муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12» города Смоленска
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Мир познаем. Глазки бережем»
для 2 класса
Составитель:
учитель-логопед
Носова Виктория Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время является актуальной проблема охраны и развития зрения детей в условиях начального обучения. На момент выпуска из специального дошкольного образовательного учреждения, благодаря проведению комплекса лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы удается достигнуть стабилизации зрительных функций и зрительного восприятия у данной категории детей. Однако переход к новым условиям деятельности, увеличение зрительной нагрузки, отсутствие специальной медико-психолого-педагогической поддержки приводит к регрессу достигнутых результатов.
Кроме того, на сегодняшний день имеется стойкая тенденция к росту числа детей со зрительной патологией ранее не охваченных тифлопедагогической помощью в дошкольном возрасте и продолжающих обучение в условиях общего образования. Перечисленные обстоятельства требуют создания оптимальных условий обучения и уровня компетенции педагогов начальных классов общеобразовательной школы по вопросам развития и охраны зрения.
Современными офтальмологами и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержки детям с нарушением зрения путем организации определенных коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие их познавательной деятельности (Э. С. Аветисов, Л. П. Григорьева, л. В. Рудакова, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова и др.).
В настоящее время в нашей стране специальная поддержка детей с нарушением зрения на государственном уровне осуществляется в большинстве своем только в дошкольном возрасте. Однако, исходя из научных данных, созревание зрительного анализатора завершается к 5-7 годам. Благодаря проводимым лечебно-восстановительным и коррекционно-развивающим мероприятиям, удается достичь стабилизации зрительных функций (остроты зрения, цветоразличения, поля зрения, глазодвигательных функций) и подготовить ребенка к овладению учебными навыками. В тоже время зрительная система в этом возрасте продолжает активно формироваться, и в условиях нового вида деятельности с увеличением зрительной нагрузки происходит регресс уже достигнутого уровня в дошкольный период, что требует преемственности в оказании необходимой поддержки и продолжения работы в совершенствовании качественных характеристик зрительных функций на начальной ступени школьного образования.
Прекращение специально организованной лечебно-восстановительной работы и отсутствие коррекционных занятий, направленных на развитие зрительного анализатора, а также несоблюдение офтальмо-гигиенических условий по охране зрения в период начального обучения в общеобразовательной школе способствует резкому снижению функции центрального зрения (остроты зрения, бинокулярности фиксации, локализации стереоскопического видения) у детей со зрительной патологией. Отсутствие специальной поддержки для данной категории детей приводит к снижению различительной способности зрительного анализатора, темпа и качества зрительной работы и, как следствие, к снижению школьной успеваемости в целом. Наряду с этим, вызывает тревогу широкое распространение на ступени начальной школы такого зрительного заболевания как близорукость, которое встречается у 5-6% учащихся, в последующем их количество увеличивается до 40%, что связано с периодом роста и формирования глазного яблока как оптической системы под влиянием неблагоприятных условий зрительной работы.
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения является важнейшим направлением коррекционно-развивающей работы в начальных классах, имеющих детей со зрительной патологией.
Нарушения зрения, обусловливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, влечет за собой снижение скорости, конкретности, дифференцированности, аналитичности восприятия, возникновение трудностей в овладении оперировании сенсорными эталонами, зрительными образами и представлениями, в овладении измерительными навыками, ориентировке в пространстве. Это неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающей действительности и влечет за собой недостаточное удовлетворение зрительных потребностей детей, отрицательно сказывается на развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.В свою очередь все перечисленное приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости детей данной категории.
Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие моторного и сенсорного компонента зрительного анализатора как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Нарушение глазодвигательных функций у детей с нарушением зрения приводит к тому, что нередко зрительно-моторные координации оказываются недостаточно сформированы к началу обучения.
Наличие специально организованного процесса, включающего в себя лечебно-восстановительную и коррекционно-развивающую работу позволяет нивелировать особенности зрительного восприятия, обусловленные нарушением зрения.
Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия детей, имеющих зрительную патологию, в процессе начального обучения реализуется за счет внедрения в коррекционно-адаптационные области учебного плана занятий по развитию зрительного восприятия.
Общая характеристика курса.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Охрана зрения и развития зрительного восприятия» для детей с нарушением зрения разработана по годам обучения. Содержание программы позволяет отобрать материал с учетом индивидуальных возможностей и индивидуальной подготовки воспитанников, а также с учетом глубины зрительной патологии. Работа по развитию зрительного восприятия начинается с всестороннего изучения всех учащихся класса: изучение офтальмологического диагноза, выявление уровня развития зрительного восприятия как всего класса (средние показатели), так и каждого отдельного ученика. Коррекционные занятия проходят в соответствии с медицинскими показаниями, с учетом требований охраны и гигиены зрения. Воспитание зрительской культуры. Содержание программы соотносится с общедидактическими задачами и обеспечивает воздействие педагогическими средствами на функциональную, операционную и мотивационную стороны восприятия.
Программа разработана на основе:
· Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2011 год;
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;
· Устава МБОУ «СШ № 12»;
· Программа развития воспитательной компоненты МБОУ «СШ № 12»;
· Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СШ № 12»;
· Календарного учебного графика МБОУ «СШ № 12».
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред. Л.И. Плаксиной - М., 1999.
Цели и задачи:
Цель программы: программа коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения направлена на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся. Воспитание у детей с нарушением зрения правильного отношения к своему здоровью, развитие умений и навыков, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, обеспечение самореализации и успешной адаптации в социальном обществе.
Для достижения поставленной цели программы необходимо выполнение следующих задач:
1. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом зрительных возможностей учащихся.
2. Создание щадящего режима в учебно-воспитательном процессе (соблюдение определенных санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения).
3. Осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы.
4. Проведение диагностических исследований по определению динамики развития детей, коррекции и компенсации недостатков развития.
5. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом возможностей и личностных особенностей каждого ребенка.
Ценностные ориентиры содержания курса
· Понимание значимости зрения в жизнедеятельности для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
· Формирование потребности в рациональном использовании зрения в жизнедеятельности, в т.ч. в учебной деятельности.
· Овладение перцептивными действиями, в т.ч. действиями перцептивного моделирования, сенсорными эталонами, их системами.
· Развитие свойства зрительного восприятия: объём, константность, осмысленность, обобщѐнность, целостность и детальность, категоризация и др.
· Освоение ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей функцией зрительной деятельности, способов решения зрительных задач на поиск и обнаружение, на сличение, идентификацию, локализацию, соотнесение, узнавание и называние.
Основные возрастные особенности группы школьников
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.
Условия реализации программы
Курс предназначен для обучающихся 2 класса и рассчитан на один год обучения. Изучение курса в 2 классе составляет 34 часа.
Режим занятий – ____1__ раз в неделю .
Характеристика системы отслеживания и оценивания результата
Отслеживание и оценивание результата происходит с помощью диагностики. Диагностика зрительного восприятия проводится с помощью диагностического инструментария, который должен представлять из себя комплексную систему, позволяющую выявить уровень развития всех важнейших функций зрительного восприятия у младших школьников с нарушением зрения..
Контрольные психолого-педагогические исследования проводятся в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. Оценка достигнутого уровня развития восприятия производится на основе сопоставительного анализа полученных данных.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ КУРСА
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные универсальные учебные действия
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
-учебно - познавательный интерес к учебному материалу;
-развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-установка на здоровый образ жизни, бережное отношение к нарушенному зрению; потребность в двигательной активности, мобильность;
- ориентация на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия :
- принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-устанавливать аналогии
Коммуникативные универсальные учебные действия
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
-строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
-владеть диалогической формой коммуникации
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания;
-задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Предметные универсальные учебные действия
· быстро и правильно ориентироваться на листе бумаги в клетку и узкую линейку;
· копировать объекты с большим количеством деталей;
· классифицировать письменные буквы по разным основаниям;
· анализировать сложную геометрическую форму, выделяя все конфигурации составных частей;
· называть формы четырехугольника;
· знать призму, пирамиду, параллелепипед, конус;
· выделять оттенки цветов в окружающем;
· создавать цветовые гаммы по насыщенности;
· использовать явления природы для ориентировки во времени;
· воспроизводить и моделировать позы;
· знать понятие недели;
· определять возрастные отношения между членами семьи;
· определять пространственные отношения;
· пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы при выполнении в работе и контроле;
· уметь самостоятельно готовить рабочее место в классе и дома; привычно соблюдать правильную осанку;
· выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в коррекционной работе;
· придерживаться заданного темпа работы;
· овладевать отдельными приемами контроля;
· оценивать работу товарища;
· планировать учебные занятия в режиме дня.
Формы проведения занятий
|
Тема урока |
Форма проведения занятия |
1 |
Стартовое диагностическое обследование учащихся с целью выявления уровня зрительного восприятия |
Диагностика. Практическое занятие. |
2 |
Продолжение обучению ориентировке на листе бумаги в клетку. Выполнение графических диктантов (до 8-9 команд). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия. |
3 |
Расширение представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Знакомство и изображением ромба, трапеции, прямоугольника, овала |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
4 |
Составление предметов из контуров известных геометрических фигур и их штриховка.. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
5 |
Выполнение графических заданий на листе в узкую линейку. Изображение простых фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
6 |
Понятие о симметрии предмета |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия. |
7 |
Понятие о симметрии предмета |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
8 |
Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания |
9 |
Отыскивание чисел в таблицах. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
10 |
Отгадывание кроссвордов |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
11 |
Определение закономерностей и заполнение пустых клеток |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
12 |
Заполнение таблиц с использованием шифра. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
13 |
Заполнение таблиц с использованием шифра. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
14 |
Лабиринты. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
15 |
Лабиринты. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
16 |
Локализация заданных форм из множества других, определение формы предмета или его частей. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
17 |
Знакомство с категорией четырехугольник: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
18 |
Выделение на картинках заданных геометрических фигур (геометрические фигуры на предметных и сюжетных картинках и в качестве элементов и как мелкие включения). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
19 |
Выделение на картинках заданных геометрических фигур (геометрические фигуры на предметных и сюжетных картинках и в качестве элементов и как мелкие включения). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
20 |
Сравнение предлагаемых изображений с эталонами. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задание. |
21 |
Анализирование сложной геометрической формы, выделяя все конфигурации составных частей (в пятиугольнике треугольник и квадрат, в прямоугольнике два квадрата). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
22 |
Анализирование сложной геометрической формы, выделяя все конфигурации составных частей (в пятиугольнике треугольник и квадрат, в прямоугольнике два квадрата). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
23 |
Формирование умения в точечном изображении видеть предмет. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
24 |
Развитие способности узнавать предметы в контуре, силуэте. Их классификация. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
25 |
Развитие способности узнавать предметы в контуре, силуэте. Их классификация. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
26 |
Поиск отличий на иллюстрациях |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
27 |
Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 6-ти фигур). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
28 |
Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 6-ти фигур). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
29 |
Составление сложной фигуры из простых форм (игра «Танграм»). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
30 |
Составление сложной фигуры из простых форм (игра «Танграм»). |
. Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания. |
31 |
Определение удаленности предметов в зависимости от насыщенности окраски (чем дальше, тем темнее). |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия, творческие задания |
32 |
Прослеживание пути указкой, а затем глазами |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия. |
33 |
Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения. |
Рассказ, показ, беседа, практические занятия. |
34 |
Итоговое занятие. |
Диагностика. Практические задания. |
Мониторинговая карта
Критерии |
Показатели |
Диагностический инструментарий |
Сроки проведения мониторинга |
Личностные результаты: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы; -учебно - познавательный интерес к учебному материалу; -развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей; -способность к оценке своей учебной деятельности; -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; -установка на здоровый образ жизни, бережное отношение к нарушенному зрению; потребность в двигательной активности, мобильность; - ориентация на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;
|
Прогнозируемый воспитательный результат: Знают как определять пространственное расположение предметов(1 уровень)
|
Анкета «Как сберечь свое зрение?» |
Сентябрь |
Умеют выполнять графические задания (2 уровень) |
Методика «Графический диктант» |
Апрель |
|
самостоятельно выстраивать алгоритм индивидуальной и коллективной работы (3 уровень) |
Методика «Оцени себя» |
май |
|
Прогнозируемый воспитательный эффект: Воспитание у детей с нарушением зрения правильного отношения к своему здоровью, развитие умений и навыков, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, обеспечение самореализации и успешной адаптации в социальном обществе.
|
Диагностика «Уровень воспитанности» |
Февраль |
|
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
|
- принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; |
Диагностика умения работать по образцу «Домик», |
Октябрь, апрель |
Коммуникативные УУД:
|
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), -владеть диалогической формой коммуникации - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания; -задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия; |
тест «Изучение коммуникативных умений» |
Октябрь, апрель |
Познавательные УУД |
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; -устанавливать аналогии
|
Наблюдение, дневник достижений |
В течение учебного года |
Предметный результат
|
-Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет. -Самостоятельно показывать и называть основные цвета, выделять оттенки, раскладывать от светлого к темному. -Узнавать и называть геометрические фигуры. -Составлять предмет из 2—3 частей. -Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов. -Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов. -Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения. -Ориентироваться на собственном
теле и на плоскости листа бумаги.
|
Лист индивидуальных достижений (портфолио)
Рефлексивная карта (портфолио) |
В течение учебного года
Май |
Литература для учителя
1 Г. В. Никулина, И. П. Волкова, Е. К. Фещенко «Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения». Санкт-Петербург Издательство РГПУ им А. И Герцена 2001 г.
2. . Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения – М., 1990 г.
3. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. М., 2001.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – Москва, 2000.
5. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. М., 2001.
6. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов на Дону, 2005
7. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. С.-П., 2002.
8. Обучение в коррекционных классах. Пособие для учителя/ Под ред. Кумариной Г.Ф. Я.,1992.
9. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи. М., 1998.
10. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. К., 1998.
11. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. СПб, 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.