РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВЕРОЯТНОСТЬ И
СТАТИСТИКА»
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВЕРОЯТНОСТЬ И
СТАТИСТИКА»
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья иэмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
• выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
• разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
• выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
• выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
• выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
• в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
• представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
• принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
• участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
• самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
• владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
• оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 |
Описательная статистика |
8 |
|
1 |
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/c73e90e1-128f-4a51-8d4ec3eb294271e8 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/10e3b9e6-5420-4c33-9ad1ecbd99d6afc8 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/d5487125-6d9b-46b7-a274494ca1e009d0 |
3 |
Случайная изменчивость |
6 |
|
1 |
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/80874102-0330-45b8-b6b5c34c49e00683 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/378039dc-825c-4e90-93c9- 029fc2b42646 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/6cc6d920-8fb7-4261-8ee3- 2065ec3d9b7a https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/95013f23-bc29-41cf-bf31b58d57e65319 |
4 |
Введение в теорию графов |
4 |
|
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/bf59f86d-92fd-47a2-be8db71b0fb9302e https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/be06104a-f327-495b-9c31- 1bed1cbdb649 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/f2d0a0f6-f6f6-4ec2-ac18- 33648bc40494 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/955d9fae-0ce0-40ff-80a733266fcaee65 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Вероятность и частота случайного события |
5 |
|
1 |
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/8da47d17-7e3a-4d80-a21b- 7396052a1e67 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/7d15649a-acd0-46cd-a9d9- 379825e44f60 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/a13fc1df-0cb0-4df7-b1b48b287d65a110 |
6 |
Обобщение, систематизаци я знаний |
4 |
2 |
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/f0c75638-4afa-49d3-8783- 8d10ccd1d651 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/d29adfa2-5003-421b-9c1c- 57a542c3eefa https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/25baafc7-40de-4030-bec9- 223582937206 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/bbcf0fd8-2ea8-4c20-a63730565696286d |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
2 |
5 |
|
|
|
|
|
|
ea14705c2214 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/7e41ba82-0a3b-4ba9-8fed- 7b5bee3f6ded https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/34f00d3f-f6ee-4e29-a319f5d81a3d |
4 |
Вероятность случайного события |
10 |
|
1 |
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/cb70d66a-e018-4c3c-a657db7b07cbf003 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/abe1a02d-a293-4436-ab12- 56b24eea3f34 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/274ad059-18bc-4ec2-b4f8- 38af6e574312 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/9f144a66-31ad-4e99-b3513a15dd02ca6b |
5 |
Введение в теорию графов |
7 |
|
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/18f8a88c-d823-43be-b6b8- 0c37ef05e3ce https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/be26649b-6426-4e23-8b13- 32a51e78181a https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/56398692-7f75-4c16-98e93e65578588ac |
6 |
Случайные события |
10 |
|
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/03466fc4-a79b-4292-8686ac2688060d83 |
|
|
|
|
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/7fc0c87a-8fa9-4f9b-bf42- 91c11084fdb https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/8c626c26-3f15-44d2-a8e7bd67877d71eb https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/3c65234f-0b50-4ef0-9860e6cd7bc13f0 |
7 |
Обобщение, систематизаци я знаний |
10 |
2 |
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/bf6781ba-2596-4071-ad06d76fa0bfcdf https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/05a19ce6-a857-4afe-b734- 2f08ed7085b9 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/21d70b19-c397-43a0-9ba9- 78b500349107 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/681d6cae-e925-453a-adffdbff231bfae5 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
2 |
1 |
|
9 КЛАСС
№ п/ п |
Наименован ие разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
2- 3- 3- 0- 8- 2-a64b77f4dffe |
||
Всег о |
Контрольн ые работы |
Практическ ие работы |
||||
1 |
Повторение курса 8 класса |
20 |
|
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/b302f296-6677-4c7f-b18 |
|
32bb55a31585 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/3615a242-7586-4f43-87f |
||||||
1bb50bcbc191 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/20e34273-c42c-4dc2-8a7 |
||||||
258abcc40487 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/df9a9b8c-5f69-48cb-b23 |
||||||
062222a2c605 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/dd299365-bdc4-49aa-9c2 |
||||||
b50e74dd61b2 |
||||||
2 |
Элементы комбинатори ки |
6 |
|
1 |
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/4f537714-7615-43e8-b3f |
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/285b8513-c37d-4242-af9 |
a- 1- |
|||||
a45091a25e75 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/843d0c02-e41c-4c13-854 |
|
|
|
|
|
398f207b8158 |
7-3d54b0e5afac |
3 |
Геометричес кая вероятность |
5 |
|
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/d1d91c5f-c153-4f8a-887 |
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/fc7257c3-5edb-43c5-8cb |
8-f05c26b50c6f |
|||||
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/c0f6e28e-e40d-408a-9af |
7- c- b-3df682e383da |
|||||
88e858a43b05 |
||||||
4 |
Испытания Бернулли |
6 |
|
1 |
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/1306786e-8acc-4a3a-ba2 |
|
d431a122f76c https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/296348fa-09b3-43ef-8fe |
||||||
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/c5f15007-7afb-444d-b0ff |
-34bc803319e1 |
|||||
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/f756d6e9-b125-4b06-b81 |
e- 5-e2cf197ebdf4 |
|||||
13125e127b87 |
||||||
5 |
Случайная величина |
5 |
|
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/157edc48-81f8-4d2c-95d |
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/7553bb9f-460b-41cc-abb |
9- 1-f5daf14cc5a2 |
|||||
5447e07a5b23 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/cdf94778-d460-4e9d-b85 |
||||||
|
76- |
|||||
6 |
Обобщение, |
9 |
1 |
|
https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/b72a1143-a717-4840-9a |
|
контроль |
|
|
|
6046112f905e https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/97c41773-4de8-43ff-bd6 |
9- |
ce2bc427c302 https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/95e9da50-d02f-4728-886 |
c- |
|||||
abb7b99b713e https://academy-content.myschool.edu.ru/lesson/74ba706d-4c95-42b5-83 |
63- |
|||||
46b1a848bc52 |
|
|||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
51 |
1 |
2 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.