Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой
и методологической основой программы являются Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмо
Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС». Программа внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность» разработана для занятий с
обучающимися 6–9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, объемом
17 часов учебной нагрузки, определенным учебным планом образовательного
учреждения ______________
____________________________________________ (3 часа в неделю, всего 117
часов).
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в основной школе. Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс в школе направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность. Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов к организации внеурочной деятельности программа направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит 117 часов для внедрения курса в течение одного года как «внеурочная деятельность» на этапе основного общего образования для учащихся 6–9-х классов 3 часа в неделю. Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Продолжительность занятий – 45 минут.
Актуальность программы
Социальная значимость курса программы предусматривает практико-ориентированную деятельность, так как современному обществу необходимы специалисты, умеющие оперировать знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности. Один из способов решения этой проблемы – организация исследовательской деятельности с детьми.
Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода; к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; умения; делать выбор и принимать решения.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности. В конце XX века проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности.
Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию УУД, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании.
Цель курса, как и общего образования, – формирование разносторонне развитой личности.
Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:
· воспитывать у учащихся интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества и т. д.);
· формировать склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности умений и навыков проведения экспериментов;
· развивать умения самостоятельно, творчески мыслить, самостоятельно работать с научной литературой;
· обучать методикам обработки полученных данных и анализа результатов, составления и формирования отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы;
· мотивировать выбор профессии, профессиональной и социальной адаптации;
· пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства и т. д.
Концептуальные основы курса программы
Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.
Деятельностный подход. Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Принцип уважения к иной точке зрения.
Принцип обеспечения ответственности за результат. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Принципами организации внеурочной деятельности являются:
· соответствие возрастным особенностям обучающихся;
· преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
· опора на ценности воспитательной системы школы;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Принципы и подходы к формированию программы. Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы:
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
1. Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
2. Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
3. Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Виды (или формы) внеурочной деятельности
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:
· игровая деятельность;
· познавательная деятельность;
· досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
· художественное творчество.
Форма проведения занятий
Занятия проводятся в очной (групповые, индивидуальные) и заочной формах (с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайт, отдельные веб-страницы, чат, веб-конференции и т. п.) на всех этапах совместной исследовательской деятельности.
Для реализации программы предлагаются следующие методы.
Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций.
Словесный метод:
· беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
· консультирование;
· ответы на вопросы педагога, детей;
· сообщения;
· рассматривание наглядного материала;
· рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделированию;
· разбор ситуаций.
Практический метод:
· проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
· поисковые и научные исследования;
· наблюдения учащихся;
· заочные путешествия;
· творческие проекты, презентации;
· работа с документами, СМИ, другими информационными носителями;
· работа с компьютером.
Планируемые результаты
В результате реализации курса программы школьники приобретают компетенции:
1) информационные;
2) организаторской деятельности и сотрудничества;
3) коммуникативные;
4) социально-личностные (способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми), приобретают личностные качества, которые отличают выпускника XXI века:
· компьютерная и технологическая грамотность; владение поисковыми системами сети интернет;
· умение ориентироваться в информационном пространстве; навыки работы с базами данных и информационными ресурсами;
· необходимые знания о научных основах исследовательской деятельности;
· умение самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук;
· умение критически мыслить, прогнозировать успешность исследовательской деятельности;
· умение делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;
· умение грамотно структурировать и оформлять исследовательскую работу;
· владение всеми необходимыми навыками по презентации и защите результатов исследования; публичное представление результатов исследования на конференциях и конкурсах по исследовательской деятельности.
Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования. Умение взаимодействовать с любым партнером. Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач. Навыки делового партнерского общения. Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы |
Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. Умение вести дискуссию. Умение отстаивать свою точку зрения. Умение находить компромисс. Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д. |
Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний. Умение отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения поставленной задачи |
Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие). Умение планировать деятельность, время, ресурсы. Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) |
Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи. Умение уверенно держать себя во время выступления. Артистические умения. Умение использовать различные средства наглядности при выступлении. Умение отвечать на незапланированные вопросы |
Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле. Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста). Умение находить несколько вариантов решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы. Умение устанавливать причинно-следственные связи |
Содержание внеурочной деятельности
№ п/п |
Наименование |
Количество часов 117 |
1 |
Введение. Предпроект |
4 |
2 |
Структура проектной, исследовательской деятельности |
31 |
3 |
Аналитический этап. Планирование работы над проектом. Этапы организации проектной, исследовательской деятельности |
45 |
4 |
Этап обобщения. Подготовка учебно-исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности |
22 |
5 |
Презентация полученных результатов. Публичное представление проекта |
15 |
6 |
Заключительный этап. Осмысление проделанной работы |
2 |
Этапы работы над проектом:
1. Предпроект — это обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп. Основная цель этапа планирования — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.
2. Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта. В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования: как работать с книгами и журналами, как правильно оформлять текст, как проводить анкетирование и тестирование и т. д.
3. Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т. д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, интернета. Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа. Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в интернете.
Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы. Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации.
4. Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в интернете и т. д.). Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику. По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.
5. Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов. Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является по сути учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности. Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача педагога — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы. Таким образом, метод проектов основывается на принципе «обучения посредством деятельности», рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышения мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Критерии оценки проектной деятельности:
· осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;
· аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;
· выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;
· уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
· качество оформления;
· качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убежденность;
· объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
· ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
· деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Календарно-тематическое планирование курса
«Проектно-исследовательская деятельность»
Наименование раздела и общее количество часов |
№ |
Содержание разделов |
Развитие умений и навыков |
I. ПРЕДПРОЕКТ (4) Вводный (погружение в проект) |
1–2 |
Замысел. Чем я люблю заниматься, что мне интересно, что я хочу узнать. О чем я больше всего хочу рассказать |
Умение проектировать процесс (изделие). Умение планировать деятельность, время, ресурсы. Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) |
3–4 |
Выбираем тему исследования и конкретизируем ее |
||
5–6 |
Выбор области исследований – моно-, метапредметный |
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний. |
|
II. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (31) (ПЛАНИРОВАНИЕ) А. Организационно - подготовительный этап. Б. Ориентировочно - подготовительный этап. |
7 |
Определение жанра проекта |
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. Умение вести дискуссию. Умение отстаивать свою точку зрения. Умение находить компромисс. Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д. Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле. Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста). Умение находить несколько вариантов решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы. |
8 |
Думаем, какой проект – индивидуальный или групповой |
||
9–11 |
Формулируем актуальность темы, ее образовательный эффект |
||
12 |
Находим оригинальность в теме |
||
13 |
Определяем социальную значимость темы |
||
14–15 |
Определяем практическую значимость, ценность темы |
||
16–18 |
Определяем проблемы, требующие решения. |
||
19–21 |
Предлагаем пути решения проблем |
||
22 |
Определяем степень новизны в подходах решения проблемы |
||
23–24 |
Формулируем цель проекта |
||
25–26 |
Формулируем задачи исследований (проекта) |
||
27 |
Определяем объект исследования |
||
28 |
Определяем предмет исследования |
||
29–30 |
Выдвижение предположения (гипотезы), обозначение собственной позиции |
||
31–32 |
Выбор способов (методов) решения проблемы |
||
33–34 |
Выбор формы предполагаемого продукта: стенгазета, презентация, мультфильм, выставка, иллюстрированная книга, карта местности и пр. |
||
35 |
Находим интересных людей- помощников |
||
III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП (45) А. Теоретическая подготовка. Б. Практическая подготовка. |
36–38 |
Составляем план работы |
|
39–60 |
Собираем всю нужную информацию из различных источников: фильмы по теме, книги, наблюдения, интернет-ресурсы, интервью и т. д. |
||
61–67 |
Изучаем историю вопроса, выявляем интересные малоизвестные факты, которыми можно поделиться с другими |
||
68–69 |
Учимся составлять анкету |
||
70–71 |
Учимся проводить опрос |
||
72–73 |
Учимся составлять и анализировать графики |
||
74 |
Учимся составлять и анализировать таблицы |
||
75 |
Учимся составлять и анализировать диаграммы |
||
76 |
Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов |
||
В. Поисково-исследовательский этап |
77–79 |
Проведение исследований, экспериментов |
Умение устанавливать причинно-следственные связи |
80–84 |
Учимся делать выводы на основе результатов исследования |
||
IV. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ (22) А. Подготовка учебно - исследовательских работ. Б. Создание презентация результатов проектной, исследовательской деятельности. В. Оформление работы |
85–89 |
Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций |
|
90–91 |
Как работать с библиографией |
||
92 |
Как работать с интернет-ресурсами |
||
93 |
Выбор полей, пробелов, шрифта |
||
94 |
Составляем словарь исследователя (понятийный словарь) |
||
95–96 |
Узнаем, что такое приложение и как его создавать |
||
97 |
Что такое наглядность в проекте |
||
96–98 |
Пишем аннотацию |
||
99–101 |
Учимся составлять презентации публичных выступлений |
||
V. ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА (13) А. Трансляционно-оформительский этап |
102–104 |
Составляем защитную речь |
Навыки монологической речи. Умение уверенно держать себя во время выступления. Артистические умения. Умение использовать различные средства наглядности при выступлении. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Навыки коллективного планирования. Умение взаимодействовать с любым партнером. Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач. Навыки делового партнерского общения. Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы |
105 |
Советы ораторского мастерства |
||
106 |
Репетируем представление защиты проекта |
||
107–108 |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта |
||
109–110 |
«Предзащита проекта». Пробные выступления перед незнакомой аудиторией |
||
110–111 |
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений |
||
112 |
Публичная защита проекта |
||
113 |
Впечатления от работы над проектом |
||
114 |
Пожелание будущим проектантам |
||
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (2) |
115–117 |
Памятка для учащегося-практиканта |
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
· видеть проблемы;
· ставить вопросы;
· выдвигать гипотезы;
· давать определение понятиям;
· классифицировать;
· наблюдать;
· проводить эксперименты;
· делать умозаключения и выводы;
· структурировать материал;
· готовить тексты собственных докладов;
· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· целеполагать (ставить и удерживать цели);
· планировать (составлять план своей деятельности);
· моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
· интерес к новому содержанию и новым способам познания;
· ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
· выраженной познавательной мотивации;
· устойчивого интереса к новым способам познания;
· адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
· морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку своей работы;
· различать способ и результат действия;
· вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
· выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
· использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
· высказываться в устной и письменной формах;
· ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
· владеть основами смыслового чтения текста;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез (целое из частей);
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте;
· обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
· подводить под понятие;
· устанавливать аналогии;
· оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т. п.;
· делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
· фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
· использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· допускать существование различных точек зрения;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· соблюдать корректность в высказываниях;
· задавать вопросы по существу;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· контролировать действия партнера;
· владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
· с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя
1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
2. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
3. Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.
4. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
5. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект». Методические пособия для 1–4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем.
6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников [Текст]. Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321 с.
7. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] /Зиновьева Е.Е., 2010 – 5 с.
8. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». – 2000, № 7.
9. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/.
10. Кудрявцев. А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.
11. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. – № 4 – с. 61.
12. http://festival.1september.ru/articles/532929/ http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm.
Дополнительная литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007 – 159 с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы.
3. Большая детская энциклопедия (6–12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11).
4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11).
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, фотоаппарат, принтер.
Экранно-звуковые пособия: презентации, интернет-ресурсы.
Оборудование класса: столы, стулья, шкафы, доска аудиторная.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.