Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 86 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год и предназначена для учащихся 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1» и Рабочей программой учебного предмета. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 4 классе на уроки литературного чтения отводится 99 ч (3 ч в неделю, 33 учебные недели в 4 классе). Так как в 2019 – 2020 учебном году согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 35 рабочих недель, то с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, в 4 -А классе 3 резервных часа распределены следующим образом: 1 час добавлен в тему «Родина», 1 час – в тему «Страна Фантазия», 1 час добавлен в тему «Зарубежная литература».
Данная программа реализуется по учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. – В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
Срок реализации программы – 1 год.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности и строится на трех ведущих принципах:
-художественно – эстетическом;
- литературно-художественном;
- коммуникативно-речевом.
Знакомство с художественными произведениями приобщает детей к культурному наследию народов России и народов других стран, развивает интерес к чтению, создаёт благоприятные условия для духовно-нравственного и эстетического развития младших школьников, для осознания ими важнейших нравственных ценностей.
Коммуникативно-речевой аспект позволяет решать важнейшую задачу курса – формирование читательской компетенции младших школьников как системы умений, отражающих приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; осознание значимости чтения для личностного развития и пр. Кроме того, указанный аспект способствует формированию осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового навыка в системе образования.
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий.
Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения вначальной школе.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Поскольку стандарт опирается на деятельностную парадигму образования, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:
· технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного обучения; коллективные; индивидуальные формы;
· методы: беседа, объяснение, обучающие задания, рассказ, дискуссия, работа с книгой, упражнения, самостоятельная работа;
· средства обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, технические средства обучения.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыкальное искусство» и «Изобразительное искусство».
Объектами проверки и оценивания по литературному чтению в 4 классе являются составляющие читательской компетентности:
- навык чтения вслух и молча;
- понимание прочитанного;
- умение выразительно читать;
- опыт читательской деятельности обучающихся.
Основной формой текущего контроля является фронтальный и индивидуальный
устный опрос. (Приложение 1)
Приложение 1
Обязательные формы контроля, 4 класс
Контролю подлежат:
- в конце II и IV четвертей контроль техники чтения вслух:
І-ІІ четверть |
ІІІ-IV четверть |
80-85 сл/мин |
90-95 сл/мин |
- в конце II четверти проводитсяписьменная контрольная работа, которая оценивается в баллах. Контрольная работа состоит из незнакомого текста (объемом 350-420 слов) и 12 заданий (6 заданий первого типа, 5 – второго и 1– третьего типа). Работа подлежит обязательному оцениванию.Основной целью ее проведения является проверка понимания обучающимися содержания прочитанного;
- проверка и оценивание умения читать выразительно, читать наизусть осуществляется в процессе текущего контроля (при изучении темы, проверке домашнего задания);
- уровень развития навыка чтения молча (технической и смысловой его сторон) проверяется и оценивается два раза в год:
І-ІІ четверть |
III-IVчетверть |
|
|
110-130 сл/мин |
130-150 сл/мин |
проверка и оценка опыта читательской деятельности обучающихся осуществляется в процессе текущего контроля в устной и письменной форме и учитывается при оценивании учебных достижений школьников по литературному чтению за каждую четверть.
Произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть
А. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»
Ф. Тютчев. «Как неожиданно и ярко...»
И. Бунин. «Листопад»
С. Есенин. «Бабушкины сказки»
А. Жигулин «О, Родина!»
Календарно – тематическое планирование
N п/п |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
||
по плану |
по факту |
||||||
1 |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения. "Что мы читали летом" (библиотечный урок) |
1 |
|
|
|
|
Тема 1. Летописи, былины, жития (10 ч.) |
|||||||
2 |
1.1 |
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. |
1 |
|
|
|
|
3 |
1.2 |
И вспомнил Олег коня своего. «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси») |
1 |
|
|
|
|
4-5 |
1.3 1.4 |
А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст. Былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. |
2 |
|
|
|
|
6 |
1.5 |
Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. |
1 |
|
|
|
|
7 |
1.6 |
Урок внеклассного чтения 1 События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. |
1 |
|
|
|
|
8-9 |
1.7 1.8 |
Герой былины — защитник Родины. Картина В.Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли Русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. |
2 |
|
|
|
|
10- 11 |
1.9 1.10 |
Рассказ o битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений. |
2 |
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Чудесный мир классики (16 ч.) |
|
||||
12 |
2.1 |
«Сказка о мёртвой царевне и o семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. |
1 |
|
|
|
|
13-14 |
2.2 2.3 |
П. Ершов. «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. |
1 |
|
|
|
|
15 |
2.4 |
Урок внеклассного чтения 2 Образ природы в творчестве народов. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А.Пушкин. Стихотворения. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование...». Заучивание наизусть. |
1 |
|
|
|
|
16 |
2.5 |
М. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. |
1 |
|
|
|
|
17 |
2.6 |
«Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. |
1 |
|
|
|
|
18 |
2.7 |
Л. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. |
1 |
|
|
|
|
19 |
2.8 |
А. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста. |
1 |
|
|
|
|
20 |
2.9 |
Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль. |
1 |
|
|
|
|
21 |
2.10 |
Урок внеклассного чтения 3 Красиво расскажем о природе словами известных поэтов и писателей (читательский дневник). |
1 |
|
|
|
|
22 |
2.11 |
В. Жуковский «Песня»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи» |
1 |
|
|
|
|
23 |
2.12 |
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки» |
1 |
|
|
|
|
24 |
2.13 |
И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка» |
|
|
|
|
|
25 |
2.14 |
А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...» С. Есенин «С добрым утром!» |
1 |
|
|
|
|
26 |
2.15 |
Обобщение по теме «Чудесный мир классики» |
1 |
|
|
|
|
27 |
2.16 |
Урок внеклассного чтения 4 «Читаем, слушаем, смотрим сказки русских писателей» (восприятие произведений через прочтение, видео, аудио). |
1 |
|
|
|
|
Тема 3. Поэтическая тетрадь (8 ч.) |
|
||||||
28 |
3.1 |
Знакомство с названием раздела. Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». Заучивание наизусть. Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. |
1 |
|
|
|
|
29 |
3.2 |
А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. |
1 |
|
|
|
|
30 |
3.3 |
Весна, весна! Как воздух чист! Где сладкий шепот. Евгений Абрамович Баратынский |
1 |
|
|
|
|
31 |
3.4 |
Дети и птичка. Алексей Николаевич Плещеев В синем небе плывут над полями. Иван Саввич Никитин |
1 |
|
|
|
|
32 |
3.5 |
Школьник. В зимние сумерки нянины сказки. Николай Алексеевич Некрасов |
1 |
|
|
|
|
33 |
3.6 |
Урок внеклассного чтения 5 «Русские поэты – детям». Иллюстрирование прочитанного словесно и графически. |
1 |
|
|
|
|
34 |
3.7 |
Листопад. Иван Алексеевич Бунин. Заучивание наизусть. Работа с партитурой. |
1 |
|
|
|
|
35 |
3.8 |
Обобщение по теме: «Поэтическая тетрадь» |
1 |
|
|
|
|
Тема 4. Литературные сказки (12 ч.) |
|
||||||
36-37 |
4.1 4.2 |
В. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. |
2 |
|
|
|
|
38 |
4.3 |
Урок внеклассного чтения 6 «Что за чудо эти сказки!» Сказки народов мира. Выявление мотивации поступков персонажей. |
1 |
|
|
|
|
39-40 |
4.4 4.5 |
В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. |
2 |
|
|
|
|
41-42 |
4.6 4.7 |
П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. |
2 |
|
|
|
|
43 |
4.8 |
Урок внеклассного чтения 7 «Прекрасный мир детства». Наблюдение над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи. |
1 |
|
|
|
|
44-45 |
4.9 4.10 |
С. Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. |
2 |
|
|
|
|
46 |
4.11 |
Итоговая контрольная работа за 1 семестр |
1 |
|
|
|
|
47 |
4.12 |
Анализ контрольной работы. Обобщение изученного по теме «Литературные сказки»
|
1 |
|
|
|
|
Тема 5. Делу время – потехе час ( 9 ч.) |
|
||||||
48-49 |
5.1 5.2 |
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. |
2 |
|
. |
|
|
50 |
5.3 |
Урок внеклассного чтения 8 Юмористические рассказы В. Драгунского. |
1 |
|
|
|
|
51-52 |
5.4 5.5 |
В. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. |
2 |
|
|
|
|
53-54 |
5.6 5.7 |
В.Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений |
2 |
|
|
|
|
55 |
5.8 |
Урок внеклассное чтения 9 Знакомство с детскими юмористическими рассказами Иллюстрирование прочитанного. |
1 |
|
|
|
|
57 |
5.9 |
Обобщение по теме «Делу время – потехе час». Проверим себя и оценим свои достижения. Чтение вслух 1 |
1 |
|
|
|
|
Тема 6. Страна детства (7 ч.) |
||||||
58 |
6.1 |
Вводный урок по теме. Страна детства. Выставка книг. |
1 |
|
|
|
59 |
6.2 |
Б.Житков « Как я ловил человечков» |
1 |
|
|
|
60 |
6.3 |
Урок внеклассного чтения 10 «Картины родной природы в произведениях детям». Обмен читательским опытом. |
1 |
|
|
|
61 |
6.4 |
К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. |
1 |
|
|
|
62 - 63 |
6.5 6.6 |
Ёлка. Михаил Михайлович Зощенко. Характеристика героев. Составление плана. Пересказ. |
2 |
|
|
|
64 |
6.7 |
Обобщение по теме «Страна детства». |
1 |
|
|
|
Тема 7. Поэтическая тетрадь (5 ч.) |
||||||
65 |
7.1 |
В. Брюсов. «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. |
1 |
|
|
|
66 |
7.2 |
Урок внеклассного чтения 11. Картины родной природы в произведениях детям. Обмен читательским опытом. Конкурс чтецов. |
1 |
|
|
|
67 |
7.3 |
С. Есенин. «Бабушкины сказки», заучивание наизусть. Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. |
1 |
|
|
|
68 |
7.4 |
М. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. |
1 |
|
|
|
69 |
7.5 |
Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь» |
1 |
|
|
|
Тема 8. Природа и мы (9 ч.) |
||||||
70 |
8.1 |
Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. |
1 |
|
|
|
71 |
8.2 |
Урок внеклассного чтения 12. «О братьях наших меньших». Стихотворения и рассказы о животных. Отношение человека к природе. |
1 |
|
|
|
72 |
8.3 |
А. Куприн. «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. |
1 |
|
|
|
73 |
8.4 |
М. Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. |
1 |
|
|
|
74 |
8.5 |
Е. Чарушин. «Кабан». Характеристика героев на основе их поступков. |
1 |
|
|
|
75 |
8.6 |
В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. |
1 |
|
|
|
76 |
8.7 |
Урок внеклассного чтения 13. Научно – популярная детская литература о природе. |
1 |
|
|
|
77 |
8.8 |
Стрижонок Скрип. Виктор Петрович Астафьев Сюжет. |
1 |
|
|
|
78 |
8.9 |
Стрижонок Скрип. Виктор Петрович Астафьев Сравнительная характеристика художественного и научно-познавательного текста |
1 |
|
|
|
Тема 9. Поэтическая тетрадь (4 ч.) |
||||||
79 |
9.1 |
Б. Пастернак. «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. |
1 |
|
|
|
80 |
9.2 |
Д. Кедрин. «Бабье лето». С.Клычков. Картины весны и лета в произведениях. |
1 |
|
|
|
81 |
9.3 |
Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы. |
1 |
|
|
|
82 |
9.4 |
Урок внеклассного чтения 14 Строки о Родине. Определение эмоционального характера текста. |
1 |
|
|
|
Тема 10. Родина (8 ч.) |
||||||
83- 84-
|
10.1 10.2 |
И. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. |
2 |
|
|
|
85 – 86 |
10.3 10.4 |
С. Дрожжин. «Родине». Авторское отношение к изображаемому. |
2 |
|
|
|
87- 88 |
10.5 10.6 |
А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...». заучивание наизусть. Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. |
2 |
|
|
|
89 |
10.7 |
Урок внеклассного чтения 15. Поэтический вечер «Славься, Донбасс!». Стихотворения писателей о Донбассе. |
1 |
|
|
|
90 |
10.8 |
Проект «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений. |
1
|
|
|
|
Тема 11. Страна Фантазия (6 ч.) |
||||||
91 – 92 |
11.1 11.2 11.3 |
Контроль техники чтения молча 2 Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. |
3 |
|
|
|
93 |
11.4 |
Урок внеклассного чтения 16. Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. |
1 |
|
|
|
94 – 95
|
11.5 11.6 |
Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». |
2 |
|
|
|
Тема 12. Зарубежная литература (10 ч) |
||||||
96 – 97 |
12.1 12.2 |
Контроль техники чтения вслух 2 Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. |
2 |
|
|
|
98 - 99 |
12.3 12.4 |
Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. |
2 |
|
|
|
100 |
12.5 |
Урок внеклассного чтения 17. Великий сказочник Андерсен. |
1 |
|
|
|
101 - 102 |
12.6 12.7 |
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. |
2 |
|
|
|
103 - 104
|
12.8 12.9 |
Сельма Лагерлёф. «В Назарете». Святое Писание. Иисус и Иуда. |
2 |
|
|
|
105 |
12.10 |
Урок внеклассного чтения 18. Книги с библейскими сказаниями. Знакомство с жанровой спецификой библейских сказаний. Выделение кульминационного эпизода. |
1 |
|
|
|
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.
1.Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Методические пособия
1.Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс.
Печатные пособия
1.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению.
2. Словари по русскому языку.
3. Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Телевизор.
Игры и игрушки
1. Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Оборудование класса
1.Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский.
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.