Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №68 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 28.08.2020г.№1
Введено приказом от
28.08.2020г. №230
Директор ГБОУ
«Набережночелнинская школа №68»
___________ Доценко Е.Б.
/Подпись Ф.И.О./
Рабочая программа
по предмету Изобразительное искусство для 5А, 5Б классов (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Березовая Любовь Алексеевна (учитель,I квалификационнаякатегория)
«Согласовано»
Заместитель директораГараева Г.Э. _________ от 28.08.2020г.
/ Подпись Ф.И.О./
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 28.08.2020г.№ 1
Руководитель МО Пархоменко Т.А.________от 28.08.2020г.
/ Подпись Ф.И.О./
г. Набережные Челны
2020г
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела |
Предметные результаты |
БУД |
Личностные результаты |
|
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
|||
Введение.
I.Подготовительный период обучения.
II.Обучение композиционной деятельности.
III.Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов и формирование умения передавать его в живописи.
IV.Обучение восприятию произведений искусства. |
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними.
Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет», знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
Рисование по образцу,с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; применение приемов работы карандашом, гуашью,акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
Адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
|
Знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); Знаниеправил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки: конструктивный, пластический, комбинированный
Следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
Различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
|
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому); - определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; - составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; - передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения); - ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; - пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения); - самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов; - рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
|
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Содержание учебного предмета
Название раздела |
Краткое содержание |
Количество часов |
Введение
|
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
|
2часа |
I.Подготовительный период обучения.
|
На уроках
декоративного рисования обучающиеся познакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного
искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволит детям понять
красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе
занятий школьники получат сведения о применении узоров на коврах, тканях,
обоях, посуде, игрушках, познакомятся с художественной резьбой по дереву и
кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. |
20 часов |
II.Обучение композиционной деятельности.
|
Рисованию с натуры обязательно будет предшествовать наблюдение
изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров
отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения
предмета обучающиеся передадут его в рисунке так, как видят со своего места. у обучающихся будет вырабатываться потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельными деталями рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
|
20 часов |
III.Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов и формирование умения передавать его в живописи.
|
Содержанием уроков рисования
на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование
отрывков из литературных произведений.
|
18 часов |
IV.Обучение восприятию произведений искусства. |
Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства. Умение определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц. |
8 часов |
Итого: |
|
68 часов |
Календарно-тематическое планирование
по Изобразительному искусству в 5А, 5Б классе
УМК: Программа разработанана основе Государственного образовательного стандарта
№ |
Изучаемый раздел, тема урока |
Количество часов |
Календарные сроки |
Основные виды учебной деятельности |
|
Планируемые сроки |
Фактические сроки |
||||
|
Введение |
2 |
|
|
|
1 |
Человек и изобразительное искусство. |
1 |
А 1.09 |
Б3.09 |
Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства |
2 |
Правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства. |
1 |
А 4.09 |
Б 4.09 |
Знать и уметь применять правила поведения и работы на уроках ИЗО |
|
I.Подготовительный период обучения |
20 |
|
|
|
3 |
Беседа «Произведения мастеров народных художественных промыслов» |
1 |
А8.09 |
Б 10.09 |
Формирование общего представления о художественных средствах |
3 |
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (ягоды, листья).
|
1 |
А 11.09 |
Б 11.09 |
Закрепление понятия о чередующемся узоре.
|
5 |
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).
|
1 |
А 15.09 |
Б 17.09 |
Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности.
|
6 |
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четыpex овалов-лепестков на осевых линиях ).
|
1 |
А 18.09 |
Б 18.09 |
Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности |
7 |
Рисование мятой бумагой «Ваза с Цветами»
|
1 |
А 22.09 |
Б 24.09 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. |
8 |
Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм. |
1 |
А 25.09 |
Б 25.09 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. |
9 |
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы. Ваза керамическая.
|
1 |
А 29.09 |
Б 1.10 |
Передача объема предмета доступными средствами. |
10 |
Произведения мастеров народных художественных промыслов Татарстана |
1 |
А 2.10 |
Б 2.10 |
Воспитание умения определять на эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц. |
11 |
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).
|
1 |
А 6.10 |
Б 8.10 |
Передача объема предметов доступными средствами.
|
12 |
Беседа на тему: «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство» (Богородская деревянная игрушка: «Клюющие курочки», «Маша и Meдвeдь». Демонстрация изделий народного промысла (игрушки).
|
1 |
А 9.10 |
Б 9.10 |
Формирование общего представления о художественных средствах |
13 |
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы: «Крутой спуск», «Дорожные работы».
|
1 |
А 13.10 |
Б 15.10 |
Совершенствование умения анализировать объекты изображения |
14 |
Рисование с натуры объемного предмета конической формы: детская пирамидка.
Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения.
|
1 |
А 16.10 |
Б 16.10 |
Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения.
|
15 |
Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета
|
1 |
А 20.10 |
Б 22.10 |
Учить находить гармонически сочетающиеся цвета. |
16 |
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).
|
1 |
А 23.10 |
Б 23.10 |
Учит работать гуашевыми красками.
|
17 |
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате |
1 |
А 27.10 |
29.10 |
Соблюдение последовательности при изображении предмета |
18 |
Рисование новогодней елки |
1 |
А 30.10 |
Б 30.10 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. |
19 |
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).
|
1 |
А 10.11 |
Б 12.11 |
Умение анализировать объекты изображения.
|
20 |
Рисование на тему «Лес зимой» |
1 |
А 13.11 |
Б 13.11 |
Работа акварельными и гуашевыми красками |
21 |
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», Обучение высказыванию о содержании рассматриваемых произведений |
1 |
А 17.11 |
Б 19.11 |
Обучение высказыванию о содержании рассматриваемых произведений |
22 |
Рисование с натуры игрушки по выбору учителя |
1 |
А 20.11 |
Б 20.11 |
Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке |
|
II.Обучение композиционной деятельности.
|
20 |
|
|
|
23 |
Рисование с натуры цветочного горшка с растением |
1 |
А 24.11 |
Б 26.11 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
24 |
Рисование на тему «Зимние развлечения» |
1 |
А 27.11 |
Б 27.11 |
Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке |
25 |
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему: «Мы победители», Кривоногов. «Победа», Пузырьков «Отдых после боя». Воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц.
|
1 |
А 1.12 |
Б 3.12 |
Воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц.
|
26 |
Рисование с натуры игрушки сложной конструкции(подъемный кран или экскаватор) |
1 |
А 4.12 |
Б 4.12 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
27 |
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. |
1 |
А 8.12 |
Б 10.12 |
Соблюдение последовательности при изображении предмета |
28 |
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета: домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). |
1 |
А 11.12 |
Б 11.12 |
Работа акварельными и гуашевыми красками. Правильное расположение предметов друг относительно друга |
29 |
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин: И.Левитан «Март», «Первая зелень», К.Юон «Мартовское солнце». |
1 |
А 15.12 |
Б 17.12 |
Обучение высказыванию о содержании рассматриваемых произведений. |
30 |
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения. Стихи и сказки Г.Тукая |
1 |
А 18.12 |
Б 18.12 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
31 |
Рисование «Елочные игрушки». |
1 |
А 22.12 |
Б 24.12 |
Работа акварельными и гуашевыми красками. Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
32 |
Рисование с натуры предметов конструктивной формы(часы настольные, напольные, настенные) |
1 |
А 25.12 |
Б 25.12 |
Передача в рисунке зрительных представлений |
33 |
Рисование с натуры человека (позирующий ученик) |
1 |
А 12.01 |
Б 14.01 |
Установление последовательности выполнения рисунка |
34 |
Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках т.п) |
1 |
А 15.01 |
Б 15.01 |
Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке |
35 |
Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство России». |
1 |
А 19.01 |
Б 21.01 |
Развитие художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству. |
36 |
Рисование с натуры цветочного горшка с растением |
1 |
А 22.01 |
Б 22.01 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
37 |
Декоративное рисование - составление узора для вазы. |
1 |
А 26.01 |
Б 28.01 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
38 |
Рисование с натуры объемных предметов округлой формы |
1 |
А 29.01 |
Б 29.01 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
39 |
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом) |
1 |
А 2.02 |
Б 4.02 |
Умение анализировать объекты изображения |
40 |
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему: «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»).
|
1 |
А 5.02 |
Б 5.02 |
Воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц |
41 |
Декоративное рисование плаката «8 Марта». |
1 |
А 9.02 |
Б 11.02 |
Соблюдение последовательности при рисовании узоров |
42 |
Беседы на тему «Виды изобразительного искусства, Графика». |
1 |
А 12.02 |
Б 12.02 |
Знать и понимать виды изобразительного искусства. |
|
III.Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов и формирование умения передавать его в живописи.
|
18 |
|
|
|
43 |
Рисование открытки к 8Марта |
1 |
А 16.02 |
Б 18.02 |
Развитие самостоятельности в выполнении художественно- изобразительных заданий. |
44 |
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета(чемодан, ящик, коробка). Передача в рисунке формы, строения, пропорции и 1цвета предметов |
1 |
А 19.02 |
Б 19.02 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
45 |
Иллюстрирование отрывка литературного произведения. |
1 |
А 26.02 |
Б 25.02 |
Развитие умения выразить свое видение героев литературного произведения в рисунке |
46 |
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой, аквариум с рыбками). |
А |
Б2.03 |
4.03 |
Сравнение рисунков с объектом изображения |
47 |
Декоративное рисование, заполнение предложенной формы графическими элементами (дудлинг) |
1 |
А 5.03 |
Б 5.03 |
Соблюдение последовательности при рисовании узоров |
48 |
Рисование с натуры объемного предмета расположенного выше уровня зрения (скворечники) |
1 |
А 9.03 |
Б 11.03 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
49 |
Выполнение эскиза «Мода в школе». |
1 |
А 12.03 |
Б 12.03 |
Развитие воображения, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
50 |
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся) |
1 |
А 16.03 |
Б 18.03 |
Развитие умения выразить свое видение героев литературного произведения в рисунке |
51 |
Тематическое рисование «Любимый литературный герой» |
1 |
А 19.03 |
Б 19.03 |
Передача характерных особенностей в рисунке |
52 |
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор) |
1 |
А 30.03 |
Б 1.04 |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
53 |
Выполнение эскиза эмблемы, посвященной спортивным соревнованиям |
1 |
А 2.04 |
Б 2.04 |
Развитие представления и воображения, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов |
54 |
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся) |
1 |
А 6.04 |
Б 8.04 |
Развитие умения выразить свое видение героев литературного произведения в рисунке |
55 |
Тематическое рисование «Весенний пейзаж» |
1 |
А 9.04 |
Б 9.04 |
Передача в рисунке зрительных представлений |
56 |
Декоративное рисование. Самостоятельное составление букета из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме(по выбору учащихся). |
1 |
А 13.04 |
Б 15.04 |
Развитие самостоятельности в выполнении художественно- изобразительных заданий. |
57 |
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства, Графика». |
1 |
А 16.04 |
Б 16.04 |
Знать и понимать виды изобразительного искусства. |
58 |
Рисование на тему «Космические корабли в полете» |
1 |
А |
Б |
Передача в рисунке зрительных представлений |
59 |
Рисование симметричных форм-насекомые: бабочка, стрекоза, жук- по выбору (натура- раздаточный материал) |
1 |
А 20.04 |
Б 22.04 |
Передача пропорций и цветов предметов симметричной формы |
60 |
Декоративная роспись из морских камней «Жуки». |
1 |
А 23.04 |
23.04 |
Передача пропорций и цветов предметов симметричной формы |
|
IV.Обучение восприятию произведений искусства. |
8 |
|
|
|
61 |
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» - карикатура).
|
1 |
А 27.04 |
Б 28.04 |
Умение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.
|
62 |
Декоративная роспись морских камней «Жуки». |
1 |
А30.04 |
Б 30.04 |
Передача пропорций и цветов предметов симметричной формы |
63 |
Годовая контрольная работа |
1 |
А 4.05 |
Б 6.05 |
Проверка знаний и умений за год. |
64 |
Рисование: Весна. Скворцы прилетели. |
1 |
А 7.05 |
Б 7.05 |
Передача в рисунке зрительных представлений |
65 |
Рисование с натуры весенних цветов не сложной формы |
1 |
А 11.05 |
Б 13.05 |
Передача пропорций и цветов предметов. |
66 |
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций на тему о Великой Отечественной войне |
1 |
А 14.05 |
Б 14.05 |
Умение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.
|
67 |
Рисование на тему «Здравствуй, лето!» |
1 |
А 18.05 |
Б 20.05 |
Передача пропорций и цветов предметов симметричной формы |
68 |
Итоговое занятие. Выставка рисунков. |
1 |
А21.05 |
Б 21.05 |
Показ работ учащихся за год |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.