РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Предметные действия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Предметные действия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)

Оценка 5
docx
08.12.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Предметные действия»  для обучающихся с нарушениями  опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью  (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)
Предметные действия.docx

І. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету предметные действия составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой

Цель: ознакомление с основными принципами трудовой деятельности, усвоение знаний о трудовой деятельности

Задачи:

-выработать у детей трудовые навыки;

-формировать общетрудовые умения, воспитывать культуру труда;

-развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

-развивать пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

-способствовать развитию речи;

-развивать творческие способности.

Направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса.

 

ІІ. Общая характеристика курса

Основное направление курса предметные действия - формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель учебного курса — используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

 

III. Место курса предметные действия в учебном плане

 

Программа по предмету предметные действия реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 17 часов в год (1 час в неделю в течение 1,2 четверти).

 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Ценностные ориентиры – одна из задач образования, в том числе учащегося с ОВЗ. Они прививаются в доступной форме и включают: Ценность жизни, Ценность добра, Ценность свободы, чести и достоинства, Ценность природы, Ценность красоты и гармонии, Ценность истины, Ценность семьи, Ценность труда и творчества, Ценность гражданственности, Ценность патриотизма, Ценность человечества.

 

V. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Возможные личностные результаты:

1.    осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2.    развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;

3.    понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;

4.    владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

5.    способность к осмыслению социального окружения;

6.    развитие самостоятельности;

7.    овладение общепринятыми правилами поведения;

8.    наличие интереса к практической деятельности

Предметные результаты:

1) Овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

·         Интерес к предметному рукотворному миру;

·         умение выполнять простые действия с предметами и материалами;

·         умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в диалоге, при выполнении трудовых операций и др.);

·         умение следовать алгоритму / расписанию при выполнении предметных действий.

·         Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе:

·         Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) совместно со взрослыми.

·         Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе.

 

VІ. Содержание курса

Курс предметные действия состоит из следующих разделов:

1. «Действия с материалами».

2. «Действия с предметами».

Действия с материалами: сминать материал, разрывать материал, размазывать материал, разминать материал, пересыпать материал, переливать материал, наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. Программа составляется исходя из особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации требуют проведение игр и упражнений. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

 



VII. Тематическое планирование

 

Итого

17 часов

 

 

VІІІ. Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Кол-во часов

Дата

 

Тема урока

Виды деятельности учащихся

План

Факт

 

 

 

 

Действия с материалами

Самостоятельно и при помощи шнуровать предметы;

Обсыпать крупами готовые изделия;

Разматывать и наматывать нитки;

Обрабатывать бумагу разными способами (воском, украшать набрызгом и р.);

 

 

 

Собирать матрешек, пирамидки, логические домики и т.д;

Описывать предмет по форме, размеру, материалу, узнавать на о щуп;

При помощи и самостоятельно выкладывать фигуры из счетных палочек;

Собирать разрезные картинки

Складывать из конструктора простые детали и объемные предметы

Работать с мозаикой ( выкладывать один ряд, простую фигуру, фигуру из нескольких частей)

Собирать из готовых геометрических фигур геометрический орнамент, объемную фигуру

1

1

8.09

 

Работа со шнуровкой

2-3

2

15.09

22.09

 

Выполнение изделий с использованием различных круп.

4-5

2

29.09

1.10

 

Работа с нитками.

Разборка ниток.

Намотка ниток на катушку.

6-7

2

6.10

13.10

 

Обработка бумаги разными способами

 

 

 

 

Действия с предметами

8

1

20.10

 

Собирание вкладных кубов, складывание матрешек.

Собирание пирамидки

9

1

27.10

 

Узнавание предмета на ощупь, называние его.

Игра: "Чудесный мешочек". Нахождение на ощупь заданного предмета.

10

1

10.11

 

Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу

11

1

17.11

 

Складывание разрезных картинок.

12-13

2

24.11

1.12

 

Работа с конструктором.

14-15

2

8.12

15.12

 

Работа с мозаикой.

16-17

2

22.12

29.12

 

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке. Промежуточная аттестация

 

ІX. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

 

1.    Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ

2.    Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

 

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);  

- предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (в   т.ч.   природного);

- наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до   10);

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

- предметы различной̆ формы, величины, цвета;

- изображениия предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам

 

Технические средства обучения.

персональный компьютер;

принтер;


 

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету предметные действия составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с…

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету предметные действия составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с…

Программа по предмету предметные действия реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 17 часов в год (1 час в неделю в течение…

Программа по предмету предметные действия реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 17 часов в год (1 час в неделю в течение…

VІ. Содержание курса Курс предметные действия состоит из следующих разделов: 1

VІ. Содержание курса Курс предметные действия состоит из следующих разделов: 1

План Факт Действия с материалами

План Факт Действия с материалами

Действия с предметами 8 1 20

Действия с предметами 8 1 20

Программа под редакцией Л.Б. Баряевой,

Программа под редакцией Л.Б. Баряевой,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020