Рабочая программа "В мире шахмат", 1-4 кл.
Оценка 4.8

Рабочая программа "В мире шахмат", 1-4 кл.

Оценка 4.8
docx
28.01.2021
Рабочая программа "В мире шахмат", 1-4 кл.
РП 2020-2021 1-4 кл. В мир шахмат.docx

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире шахмат» для 1-4 классов разработана на основе программы «Шахматы в школе», 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

×          Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций  / Э.Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017

×          Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Рабочая тетрадь. Шахматы в школе. 1-ой год обучения:  учеб. пособие для общеобразоват. организаций  / Э.Э. Уманская, Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Рабочая тетрадь. Шахматы в школе. 2-ой год обучения:  учеб. пособие для общеобразоват. организаций  / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Рабочая тетрадь. Шахматы в школе. 3-ий год обучения:  учеб. пособие для общеобразоват. организаций  / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Рабочая тетрадь. Шахматы в школе. 4-ый год обучения:  учеб. пособие для общеобразоват. организаций  / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

×          Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017

 

Цель курса: создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи курса подразделяются на общие, образовательные, оздоровитель­ные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

-     массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

-     приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

-     открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

-     выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привле­чение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

Образовательные задачи способствуют:

-     приобретению знаний из истории развития шахмат;

-     постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шах­матных фигур, особенностях их взаимодействия;

-     овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

-     освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

-     знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время пар­тии;

-     изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особен­ностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

-     представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

-     первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

-     приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

-     воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимо­действия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

-   формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

 

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение курса предусмотрено в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа  (34 рабочих недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждом классе.

Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

 

Текущий: устный опрос; практические упражнения;

Промежуточный: шахматные задачи;

Итоговый (промежуточная аттестация): шахматный турнир.

 

1. Результаты освоения курса

Программа «В мире шахмат» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения курса отражают индивидуальные каче­ства, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного мате­риала. К личностным результатам относят:

-  формирование основ российской, гражданской идентичности;

-  ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

-     наличие чувства прекрасного;

-     формирование основ шахматной культуры;

-     понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

-     наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

-     готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-     уважительное отношение к иному мнению;

-     приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

-     воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоя­тельствам других людей;

-     умение управлять своими эмоциями;

-     дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-     формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

-     оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, комму­никативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

-     умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать по­знавательную цель деятельности в области шахматной игры;

-     владение способом структурирования шахматных знаний;

-     способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

-     умение находить необходимую информацию;

-     способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

-     умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

-     способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

-     умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

-     способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

-     умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

-     возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3. Регулятивные УУД:

-     умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен­ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации;

-     способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её ре­ализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей­ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного курса «В мире шахмат».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данного курса обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:

-     приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

-     владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

-  приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной

игры.

Планируемые результаты изучения курса

В результате освоения курса учащиеся должны знать/применять:

-     правила техники безопасности во время занятий;

-     историю возникновения и развития шахматной игры;

-  имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

-  вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

-     историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;

-     историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шах­матных деятелей России;

-  приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

 

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

-  уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вер­тикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взя­тие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-     знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

-     иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

-     ориентироваться на шахматной доске;

-     играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-     правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

-     правильно расставлять фигуры перед игрой;

-     различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-     рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

-     знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

-     знать «цену» каждой шахматной фигуры;

-     усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

-     владеть способом взятия на проходе;

-     записывать шахматную партию;

-     уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с за­писью своих ходов и ходов партнёра;

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

-     уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, напа­дать и создавать угрозы;

-     защищать свои фигуры от нападения и угроз;

-     решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней го­ризонтали, открытый и двойной шахи;

-     ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

-  разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

-   реализовывать большое материальное преимущество.

К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:

-     владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

-     понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в нача­ле партии;

-     знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

-     уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать боль­шое материальное преимущество;

-     принимать участие в шахматных соревнованиях.

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:

-     владеть основными шахматными понятиями;

-     владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан­тов в практической игре;

-     находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;

-     знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

-     уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

-     разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

-     уметь реализовывать материальное преимущество;

-     принимать участие в шахматных соревнованиях.

 

2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат

История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррин­ги, соревнования, шахматные праздники.

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

1 класс (33 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии.

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.

Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси.

 

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии.

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры.

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром.

 

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Соревнования

 

Основные содержательные линии.

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами.

2 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии.

Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира.

 

 

Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии.

Основы шахматной игры (повторение материала первого года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами).

Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии.

Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали».

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

 

Основные содержательные линии.

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

 

Основные содержательные линии.

Участие в школьном шахматном празднике.

 

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.

Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии.

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Знают историю возникновения
шахматных соревнований,
правила проведения
соревнований, различные системы
проведения шахматных
соревнований.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии.

Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки.

Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

 

Основные содержательные линии.

Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат».

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

 

Соревнования

Основные содержательные линии.

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии.

Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

4 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии.

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии.

Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген».

Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания.

Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках.

Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

 

Основные содержательные линии.

Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации.

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии.

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии.

Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

 

3. Тематическое планирование

 

Виды деятельности

Распределение учебных часов

 

п/п

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

 

1

Сведения из истории шахмат

1

1

1

1

 

2

Базовые понятия шахматной игры

29

20

20

22

 

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

 

3

Конкурсы решения позиций

-

4

4

2

 

4

Соревнования

3

8

8

8

 

5

Шахматные праздники

-

1

1

1

 

Общее количество часов

33

34

34

34

34

 

 

 

 


 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире шахмат» для 1-4 классов разработана на основе программы «

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире шахмат» для 1-4 классов разработана на основе программы «

Образовательные задачи способствуют: - приобретению знаний из истории развития шахмат; - постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шах­матных фигур, особенностях их взаимодействия; -…

Образовательные задачи способствуют: - приобретению знаний из истории развития шахмат; - постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шах­матных фигур, особенностях их взаимодействия; -…

Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, комму­никативных и регулятивных

Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, комму­никативных и регулятивных

Планируемые результаты изучения курса

Планируемые результаты изучения курса

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны: - владеть основными шахматными понятиями; - владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан­тов в…

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны: - владеть основными шахматными понятиями; - владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан­тов в…

Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира

Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки

Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки

Базовые понятия шахматной игры

Базовые понятия шахматной игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2021