Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Владимирской области «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Клуб читателей»
Программа разработана
Илюшиной Т.В.
|
|
2019 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Клуб читателей» разработана на основе следующих документов:
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихсяс
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
образовательные отношения с которыми возникли с 01.09. 2016 г.
(ВАРИАНТ 1) ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат г. Кольчугино»
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры с целью противодействовать этому явлению.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы – повышение интереса к чтению через формирование читательской компетенции.
Задачи программы:
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и
восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на
слушание и чтение произведений;
введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего
читателя интереса к книге, потребности в систематическом чтении литературных
произведений, навыков работы с книгой и другими информационными ресурсами, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
обучение читателя навыкам пользования библиотечно-информационным центром, ее фондом; формирование представлений об информационно-поисковой деятельности, как жизненно важной, в информационном обществе;
развитие в детях потребности в постоянном общении с книгой путем знакомства с творчеством детских писателей и поэтов.
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности «Клуб читателей» является элементом эффективной реализации новых ФГОС и разработана для обучающихся 4-х классов.
Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность, ориентирована на формирование духовно-нравственной и социально ценной личности и является дополнением в отношении базового литературного чтения, позволяющего закрепить устойчивый интерес к словесному творчеству и умению самостоятельно выбрать литературное произведение для самостоятельного чтения вне школы в соответствии с собственным художественным вкусом.
Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий. Чтение может и должно стать фундаментом для решения таких актуальных задач современной школы, как обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи; формирование навыков самообразования и самореализации личности; непрерывность образования в течение всей жизни человека.
Данная программа внеурочной деятельности направлена на приобщение младших школьников к культуре чтения, формирование читательской компетенции и ориентирована на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой деятельности учащихся с использованием традиционных и новых информационных технологий.
Программа основана на принципах системности, непрерывности, дифференцированного и личностно-деятельного подхода, которые предполагается реализовать с помощью различных методов организации деятельности обучающихся.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с информационными ресурсами, демонстрация, проектная деятельность, игровая форма, метод создания ситуаций творческого поиска, создание проблемных ситуаций, громкое чтение и художественное рассказывание.
Формы организации занятий различные: заседание клуба, которое может проводиться в форме практического занятия, ситуативной игры и др.; устный журнал; литературный утренник; беседа-обзор и т.д.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Программа внеурочной деятельности «Клуб читателей» вводит в мир литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Данная программа ориентирована на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой деятельности учащихся с использованием традиционных и новых информационных технологий, формирует читательскую компетенцию – важное средство самообразования.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа: 1 час в неделю.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
- Развитие читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как к
читателю, к обществу как к носителю книжной культуры, к тексту как к сложной
иерархической системе культуры.
- Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора школьником более ценных
текстов для удовлетворения читательских потребностей.
- Наличие мотивации с желанием включатся в различные проекты, связанные с
чтением, с интересом выполнять учебные задания, связанные с чтением.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других
народов.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение понятиями, отражающими существование связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.)
.- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметные результаты
- Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
- Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
- Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
- Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; понимание роли чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
- Понимание первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения; умение использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации.
- Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы
4 класс (34 ч)
Тема 1. История книги. Библиотеки (2ч)
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Тема 2. По дорогам сказок. (5 ч)
Русские народные сказки: «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка– бурка».
Сказки Д.Мамина – Сибиряка, К.Паустовского.
Тема 3. Басни и баснописцы (1 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова.
Тема 4. Книги о родной природе (7 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Поэзия Ф.Тютчева, И.Никитина, А.С.Блока, С.Есенина, Н.Некрасова.
Тема 5. Великие русские писатели (4ч)
Рассказы Л.Н. Толстого для детей. «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
А.С.Пушкин. Сказки. Поэзия М.Ю.Лермонтова
Тема 6. Были - небылицы (3 ч)
Рассказы для детей М.Горького, К.Паустовского, А. Куприна.
Тема 7. Дети — герои книг (2 ч)
Стихи о детях А. Барто, С.Маршака, С. Михалкова.
Тема 8. Книги зарубежных писателей (1 ч)
Сказки Г.Х.Андерсена. Мифы Древней Греции.
Тема 9. Люби живое (4ч)
В.Белов «Про Мальку», В.Бианки «Мышонок Пик», В.Астафьев «Капалуха».
Тема 10. По страницам детских журналов (2 ч)
Вредные советы Г. Остера; Весёлые стихи Романа Сефа.
Тема 11. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (3ч)
Рассказы М.Зощенко, А.Платонова, Н.Носова.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1. |
День Знаний |
1 |
01.09 |
|
2. |
Творчество Н.Носова. Выставка книг. |
1 |
08.09 |
|
3-4 |
Волшебный мир сказок. Русские народные сказки.(Лисичка со скалочкой) Инсценировка |
2 |
15.09 22.09 |
|
5-6. |
Сказка «Про бурого мишку и мышку-вертушку» Конкурс рисунков. |
2 |
29.09 06.10 |
|
7. 8 9 |
Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». Просмотр мультфильмов по сказкам. |
3 |
13.10 20.10 10.11 |
|
10. |
К. Чуковский. Биография. Творчество Стихотворение «Путаница» |
1 |
17.11 |
|
11. |
«Айболит». Беседа по сказке |
1 |
24.11 |
|
12. |
«Бармалей» Выразит. чтение отрывков |
1 |
01.12 |
|
13. |
«Тараканище». Инсценировка |
1 |
08.12 |
|
14- 15
|
«Федорино горе». Рисование книжки-малышки» |
2 |
15.12 22.12 |
|
16 17 18 |
Подготовка к неделе начальных классов. «Крокодил и солнце». Заучивание наизусть отрывка. |
3 |
12.01 19.01 26.01 |
|
19 |
Рассказы о животных А. Куприна. |
1 |
02.02 |
|
20 |
Книги Л.Н. Толстого для детей. Чтение рассказов. «Гроза в лесу». «Акула». «Котенок» |
2 |
09.02 16.02 |
|
21 |
||||
22 23 |
В.Бианки «Лесная газета» |
2 |
02.03 16.03 |
|
24-25 |
Стихи для детей С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, Е.Благининой. Заучивание наизусть. |
2 |
23.03 06.04 |
|
26. |
Рассказы М.Зощенко. |
1 |
13.04 |
|
27. |
Творчество Николая Носова.»Приключения Незнайки и его друзей» Просмотр фильма. |
1 |
20.04 |
|
28 |
Вредные советы Г.Остера |
1 |
27.04 |
|
29 |
Весёлые стихи Р. Сефа. |
1 |
11.05 |
|
30 |
Сказки Г.Х.Андерсена. Внеклассное чтение.
|
1 |
18.05 |
|
31. |
Песенки - потешки. Из русского фольклора. Игры на воздухе. |
1 |
25.05 |
|
|
Итого: 31 час |
|
Ресурсное обеспечение программы:
1.Художественная литература по изучаемым произведениям.
2.Презентации
3.»Животный мир нашей Родины» В. П. Герасимов. Москва. Просвещение, 2015г 4.Энциклопедии.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.