Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире шахмат» для 1-4 классов разработана на основе программы «Шахматы в школе», 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
× Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017
× Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Рабочая тетрадь. Шахматы в школе. 1-ой год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Рабочая тетрадь. Шахматы в школе. 2-ой год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Рабочая тетрадь. Шахматы в школе. 3-ий год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Рабочая тетрадь. Шахматы в школе. 4-ый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
× Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017
Цель курса: создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи курса подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
- открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.
Образовательные задачи способствуют:
- приобретению знаний из истории развития шахмат;
- постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
- овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
- освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
- изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
- представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
- первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
- приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
- воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение курса предусмотрено в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа (34 рабочих недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждом классе.
Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Текущий: устный опрос; практические упражнения;
Промежуточный: шахматные задачи;
Итоговый (промежуточная аттестация): шахматный турнир.
1. Результаты освоения курса
Программа «В мире шахмат» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской, гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного курса «В мире шахмат».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данного курса обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной
игры.
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения курса учащиеся должны знать/применять:
- правила техники безопасности во время занятий;
- историю возникновения и развития шахматной игры;
- имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
- приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
- уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать «цену» каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
- владеть способом взятия на проходе;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра;
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
- уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
- разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
- владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
- понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
- знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
- владеть основными шахматными понятиями;
- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;
- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
- уметь реализовывать материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Содержание раздела |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
1 класс (33 ч) |
||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
||
Из истории шахмат |
Основные содержательные линии. Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. |
Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси.
|
Базовые понятия шахматной игры |
Основные содержательные линии. Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. |
Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром.
|
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
||
Соревнования
|
Основные содержательные линии. Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». |
Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. |
2 класс (34 ч) |
||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
||
Из истории шахмат |
Основные содержательные линии. Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. |
Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. |
Базовые понятия шахматной игры |
Основные содержательные линии. Основы шахматной игры (повторение материала первого года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. |
Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
||
Конкурсы решения позиций |
Основные содержательные линии. Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». |
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования
|
Основные содержательные линии. Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». |
Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник
|
Основные содержательные линии. Участие в школьном шахматном празднике.
|
Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют
эмоции в процессе Соблюдают
правила техники |
3 класс (34 ч) |
||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
||
Из истории шахмат |
Основные содержательные линии. История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. |
Знают
историю возникновения |
Базовые понятия шахматной игры |
Основные содержательные линии. Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. |
Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
||
Конкурсы решения позиций
|
Основные содержательные линии. Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат». |
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.
|
Соревнования |
Основные содержательные линии. Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». |
Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник |
Основные содержательные линии. Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. |
Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
4 класс (34 ч) |
||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
||
Из истории шахмат |
Основные содержательные линии. История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. |
Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России. |
Базовые понятия шахматной игры |
Основные содержательные линии. Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. |
Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
||
Конкурсы решения позиций
|
Основные содержательные линии. Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации. |
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования |
Основные содержательные линии. Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». |
Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени. |
Шахматный праздник |
Основные содержательные линии. Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. |
Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
3. Тематическое планирование
№ |
Виды деятельности |
Распределение учебных часов |
|
|||
п/п |
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
|
|||||
1 |
Сведения из истории шахмат |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
2 |
Базовые понятия шахматной игры |
29 |
20 |
20 |
22 |
|
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
|
|||||
3 |
Конкурсы решения позиций |
- |
4 |
4 |
2 |
|
4 |
Соревнования |
3 |
8 |
8 |
8 |
|
5 |
Шахматные праздники |
- |
1 |
1 |
1 |
|
Общее количество часов |
33 |
34 |
34 |
34 |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.