Рабочая программа учителя, УГДД

  • docx
  • 08.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РПУ, УГДД.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» для 4 класса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 3-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 88 с; в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год и предназначена для учащихся 4-х классов Муниципального общеобразовтельного учреждения «Шахтёрская средняя школа№1» и  Рабочей программой учебного предмета.

Рабочая программа разработана с целью содействия духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитанию патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.

          На изучение учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Примерная основная образовательная программа начального общего образования рассчитана на 33 учебные недели. Так как в 2019-2020 учебном году согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1» 35 рабочих недель, то с учётом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя в 4-А классе количество часов (1 резервный час) скорректировано следующим образом: 1 час добавлен в тему «Донбасс – сердце России»

          Срок реализации программы – 1 год.

Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно- нравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно- нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».

       Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; человек и культура) охватывает знания о человеке как личности, знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накопление опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.

 

Природоведческая составляющая знакомит обучающихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой Народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, к людям, к самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения,  связанную с охраной и сохранением природных богатств.

        Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории и культуре, знакомит с основными страницами истории края.

 

       Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями народа Донбасса, воспитание к ним уважительного отношения.

Этическая составляющая способствует развитию знаний и представлений обучающихся о правильном взаимодействии с другими людьми.

Духовно-нравственная составляющая направлена на совершенствование нравственных основ личности детей и подростков, создания условий для возможности духовного роста будущих граждан Республики.

Курс носит универсальный межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечивает разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития обучающихся.

Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.

Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование у каждого обучающегося своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.

Преподавание курса базируется на теоретических и методологических принципах педагогики сотрудничества, которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект-субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно- ориентированный подход.

Специфической чертой программы курса является подавляющий приоритет программных вопросов обществоведческого характера.

 Для реализации рабочей программы предусматривается использование:

- методов обучения: деловая игра, практикум, устный журнал, защита проектов, анкетирование, интеллектуальные марафоны и др.;

- технологий:  развития критического мышления; технологии дискуссий; технологии групповой работы; технологии проблемного обучения; коллективные; индивидуальные формы;

- средств обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, технические средства обучения.

Особенностью курса является обязательное участие обучающихся в проектах, которое предусматривает привлечение их к выявлению, анализу и решению реальных социальных проблем (коллектива, микрорайона, города (села), Республики) с использованием для этого практической поисково-исследовательской работы.

Критерии оценивания

В соответствии с приложением №3 к Приказу Министерства образования  и науки  Донецкой  Народной Республики  от 23  августа   2018г. №725 к  результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования, относятся:

·         ценностные ориентации обучающихся;

·         индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, толерантность, гуманизм и другие).

Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется вербально с помощью различных мониторинговых исследований.


Уроки гражданственности и духовности Донбасса, 4 класс, 33 часа

N

п\п

N темы

N урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата

Примечание

По плану

По факту

Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» (10часов)

 

Микросфера «Я – житель Донбасса»

1

2

Тема 1.

1.1

1.2

История и символика моего города (села)

2

 

 

 

Микросфера «Природа Донбасса»

3

4

Тема 2.

2.1

2.2

Путешествие по водоемам Донбасса

2

 

 

 

5

6

Тема 3.

3.1

3.2

Заповедные места родного края

 

2

 

 

 

Микросфера «Культура Донбасса»

7

8

Тема 4.

4.1

4.2

 

Познаëм окружающий мир Донбасса

2

 

 

 

9

10

Тема 5.

5.1

5.2

 

Народные  ремёсла      и промыслы Донбасса

2

 

 

 

 

Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (8 часов)

 

Микросфера «Духовный свет моей отчизны»

11

Тема 6.

6.1

Талант человека как дар Божий

1

 

 

 

12

Тема 7.

7.1

Духовные заповеди наших предков

1

 

 

 

Микросфера «Учимся жить среди людей»

13

Тема 8.

8.1

 

Поговорим о толерантности

1

 

 

 

14

Тема 9.

9.1

 

Главное не кем быть, а каким быть!

1

 

 

 

Микросфера «Законы мудрости народной»

15

16

Тема 10.

10.1

10.2

Традиции и обычаи народов Донбасса

2

 

 

 

17

18

Тема 11.

11.1

11.2

Творческая сила былинного слова

2

 

 

 

 

Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (9 ч)

Микросфера «Человек и закон»

19

Тема 12.

12.1

Тема 12. Что такое общество? Как это – жить по правилам?

1

 

 

 

20

Тема 13.

13.1

Тема 13. По закону – значит по справедливости

1

 

 

 

 

Микросфера «Гражданская позиция»

21-

22

Тема 14.

14.1

14.2

Тема 14. Патриот и гражданин. Что можешь ты сделать для своей Республики?

2

 

 

 

Микросфера «Трудом славен человек»

23

Тема 15.

15.1

Тема 15. Труд – гарантия успеха

1

 

 

 

24-

25

Тема 16.

16.1

16.2

Тема 16. «Тайны» профессий Донбасса

2

 

 

 

26-

27

Тема 17.

17.1

17.2

Тема 17. Я выбираю профессию

2

 

 

 

 

Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир» (6)

Микросфера «Дыхание времен»

28-

29

Тема 18.

18.1

18.2

Тема 18. Символы славы России

2

 

 

 

Микросфера «След в истории»

30

Тема 19.

19.1

Тема 19. Великие правители Российской империи

1

 

 

 

Микросфера «Донбасс – часть Русского мира»

31-

32

Тема 20.

20.1

20.2

Тема 20. Визитная карточка Донбасса

2

 

 

 

33-

34

Тема 21.

21.1

21.2

Тема 21. Донбасс – сердце России

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

Рекомендованная литература для педагогов:

1.                                Абрамова Л. Воспитание причастности к культуре народов России при подготовке пластилинового мультфильма в группе продленного дня / Л. Абрамова, М. Недумова // Школьное планирование. 2013. 3. С.95-102.

2.                                Агапова И. А. Патриотическое воспитание  в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. Волгоград, 2007.

3.                                Быков А. К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся / А.К.Быков, Г.М.Мусс // Воспитание школьников. 2011. 4. С.15-19.

4.                                Загладина Х.Т. Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы / Х.Т. Загладина // Воспитание школьников. 2012. – № 4. С.10-14.

5.                                Загладина Х.Т. Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы / Х.Т. Загладина // Воспитание школьников. 2012. – № 4. С.10-14.

6.                                Патриотическое воспитание школьников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 96 с.

7.                                Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий,  2005.  320 с.

8.                                Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.

9.                                Соколова И. В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников / И.В.Соколова // Классный руководитель. 2013. №8. С.84-90.

10.                         Шарова С. С. Воспитывать патриотов / С.С.Шарова // Классный руководитель. 2013. – № 8. – С.70-75.

Интернет - ресурсы

1.              Величковский Паисий. Притчи старца Паисия для маленьких: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/knigi_dlja_detej/pritchispdm/13-1-0-1384

2.              Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

// Молодой ученый. 2011. – № 3. – Т.2. С.110-115. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/26/2776/

3.              Чадина, К.С. Гражданско-патриотическое               воспитание школьников /            К.С. Чадина

       [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

             

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru