ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по трудовому обучению составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Трудовое обучение: 1-4 кл.: / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 29 с.); в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год и предназначена для учащихся 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1» и Рабочей программой учебного предмета.
Срок реализации программы – 1 год.
На изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа в год. Так как в 2019 – 2020 учебном году согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 35 рабочих недель, то с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, в 4-А классе количество часов (1 резервный час) скорректировано следующим образом: 1 час добавлен в раздел «В каждом доме – свои секреты».
Курс по трудовому обучению в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Данная Программа обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности. При составлении Рабочей программы учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, личностно ориентированный, метапредметный, культурологический подходы.
Содержание предмета «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» определяется следующими составляющими линиями:
· ручная техника обработки материалов;
· техническое творчество;
· декоративно-прикладное искусство и самообслуживание.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов. Учебный материал дифференцируется по видам деятельности (сгибание, складывание, резание, лепка и т.д.) и конструкторскими материалами (бумага, картон, пластилин, природные и искусственные материалы и др.), которые усложняются в каждом классе в зависимости от наглядно-предметных характеристик изготовления изделий (по шаблону на плоскости, по шаблону на плоскости с элементами творчества; объёмные, объёмные с элементами творчества).
Виды практической деятельности дифференцируются в течение учебного года в зависимости от календарных праздников (государственных и религиозных), краевых традиций и обычаев, которые усложняются в каждом классе через подборку объектов труда и с учётом возрастных особенностей учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, инструктаж); наглядные (метод иллюстраций, метод демонстрации); практические (упражнения).
Средства обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки, фото, тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, технические средства обучения.
Оценки выставляются за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними. Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учёт усвоения программных требований каждым ребёнком.
Трудовое обучение, 4 класс, 33 часа
N п\п |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
||
по плану |
по факту |
||||||
Раздел 1. Из глубины веков – до наших дней. (8 часов)
|
|||||||
1 |
1.1 |
Вводный урок. Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов. Изготовление посуды объёмной формы из глины или соленого теста. |
1 |
|
|
|
|
2 |
1.2 |
Отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Роспись изделий из теста гуашью. |
1 |
|
|
|
|
3-4 |
1.3 1.4 |
Архитектурная керамика; изразец. Изготовление панно из пластилиновых изразцов. |
2 |
|
|
|
|
5-6 |
1.5 1.6 |
Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос. Плетение праздничной открытки из бумажных полосок. |
2 |
|
|
|
|
7-8 |
1.7 1.8 |
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций. Изготовление браслетов из бисера. |
2 |
|
|
|
|
Раздел 2. Традиции мастеров в изделиях для праздника. (7 часов)
|
|||||||
9-10 |
2.1 2.2 |
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Изготовление подвески «Я – гражданин молодой Республики». |
2 |
|
|
|
|
11 |
2.3 |
Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Изготовление раскладной открытки ко Дню матери. |
1 |
|
|
|
|
12 |
2.4 |
Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Оформление упаковки ко Дню рождения «Мой друг». |
1 |
|
|
|
|
13 |
2.5 |
Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни. Изготовление украшений праздничных блюд для детского праздника из фруктов и овощей. |
1 |
|
|
|
|
14 |
2.6 |
Декоративная рамка для фото. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление декоративной рамки для фото (крупы: рис, гречка, пшено). |
1 |
|
|
|
|
15 |
2.7 |
Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и рождеству |
1 |
|
|
|
|
Раздел 3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (7 часов) |
|||||||
16 |
3.1 |
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. |
1 |
|
|
|
|
№ п\п |
№ урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||||
17 |
3.2 |
Изготовление простых изделий. Вязание цепочки. |
1 |
|
|
|
18 |
3.3 |
Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Выполнение петельного шва: отделка кромок. |
1 |
|
|
|
19 |
3.4 |
Изготовление изделий с использованием петельного шва. Изготовление декоративных кармашков. |
1 |
|
|
|
20 |
3.5 |
Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Ремонт книги. |
1 |
|
|
|
21- 22 |
3.6- 3.7 |
Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий: куклы из ниток, аппликации из цепочек, связанных крючком. |
2 |
|
|
|
Раздел 4. В каждом деле – свои секреты. (12 часов)
|
||||||
24- 25 |
4.1- 4.2 |
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Изготовление изделий из ткани |
2 |
|
|
|
26- 27 |
4.3- 4.4 |
Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Изготовление игрушек из ниток. |
2 |
|
|
|
28- 29 |
4.5- 4.6 |
Изготовление аппликации из ткани. |
2 |
|
|
|
30- 31 |
4.7- 4.8 |
Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Изготовления сувенирного панно.
|
2 |
|
|
|
32 |
4.9 |
Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге. |
1 |
|
|
|
33 |
4.10 |
Секреты бумажного листа. Изготовление оригами животных.
|
1 |
|
|
|
34 |
4.11 |
Трудовому обучению и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы. Изготовление оригами «Японский журавлик». |
1 |
|
|
|
35 |
4.12 |
Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира. Итоговый урок: выставка работ. |
1 |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Наглядные пособия.
Комплекты тематических таблиц:
Технология обработки ткани
Технология. Обработка бумаги и картона
Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами).
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть"
2 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Ø Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы: «Технология. Начальная школа. Справочные материалы»; «Введение в цветоведение»; «Основы декоративно- прикладного искусства».
Ø Интерактивное учебное пособие. «Технология. Работа с бумагой, природными материалами, тканью, пластилином, конструирование».
3. Электронно-образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.