Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под ред. В.В. Воронковой, М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- Сб.1 – 224с., Музыка. – под ред. И.В. Евтушенко;
- образовательной программы школы.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройст. Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе.
Цель:освоение знаний о музыке, особенности музыкального языка, музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью
Задачи:
снятию эмоционального напряжения;
свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную
отзывчивость;
На реализацию программы по музыке отводится в год 34 часа (1 час в неделю)
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• понимать роль музыки в жизни человека;
• понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
• оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
• иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
• сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
Уметь:
• ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;
• совершенствовать умения и навыки самообразования
Содержание учебного курса
Вечные темы в искусстве (34 часа)
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р. Быков).
Восприятие — осознание — воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культурыкак звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
Примерный перечень музыкального материала
Колокольные звоны храмов и монастырей России.
Русь колокольная. Вариации на тему М. Мусоргского. А. Петров.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов (классические и современные интерпретации).
Симфония— от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для V—IXклассов — по выбору учителя)
Симфония № 5 (фрагменты). Д. Шостакович.
Симфония № 4 (фрагменты). А. Шнитке.
Опера — оперетта — мюзикл — рок-опера (из программы «Музыка» для У—IX классов — по выбору учителя)
Борис Годунов (фрагменты). М. Мусоргский.
Евгений Онегин (фрагменты), П. Чайковский.
Преступление м наказание. Рок-опера по мотивам романа Ф. Достоевского (фрагменты). Э. Артемьев.
Балет (из программы «Музыка» для V-lX классов — по выбору учителя)
Анюта. Балет по мотивам повести «Анна на шее» А. Чехова (фрагменты). В. Гаврилин.
Симфонические картины, поэмы, увертюры, сюиты, концерты (фрагменты из программы «Музыка» для V—IX классов — по выбору учителя)
Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V—IX классов — по выбору учителя). Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и д
Календарно тематическое планирования
№ урока |
Тема урока |
Дата по факту |
Дата по плану |
Основные понятия |
Ожидаемый результат |
1 |
Искусство как осмысление жизни Тормышны аңлау кебек сәнгат |
|
Философия. Сознание. Миропонимание. |
Знать что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение. |
|
2 |
Человек в музыке: персонаж, лирический герой.
Музыкада кеше: персонаж, лирик герой. |
|
Кантата. Опера. |
||
3 |
Драматические образы в музыке.
Музыкада драматик образлар. |
Симфония. Сюита. |
|||
4 |
«Нет повести печальнее на свете…» "Дөньяда моңсуланырлык повесть юк…» |
|
Увертюра. Контраст. |
||
5 |
«В поисках счастья» "Бәхет эзләп» |
30.09 |
Симфоническая сюита. |
||
6 |
Повесть о русском человеке. Повесть рус кешесе турында. |
|
Симфония-действо. |
||
7 |
На краю вечности.
Мәңгелек ягында. |
Реквием. Месса. |
|||
8 |
Образ человека в мировой музыкальной культуре. Философия музыки. Кеше образы дөньякүләм музыка мәдәниятендә. Музыка фәлсәфәсе. |
|
|||
9 |
Композиторы – новаторы своего времени. Сергей Рахманинов.
Композиторлар-үз чорының новаторлары. Сергей Рахманинов. |
|
|||
10 |
Композиторы – новаторы своего времени. Модест Мусоргский. Композиторлар-үз чорының новаторлары. Модест Мусоргский |
|
Знать что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
||
11 |
Композиторы – новаторы своего времени. Игорь Стравинский Композиторлар – үз чорының новаторлары. Игорь Стравинский |
|
|||
12 |
Композиторы – новаторы своего времени. Дмитрий Шостакович. Композиторлар – үз чорының новаторлары. Дмитрий Шостакович |
|
|||
13 |
Композиторы – новаторы своего времени. А. Шнитке. Композиторлар – үз чорының новаторлары. А.Шнипе |
|
|||
14 |
Композиторы – новаторы своего времени. А. Караманов. Композиторлар – үз чорының новаторлары. А.Караманов |
|
|||
15 |
Композиторы – новаторы своего времени. В. Гаврилин Композиторлар – үз чорының новаторлары.В.Гаврилин |
|
|||
16 |
«Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное». Обобщение. «Новаторлык-яңа шартларда мәңгелек сакланачак". Йомгак. |
|
|||
17 |
Музыка в жизни человек
Музыка кеше тормышында |
||||
18 |
Жанры в музыке Музыкада жанрлар |
Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
|||
19 |
Песня. Жанры народных песен. Народные напевы в музыке П.И. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского – Корсакова Җыр. Халык җырлары жанрлары. П. и. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский - Корсаков музыкасында халык көйләре |
|
|||
20 |
Вокальные жанры и их развитие в духовной музыке разных эпох. Вокал жанрлары һәм аларның төрле чорларда рухи музыкада үсеше. |
|
|||
21 |
Вокальные жанры и их развитие в светской музыке разных эпох Вокал жанрлары һәм аларны төрле чорларда дөньяви музыкада үстерү |
|
|||
22 |
Танец. Разнообразие танцевальных жанров
Бию. Бию жанрларының төрлелеге |
||||
23 |
Марш. История русского марша Марш. Рус маршының тарихы |
Марш |
|||
24 |
Жанры маршевой музыки
Марш музыкасы жанрлары |
|
|||
25 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Возрождение. Яңарыш 18-21 йөзләрдәге илебез һәм чит ил стильләренең характерлы билгеләре |
|
Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки. Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Повторить и закрепить тему, уметь определять образы музыкальных произведений о соотносить с иллюстрациями. |
||
26 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Барокко. 18-21 в. Барокконың илебез һәм чит ил стильләренең характерлы билгеләре. |
|
Барокко |
||
27 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Классицизм. 18-21 йөзләрдә Классицизм. |
|
Классицизм |
||
28 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Романтизм. Романтизм 18-21 йөзләрдә илебез һәм чит ил стильләренең характерлы билгеләре. |
|
Романтизм |
||
29 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Импрессионизм. 18-21 йөзләрдә Импрессионизмның характерлы билгеләре. |
|
Импрессионизм |
||
30 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Неоклассицизм. 18-21 йөзләрдә Неоклассицизм. |
|
Неоклассицизм |
||
31 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Классический авангард. 18-21 гасыр классик авангардның үз илебез һәм чит ил стильләренең характерлы билгеләре. |
|
Авангард |
||
32 |
Стилизация и полистилистика Стильләштерү һәм полистилистика |
|
|||
33 |
Музыкальный стиль – камертон эпохи Музыкаль стиль-камертон чоры |
Камертон |
|||
34 |
Итоговый урок Йомгаклау дәресе |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.