предусматривает выполнение в полном объёме теоретической и практической части курса, предусматривает дифференциацию учебных требований к разным категориям детей.
Планируемые виды работы и методы организации учебного процесса, образовательные технологии способствуют формированию учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социальной компетенций.
Указанные формы контроля общеучебных умений и навыков обучающихся обеспечивают системную подготовку обучающихся к жизни.
Рецензент ______________________ (руководитель МО С. И. Липина)
22.08.2022
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.