Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Оценка 4.9
docx
30.11.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"
Рабочая программа внеурочной деятельности Проектно-исследовательская деятельность.docx

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Проектно-исследовательская деятельность»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и методологической основой программы являются Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмо Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС». Программа внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» разработана для занятий с обучающимися 6–9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, объемом 17 часов учебной нагрузки, определенным учебным планом образовательного учреждения ______________
____________________________________________ (3 часа в неделю, всего 117 часов).

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в основной школе. Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс в школе направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность. Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов к организации внеурочной деятельности программа направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

 

Место предмета в учебном плане

Учебный план отводит 117 часов для внедрения курса в течение одного года как «внеурочная деятельность» на этапе основного общего образования для учащихся 6–9-х классов 3 часа в неделю. Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Продолжительность занятий – 45 минут.

 

Актуальность программы

Социальная значимость курса программы предусматривает практико-ориентированную деятельность, так как современному обществу необходимы специалисты, умеющие оперировать знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности. Один из способов решения этой проблемы – организация исследовательской деятельности с детьми.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода; к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; умения; делать выбор и принимать решения.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности. В конце XX века проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности.

Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию УУД, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании.

Цель курса, как и общего образования, – формирование разносторонне развитой личности.

Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

·       воспитывать у учащихся интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества и т. д.);

·       формировать склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности умений и навыков проведения экспериментов;

·       развивать умения самостоятельно, творчески мыслить, самостоятельно работать с научной литературой;

·       обучать методикам обработки полученных данных и анализа результатов, составления и формирования отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы;

·       мотивировать выбор профессии, профессиональной и социальной адаптации;

·       пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства и т. д.

 

Концептуальные основы курса программы

Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.

Деятельностный подход. Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.

Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Принцип уважения к иной точке зрения.

Принцип обеспечения ответственности за результат. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Принципами организации внеурочной деятельности являются:

·       соответствие возрастным особенностям обучающихся;

·       преемственность с технологиями учебной деятельности;

·       опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

·       опора на ценности воспитательной системы школы;

·       свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Принципы и подходы к формированию программы. Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.

Психолого-педагогические принципы:

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

1.    Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

2.    Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

3.    Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).

 

Педагогическая целесообразность проектной технологии

Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

 

Виды (или формы) внеурочной деятельности

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:

·       игровая деятельность;

·       познавательная деятельность;

·       досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

·       художественное творчество.

 

Форма проведения занятий

Занятия проводятся в очной (групповые, индивидуальные) и заочной формах (с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайт, отдельные веб-страницы, чат, веб-конференции и т. п.) на всех этапах совместной исследовательской деятельности.

Для реализации программы предлагаются следующие методы.

Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций.

Словесный метод:

·       беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;

·       консультирование;

·       ответы на вопросы педагога, детей;

·       сообщения;

·       рассматривание наглядного материала;

·       рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделированию;

·       разбор ситуаций.

Практический метод:

·       проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

·       поисковые и научные исследования;

·       наблюдения учащихся;

·       заочные путешествия;

·       творческие проекты, презентации;

·       работа с документами, СМИ, другими информационными носителями;

·       работа с компьютером.

 

Планируемые результаты

В результате реализации курса программы школьники приобретают компетенции:

1) информационные;

2) организаторской деятельности и сотрудничества;

3) коммуникативные;

4) социально-личностные (способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми), приобретают личностные качества, которые отличают выпускника XXI века:

·       компьютерная и технологическая грамотность; владение поисковыми системами сети интернет;

·       умение ориентироваться в информационном пространстве; навыки работы с базами данных и информационными ресурсами;

·       необходимые знания о научных основах исследовательской деятельности;

·       умение самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук;

·       умение критически мыслить, прогнозировать успешность исследовательской деятельности;

·       умение делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;

·       умение грамотно структурировать и оформлять исследовательскую работу;

·       владение всеми необходимыми навыками по презентации и защите результатов исследования; публичное представление результатов исследования на конференциях и конкурсах по исследовательской деятельности.

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Навыки коллективного планирования.

Умение взаимодействовать с любым партнером.

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

Навыки делового партнерского общения.

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

Умение вести дискуссию.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение находить компромисс.

Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Рефлексивные умения:

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

Умение отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения поставленной задачи

Менеджерские умения и навыки:

Умение проектировать процесс (изделие).

Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи.

Умение уверенно держать себя во время выступления.

Артистические умения.

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).

Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

Умение выдвигать гипотезы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи

 

Содержание внеурочной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество часов

117

1

Введение. Предпроект

4

2

Структура проектной, исследовательской деятельности

31

3

Аналитический этап. Планирование работы над проектом.

Этапы организации проектной, исследовательской деятельности

45

4

Этап обобщения. Подготовка учебно-исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности

22

5

Презентация полученных результатов. Публичное представление проекта

15

6

Заключительный этап. Осмысление проделанной работы

2

 

Этапы работы над проектом:

1. Предпроект — это обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп. Основная цель этапа планирования — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.

2. Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта. В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования: как работать с книгами и журналами, как правильно оформлять текст, как проводить анкетирование и тестирование и т. д.

3. Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т. д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, интернета. Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа. Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в интернете.

Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы. Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации.

4. Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в интернете и т. д.). Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику. По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.

5. Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов. Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является по сути учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности. Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача педагога — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы. Таким образом, метод проектов основывается на принципе «обучения посредством деятельности», рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышения мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Критерии оценки проектной деятельности:

·       осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;

·       аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;

·       выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;

·       уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;

·       качество оформления;

·       качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убежденность;

·       объем и глубина знаний по теме, эрудиция;

·       ответы на вопросы: полнота, аргументированность;

·       деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

 

Календарно-тематическое планирование курса

«Проектно-исследовательская деятельность»

Наименование раздела и общее количество часов

Содержание разделов

Развитие умений и навыков

I. ПРЕДПРОЕКТ (4)

Вводный (погружение в проект)

1–2

Замысел. Чем я люблю заниматься, что мне интересно, что я хочу узнать. О чем я больше всего хочу рассказать

Умение проектировать процесс (изделие).

Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

3–4

Выбираем тему исследования и конкретизируем ее

5–6

Выбор области исследований – моно-, метапредметный

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

II. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (31)

(ПЛАНИРОВАНИЕ)

А. Организационно - подготовительный этап.

Б. Ориентировочно - подготовительный этап.

7

Определение жанра проекта

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

Умение вести дискуссию.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение находить компромисс.

Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).

Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

Умение выдвигать гипотезы.

8

Думаем, какой проект – индивидуальный или групповой

9–11

Формулируем актуальность темы, ее образовательный эффект

12

Находим оригинальность в теме

13

Определяем социальную значимость темы

14–15

Определяем практическую значимость, ценность темы

16–18

Определяем проблемы, требующие решения.

19–21

Предлагаем пути решения проблем

22

Определяем степень новизны в подходах решения проблемы

23–24

Формулируем цель проекта

25–26

Формулируем задачи исследований (проекта)

27

Определяем объект исследования

28

Определяем предмет исследования

29–30

Выдвижение предположения (гипотезы), обозначение собственной позиции

31–32

Выбор способов (методов) решения проблемы

33–34

Выбор формы предполагаемого продукта: стенгазета, презентация, мультфильм, выставка, иллюстрированная книга, карта местности и пр.

35

Находим интересных людей- помощников

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП (45)

А. Теоретическая подготовка.

Б. Практическая подготовка.

36–38

Составляем план работы

39–60

Собираем всю нужную информацию из различных источников: фильмы по теме, книги, наблюдения, интернет-ресурсы, интервью и т. д.

61–67

Изучаем историю вопроса, выявляем интересные малоизвестные факты, которыми можно поделиться с другими

68–69

Учимся составлять анкету

70–71

Учимся проводить опрос

72–73

Учимся составлять и анализировать графики

74

Учимся составлять и анализировать таблицы

75

Учимся составлять и анализировать диаграммы

76

Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов

В. Поисково-исследовательский этап

77–79

Проведение исследований, экспериментов

Умение устанавливать причинно-следственные связи

80–84

Учимся делать выводы на основе результатов исследования

IV. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ (22)

А. Подготовка учебно - исследовательских работ.

Б. Создание презентация результатов проектной, исследовательской деятельности.

В. Оформление работы

85–89

Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций

90–91

Как работать с библиографией

92

Как работать с интернет-ресурсами

93

Выбор полей, пробелов, шрифта

94

Составляем словарь исследователя (понятийный словарь)

95–96

Узнаем, что такое приложение и как его создавать

97

Что такое наглядность в проекте

96–98

Пишем аннотацию

99–101

Учимся составлять презентации публичных выступлений

V. ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА (13)

А. Трансляционно-оформительский этап

102–104

Составляем защитную речь

Навыки монологической речи.

Умение уверенно держать себя во время выступления.

Артистические умения.

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Навыки коллективного планирования.

Умение взаимодействовать с любым партнером.

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

Навыки делового партнерского общения.

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

105

Советы ораторского мастерства

106

Репетируем представление защиты проекта

107–108

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

109–110

«Предзащита проекта». Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

110–111

Доработка проекта с учетом замечаний и предложений

112

Публичная защита проекта

113

Впечатления от работы над проектом

114

Пожелание будущим проектантам

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (2)

115–117

Памятка для учащегося-практиканта

 

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

·       видеть проблемы;

·       ставить вопросы;

·       выдвигать гипотезы;

·       давать определение понятиям;

·       классифицировать;

·       наблюдать;

·       проводить эксперименты;

·       делать умозаключения и выводы;

·       структурировать материал;

·       готовить тексты собственных докладов;

·       объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

·       рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·       целеполагать (ставить и удерживать цели);

·       планировать (составлять план своей деятельности);

·       моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·       проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·       вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

·       положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

·       интерес к новому содержанию и новым способам познания;

·       ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

·       способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:

·       внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

·       выраженной познавательной мотивации;

·       устойчивого интереса к новым способам познания;

·       адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

·       морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·       принимать и сохранять учебную задачу;

·       учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

·       планировать свои действия;

·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

·       адекватно воспринимать оценку своей работы;

·       различать способ и результат действия;

·       вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

·       выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:

·       проявлять познавательную инициативу;

·       самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

·       преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·       самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·       осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

·       использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

·       высказываться в устной и письменной формах;

·       ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

·       владеть основами смыслового чтения текста;

·       анализировать объекты, выделять главное;

·       осуществлять синтез (целое из частей);

·       проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

·       устанавливать причинно-следственные связи;

·       строить рассуждения об объекте;

·       обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

·       подводить под понятие;

·       устанавливать аналогии;

·       оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т. п.;

·       делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.

Обучающийся получит возможность научиться:

·       осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

·       фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

·       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·       строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·       оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

·       использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·       допускать существование различных точек зрения;

·       учитывать разные мнения, стремиться к координации;

·       формулировать собственное мнение и позицию;

·       договариваться, приходить к общему решению;

·       соблюдать корректность в высказываниях;

·       задавать вопросы по существу;

·       использовать речь для регуляции своего действия;

·       контролировать действия партнера;

·       владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

·       учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

·       аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

·       с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·       допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

·       осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Для учителя

1.        Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.

2.        Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

3.        Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.

4.        Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.

5.        Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект». Методические пособия для 1–4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем.

6.        Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников [Текст]. Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321 с.

7.        Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] /Зиновьева Е.Е., 2010 – 5 с.

8.        Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». – 2000, № 7.

9.        Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/.

10.    Кудрявцев. А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.

11.    Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. – № 4 – с. 61.

12.    http://festival.1september.ru/articles/532929/ http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm.

 

Дополнительная литература для обучающихся

1.        Большая детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007 – 159 с.

2.        Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы.

3.        Большая детская энциклопедия (6–12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11).

4.        Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11).

 

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, фотоаппарат, принтер.

 

Экранно-звуковые пособия: презентации, интернет-ресурсы.

 

Оборудование класса: столы, стулья, шкафы, доска аудиторная.


 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность»

Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе

Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе

Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности)

Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности)

СМИ, другими информационными носителями; · работа с компьютером

СМИ, другими информационными носителями; · работа с компьютером

Менеджерские умения и навыки:

Менеджерские умения и навыки:

Необходимым является также проведение библиотечного занятия

Необходимым является также проведение библиотечного занятия

Календарно-тематическое планирование курса «Проектно-исследовательская деятельность»

Календарно-тематическое планирование курса «Проектно-исследовательская деятельность»

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

Учимся проводить опрос 72–73Учимся составлять и анализировать графики 74Учимся составлять и анализировать таблицы 75Учимся составлять и анализировать диаграммы 76Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов

Учимся проводить опрос 72–73Учимся составлять и анализировать графики 74Учимся составлять и анализировать таблицы 75Учимся составлять и анализировать диаграммы 76Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов

Учимся составлять презентации публичных выступлений

Учимся составлять презентации публичных выступлений

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся получит возможность научиться: · осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети интернет; · фиксировать…

Обучающийся получит возможность научиться: · осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети интернет; · фиксировать…

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2021